Китай: За время реформы брак и семья претерпели четыре крупных перемены 00:42 04.02.2004
За время реформы и открытости брак и семья в Китае претерпели четыре крупных перемены
Каковы крупные перемены в сфере брака и семьи Китая за 20 с лишним лет реформы и открытости? В анализе доцента гуманитарных наук Чэн Мэйдуна из Китайского политико-юридического университета, опубликованном в столичной газете "Бэйцзин жибао", отмечено, что за годы реформы и открытости система брака и семьи в Китае претерпела огромные перемены, воплотившие в себе характерные черты и тенденции перехода общества от замкнутости к открытости, от отсталой модели к передовой.
Автор статьи проанализировал 4 огромных изменения брака и семьи в Китае.
Во-первых, брак перешел в сферу частной жизни.
До реформы и открытости концепция китайцев о браке несла в себе ярко выраженную политическую и классовую окраску. После начала реформы и открытости люди стали постепенно переводить брак в сферу частной жизни, превратив его в одно из важных жизненных проявлений личностной ценности. При выборе спутника жизни люди все больше внимания уделяют таким экономическим и физиологическим факторам, как профессия и доходы, облик лица и фигуры, все больше возрастают и требования к культурным качествам. Это свидетельствует, что китайское общество все больше продвигается в направление светскости, индивидуальности, человечности. Эта перемена во взглядах отражает изменения макросреды общества.
Во-вторых, изменились пути подбора спутника жизни.
В многовековом феодальном обществе Китая заключение брака в основном зависело, как говорилось, от "воли родителей да от речей свахи", сфера заключения брака была узкой. После создания КНР вследствие строгой системы прописки в деревнях и в городах, ввиду отсталости транспорта и связи, а также из-за традиционных концепций брака большинство их по-прежнему заключилось по сватовству и по рекомендациям родственников, друзей, коллег и знакомых, на протяжении весьма долгого периода почти не бывало браков, заключавшихся через общественные посреднические органы.
После начала реформы и открытости методы знакомства заметно приумножились. Результаты обследования показывают, что увеличилось число браков, заключаемых путем личного знакомства, кроме того возникли явления успешного заключения брака через посредство СМИ. Изменение методов подбора спутника жизни отражает умножение общественного обмена и увеличение открытости общества.
В-третьих, все меньше становится размер семьи.
По традиционным концепциям Китая о семье счастливой считалась та семья, где вместе жили четыре поколения в одном дворе при множестве сыновей и внуков, поэтому размеры семьи неизменно были велики. До начала реформы и открытости средняя численность семей сохраняла тенденцию повышения. После начала реформы и открытости она стала снижаться. Уменьшение средней численности членов семьи неизбежно влечет соответствующие изменения в типах семьи, то есть непрерывно повышается число "сердцевинных семей" (состоящих из родителей с неженатым сыном или дочерью). Распространение "сердцевинных семей" отражает ослабление традиционной китайской концепции о счастливой крупной семье, сохранявшейся после создания КНР, в особенности в новый период, а также отражает укрепление самосознания.
В-четвертых, супружеские отношения стали равноправными.
В семейных отношениях наиболее важны отношения между мужем и женой. Изменения в этой сфере после начала реформы и открытости имеют такую же тенденцию, как и до них, то есть, непрерывно крепнет сознание равноправности супругов, неуклонно повышается их самостоятельность. Это идет в унисон с демократизацией, происходящей в жизни всей страны.
В отношениях родителей с детьми, особенно со взрослыми сыновьями и дочерями также налицо заметное повышение взаимной самостоятельности. Родители и дети перестали зависеть друг от друга, те и другие самостоятельно включаются в общественную жизнь – такова общепринятая методика в современных развитых странах. Вышеизложенные изменения, наблюдающиеся в семейных отношениях Китая, вполне соответствуют этим закономерностям развития.
|