"Когда мы читали намаз, они срывали с нас платки..." Женские колонии Узбекистана 10:01 28.01.2004
"Когда мы читали намаз, они срывали с нас платки..." О женщинах и женских колониях Узбекистана.
"Фокус"
Независимое общество прав человека Узбекистана опубликовало на днях заявление. В документе сообщается, что, согласно последней амнистии, из женской колонии Ташкента освобождена 21 женщина-мусульманка. Однако, пока не вышли на свободу три женщины, которые также попадают под амнистирование, но по каким-то причинам удерживаются в неволе. Правозащитники предполагают, что причина удержания – сфабрикованное обвинение в так называемом нарушении режима. Общество прав человека располагает информацией о широком использовании этого метода в пенитенциарной системе МВД Узбекистана. Сроки наказания незаконно продлеваются. Определенные заключенные не попадают под амнистию. Правозащитники уже на протяжении нескольких лет обращаются в различные структуры с требованием прекратить произвол, но пока – безрезультатно. По информации, поступающей от амнистированных женщин, в ташкентской колонии по-прежнему сохраняется грубое, граничащее с психологическим террором отношение к заключенным со стороны ряда сотрудников исправительного учреждения. Медицинское обслуживание на низком уровне, а условия работы заключенных опасны для здоровья.
Подробнее на эту тему – в материале, подготовленном Юрием Черногаевым и Натальей Бушуевой:
"1363 заключенных выходят в эти дни из тюрем Узбекистана по амнистии - одной из самых массовых за последние годы. Но главное отличие нынешней амнистии в том, что на свободу выходят люди, которых правозащитники называют "узниками совести". Иными словами, это осужденные по статьям за религиозный экстремизм. Среди 1268-ми заключенных, уже вернувшихся домой, 122 женщины. Из них - 21 женщина-мусульманка, каждая из которых была осуждена на срок от 3-х до 16-ти лет за участие в деятельности запрещенных религиозных организаций. Впервые в истории Управления исполнения наказаний узбекистанского МВД женщины-мусульманки получили возможность поведать общественности о порядках, которые царят за решеткой. Рассказали они об этом в интервью корреспондентам "Немецкой волны".
В Узбекистане всего одна женская колония. По иронии судьбы она оказалась теперь, когда Ташкент разросся, не особенно далеко от центра - 10 минут езды. Здание и окружающий его забор с колючей проволокой наверху - в центре микрорайона. На территорию колонии ветер заносит лепестки цветов. Заключенным слышны голоса извне...
О том, насколько много в Узбекистане заключенных-женщин, "Немецкой волне" рассказал председатель независимого Общества прав человека Узбекистана Михаил Ардзинов:
"В 2001 году было 1500 женщин-заключенных. В 2002 году – 1400. В прошлом году – 1300. То есть, в принципе, количество женщин-заключенных в Узбекистане уменьшается".
После того, как Узбекистан год назад посетил спецдокладчик ООН Ван Бовен, условия в местах заключения изменились. Мнение правозащитника Ардзинова таково:
"Из бесед с женщинами, освобожденными по амнистии, мы выяснили, что за последние два года условия содержания улучшились. Однако имеется еще очень много нарушений прав заключенных".
Известно, что в колониях заключенные сами зарабатывают на свое содержание. В женской колонии в Ташкенте заключенные делают матрасы, и Ардзинов об этом рассказывает так:
"Там есть цех, где шьют матрасы и одеяла из хлопка. Там пыль. Воздух всегда испорчен хлопковой пылью. Это очень вредно для легких, для дыхательной системы. Много было жалоб".
Но не эти тяжелые условия угнетают женщин, а сознание своей незащищенности. Вот как попала в колонию Шахноза Мусаева, некогда работавшая воспитателем в детском саду. Она была осуждена на 7 лет. За что? Слово Мусаевой:
"Просто я изучала роль женщины в исламе. У меня нашли книгу от "Хизб-ут-Тахрира". Она в Узбекистане считается нелегальная, против конституционного строя. Из-за этой книги меня посадили. Дали срок - семь лет. Я отсидела четыре года и восемь месяцев".
Первые впечатления от колонии у Шахнозы были просто ужасные:
"Было поначалу так, что, когда мы намаз читали, они срывали платки с нас. Там контролеры были. Они, вот, когда заходят (там помещения у нас большие есть: 60 – 70 человек), когда мы намаз читаем, они это нам запрещают. Говорят: "Вы можете читать только в личное время". И платки срывают. Говорят: "Теперь твой бог тебя не видит. Ты голая! Все равно твой намаз бог не примет. Заканчивай!" А у нас намаз срывать нельзя. Мы читаем дальше, до конца. Потом нас в дежурную часть ведут и там говорят, что мы им не подчинялись. Сразу рапорт составляют".
Как в любой колонии, уголовники стараются держать всех в узде. Хуже всех приходится в этой борьбе за свое достоинство верующим женщинам:
"Они нас считали злостными нарушителями. Там были и блатные женщины. Они ради наслаждения на все готовы... А верующие, которые верят и молятся, тоже считаются злостными нарушителями".
"Теперь, слава Богу", - говорит Шахноза, - "все позади: и голод, и холод":
"Мы там простудили весь свой организм. Холодно было очень. Отопление плохо греет там. Но все прошло, слава богу. Вышли мы оттуда.
Поначалу невозможно было кушать. Перловая каша, на воде сваренная. Туда добавляют ложку маргарина или хлопкового масла. По две ложки каши. Хлеба очень мало дается".
Но Мусаева старается не терять оптимизма:
"Там находясь, думаешь... Человек без ошибок не бывает. Свои ошибки тоже я признавала. Теперь я хочу остаток жизни провести с детьми. Воспитать их. Чтобы они моих ошибок не повторили".
У Мусаевой тюремный кошмар позади. Но, по сведениям независимого Общества прав человека Узбекистана, за решеткой еще минимум три женщины-мусульманки, которые тоже подпадают под условия амнистии. Вот мнение по этому поводу правозащитницы Махбубы Касымовой, тоже бывшей заключенной:
"Сейчас там женщина осталась. Я ее вела, я ее знаю. Она ничего не нарушала. Она работала 20 лет медработником. Она сама врач. Но, не знаю, почему, она не попала под амнистию в том году, и в этом тоже не попала. Такая интеллигентная женщина. Мне так жалко ее! В таком возрасте она уже. 59 лет ей. У нас есть еще время до конца амнистии. Может, она выйдет, а, может, нет".
Эта женщина, как и ее подруги, живет надеждой". 27.01.2004
|