Проф. Шахуль Хамид: "Человеческое братство – решение мировых проблем"? 13:02 31.01.2004
Профессор Шахуль Хамид отвечает на вопросы по теме "Человеческое братство – решение мировых проблем"?
Профессор Шахуль Хамид, бывший глава Кафедры английского языка в Колледже Фарука Университета Калькутты отвечает на вопросы посетителей сайта IslamOnLine.net на тему: "Человеческое братство – решение мировых проблем"?
– Судя по названию темы, Вы предполагаете, что "человеческое братство" - ответ на вопросы сегодняшнего мира. Не является ли это преувеличением?
– Утверждать, что человеческое братство запросто способно решить мировые проблемы – действительно преувеличение. Но сама эта концепция может сыграть значительную роль в решении многих из них.
Это можно пояснить на следующем примере. Возьмем терроризм, который считается самой серьезной проблемой сегодняшнего мира. Мы обнаруживаем, что многие страны борются с террором при помощи террора. Они пытаются доказать своими действиями, что терроризируя людей, можно искоренить терроризм. Однако если задуматься на минуту, то мы поймем, что терроризм подобен болезни, лекарство от которой можно найти, только установив ее причину. Сегодняшний же "цивилизованный мир" полностью игнорирует это простое правило.
Мы знаем, что терроризм – детище отчаяния, отчаяния народа, чьи жалобы никто не слышит; народа, постоянно подвергаемого несправедливому обращению: оккупации, разграблению национального богатства и т. д. Таким образом, настоящая проблема – несправедливость. Только восстановив справедливость, можно уничтожить корни терроризма.
А суть справедливости между людьми заключается в понимании, что "они" в основном такие же, как "мы", что у "них" есть те же потребности и права, что и у "нас", и все мы – представители одного и того же вида, живущие на одно и той же планете. Другими словами, вера в человеческое братство является первым шагом на пути устранения несправедливости, на пути к мирному сосуществованию.
Задумайтесь о палестинцах и израильтянах. И те, и другие – дети Ибрахима (Авраама) (мир ему), они – братья. Однако сионистский расизм препятствует признанию этого факта. Такое признание заставило бы "израильтян" задуматься о перспективах сосуществования со своими братьями – палестинцами, которые должны пользоваться теми же правами на земле, обещанной Ибрахимом (мир ему) своим детям. Это могло бы стать решением палестинской проблемы.
– Тема этого диалога, должно быть, шутка!? Как может исламский сайт утверждать, что он способен предложить какие-либо решения мировых проблем, в то время как все эти проблемы создают сами мусульмане???
– Данная тема имеет значение независимо от того, кто бы ни являлся источником мировых проблем. Ваше обвинение состоит в том, что все проблемы создаются мусульманами. Если бы Вы были действительно образованным человеком, Вы бы этого не говорили.
Я могу задать аналогичный вопрос, например, такой: "Как может какой-либо христианский сайт или какая-либо христианская организация предлагать решения существующих в мире проблем, в то время как некоторые христиане сбросили две христианские атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, убив миллионы людей"?
Считаете ли вы, что терроризм – "прерогатива" мусульман? Задумайтесь над этим еще раз.
Кто убивает ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей, постреливая по ним с большой высоты, во имя тирана, которого обучили, вооружили и привели к власти самопровозглашенные "освободители"? Самый известный в мире террорист, которого разыскивает ФБР, был выкормлен ЦРУ.
Кто убедил Саддама использовать химическое оружие в ходе ирано-иракской войны? Не лежит ли на пособниках и подстрекателях та же вина, что и на исполнителях, или же даже большая? Посягательство на чужие страны, убийство их народа и разграбление их богатства было времяпрепровождением старых колонизаторов, которые не являлись мусульманами.
Но если у Вас есть хоть малейшее представление о том, что такое братство, то Вы должны понимать, что мы имеем в виду его способность решать мировые проблемы. Я молю Бога, чтобы Он открыл Вам глаза!
– Я согласен с тем, что человеческое братство – ключ к решению многих мировых проблем. Однако как, по-Вашему, мы сможем претворить эту идею в жизнь? Как мы сможем осуществить ее на практике? Как мы сможем заставить 6 миллиардов человек прекратить сражаться между собой и начать любить друг друга?
– Хороший вопрос. Это вопрос о том, каким образом можно применить теорию на практике.
Однако в данном случае путь нам указывает Ислам. Мы можем заметить, что в мусульманском мире, несмотря на все его недостатки, люди любого цвета кожи и любой национальности стоят плечо к плечу в мечети и молятся Единственному Богу. Здесь твердая вера превращается в практическое действие. Поскольку Бог Один, все созданные им люди должны быть равными. Такова теория. И если мы принимаем ее, то отсюда следует, что мы должны относиться к другим людям как к братьям, имеющим те же потребности и права, что и мы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учил нас: "Никто из вас не станет верующим до тех пор, пока он не пожелает своему брату того же, чего он желает себе".
В мире миллионы мусульман, чувствующих боль афганских детей, поражаемых кластерными бомбами. Таково исламское братство. Но мусульмане чувствуют также и боль всех остальных людей, которых постигло страдание или несчастье.
Если нам удастся распространить среди людей эту концепцию братства, мы уже кое-чего достигнем. Здесь заложен огромный потенциал. Например, если вы примите, что все люди – братья, независимо от цвета кожи, национальности, расы или языка, то исчезнет причина, по которой американцы могли бы применять расовое разделение.
Даже после того, как расизм исчезнет, конфликты останутся. Однако эти конфликты будут происходить по таким вопросам, как, например, нарушение международного права.
Сейчас, даже если конфликт и начинается по причине, подобной этой, он постепенно перерастает в конфронтацию между представителями различных рас или национальностей. Это происходит из-за утраты объединяющего духа братства. Чувство братства может стать противоядием от расизма и ура-патриотизма.
– Не пора ли начать с себя? Между мусульманами сейчас происходит достаточно много споров и сражений. Что можно сделать, чтобы это изменить?
– Вы совершенно правы: мы действительно должны сами выполнять то, к чему призываем. Аллах Всевышний спросил у нас: "О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете"? (61:2)
Это связано с тем, что мы – мусульмане – также попали под влияние антиисламских идей, таких как национализм. Мы должны проникнуться духом коранического учения о единстве человечества, которое является всего лишь следствием Единства Бога. Лишь тогда мы сможем искренне призывать к человеческому братству. Поэтому этот призыв обращен не только к другим, но и к нам самим.
– Глядя на то, что происходит в мусульманском мире сегодня, я хочу задать следующие вопросы: каким образом Западу, со всеми его грехами, удалось завладеть Египтом и его народом? Каким образом Пакистан, ОАЭ, Кувейт, Катар и другие страны превратились в лакеев и удовольствовались ролью курортов Запада? Я простой мусульманин, не имеющий специального образования, но я очень хорошо понимаю это. Сегодня все мусульмане мира сталкиваются с трудностями. Дорогой брат-мусульманин, согласен ли ты с тем, что нам необходимо объединиться, и если да, то как это сделать?
– Вы говорите о необходимости мусульманского единства. Оно действительно необходимо. Но поймите, что в любом случае наш долг – проводить каждый день своей жизни, как истинные мусульмане, проникнутые подлинным духом Ислама.
К сожалению, многие мусульманские нации следуют неисламским идеологиям и моделям. Однако руководство Аллаха по-прежнему с нами.
Наша обязанность – осуществлять на практике то, что продемонстрировал нам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) своей жизнью. Нам также необходимо жить с другими людьми настолько мирно, насколько это возможно, потому что мы должны стать первыми среди тех, кто стремится к миру и гармонии на планете.
– Большинство мусульман по всему миру страдает от бедности. Как мы можем ожидать от них, чтобы они забыли о своих повседневных проблемах, чтобы задумались о судьбах других людей? У них хватает собственных трудностей!
– Вы правы в том, что касается бедных. Фактически проблемы создают те, кто богат и располагает достаточными ресурсами.
Они живут комфортно, забывая об Аллахе и Вечности. Они не могут видеть бедных людей: они боятся, что эти люди помешают вести им их образ жизни. Поэтому богатые стараются избавиться от бедных, вместо того, чтобы избавиться от бедности.
Фактически, большинство современных войн направлены против наиболее бедной и наиболее слабой части человечества, хотя для них используются различные предлоги. Могущественные не решаются вступить в сражение с себе подобными.
– Возможно ли убедить взрослого человека изменить свой образ жизни и перестать быть эгоистом? Можно ли научить его любить других, относясь к ним, как к братьям?
– Да, это возможно, но не всегда легко. Однако мы должны идти верным путем. Мы часто применяем неправильные методы.
Многое также зависит от того, кто берется учить людей и какими мотивами он при этом руководствуется. При этом реальную помощь способны оказать Коран и пример Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
– Насколько серьезным грехом является то, что у мусульман нет лидера? Если это грех, что может сделать обычный мусульманин, чтобы его избежать?
– Очень жаль, что сегодня у нас нет хороших лидеров. Но в то же время это не должно вызывать у нас огорчения, поскольку у нас есть лидер другого рода – Священный Коран. Следуйте тем принципам, которые были закреплены в Коране и продемонстрированы Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) на практике. Таким образом мы можем надеяться заслужить довольство Аллаха.
|