Э.Байсалов: Этническое многообразие Кыргызстана - ключ к его завтрашнему процветанию 07:31 30.01.2004
Этническое многообразие Кыргызстана – ключ к его завтрашнему процветанию
Эдил Байсалов
Мы, народ Кыргызстана, стремясь обеспечить национальное возрождение кыргызов, защиту и развитие интересов всех национальностей, образующих вместе с кыргызами - народ Кыргызстана; исходя из заветов предков жить в единстве, мире и согласии… Из преамбулы к Конституции КР
Кыргызстану "не повезло" с газом и нефтью, другими природными ископаемыми. Наблюдая за тем, как северные соседи на волне высоких нефтедолларов уходят в отрыв, мы со вздохом и плохо скрытой завистью утверждаем, что главное богатство нашей страны заключается в людях. Однако слова о замечательном человеческом потенциале Кыргызстана воспринимаются нами в духе "дежурных" фраз советского периода - в лозунги у нас давно никто не верит. А ведь, как показывает мировой опыт развития, в условиях все ускоряющихся процессов глобализации экономики и распространения информационно-коммуникационных технологий Кыргызстан действительно имеет шанс присоединиться к мировому сообществу не в качестве сырьевого придатка, а равноправного партнера, привнеся в качестве собственного вклада самый дорогой товар – человеческие ресурсы. Наш народ конкурентоспособен по всем параметрам. Кыргызстанцам свойственны тяга к образованию, быстрая адаптируемость, уважение к демократическим ценностям и готовность терпеливо переносить испытания. Одно из самых ценных свойств нашего народа заключается в его этническом многообразии.
В дни празднования десятилетия Ассамблеи народа Кыргызстана на повестке дня стоит вопрос дальнейшего строительства и укрепления национального единства и развития этнической составляющей нашего государства. Назрела необходимость пересмотра нынешней модели этнической политики. Наше молодое государство с успехом прошло через испытания первого десятилетия с точки зрения сохранения межэтнического согласия. Состоявшемуся как государство, получившему признание международного сообщества, ощутившему и научившемуся уверенно управлять рычагами национального развития, Кыргызстану теперь необходимо приступить к строительству новой, более совершенной платформы межэтнических взаимоотношений, отвечающей требованиям сегодняшнего дня.
По сути, лозунг "Кыргызстан – наш общий дом" отслужил уже свою службу: его задачей была профилактика разных негативных моментов, "детских болезней" первого десятилетия утверждения национального суверенитета. Этнические меньшинства сегодня не имеют полной возможности для раскрытия своего потенциала. Справедливо высказываются, например, упреки в недостаточной представленности меньшинств во властных структурах. Кыргызы также проявляют, пока латентное, но растущее раздражение и неудовлетворенность нынешней национальной политикой. К сожалению, слова и лозунги, провозглашаемые нашими правителями, быстро утрачивают свой созидательный смысл, если они не подкрепляются делами или не получают дальнейшего развития.
Мы пока не отошли от советских моделей построения многонационального государства. В СССР, как известно, национальная политика строилась на декларировании союза братских республик и национальных автономий во имя сохранения их самобытности и культуры, но под коммунистическим лозунгом постепенного создания новой исторической общности – советского народа. В условиях же Кыргызстана, в отсутствие каких-либо государственных "квартир" автономий, задачи строительства нового национального государства диктуют необходимость активного поиска новых путей по интеграции всех этнических групп в единую, но многообразную нацию – народ Кыргызстана.
Как это сделать без ущерба для культурной самобытности каждой группы, а, наоборот, для того, чтобы подчеркнуть, выставить в образуемом ожерелье в особом свете каждый, пусть самый маленький бриллиант? Вместе с тем, как сказано в преамбуле нашей Конституции, Кыргызская Республика создается и во имя национального возрождения кыргызов. Возникает вопрос: как совместить сохранение этнического многообразия со справедливыми чаяниями и ожиданиями от завоеванной государственности "титульной" нации?
Для решения этой задачи этого жизненно важно, чтобы нить национального ожерелья была самой высокой прочности. Нитью же здесь служит лояльность и преданность Кыргызстану каждого гражданина, вне зависимости от его этнической принадлежности. Наверное, должны пройти еще несколько десятилетий, чтобы сложился новый народ, ушли в прошлое поколения, которые родились в другом совершенно государстве – Советском Союзе и которые с замиранием сердца прислушиваются к новому "старому" гимну России, по привычке болеют за "наших" на международных соревнованиях. Тут идет нормальный процесс отживания старого.
Другой вопрос: надо ли нам по примеру других бывших советских республик, искусственно ускорять этот процесс, рубить по живому, возводить заборы и границы? Многие наши граждане, соотечественники обязательно смотрят российские телевизионные новости в 21:00 и 22:00, но редко когда "Ала-Тоо" или "Пирамиду". Посмотрите на информационное пространство Узбекистана: там с начала 1990-х годов не транслируются российские телеканалы и строго ограничен завоз московской прессы. В Казахстане уже несколько лет действует закон СМИ, требующий, чтобы телепередачи или публикации на казахском языке составляли не менее 50% от общего объема телевещания или материалов в прессе. Думается, что нам, кыргызстанцам, озабоченным идеей строительства нового государства, не следует искать простых решений, ограничивать наше информационное пространство, пусть и во имя "ускорения" исторических процессов. Нам надо созидать, ежедневно трудиться и наполнять новым, интересным для всех смыслом нашу собственную жизнь. В отличие от тех же наших соседей, которые претендуют на роль региональных гегемонов, Кыргызстан не осилит создание законченного, самодостаточного, цельного культурного и идейного пространства. Да в этом и не состоит цель национального строительства. В современных условиях глобализации вряд ли возможно оградиться от всемирных всепроникающих культурных и информационных потоков.
Важно, в каждом гражданине сформировать такого рода личность, в основе которой лежала бы безграничная любовь к Кыргызстану, к его народу, его природе и истории. Никто еще не отменял патриотизм. Нельзя выкидывать в помойку и понятия любви к Родине, защиты ее независимости, государственности. Да, мы строим открытое общество. Да, мы одобряем критическое осмысление старых исторических реалий. Да, мы хотим жить в современном мире, свободном от груза тоталитарного прошлого. Но, тем не менее, если мы хотим задать всему многоликому народу Кыргызстана единый пульс, то должны добиться того, чтобы сердце каждого гражданина одинаково отзывалось на такие высокие понятия, как "Ата Мекен", "Азаттык" и "Алатоо".
Воспитание в этом духе молодежи, новых поколений кыргызстанцев представляет особый смысл. Необходимо вести работу по воспитанию в общественном сознании образа нового человека - будущего кыргызстанца. Например, вполне естественной должна восприниматься возможность руководства в будущем страной некыргызом. Это одновременно и "одомашнивает" этнические меньшинства, и в то же время меняет представления кыргызов о политической роли других этнических групп. Важно изучать опыт создания многообразного общества современной Европой. В основном все усилия европейцев направлены именно на развитие молодежи: создаются новые формы и образы общения, задаются новые визуальные и вербальные представления о том, "кто есть мы?".
Немаловажно признание значения синтеза разных этнических групп в процессе этногенеза самих кыргызов. Ведь если посмотреть на историю кыргызов, санжыра его родов и племен, то мы увидим, что кыргызы испокон веков представляли собой не единую этническую семью в строгом понимании, а союз разнообразных племен, объединившихся вокруг общих идеалов. Многие племена окончательно вошли в союз кыргызских родов лишь 250-300 лет назад. Много племен и отдельных родов были поглощены кыргызами из калмыков, кыпчаков и других народов. Этот давным давно доказанный исторический факт не используется широко в нынешней пропаганде этнической терпимости и строительства нового национального государства. По моему мнению, все кыргызстанцы имеют право называть себя кыргызами, естественно, с оговоркой, что речь здесь вовсе не ведется о каких-либо ассимиляционных моментах, а лишь о том, что необходимо более активно использовать образ современного Кыргызстана как продолжателя исторической роли "объединителя" племен.
Другой исторический фактор с большим положительным потенциалом заключается в том, что кыргызы, как нация, не имеют полной автохтонности на территории современного Кыргызстана. Тут нет ничего страшного или неудобного! Кыргызские племена в составе других тюркских племен были расселены от Волги до Амура. Мы можем говорить о "Большом Кыргызстане", как географической территории расселения исторических кыргызов, простирающейся на две-три тысячи километров по радиусу от Ала-Тоо. По числу артефактов, предметов материальной культуры средневековья, обнаруженных на территории современного Кыргызстана, как известно, лидируют древние уйгуры. Наследниками известных ученых и мыслителей, которыми гордится наш народ, Жусупа Баласагына и Махмуда Кашгари, являются все тюркоязычные народы. Нет смысла приписывать их только к кыргызам. Если мы действительно строим полиэтническое общество, то должны иметь достаточно уверенности и самоуважения, чтобы не только признавать этот общеизвестный научный факт, но и активно его популяризировать. Мы, кыргызстанцы и прежде всего кыргызы должны научиться рассматривать саму нашу историю от саков и усуней до Салижана Шарипова и Николая Танаева как сплочение разных этнических и религиозных групп вокруг единой национальной идеи. По моему мнению, нынешние школьные учебники и выпускаемая историческая литература страдают либо от неубедительности, либо от притягивания "за уши" исторических фактов. Как бы то ни было, история кыргызской нации и государственности представляет собой огромный кладезь для поиска рецептов и технологий обустройства современного кыргызского общества.
Здесь нельзя не сказать об огромном интегрирующем факторе кыргызского языка и кыргызской культуры. К сожалению, всякие попытки действий в данном направлении, в силу известных перегибов начала 1990-х годов воспринимаются в штыки. А ведь овладение этническими группами кыргызским языком открыло бы им самые широкие перспективы для социальной и политической карьеры. Наверное, нет смысла напоминать об уважении и восхищении, с какими воспринимается даже базовое знание кыргызского языка. Если мы сейчас не сможем открыть этот "секрет" для молодых представителей этнических меньшинств, то мы заложим огромную мину под их будущее. В этом случае нам предстоит стать свидетелями в недалеком будущем развития внутренних культурных и языковых конфликтов. Необходимо предпринять усилия по приданию "модности" кыргызскому языку, развивать, если хотите, кыргызскую поп-культуру! Без придания кыргызскому языку статуса языка межнационального общения нельзя говорить о полной интеграции этнических меньшинств. Без овладения кыргызским языком всеми кыргызстанцами напряженность и дискомфорт в этнической сфере станут постоянным фактором нашей общественной жизни и будут только усиливаться. Трудно будет вести какую-либо речь о создании единой нации кыргызстанцев.
Этническое многообразие Кыргызстана – это его национальное достояние. Нам необходимо научиться беречь и пользоваться этим богатством. Человеческие ресурсы, много разноцветных бриллиантов из этнических формаций, соединенных в одно красивое и прочное ожерелье, - это ключ к завтрашнему процветанию нашей страны.
|