КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 03.02.2004
20:43  М.Делягин: "У восточных народов нет никаких перспектив в том будущем, которое строит Запад"
18:56  На "Шэньчжоу-6" полетят двое. Отряд китайских космонавтов возобновляет тренировки
16:33  TRIBUNE-uz: "У нас общий путь со всем человечеством". Обсуждение статьи "Верность национальному духу"
12:58  Хлеба! Пациенты Экибастузского тубдиспансера подняли бунт
12:37  ПосраСМИмся! Мининформ Казахстана пропихивает в Парламенте драконовский закон о СМИ
12:30  В Москве освобожден заложник из Кыргызстана
11:24  Священная Рухнама будет издана в Праге на чешском языке

11:01  Каждый 4-ый абонент GSM в мире - китаец
10:38  "Труд" - Каримов новатор, сторонник демократических ценностей и демократического прогресса
10:33  А в животном мире бывает, чтобы свергли какого-нибудь павиана? Любовь к власти
10:29  СНГ за чертой бедности. Содружество Нищих Государств
10:07  "DW" - Узбекские политзэки "держат зоны"
09:59  Содружество финразведок. Россия объединит борцов с грязными деньгами из СНГ
09:45  Большие деньги для большой трубы. До подписания кредитного соглашения по Баку-Джейхан остались часы
09:32  Киргизия даст электричество северному Таджикистану. Начата стройка ЛЭП "Баткен-Канибадам"
09:23  Киргизская Кара-Балта уходит под воду. Снова потоп
09:21  Борт №1 для Киргизии. А.Акаев будет летать на российском самолете
09:08  Народ защитил вождя. Экибастузский акимат отказался демонтировать памятник В.Ленину
09:06  Что делать с алматинским метро: закопать жалко, достроить - дорого...
08:27  "НГ" - Нурсултана на царство! Назарбаев останется у власти пожизненно
08:23  Править надо долго... Последует ли В.Путин примеру Н.Назарбаева (мнения экспертов)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
TRIBUNE-uz: "У нас общий путь со всем человечеством". Обсуждение статьи "Верность национальному духу"
16:33 03.02.2004

"У нас общий путь со всем человечеством"
TRIBUNE-uz
Таков главный вывод участников "круглого стола", прошедшего 28 января в Международном центре переподготовки журналистов в Ташкенте. Участниками "круглого стола" стали ученые, социологи, политологи, писатели, художники, педагоги, журналисты. Ниже дается сокращенная стенограмма заседания.

Ало Ходжаев, главный редактор интернет-издания TRIBUNE-uz
Наша сегодняшняя встреча была вызвана желанием обсудить ряд проблем, связанных с духовным развитием и нравственным состоянием нашего общества. Отчасти они были затронуты в статье "Миллат рухига садокат" ("Верность национальному духу"), вышедшей в газете "Халк сузи" 16 декабря 2003 года и вызвавшей большой интерес среди общественности (см. ниже).
Учитывая то, что на статью сразу же пришло много откликов, причем неоднозначных по своей оценке, мы решили, что было бы правильно не печатать их сразу, а собраться в кругу уважаемых и компетентных в своей области людей и обсудить проблемы, затронутые в материале, за "круглым столом". Я не считаю, что мы можем и должны выработать какие-либо законченные концепции, претендующие на "истину в последней инстанции". Более того, я не убежден, что все сидящие за этим столом придут к общему знаменателю. Вполне возможно, что каждый останется при своем мнении. Я бы очень хотел, чтобы эти мнения были разными, совсем нет необходимости, чтобы у нас было полное единодушие. Однако, я считаю, что обменяться мнениями нам нужно. Вообще, для нормального развитого общества принято собираться и обсуждать какие-то наболевшие вопросы, и, мне кажется, нам этого сильно не хватает Мы абсолютно честны перед автором статьи и перед самой газетой - мы заблаговременно обратились через сайт и через радио "Гранд" с объявлением о том, что все желающие могут прийти на этот "круглый стол". В результате, в нашей дискуссии представлены разные институты, например, из академических учреждений, художественной элиты, Института стратегических и межрегиональных исследований, Академии государственного и общественного строительства и других
Давайте условно очертим круг вопросов, по которым желательно было бы обменяться мнениями. Я думаю, это следующие: нравственные состояние и устремления общества; национальные традиции и усвоение демократии; восприятие западных ценностей, в том числе через призму оценки взглядов Маркиза де Сада, о котором говорится в обсуждаемой статье; роль международных организаций в становлении гражданского общества. Разумеется, могут быть и другие вопросы в контексте затрагиваемых в последнее время тем.
Для начала я вам зачитаю выдержки из некоторых отзывов, пришедших в редакцию. Мы их пока не опубликовали, поскольку хотелось бы узнать, насколько они субъективны или нет.

Сообщение от 21 января за подписью К.Б.:
Автор противопоставляет "прекрасный и древний" институт махалли - институту суда и принципам Международной Декларации прав человека. Добавить тут нечего: налицо довольно искусная пропаганда. К сожалению, большинство узбекского народа обо всем не задумывается. Так что резонанс эта статья вызвала только в узких кругах, среди тех, у кого есть Интернет... Желаю вашему сайту удачи, вы неплохо начали.

Сообщение от 22 января от Азиза:
Прочитав статью, создается впечатление, что она была написана в развитой во всех отношениях стране, которая является равным стратегическим партнером таким государствам как США, Великобритания или Япония. И при этом задаешься вопросом - неужели Узбекистан настолько "независим" и стабилен в отношениях с другими странами, чтобы противопоставить "национальный дух узбеков" современным реалиям межгосударственных отношений.

Анонимное сообщение от 22 января:
Всю статью можно свести к следующему: "Мы мусульмане - но другие, демократы - но не такие как все".
На самом деле автор описал КРАЙНОСТИ свободы и искритиковал некоторые аспекты свободы, однако демократия - не в короткой юбке и гомосексуализме - а в том, чтобы поддерживать культурное и религиозное разнообразие народов мира, и обеспечить минимальный пакет прав каждому человеку, в равной степени в любой точке мира (будь то кишлак Ферганы или захолустье Франции).
Вопрос конфликта культуры народа и идей прав человека не новый. С ним сталкивается практически каждое государство - США, Великобритания, Китай, арабские страны и т.д. Для защиты культуры в международных отношениях есть цивильные пути - оговорки к соглашениям, переговоры по интересующим вопросам и т.д.

Мы не знали, кто примет участие в "круглом столе" и, разумеется, не готовили каких-либо докладчиков. Я был бы рад, если кто-либо из уважаемых ученых взял бы на себя роль модератора и провел наше заседание. Но если никто не берет на себя эту миссию, позвольте мне самому вести круглый стол. Итак, кто хочет высказаться?

Марфуа Тохтаходжаева, руководитель Женского ресурсного центра, независимый журналист
До публикации этой статьи на телевидении была показана передача, на которой говорилось о том, что не надо покупать российские газеты, потому, что они аморальные, не рекомендовалось смотреть фильмы, которые "не так" показывают любовь. В завершение представитель центра духовности и просветительства сказал, что надо спросить предпринимателей, почему они вообще в нашу страну привозят такую одежду, которую стыдно носить. В течение часа шло восхваление наших традиций, говорилось о том, какие мы все замечательные и затем последовал ударный вопрос предпринимателям. Говорилось, что российские газеты типа "Спид-инфо" и т.п. развращающе действуют на наш народ. Тем не менее, мы живем среди народа и слышим, что, несмотря на все запреты таких моралистов, скажем, в кишлаках постоянно происходит насилие над невестами. Мы слышим, что перед свадьбой жених со своими друзьями собираются на так называемые мальчишники и смотрят там те же порнофильмы. А после этого происходит такое насилие над женщинами. Откуда мы это знаем? Молодые женщины обращаются в медицинские учреждения со следами насилия. Как мы знаем, и среди религиозных деятелей и "великих моралистов" есть люди нечистоплотные.
Знакомство с такими материалами невольно приводит к выводу, что они способствуют изоляции нашей страны, нашего народа от внешнего мира, созданию информационного вакуума вокруг нас, ограничивая от народа информацию, противоречащую, как считают авторы, нашим моральным ценностям, как вредную и развращающую.
Я недавно была в Египте, и что меня особенно поразило - мы восемь часов ехали к Красному морю и три часа по видео смотрели, как читают суры из Корана, а следом поставили порнографический фильм. Когда я читала статью в "Халк сузи", мне вспомнился этот эпизод. Он очень значимый и подчеркивает подход к воспитанию простых людей.
Если исходить из статьи, то сразу возникает вопрос: почему автор делает упор на религиозность руководителя нашей страны? Разве Президент светского государства Узбекистана - религиозный лидер или имам? Согласно Конституции теоретически Президентом страны может быть не только мусульманин, но и любой гражданин страны, независимо от этноса и конфессии.
Опустим дилетантские рассуждения о суфизме, кстати, даже профессиональная оценка и пропаганда религиозных норм и течений неуместна в таком объеме в газете, представляющей политическое, а не научное издание.
Статья призывает возродить патриархальные нормы. Разве недостаточно того, что мы погрязли в обрядах и обычаях, которое материально обременительны, унизительны для достоинства и не дают развиваться личности, когда во имя этих "ценностей" наши дети недоедают, а женщины страдают хронической анемией? Виноваты ли в этом международные организации, которые смеют говорить о правах женщин, чья жизнь является чередой тяжелого труда, насилия и унижения? А что, автор - против нашего Правительства, которое подписало документы о правах человека и обещало соблюдать их? И в национальном законодательстве на счет прав человека сказано вполне определенно. В национальном законодательстве нет речи о поддержке норм шариата, касающихся женщин, семьи и брака, которые автор называет "национальными" традициями и ценностями. Почему автор противопоставляет "национальные" ценности правам человека? Разве в нашем обществе не существует дискриминация женщин? Если бы это было не так, то Правительство не подписало бы "Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". Есть насилие в отношении женщин в семье, в махалле, есть дискриминация в отношении женщин в обществе.
Автор лукавит, что Запад внедряет в нашу жизнь только плохое: однополые браки и что-то в этом роде. Гнусностей в собственной истории было достаточно. Институт "бачей" существовал в течение веков, может быть, это тоже наша "национальная" ценность? В течении 20 века Центральная Азия вошла в современную цивилизацию, потому что сумела внедрить изобретения и достижения западной науки и техники, а ее отставание связано прежде всего с тем, что она недостаточно освоила достижения Запада, а именно результаты общественной мысли и политического опыта. И что, нам надо отгородиться от внешнего мира и сохранить нашу "национальную" девственность? Те негативные проявления "влияния Запада" порождены не Западом, а экономическими условиями переходного периода, трудностями адаптации к новым условиям экономики, построенной на конкуренции, новых технологиях, на знаниях и инициативе, и такими явлениями в нашем обществе как непрофессионализм, коррупция, нарушения закона, клановая порука. Боюсь, что статьи такого рода ухудшат международный имидж Узбекистана и не увеличат число его друзей.
Тема национальных отношений требует профессионализма и деликатности, потому что эта тема может оказаться болезненной, и отразится на положении узбекских диаспор вне Узбекистана, и, надо сказать, в этом смысле такие статьи могут нанести вред. Переход на латиницу отдаляет наших соотечественников за рубежом от нас и обрекает их на отказ от своей этнической идентификации, изоляция страны оставляет их без связи с исторической родиной и культурой, от своих родных и близких: Другого Узбекистана у них нет!
Верность национальному духу заключается не в превозношении себя, а в том, чтобы обратить внимание на те больные проблемы, которые есть в обществе, предлагать конструктивные меры для преодоления нашего отставания, в призыве и реализации гражданского сотрудничества, верховенства закона, освоения новых знаний, необходимых для развития страны, к честности бюрократии, открытости страны, доступу к полезной информации, необходимой для развития личности и страны и свободе личности и самовыражения. Научимся говорить открыто о своих проблемах, чтобы решить их.

А.Ходжаев
Эта статья ставит также под сомнение нахождение в стране некоторых международных организаций. Посудите сами. В статье есть такие слова: "Вы только посмотрите на заявления расплодившихся как семя безвкусной дыни отдельных иностранных организаций, представляющихся объективными защитниками прав человека".
Кто оказывается мишенью автора этого газетного выступления? Я бывал на многих конференциях, которые проводили эти международные организации, и ни разу там никого не волновало, в коротких юбках пришли на этот форум или нет. Там ставились фундаментальные проблемы - свобода слова, личности, предпринимательства, женское движение.

Учкун Назаров, писатель
Дело в том, что в самих вопросах есть ответы, на мой взгляд. У нас в народе есть такое понятие, как "хизр" - святой человек. Один слепой шел, стуча палкой, и перед ним появился арык, через который он пройти не может. Тут один человек решил помочь и протянул ему руку. Слепец ухватился за его большой палец, который оказался без кости и понял, что перед ним стоит святой. Тот ему сказал: "Какая есть у тебя просьба, обратись с ней, и я донесу ее до Всемогущего. Если он ее услышит, то даст тебе возможность увидеть красоту мира". Слепец ответил: "Обрати всех людей в слепых".
Выдержка из статьи: "… мы осваиваем принципы демократии не вопреки национальным чувствам приверженности своему краю…". Прекрасно! Так создайте условия для выживания. Самые необходимые. Чтобы человек волком не глядел. На деле-то все выходит наоборот. Нация теряет свои лучшие качества, растлевает, крадет, какая уж тут "нравственность"? А взятка, которая стала повсеместной? Куда смотрят апологеты нравственности? Удручает чванство, самодовольство. Желание оставить (а то и ухудшить) все как есть. Наверное, кому-то это положение очень нужно. Иначе как можно равнодушно смотреть на все это? Республика-то ресурсами не бедна. Если не все, то многое есть - земля, вода, климат, главное - люди! В таком краю жить плохо - нонсенс. Только хапать не надо. Если люди станут жить сытно, всем же будет выгодно.
И, вообще - как можно принципы демократии сравнивать, ставить в один ряд, отождествлять со схоластикой тасаввуфа (суфизма) - с предпочтением последнего? Да и тональность статьи чем-то напоминает зикр. Пренебрежение демократией равно пренебрежению народовластием, упоению диктатурой, тоталитарностью.
Некоторые выражения статьи настораживают своей тенденциозностью. Возьмите хотя бы такую фразу: "… мы не можем считать узбеком, совершенной личностью того, кто, освоив демократию и превратив ее в главное свое занятие, остался вдалеке от национальных ценностей". Непонятно, о ком такая категоричная речь? Узбек, он - что, не такой как все? Хотите сказать: лучше? Чем? Остальные, если не знают наших национальных ценностей, хуже? "Отсутствие таких понятий, - говорится также в статье, - как иймон (верующий, честный), инсоф (совесть), ор-номус (стыд, честь), шарм-хае (благонравие, смущение), иффат (целомудрие), ихлос (пристрастие, преданность), мехр (жалость, любовь) и мурувват (великодушие, гуманность) во многих языках…" А в каких языках? (Кстати, все вышеприведенные слова - не узбекские.) Добавлю еще один "перл" статьи: "…чтобы понять эти ценности, надо родиться, может быть, только узбеком". Вот вам пассаж! Стыдно. Еще: "…за поведение наших невест соседи тоже чувствуют ответственность и, считаем это за хороший нрав…" Да, мужики пялят глаза на хорошеньких молодых женщин, а потом судят: не отрезаны ли волосы, как одета, сколько макияжа? Или вот еще из статьи: "Именно такой скромный облик имели в виду, когда предки думали о нравственной жизни, и благодарим Бога, что жили они спокойно… Только такую жизнь мы принимаем и приветствуем". Комментарии излишни.
Читаем дальше: "Не время, однако, деликатничать с западной экспансией маскультуры. Ежели мы считаем себя ревнителями самобытной культуры народа, то нечего скромничать, всему миру надо продемонстрировать наши подлинные ценности, а то нашу осмотрительность назовут трусостью…". Здесь явное, неприкрытое, неадекватное высокомерие, даже - злобность. Откуда такое? Что-то не так пошло. Ведь этих полуголых баб мы видим уже больше десяти лет, даже выработали иммунитет. Между прочим, на западе не только ходят полуголыми: лечат рак, оказывают обездоленным и больным мира гуманитарную помощь, летают на Луну, теперь доставили аппарат на Марс. А нам предлагают пускать пыль в глаза. Вместо того, чтобы решать насущные проблемы, заниматься демагогией, словоблудием.
Вот так живем, вот так размышляем. Если не верите, прочтите вышеуказанную статью.

Профессор Файзулла Исхаков, доктор наук
Я хотел бы отметить два момента о потенциальных возможностях Узбекистана. И в советское время и сейчас в СНГ Узбекистан занимает второе место по производству золота - 78-80 тонн самого дорогого в мире золота в год. По площади орошаемых земель Узбекистан - на втором месте после РФ - около 4 млн га. Вместе с тем, есть и другие богатства. Главное богатство - это трудолюбивый народ. Есть и объективные трудности. Дело в том, что в рамках СССР и сейчас СНГ среди восьми самых густонаселенных областей шесть приходится на территорию Узбекистана - три области Ферганской долины, Ташкент, Самарканд и Хорезм. Как было 2,5% естественного прироста населения, так и осталось, данные о снижении не верны. К 2025 году население страны превысит 45 млн человек. Однако учитываются ли в социальной политике эти и другие объективные и субъективные причины?
Вопрос национальный - самый сложный вопрос. У нас никто по-настоящему не берется за трактовку национального вопроса не только в Центральной Азии, но и в самом Узбекистане. Я сам узбек, но должен сказать, что не приемлю узбекского шовинизма, и любого другого. Многие наши идеологи откровенно слабы в познаниях этнической истории. Если бы они хорошо знали политическую и этническую историю региона, то знали бы, что на территории Центральной Азии, за исключением казахских ханств в 16-17 вв., мононациональных государств никогда не было. О чистоте нации, генофонде и т.д. рассуждать тоже не приходится, потому что Центральная Азия - один из регионов, где происходило смешение и языков, и народов и наций, т.е. этносов. Поэтому выпячивать все время узбекский элемент, тем более в условиях, когда узбеки находятся далеко не в лучшем положении, просто бестактно. Узбекский этнос выпячивать неверно.
Вместо того, чтобы сосредоточить внимание общественности на экономических и социальных проблемах, автор ссылается на труды Маркиза де Сада, которого у нас никто не знает. Его идеи у нас никто не пропагандировал, однако сама социальная среда, безнравственность привели к тому, что проституция наблюдается даже в регионах, считающихся традиционно мусульманскими.

Хатам Абдураимов, политолог
Обсуждаемая статья свидетельствует о том, что у нас в области идеологии может сложиться ситуация, как в самые застойные годы КПСС. Порой создается впечатление, что образ узбека 21 века люди ищут где-то в 18-19 веках. К сожалению, говоря о западе таким образом, они не анализируют ситуацию, которая складывается у нас с нашими доморощенными воспитателями. Интереса ради рекомендую журналистам сходить на книжные ряды на ул.Навои и купить книги, которые рассказывают о семейной жизни, на религиозные темы и почитать - с целью анализа и понимания того, против чего выступает автор статьи. Что творится у него под носом на государственном языке, тут никакого "Спид-инфо" не надо, не надо никаких порнофильмов. Часто в ходе встреч со школьниками старших классов в областях спрашиваешь, как проходят уроки? Многие говорят, соберемся человек 15-20, посидим урока два и расходимся. А учителя сидят в учительской и курят. Директор же ничего им не может сказать, потому что они требуют его сперва заплатить зарплату за полгода. Или когда их спрашиваешь об учебниках, это практически не решаемая проблема. Или такой пример. Учителям, которые вышли на пенсию, выплачивались надбавки и различные пособия. Сейчас у них требуют документ об образовании. Если у учителя, который ранее получал надбавки, в дипломе написано не преподаватель химии, а просто химик, надбавки снимаются, т.к. у него не педагогическое образование. На возражение, что он 25 лет работал с детьми, потерял здоровье, ответ один - у вас не педагогический диплом. А если высшего образования нет, это еще более веская причина для снятия надбавок. Когда государство говорит о сильной социальной политике, это означает, что социальная политика усиливается по мере роста инфляции, цен. Если происходит обратное, отбирается то, что было раньше дано, то говорить о социальной политике в целом приходится в минорном тоне. Поэтому эта статья в какой-то мере и полезна. В том плане, что если бы не было ее, мы бы не собрались на этот разговор. Перемены к лучшему абсолютно необходимы.

Игорь Погребов, директор по маркетинговым исследованиям, Центр социальных и маркетинговых исследований "ЭКСПЕРТ-фикри, Лтд"
Очень легко, когда невозможно действовать, найти виновников сложившегося удрученного положения. В этом смысле легко уличить автора в том, что он намеренно или нет обманывает читателя, выставляя такую маргинальную фигуру как Маркиз де Сад выразителем западных ценностей вообще. Маркиз де Сад отсидел за свои сочинения и свой образ жизни в тюрьме длительное время, и он так и остался маргинальной фигурой западной мысли. Не он определял магистральное направление западного развития.
Но раз такие взгляды есть, их следует понимать и уважать так же, как и все остальные взгляды. Надо понять, в каком контексте они появляются. Я лично рассматриваю это как именно пробу сил антимодернистских. Любая модернизация (а Узбекистан, как и Россия, сейчас переживает волну модернизации, это очевидно) сопровождается сопротивлением архаичных сил. Узбекистан - это страна сельская. Сельское население составляет не менее 65% населения страны. В этом плане модернизация влечет за собой высвобождение огромного количества рабочей силы, рост безработицы очень большой, и все связанные с этим последствия. Если эти проблемы невозможно решать в течение быстрого периода времени, появляются такие взгляды, что все беды принесла именно эта модернизация, а модернизация, якобы, идет с запада.

А.Ходжаев
Это не выступление против запада вообще. Ведь руководство понимает, как выгодно сотрудничество с Западом, откуда идут основные инвестиции в страну. Создается впечатление, что это выступление против международных организаций или подготовка общественного мнения к тому, чтобы избавить себя от присутствия некоторых из них. Прагматическое назначение этой статьи даже не только в том, чтобы подготовить общественное мнение, но подать сигнал чиновникам. Поэтому нельзя недооценивать ее эффект.

Альфия Харченко, журналист
Наверное, многие читали и говорят о произведениях японского писателя Харуко Мураками и турецком писателе Архао Памука, которые как раз поднимают тему проникновения западной культуры в самобытные культуры Японии и Турции. В своей "Черной книге" Архао Памука как раз говорит о суфизме и о том, что это значит для такого светского государства, как Турция. Но это совсем не означает, что проникновение западной культуры в национальную - это какое-то чудовище. Согласно обсуждаемой статье, запад для нас представляет как раз такое чудовище. Идея такая: если мы, узбеки, сами себя не защитим, то это чудовище нас просто проглотит.

Х.Абдураимов
В статье много моментов, которые совершенно противоречат действующей Конституции Узбекистана.

А.Ходжаев
Французский писатель 18 века Люк де Клапье Вовенарг писал: "Есть люди, которые относятся к нравственности как некоторые архитекторы к домам - на первый план ставят удобства". Это утилитарный, избирательный подход к нравственности, где от нравственности ничего не остается.

Акмаль Нур, академик Академии художеств
Честно признаюсь, я абсолютно не читаю газеты, поскольку заранее знаю, с какой точки зрения многие газеты подходят к тому или иному вопросу. Поэтому, чтобы сохранить свою внутреннюю чистоту и чувство спокойствия, я не должен их читать. Я сам родился в Намангане, часто там бываю и знаю, как живет народ. Мне всегда интересна не сама природа, а люди, которые в ней находятся, их состояние. Недавно я встретился с одним человеком, который поведал о своей мечте: получить зарплату, которую не выдают уже четыре месяца, и отремонтировать свой телевизор. В 2001 году я готовил выставку "Долина любви", предварять которую должна была картина, изображающая весенний сад, по которому ходят девушки, прикрытые полупрозрачными тканями - для передачи идеи "Долины любви". Мне запретили выставлять эту картину, просто сказав, что у нас такое нельзя демонстрировать. У нас приветствуются произведения на исторические темы, картины с изображением, скажем, Амира Тимура, Улугбека и других. Получается, что как сегодня создаются вымышленные истории, так же и в живописи появляются вымышленные образы, которые действительности не соответствуют. Основная масса художников заняты тем, что на своих полотнах изображают минареты, мечети, то есть пишут на потребу дня. Их можно понять. Только считанное число художников выходит со своими работами на международный рынок. Остальные влачат нищенское существование. К примеру, звонишь народному художнику, приглашаешь его в Академию художеств, а он отвечает, что у него на трамвай нет денег.

А.Ходжаев
Демократия и национальные традиции - они сочетаются?

А.Нур
Мы всегда должны стремиться к общечеловеческим ценностям. С этой точки зрения я отношусь ко всем вопросам. Подход, отраженный в обсуждаемой статье, противоречит всем принципам общечеловеческих ценностей. Сейчас НБУ строит картинную галерею. Я являюсь ее директором. Но нам приходится изучать именно западный опыт в создании такого рода культурных учреждений - начиная со строительства, расположения экспозиций до хранения картин. Я изучал опыт Дрезденской галереи, Третьяковской галереи, знакомился с галереей в Сан-Франциско. И пришел к убеждению, что самой образцовой галереей является Третьяковская. И там нам предоставили все условия для изучения всего ценного, что у них есть. Оторваться от всего этого богатства и создать что-то свое невозможно.

Александр Хамагаев, журналист
В обществе проблемы морали, проблемы поведения действительно есть. Взять, к примеру, поведение молоденьких девушек на улице. Я неоднократно был свидетелем того, как в компании молодых людей девушки, не стесняясь, выражаются матом, т.е. идет обычная беседа, парень не матерится, а девушка вовсю употребляет ненормативную лексику. Даже по сравнению с началом 1990-х сейчас девушки ведут себя намного развязнее. Причем внешне видно, что это не те девушки, которые заканчивали европейские школы, а из старого города Ташкента или приезжие из областей. Эта распущенность присутствует. И эта проблема присуща не представителям одной нации, она присуща и русским, и узбекам, и другим.

А.Ходжаев
Это влияние низкопробной западной кинопродукции, здесь русский народ и русские газеты ни при чем.

М.Тохтаходжаева
Это проблема не советской власти, это проблема образования, его качества. Сейчас оно настолько низкое в наших школах, ни о каком воспитании никто не думает.

Х.Абдураимов
Я всегда выступаю против критики видеофильмов, газет. Они безусловно имеют влияние, но воспитание не основывается только на них. Проституция есть даже в Иране, где есть и полиция нравов. Человек живет в своей биофизической и социальной среде. Источник любого кризиса возникает на кризисе веры, доверия. Когда нет веры, начинается кризис тотальный. Теряется уважение. Если человека доводят до такой жизни, когда он лишен куска хлеба или для него проблема доехать на трамвае куда-то, когда нет нормального человеческого образа жизни, человек теряет уважение к любым ценностям и начинает работать на выживание. Каждый здесь находит свой путь. И никто не имеет права кого-то судить. Распущенность присуща не только женщинам, но и мужчинам. Это вопрос вседозволенности для мужчин и ограничения для женщин.

Юрий Черногаев, журналист
Я бы хотел поговорить об опасности кризиса веры и кризиса доверия. Вряд ли кто знает, что эти замечательные сооружения, о которых говорится в обсуждаемой статье, были отреставрированы не за счет бюджета, а за счет навязанных всем областям поборов и за счет рабочих-строителей. Они мне жаловались, что им не уплатили за долгие месяцы работы. Поэтому, когда мы пытаемся поставить что-то во главу угла, нужно, чтобы народ понимал, что это делается не за его счет, а на каком-то другом уровне. Строители же, которые работали на реставрации, остались голодными и обозленными.

Алишер Таксанов, независимый журналист
Несколько лет назад от нас требовали, чтобы все статьи соответствовали идеологии национальной независимости. Но на вопрос, что это за идеология, ничего толком объяснить не могли. По Конституции никакая идеология не может быть государственной. Имеются случаи, когда из библиотек школ изымались и уничтожались книги, которые якобы не соответствуют национальной идеологии, но представляющие гордость мировой литературы. Их заменяют книгами, изданными после 1993 года, т.е. прошедшими соответствующую проверку. Видимо, вся политика строится на этой идеологии.

Вольфганг Шрайбер, руководитель ННО, бывший руководитель представительства Фонда Конрада Аденауэра в Ташкенте
Как уже здесь говорили, эта статья направлена против международных организаций и вообще против западного влияния. В начале 90-х годов в Узбекистане был Роман Герцог, президент ФРГ. Его сопровождали многие бизнесмены. До этого они побывали в Казахстане и Кыргызстане. Тогда они говорили, что Узбекистан имеет по сравнению с соседями самый хороший потенциал для экономического развития. Это было сделано в результате анализа немецких бизнесменов. Однако после 1996 года Узбекистан сильно ослабил свои позиции. Нельзя изолировать не только экономику, но и социально-культурную среду. Роль международных организаций в республике - роль катализатора. Изоляция экономики и духовной среды может привести к непредсказуемым последствиям. Все мы должны изучать достижения мировой культуры. Мы говорим о свободе выбора. Сейчас у узбекского народа есть замечательная возможность сделать выбор - республика стоит накануне выборов в двухпалатный парламент.

Профессор Баходир Эргашев, доктор философских наук, замдиректора Института гражданского общества
Мы не учитываем такой фактор - почему именно в декабре появилась эта статья? Одной из причин ее появления является так называемый "грузинский синдром". Автором статьи является не один человек. Я бы причислил к ее авторам и господина Шеварднадзе с его необдуманным заявлением о Соросе. Нет до сих пор объективной информации о том, что происходит в Грузии, какие процессы происходят на самом деле. Если бы у нас была такая информация, то в сегодняшнем Узбекистане все, в том числе идеология, встало бы на свои места.
В статье есть как положительные, так и отрицательные моменты. Автор начинает с рассуждений о суфизме. Суфизм - очень оригинальное учение. Несмотря на множество литературы о нем, достоверной картины о том, что происходило в 15-16 веках в суфизме, мы не имеем. Покойный академик Эркин Юсупов в начале 90-х годов писал о том, какое влияние оказал суфизм на развитие французского экзистенциализма, на все эти свободолюбивые учения. Влияние было огромным, французские экзистенциалисты в свое время пользовались трудами среднеазиатских суфиев. То есть, это учение имеет очень большой свободолюбивый потенциал.
В стране 55 международных организаций. Но международная организация международной организации рознь. Есть прекрасные организации, такие как Фонд Конрада Аденауэра, который все уважают, есть Фонд Сороса, много сделавший для культуры, образования, медицины. Но есть и заявление Шеварднадзе, которое еще месяца два-три будет довлеть над всеми нами и будет очень пугать. И работа не всех организаций приветствуется правительством.
Обсуждая статью, стоит учитывать и то, что происходит сейчас в Казахстане, Кыргызстане, России, например, заявление Назарбаева 22 декабря 2003 года, когда он на ассамблее народов Казахстана впервые за 12 лет независимости призвал международные организации не вмешиваться во внутренние дела страны. Те же процессы сейчас происходят в Киргизии. Несмотря на бедный бюджет, президент Акаев выделяет гранты на многие тысячи долларов неправительственным организациям. Это говорит о многом. В Таджикистане распространяются листовки под названием "Тбилисский сценарий для Душанбе" и в распространении которых сейчас обвиняют Сороса. Многим, конечно, ясно, что Сорос здесь ни при чем.

Профессор Диляра Шарипова, доктор педагогических наук
Обсуждаемая статья волнует меня с разных точек зрения. Во-первых, как педагог, как бы я ответила, если бы у какого-нибудь студента возник вопрос по поводу этой статьи? Во-вторых, я только недавно зарегистрировала центр по формированию здорового образа жизни, и меня сразу предупредили, чтобы я как можно дальше держалась от международных организаций. Для меня это такой нонсенс. Я знаю, что многие наши ННО сотрудничают с международными организациями. У меня есть опыт общения и с ИОО, и с ЮНИСЕФ, я им благодарна, что они всегда поддерживали нас в наших начинаниях, мы никогда не чувствовали никакого давления с их стороны, наоборот, только помощь. Я последние два года регулярно нахожусь в Каракалпакии, где по гранту ЮНИСЕФ провожу работу среди населения по санитарной культуре. Все знают, какая там серьезная ситуация, и я рада, что вношу свою лепту в решение этих проблем. Такого рода материалы заставляют задуматься о том, что же хотел донести до нас автор статьи и как мы должны это воспринимать. Они заставляют нас выработать свою точку зрения.

Профессор Эргаш Фазылов, доктор исторических наук
Когда я прочел первую часть этой статьи, посвященную суфизму, я понял, что человек, который писал или консультировал автора, очень мало осведомлен об учении суфизма. Суфизм - это такое учение, которое оказало исключительное влияние на цивилизацию Европы, Африки и Центральной Азии. Здесь суфизму приписывается то, чего вообще никогда не было. Вся литература наша создана под влиянием суфизма. Его в первую очередь распространяли писатели, поэты. Из современных деятелей, к примеру, де Голль воспитывался под влиянием суфизма, бывший Генеральный секретарь ООН Хаммаршельд, ранее - Гете. Многие другие классики запада испытывали влияние суфизма. Прежде чем писать о суфизме, надо ознакомиться хотя бы с элементарной литературой о нем. Вспоминаю и другую статью, посвященную книге, изданной ИОО - это справочное пособие, на которое откликнулись несколько докторов наук, в основном с отрицательным мнением. Сами они никогда не смогли бы организовать такого. Можно ли к справочному пособию предъявлять слишком высокие требования? Конечно, нет. На западе ежедневно публикуются сотни разных справочных пособий, и никому в голову не придет обвинять вас в публикации. Думаю, что нам надо чаще собираться и обсуждать наболевшие вопросы, так же, как сегодня. По возможности надо выступать и говорить, что не дело себя противопоставлять целому миру и вообще считать, что мир идет не совсем правильно, а вот мы - истинным путем, путем Аллаха.

Арустан Жолдасов, директор Центра социальных и маркетинговых исследований "ЭКСПЕРТ-фикри, Лтд"
В статье были затронуты и такие вопросы, как социальные исследования. Как социолог, я этим очень обеспокоен, поскольку формируется имидж социолога как врага народа.
Каждые два-три года на рынок труда выходят почти 1 млн человек, которые еще и женятся, рожают детей. С такими темпами создавать рабочие места очень сложно. Рождаемость и прирост населения сильно сократились, по нашим исследованиям и по нашим прогнозам такой процесс будет продолжаться еще лет 15. Потом, по нашим оценкам, ситуация выровняется. В ближайшие 15 лет прирост будет сохраняться, но не за счет рождаемости, а за счет роста числа молодых пар. Поэтому правительство находится в очень сложной ситуации.
По поводу ситуации в экономике. По оценкам экспертов, в том числе международных, около 70% экономики находится в тени. Правительство пытается загнать потребительский рынок в цивилизованные рамки, может быть, эти попытки были и неуклюжими - пошлины, таможенные сборы, налоги - все это должно контролировать экономику. Все это делается потому, что в бюджете нет денег. Есть заявления вроде "у нас много золота, хлопка", но если подсчитать, то они приносят чистую прибыль около 1 млрд долларов. Если разделить эту сумму на количество населения в Узбекистане, получится 50-60 долларов в месяц на человека. А такого рода публикации дискредитируют не только журналистский корпус, но и всю политику в целом.

А.Ходжаев
Мы собрались не для того, чтобы спорить с правительством, а чтобы подумать, какие нравственные начала сейчас у нас есть, к чему мы идем, о нашем отношении к западу, к международным организациям. Нам надо действительно периодически встречаться, обсуждать эти вопросы, тогда многое может проясниться, да и с нами рано или поздно начнут считаться. Мы должны доказать, что мы не воспринимаем заведомо критически все, что делается в стране, что мы не какие-то подрывные и подпольные силы, а наоборот, считаем, что обществу выгодно использовать то богатство, которое мы представляем.

А.Жолдасов
Согласно нашим социологическим исследованиям, мы видим, что на нашем рынке бренд международных организаций не раскручен, т.е. люди просто-напросто не знают о них, это можно назвать недостатком международных организаций, которые не продвигают свой бренд среди населения. И их деятельность воспринимается людьми как деятельность хокимията, махалли. С точки зрения маркетинга эти организации сейчас оказались очень уязвимыми.

А.Харченко
Бренд международных организаций в Узбекистане должны раскручивать ННО, т.е. третий сектор. Я с 1996 года занимаюсь ННО и должна сказать, что он наиболее развит в Самаркандской области. Интерактивный опрос на ТВ показал, что 64% знают об ННО, а остальные даже не слышали об их деятельности.

Гульнара Бабаджанова, директор Международного центра переподготовки журналистов
Я думаю, надо обязательно сделать отчет об этой встрече. Мы могли бы опубликовать его и на сайте TRIBUNE-uz, и в других газетах и изданиях. В Узбекистане создан Институт гражданского общества, который разрабатывает разные рекомендации для руководства страны. При нем можно проводить такие регулярные встречи и дискуссии.

Карим Бахриев, замдиректора представительства "Internews Network", юрист
Я думаю, все материалы круглого стола должны быть обязательно опубликованы. Что касается обсуждаемой статьи, то подобного типа статья вышла в газете "21 аср". В материалах говорится о тлетворном влиянии запада. Я недавно вернулся из Европы и могу сказать, что там во многих крупных городах есть мечети, где прихожане могут свободно совершать свои религиозные обряды. В США проживает более 6 млн мусульман, и нигде они не подвергаются каким-либо притеснениям. Их не сажают в застенки, как, скажем, в некоторых мусульманских странах. Как-то даже Хомейни спросили, в какой стране мусульманин может чувствовать себя в большей безопасности, на что он, долго подумав, ответил: "В Англии". В этой стране более либерально относятся к последователям ислама, чем в странах с исламской ориентацией.
Авторы статьи используют определенные понятия, которые присущи якобы только узбекам, хотя почти все эти слова персидского и арабского происхождения, как следует из словарей, изданных Академией наук Узбекистана.
Что касается международных организаций, то они делают действительно большое дело. Наши чиновники пользуются интернетом, ездят на шикарных машинах, пользуются всеми благами, созданными западом и, видимо, хотят ограничить число людей, имеющих доступ к этим благам, а международные организации расширяют этот круг людей. Это мешает некоторым еще больше обогатиться. Они говорят: "Будет вам демократия, но давайте подождем еще два-три года".

А.Ходжаев
Уважаемые друзья, мы работаем уже три часа, и мне представляется, что при всем разнообразии отдельных суждений, все согласились с тем, что общественность должна отвергнуть все предпринимаемые попытки создать образы врагов и на этом строить идеологию и политику. Это напоминает не лучшие образцы из прошлого. Прекрасно, что такие разные, но весьма авторитетные представители интеллектуально-духовной сферы нашего города сошлись в таком выводе. Я надеюсь, разговор был по-настоящему полезным. Во всяком случае, он заставляет задуматься и не проявлять равнодушие к насущным вопросам нашей жизни и нашего будущего. Спасибо.

*****

Предлагаем вниманию наших читателей статью "Верность национальному духу", опубликованную в газете "Халк сузи" ("Народное слово") от 16 декабря 2003 года, которая вызвала большой интерес и оживленные дебаты в обществе. Нам представляется, что многие положения данного концептуального материала имеют прямое отношение к формированию мировоззрения сегодняшних узбекистанцев и выражают многие принципиально важные взгляды на суть демократических процессов в стране. Материал большой, но его следует дочитать до конца. Мы приглашаем политологов, философов, обществоведов, историков, религиозных деятелей, писателей и других представителей интеллигенции принять участие в творческой дискуссии по затронутым ниже проблемам.

"ВЕРНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОМУ ДУХУ"
Абдуазимхужа Шерзодхужа Угли,
"Халк сузи" (16.12.2003),
Перевод Tribune-uz

"Я мусульманином родился и мусульманином умру".
Ислам Каримов

Преданность

27 ноября 2003 года - третий день праздника Рамазан. На благословенной земле Бухары на территории двух святынь, реставрированных мавзолеев Абдулхалика Гиждувани и Ходжи Бахоуддина Накшбанда ожидают приезда Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова. Президент посетит место упокоения Гиждувани и затем прибудет к пантеону Бахауддина Накшбанда, где состоится основное мероприятие. Все готово к приезду руководителя страны. Из Ташкента и областей прибыли ученые, историки, суфиеведы, деятели духовенства, иностранные гости, общественность Бухары - все в состоянии великого духовного подъема. Люди по двое-трое подходят к святыням, совершают поклонение, беседуют - основная тема: состояние этих мест каких-нибудь год-два назад, а в период безбожных советов?

Наш собеседник - хоким Джондорского района Холмурод Джумабаев взволнованно говорит:

- Свидетелем каких событий пришлось быть мне вот на этом месте! Советский строй до самых своих последних дней не переставал нас духовно угнетать. Представьте, я служил в управлении этого Каганского района. Были такие же, как сегодня, великие дни - дни Хайита, а нас отправляют на выполнение задания, полученного из Москвы. В те времена было много различных дурацких поручений, но это особенно тяжело давило на сердце. То есть от нас требовали, чтобы мы уже в канун праздника стояли на страже у ворот вот этой обители, преграждали дорогу людям, пришедшим на поклонение, и отгонять их как стадо баранов. Слава Аллаху, мы мусульмане, и старались говорить с людьми, не повышая голоса, и не у самого святилища, а поодаль, советуя людям совершить поклонение в куще ветвей тутовника, не на виду…

Само святилище словно стонало в надежде, что придет помощь, найдется хоть какой-нибудь совестливый. Вся территория вокруг по пояс заросла бурьяном. Жителям близлежащих поселений, когда они хотели по доброй воле во имя благодеяния навести здесь порядок, очистить эту землю, это запрещалось, как будто чем более одичает территория обители, тем лучше для безбожной политики. Мечети, окружавшие могилу Бахауддина Накшбанда, были нагружены искусственными удобрениями, принадлежавшими колхозу "Коммунизм", и вонь распространялась вокруг на пять-шесть верст. (Иные трезвомыслящие люди называли это с иронией "запах коммунизма".)

Спасибо Создателю, нам всем суждено оказалось дожить до независимости нашей страны. Наш Президент приступил к благоустройству всех святынь, и в их числе Пантеон, где упокоен Бахауддин Накшбанд. В те дни произошло незабываемое событие.

Был сентябрь 1993 года. Наш Президент прислал из Ташкента красивую величественную люстру для самого большого купола. Когда реставрационные дела подходили к завершению, начали поднимать люстру к своду. Вдруг цепь оборвалась, и гигантская люстра устремилась вниз. Вообразите наше состояние. И, представьте, когда до каменного пола оставалось два-три метра, люстра зацепилась за тонкую проволоку и зависла.

Через три дня для ознакомления с состоянием реставрационных работ прибыл Президент, его сопровождали хокимы всех областей. Внимательно изучив все, он дал важные указания, звучал Коран, молитвы. Выходя из молельни, Президент оглянулся на купол и спросил:

- Почему не повесили посланную мной люстру?

Все посмотрели на меня.

- Свод не принял люстру, - сказал я, еле одолев волнение.

Президент, не сказав ни слова, взял под руку имам-хатиба молельни Бабаджана-домуллу и вошел внутрь. Свершилась благодарственная Создателю молитва.

Выходя, он сказал: "Попробуйте-ка еще раз", и простился.

С помощью Бога люстра без проблем была подвешена под куполом, и с тех пор ее свет озаряет все вокруг…

Основное мерило - человеколюбие

Пришло время, давайте поразмыслим об одной из влиятельных доктрин - о суфизме. Это учение накрепко связано с душой и сердцем человека и поэтому занимает особое место в истории нашей культуры.

"Тасаввуф" - так именуется наука о внутреннем мире человека, это наука о тайном, о скрытом. По этой причине суфии именуют эту науку "илми хал" - "наукой состояния".

Особо следует подчеркнуть, что суфии не отрицали шариат. Но, не ограничиваясь молитвами и богослужением, стремились глубинно постичь Слово Аллаха, осознать отношение между Творцом и человеком, их мечта - об истинной любви к Богу, об очищении сердца и превращении его в обитель Господа. Такая позиция отрицает поверхностную полунабожность, и вместо нее ведет к стремлению к Богу, к нравственному очищению, к достижению человеческого совершенства, к высотам развития, к духовному закаливанию. На тайной мысли этой идеи и расцвело понятие Совершенный человек (Комил-инсон).

Комил-инсон - олицетворение чистоты и сострадания. Он, будучи зрелым (в познании) шариата и тариката, должен свою жизнь посвятить тому, чтобы указывать людям правильный путь, предотвращать смуту и скандалы, раздоры и войны.

"Для людей, постигших Комил-инсон, нет полезнее богослужения, чем сеять между людьми семена добрых деяний и бороться против неправедных дел, против бескультурья и невежества" (Азизаддин Насафи).

В этом смысле несомненно то, что сам Создатель благословит каждое деяние нашего современника, живущего осознанием вечной потребности делать добро.

Такими Комил-инсон, духовными наставниками, направлявшими народ к благим целям, были Наджмиддин Кубро, Абдулхалик Гиждувани, Бахоуддин Накшбанд, Ходжа Ахрар.

В учении святого Бахауддина Накшбанди взаимопроникают этот и тот мир, божье и мирское. Он воспитывал человека и физически, и духовно, учил жить, зарабатывая чистым трудом, заниматься благоустройством и созиданием, жить с Аллахом в сердце, ни на мгновение не забывая Его. Вся доктрина Накшбандия и вообще пути самосовершенствования ходжей направлены именно к этим целям. То есть: дышать, помня об Аллахе, ходить по земле, любя отечество, обогащать страну, отречься от гордыни, эгоизма, самоуверенности, высокомерия, духовно очищаться, контролировать себя, точно определяя, что из тобою сделанного приемлемо и Аллахом и людьми.

На основе всего этого и предложен был лозунг "Дил ба еру даст ба кор" ("Сердце посвяти другу, руки - делу"), который отвергал и идею отказа от мирской жизни, от тунеядства и корыстолюбия. Люди тасаввуфа обладали широким видением жизни, общества и проблем человечества. Это в истинном смысле гуманистическое учение. Ибо суфии, прославившиеся как истинные мусульмане, как борцы за чистоту религии ислам, однако они никогда не принижали другие верования. Напротив, в из мировоззрении все другие религии являются различными путями и средствами, ведущими к Богу, будь то христианство, буддизм или зороастризм. Они соблюдали во взаимоотношениях с ними уважение и почтение. Английский ученый Р.Николсон, всесторонне изучавший тасаввуф, пишет: "Те люди, кто, будучи мусульманином, примирились со всем верованиями и сектами, и кто между собой ищут всепрощения, живя в добре - все эти люди, хотя и формально не являются суфиями, на деле они суфии".

Именно поэтому тасаввуф и тарикат не нравились догматикам-фундаменталистам. Абдуваххаб и его последователи объявили тасаввуф противостоянием исламу, еретическим учением, объявили ему джихад, разрушали усыпальницы великих шейхов, жгли их книги. Само посещение могил, поклонение святым они называют ересью, грехом перед Аллахом. Это недомыслие, это непонимание и самой религии и человеческой психологии. Потому что люди, когда совершают поклонение святым и шейхам, этим они изъявляют Аллаху веру свою, через это утоляются религиозные чувства, крепнет любовь к исламу.

Яростно ненавидят религиозные догматики идею Совершенного человека (Комил-инсон) в суфизме. По сути они чувствуют выраженные в нем свободу человека и его прогресс. Потому что догматизм - чистейшей воды варварство и ничего более. Он видит в человеке покорного раба, игрушку судьбы, абсолютно не считаясь ни с сердцем человека, ни с его духовными потребностями. Фундаменталисты требуют отречения от сформировавшихся под влиянием суфизма литературы, философии, искусства, уничтожения всего, что создано разумом и интеллектом. По этой же причине суфии оценивали религиозных догматиков как людей невежественных и ненормальных. Если догматизм сеет между людьми семена распри и конфликта, суфизм выдвигает идею духовного объединения людей.

Мы определяем суфизм как учение великодушия, как поиск путей к совершенству человека и как просветительскую доктрину в борьбе с бескультурьем. Избрание этого учения в сегодняшнем Узбекистане в качестве одной из фундаментальных основ национально-духовного подъема совершенно естественно. И есть огромный смысл в том, что глава страны почитает ценную память великих шейхов, заботится о благоустройстве их усыпальниц, превращая их в места паломничества и поклонения, и сам является предводителем в этих деяниях. Мы приняли и полюбили ислам через учения благословенных личностей. Истинная суть религии ислам всесторонне изучена в нашей стране и глубинно проникла в нашу культурную жизнь, и мы будем оберегать это наследие как зеницу ока, и не будем противостоять злым силам, протянувшим когти к нему.

Против невежества - просвещение

Вернемся к местам паломничества Ходжи Бахауддина Накшбанда. В своей речи Президент особо подчеркнул одно важное обстоятельство. Вот его слова: "Мне бы хотелось, чтобы вы оценили эти благородные факты в истории Узбекистана не только как вклад нашего народа в дело оберегания и защиты религии ислам в нашей стране и во всем мире, но и как конкретный и практический ответ тем, кто пытается принизить авторитет ислама".

В октябре месяце этого (2003 - прим. пер.) года в Узбекистан прибыла госпожа Зейно Баран, директор программы "Международная безопасность и энергетика" при Аналитическом центре имени Р.Никсона в США. По возвращении она выступила на научном семинаре в Аналитическом центре в Вашингтоне. В своем докладе она дала высокую оценку достижениям Узбекистана в деле реставрации исторических памятников традиционных исламских святынь и в организации религиозного обучения. З.Баран призвала участников семинара - представителей Конгресса США, Госдепартамента, Пентагона, Министерства юстиции, международных организаций и дипломатического корпуса - изучить опыт Узбекистана самым тщательным образом. В частности, в беседе с корреспондентом информационного агентства "Жахон" она сказала следующее:

"К сожалению, в США не все знают о достижениях Узбекистана в различных сферах жизни. Я вернулась в Америку в твердом убеждении, что в деле последовательного слияния демократических идей религии ислам и экономических реформ Узбекистан может быть образцовым примером для всей Центральной Азии. Чрезвычайно важно дать информацию для общественного мнения западных стран и США об истинных ценностях ислама, прокомментировать искаженную информацию и разъяснить эту разность. Это возможно сделать таким же образом, как ныне делается в Узбекистане, публикуя соответствующую литературу, выполнив правильные переводы Корана, и комментарии к ним. Я абсолютно убеждена в том, что сегодняшний опыт Узбекистана относительно религии поможет нам глубоко понять традиционный ислам".

Действительно, антитеррористические действия в Афганистане и борьба с тиранией в Ираке еще раз показали, что бороться со злыми силами только оружием недостаточно, только силой не избавиться от них. Сегодня прогрессивное человечество, народы, оказавшиеся под гнетом, в полной мере овладели военными силами для уничтожения античеловечных режимов. Вместе с тем, последующие события показывают, что нужно перевести борьбу в сферу духовно-просветительскую, требуют считаться с духовно-экономическим положением мусульман, считаться с национальным достоянием.

Следовательно, поскольку сотрясающие мир, тормозящие развитие общечеловеческой культуры религиозный экстремизм и фундаментализм выступают в самых разных видах, то и борьба с ними должна вестись различными методами, эта борьба должна быть регулярной, планомерной. У нашего народа принято занозу вытаскивать иглой, а пни выкорчевывать мотыгой - кетменем. Каждая болезнь имеет свои средства излечения. Ввиду того, что варварство внедряется первым делом в сознание и разум человека, именно это место выбирает себе очагом обитания, чтобы одолеть бескультурье самым верным способом является воздействие на разум. Интеллект надо оберегать от любого вида притеснений. Мы не случайно вспомнили выше о том состоянии, в каком находились святыни усыпальницы Ходжи Бахауддина Накшбанда при советском строе. Советские идеологи, стремясь превратить в развалины эти места, в действительности, не над могилой святого измывались, а над национальным сознанием. То, что усыпальница и прилежащая территория превратилась в заросли дикой травы, обернулось по сути затемнением народной памяти, лишением этой памяти света. Поощрение пренебрежения к этим местам стало пиком неуважения к славному прошлому нации. Преграждение дороги к месту паломничества было равносильно тому, что дверь к возвращению национальной самоидентичности заколочена.

Значит, благоустройство этих святынь творится во имя сердец человеческих. Очищение и порядок, наводимые теперь - как бы приглашение к избавлению от безбожия, пустившего корни в наше сознание. Забота о святынях есть проявление внимания к национальной духовности. Широкие и благоустроенные дороги, ведущие к святыням, это гарантированная свобода путей к чести и вере.

Еще одним показателем необратимости творимых благодеяний народа является то, что одна из главных святынь отечества реставрируется государством и передается во владение Управления мусульман Узбекистана.

Обратите внимание на следующие искренние слова Президента:

"Хочу откровенно сказать вам, уж много лет думал я о благоустройстве этих святых мест, где ступала нога нашего предка Бахауддина Накшбанда.

Каждый раз, когда приезжал я, чтобы поклониться этой земле, я чувствовал себя каким-то должником перед его великой памятью".

Не сложно понять, что это чувство долга перед историей, растоптанной всяческими бесчестными нелюдями, перед памятью народа, перед национальной духовностью.

Со времен Абдулхалика Гиждувани и Бахауддина Накшбанда сколько различных правителей перебывало здесь. Амир Тимур, Мирзо Улугбек были созидателями, при них отечество обогатилось величественными сооружениями, и вместе с тем в сфере их забот было укрепление столпов национальной духовности. Ведь знаменитый призыв Сахибкирана (титул Тимура - прим. пер.), начинающийся словами "Мы, кто…", содержит и невысказанный вопрос, и призыв, и гордость в единстве. И изречение главы страны "каждый человек должен быть строителем" имеет в виду не только строительство величественных зданий. В них надо видеть воззвание к человеку-созидателю, призыв к обогащению общенародного сердца, к воссозданию основ религии.

К сожалению, пути-дороги прошлого не всегда были светлыми, ровными и благополучными. Этому народу были суждены и правители, не обладавшие тимуровской отвагой, не ведавшие национальной гордости, видевшие мир не далее своего носа. Таких падишахов и амиров было немало, одни были озабочены расширением своего гарема, другие наблюдали разброд и разрушение страны…

Послушаем Сабир-кари Иминова, представителя Управления мусульман Узбекистана из Ферганской области, участника собрания паломников Ходжи Бахауддина Накшбанда. Это искреннее высказывание взволнованного сердца, переполненного впечатлениями практически осуществленного благоустройства:

"Вы высказали слова учений, которые нам завещали наши предки, о чем мечтали и чего не добились наши просветители-ученые на протяжении многих лет. Сколько людей, обливаясь кровавыми слезами, так и не достигли исполнения своей религиозной миссии секты ханафия. Безграничная благодарность Аллаху, нам оказалось суждена независимость, слава Аллаху, под вашим руководством открылось дорога к истине, завещанный предками истинный путь, путь взаимосвязи со всем миром, всеми народами, путь и деяния справедливости, то есть соответствующие секте ханафия. Мы без устали будем вновь и вновь благодарить Аллаха.

Вы защищаете нашу веру. Великими качествами своей личности вы помогаете нам идти путем Аллаха, путем истины.

Да поможет вам Аллах!"

Теперь скажите сами: усыпальница святого Накшбанда была засыпана песками, забыта, эту священную землю глава нашей страны прошел, измерив пядь за пядью, прочертил на бумаге и указал это место - разве это не отражение воли Аллаха в преданном сердце?! Вот доказательство сказанного:

"Божественная сила словно заставила меня… Если просишь, будучи чистым, Аллах, оказывается, дает. Оказывается, сам Создатель помогает".

"В этом мире кто-то строит, а другой разрушает спокойно", - сказал поэт. В прошлом веке, в советское время, некий слепой сердцем приказал разрушить чудный павильон, возведенный Бабуром на горе Сулаймон.

Рассветным утром 21 века талибы с зелеными чалмами на головах расстреляли статуи Будды, память тысячелетней культуры. Но раз существует лучезарный свет, определенно есть и тень. Коли существует истинная вера, должно постоянно предостерегать от невежества.

Задачи, стоящие перед нами в этой сфере, коротко и ясно выразил Президент:
"Весь мир требует, чтобы мы сказали свое слово, выразили свою мысль. Другие народы, другие нации не должны пренебрежительно отчуждаться от нас. Напротив, должны уважать нас и считаться с нами. Мы должны соответствовать отношениям высокого уважения".

Наше слово

На собрании, посвященном 11-летию Конституции Республики Узбекистан, глава государства в очередной раз от имени всей нации сказал наше слово. А именно - проводить внутреннюю и внешнюю политику, организовывать экономическую и духовную жизнь, не следуя ничьим указаниям, исходя во всех сферах из национальных интересов. Эта созидательная работа, с которой связаны наше настоящее и будущее, делается не для того, чтобы кому-то что-то доказать или похвастаться перед кем-то, а имеет особую важность тем, что она планируется с учетом далекой перспективы. Одно из важных направлений этой работы непосредственно связано с духовной жизнью нашей страны.

Как известно, эта область требует к себе особого внимания в связи со своей исключительной многогранностью, сложностью и тонкостью. Позвольте здесь остановиться на вопросе взаимосвязи между демократическими взглядами и национальными ценностями. В нашем понимании живучесть демократии определяется ее способностью приспосабливаться к различным условиям и не отрицанием национальных особенностей, а наоборот, способностью гармонизировать с национальными ценностями. Демократия, ценящая широту души, выражает эту широту души и по отношению к национальным особенностям. Демократия же с национальными особенностями, приводит к разнообразию в демократическом строительстве. Именно поэтому при выборе нового пути развития мы поставили целью не отречение от узбекской сущности, а усвоение демократических взглядов. Другими словами, мы не ставим целью выдернуть древо духовности с тысячелетними корнями для того, чтобы поклоняться неизвестным росткам какой-то ослепляющей цели. Ведь нам есть что терять - это прочные духовные корни и вечные ценности, благодаря которым нам как нации удалось выстоять в течение бурных веков. Мы также выбрали демократию за то, что она дает возможность взращивать наше древо духовности, имеющее древнюю историю. И мы имеем право сказать свое слово тем, кто оценивает уровень демократии уровнем отступления от национальных особенностей.

Вот наше слово международным организациям и фондам, выставляющим себя в качестве борцов с религиозным догматизмом и терроризмом и сторонниками мирового демократического строя, некоторым представителям международных организаций, тем, кто пытается показать себя якобы защитниками прав челвоека, не считаясь с национальными ценностями, традициями, чувствами, нормами поведения народа, а иногда ставя их против западной демократии: Вы понимаете или нет, что своими действиями способствуете повышению авторитета религиозных догматиков среди мусульман, снижению веры в демократию среди наций и народов?

Вы только посмотрите на заявления расплодившихся как семя безвкусной дыни отдельных иностранных организаций, представляющихся объективными защитниками прав человека - "Махалля превращается в карательный орган государства". Оказывается, обращение супругов к представителям махалли, а не в суд, когда у них возникают разногласия и конфликты, является "нарушением прав человека".

Позвольте по этому поводу привести свои размышления. Как известно, институт махалли у нас появился не вчера. К сожалению, в советские годы эта структура была полностью отстранена от общественного управления и превращена в пункты по выдаче справок, которые могли быть затребованы любым советским ведомством, по разным мелким вопросам. Это привело к никогда не виданному в нашей истории росту числа сирот при живых родителях, исчезновению доброты между людьми, заботы друг о друге, появлению взглядов типа "ты меня не трогай и я тебя не трону".

Ставя перед собой целью лечение этой раны нашего национального жизненного уклада, мы не можем понять действий "защитников прав человека", которые ищут грязь в наших чистых помыслах, оценивают их соответственно своим узким взглядам. Пусть в какой-то западной стране дается зеленый свет заключению однополых браков, представители другой "культурной нации" считают демократией возможность в полуголом виде появляться в магазинах, брать там что вздумается и таким образом удовлетворять свои низменные потребности - если мы не вмешиваемся в их подобные дела, это ведь не означает, что у нас нет по этому поводу никакого мнения. Никто ведь не спрашивает, что мы думаем по поводу этих вещей, чуть ли не ежедневных. Почему кому-то не дают спать наши действия, направленные на восстановление наших национальных ценностей, пронизанных духом человеколюбия? Разве то, что мы далеки от насильного насаждения своих мыслей, не свидетельство нашего глубокого осознания демократии?..

Интересно, как эти господа, считающие обращение за помощью к махалле при решении семейных споров "нарушением прав человека", понимают статьи 64 и 66 Конституции Республики Узбекистан? Напомним: если первая устанавливает обязанность родителей "содержать и воспитывать детей до их совершеннолетия", то во второй говорится, что "совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях". Будет неудивительным, если эти лица оценят и эти статьи Основного Закона, созданного на основе свойственных нашему народу черт, как "насилие в отношении личности".

Все дело в том, что глаза наших "оппонентов" видят только законы и правила, написанные на бумаге, которыми как палками можно бить по голове. Между тем, у нашего народа есть жизненные правила, не записанные нигде, которые можно увидеть только глазами самого народа, которые сформировались на основе тысячелетнего опыта и которыми проникнут дух нации. Согласно этим правилам, внутрисемейные проблемы не выносятся сразу на всеобщее обсуждение, муж не станет писать заявлений против жены, а жена - против мужа. Оба члена семьи выросли на глазах махалли, об их поведении больше всего осведомлены именно жители махалли, самое главное - эти люди были свидетелями их священного брака, так разве не естественно, что помощь махалли в предотвращении зарождающегося спора будет вернее и эффективнее?

Обратим внимание еще на одно понимание "демократии". Согласно опросу, проведенному одной зарубежной организацией в странах Центральной Азии, в Узбекистане права женщин нарушаются якобы более. Теперь посмотрите на вопросы "проверяющих", на основе которых получены такие ответы: "Противятся ли старшие в семье тому, чтобы вы одевали короткие платья?", "Можете ли вы вечером выйти из дома в любое время?", "Можете ли вы смотреть любые фильмы по телевизору, в том числе откровенные фильмы?" Давайте поразмыслим: как на такие вопросы ответят настоящие узбекские девушки? И каким образом по ответам определяется их свобода, какие ответы могут быть "основанием" для того, чтобы называть их "бесправными"?

Не сложно представить, что претендующие на роль защитников прав наших женщин относятся к этому вопросу исключительно исходя из своих представлений, и делают вышеуказанные "открытия".

Естественно, мы не отрицаем общечеловеческих ценностей. Вместе с тем, мы не можем не отметить, что упомянутые нами выше великие идеи тасаввуф полностью соответствуют общечеловеческим ценностям. С этой точки зрения мы не можем назвать человека, глубоко освоившего демократические взгляды и взявшего их на вооружение, но в сердце которого нет национальных ценностей, узбеком и совершенным человеком (Комил-инсон).

Выше мы уже говорили о том, что не всегда можно выразить на бумаге свойственные природе нашего народа чувства и духовные привычки. Но помимо этого есть десятки национальных особенностей, которые можно выразить на бумаге, такие как иймон (вероисповедание), инсоф (совесть), ор-номус (честь, достоинство), шарм-хае (стыдливость), иффат (целомудрие), андиша (деликатность), ихлос (доверие), мехр ва мурувват (благосклонность, милосердие), и перевода которых нет во многих языках, что, по нашему мнению, должно было заставить задуматься вышеупомянутых "аналитиков". Ведь они говорят о правах человека, хотят защищать права человека? Можно ли им объяснить, что именно это составляет истинные права человека, в том числе и являющихся чудом природы женщин? Возможно, мы ошибаемся, ожидая от них понимания ценностей, которые невозможно объяснить словами. Возможно, для того, чтобы понять эти ценности, необходимо родиться только узбеком.

Человек от человека отличается мышлением, мировоззрением. Если кто-то считает правильным и удобным жить, думая только о себе, опираясь на индивидуалистическое и эгоистическое мировоззрение, естественно это - их право. Покушаться на это право у нас нет даже в мыслях. Наш народ дожил до этих дней, издревле следуя коллективистским жизненным правилам, и свою дальнейшую жизнь будет связывать с требованиями именно этих принципов. Ни для кого из нас не будет в тягость, когда считается, что "родителями каждому ребенку являются семь махаллей", то, что ответственность за поведение невесток чувствуют и соседи, мы считаем хорошим поступком, если сосед вовремя предупредит о неверном шаге нашего ребенка, мы будем только благодарны. Мы считаем, что именно такая жизнь должна быть свойственна и подходяща человеку и всячески ее поощряем. Наши предки под честной жизнью понимали именно такую жизнь и, слава Богу, от этого никто не оскудел.

Президент не устает повторять идею о том, что "Нацию нужно беречь". Беречь нацию - значит беречь ее религию, веру, этику, достигнутый на сегодняшний день культурный уровень. Все завоеватели нашего края в прошлом, в первую очередь, пытались испоганить национальные ценности, сломать дух нации. Сегодня мы живем в 21 веке. Не секрет, что методы и способы духовно-идеологической экспансии в отношении нашей духовности становятся все более изощренными и приобретают все более "культурный" вид. Мы видим и знаем агрессию в бесконечно внедряемых различных кинофильмах, теле- и радиопередачах, посредством газет и журналов, черех сеть Интернет и другими путями, направленными на разрушение наших национальных понятий, ослабление нашего идеологического иммунитета, растление чужеродными элементами нашей молодежи. Мы также хорошо понимаем, что сегодня во всем мире идет жестокая борьба за человеческие сердца. Мы глубоко осознаем далеко идущие цели в распространении психологии раба своих страстей как понятие демократии, проповедь незнания в облике религии. И мы знаем, что и какую силу необходимо противопоставить всему этому. В первую очередь, это духовная сила, воплощающая в себе честь и совесть, религиозные и мирские верования и воплотившую в себе просвещение духовность народа.

Не секрет, что осуществляемые в форме "распространения демократии" действия некоторых сил непосредственно превращаются в насильственное насаждение западного образа жизни. Как в свое время была экспортирована "мировая пролетарская революция", таким же образом сегодня экспортируются такие античеловеческие понятия, как наглость, бесстыдство, жестокость и насилие. Также ясно как день, что тот факт, что отдельные силы называют этот "экспорт" "настоящей демократией", является ничем иным как потерей авторитета этого понятия. Более того, очевидно, что эти действия начались не вчера и не сегодня.

Конечно, большинство из нас слышали имя французского литератора Маркиза де Сада, жившего и творившего два века назад. Термин "садизм" произошел именно от имени этого писателя. В его непристойных произведениях, в частности, таких как "120 дней Садома" и "Философия в будуарах", дитя человеческое дано в облике постыднее иного зверя, межполовые отношения описываются в сюжетах вне норм человеческой стыдливости, элементарной этики, даже (прости, Господи!) внушается удовольствие от поглощения человеческих отходов.

В основе этих произведений, при первом взгляде кажущихся ерундой и болтовней, лежит, как этого не скрывает де Сад, следующая идейно-идеологическая цель:

"Нам, - пишет "инженер человеческого духа" в вышеупомянутом произведении "Философия в будуарах" (в тексте это название переведено на узбекский как "Философия в борделях" - прим. пер.), - отныне для завоевания мира нет необходимости организовывать военные походы с бесчисленными войсками в далекие края, нет никакой необходимости в том, чтобы сапоги погибших в сражениях солдат гнили на чужой земле. Если нам успешно удастся постепенно распространить на весь мир произведения, подобные моим, описание жизненного уклада и морали (?!), если таким методом мы завоюем сердца живущих там людей, нет никакой необходимости для их физического истребления. Народы, чьи сердца перейдут в наши руки, сами, по своей воле, придут к нашим ногам, станут нашими рабами…"

Как бы там ни было, наши уважаемые "соцопросщики", выступающие защитниками человеческих прав наших женщин, читали де Сада, наверное, больше нас. Они прилагают столько сил, чтобы пояснить всему миру в приемлемом виде его цели и суть его идей. Что же делать, коли иных наставников им не было дано...

Слава Богу, мы имели совсем других учителей и другие школы. На вылазку тех, кто выбрал себе в учителя де Сада, мы ответим идеями нашего наставника Накшбанда. На усилия тех, кто под маской демократии пропагандирует в мире образцы и ценности западной жизни, мы ответим обереганием и сохранением наших бессмертных национальных достояний. Более того, по нашему убеждению эти достояния не только не противостоят общечеловеческим направленияым демократии, напротив, они обеспечивают ее обогащение и совершенствование. В ответ на религиозно-экстремистское варварство мы сохраним чистоту нашей религии и выберем просветительский путь борьбы.

Словом, коли мы обладаем нравственно-духовной силой, мы способны выстоять против культурно-массовой экспансии, не время скромничать и надо всему миру пропагандировать нашу духовную мощь, развивать и укреплять ее. Как бы деликатного не назвали трусливым (в поговорке "Андишанинг оти куркок" оба противостоящих слова имеют нюансы: андиша - осторожность, сомнение, деликатность, тактичность, предусмотрительность; куркок - боязливый, робкий, трусливый, пугливый, и в зависимости от контекста поговорка меняет окраску - прим. пер.).

Источник - TRIBUNE-uz
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1075815180
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 27 мая 2020 года №340
- Мажилис одобрил в I чтении законодательные поправки по вопросам промышленной безопасности
- Премьер-Министр РК А. Мамин вручил орден "Достык" Послу ОАЭ Мухаммеду Аль-Джаберу
- Данияр Ашимбаев о реформе образования
- Почему вместо сокращения госучастия в бизнесе создаются новые госпредприятия? - депутатский запрос
- Кадровые перестановки
- Постановление ЦИК РК от 22 мая 2020 года №10/304
- Нурлан Ногаев: Благодаря соглашению ОПЕК+ нам не пришлось останавливать добычу на месторождениях
- Увлекательные отвлекалки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх