КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 04.02.2004
23:17  BBC: Как русская водка попадает в Афганистан. Самые популярные марки - "Столичная" и "Российская"
20:54  МИД России о передаче Таджикистану литературы на русском языке
17:33  "Правда Востока": Сырдарья - в чем причина тревоги?
16:25  Стивен Плаут: Краткое объяснение арабо-израильской войны
16:01  Госсекретарь США вспоминает, как год назад пугал ООН
15:36  Получатели "взяток" от Саддама действовали легально. Опровержение
15:03  МИД Китая выразил озабоченность отправлением войск Японии в Ирак

14:41  На войну - $21 млрд, на мир - $22 млн. Смета "международных" расходов США
12:12  "Континент": Нет чиновника - нет проблемы. Борьба с коррупцией по-китайски
11:50  Сырдарья продолжает затоплять Казалинский район Казахстана
11:29  В Казахстане начинается парламентская предвыборная гонка
11:19  Экс-премьер Канады Ж.Кретьен стал штатным советником нефтяной "PetroKazakhstan"
11:03  Президент знал о продаже бомбы? Израильский сайт утверждает, что Хан "сдал" Мушаррафа
10:54  Уйгурские боевики, расстрелявшие в 2003 году в Киргизии автобус "челноков", скрылись в Казахстане
10:50  "DW" - Киргизия: власть и оппозиция... Новый раунд выяснения отношений
10:27  Д.Маслов: Непростая дружба. Казахстано-российские отношения сегодня
08:34  Кто такие мамбеты? "Мы, казахи, бесбармак едим руками!"
08:26  В Алматы публичных домов нет! Мнение эксперта
08:24  Казахстанские парламентарии дают миллион тенге тому, кто остановит Шардарьинское море
08:14  Среднеазиатская овчарка порушила коленку и личное счастье певицы Пьехи
08:01  С.Намсараева - Кого не любят в толерантной Монголии: религиозная ситуация
07:55  Ради поддержки соотечественников. Киргизия открывает консульские пункты в Худжанде и Сеуле
07:51  На въезде в Баткен сооружен комплекс памятников: старик Бакай, витязи, звери...
06:04  Православный... фундаментализм. Новая книга А.Верховского
04:23  Героиновый терроризм. Доход афганских крестьян от мака равен обороту наркотиков в России
02:42  С.Иванов (министр обороны РФ) - Вооруженные силы России и ее геополитические приоритеты
02:07  Политком Ру - Последнее слово Хатами
01:35  Мини-FATF для СНГ. "Отмывайте" в другом месте
01:11  Ильхам Алиев: "Я хотел быть военным, генералом" (интервью в связи с визитом в Россию)
00:54  "Алга, Кыргызстан" - Мы не заставляем чиновников вступать в нашу партию
00:44  Газета СНГ - ОДКБ пока не впечатляет. Союз ненадежный республик голодных...
00:42  Китай: За время реформы брак и семья претерпели четыре крупных перемены
00:40  Э.Лимонов (лидер НБП) - "Тюрьма приближает к Богу"
00:38  Труба имени Гейдара Алиева. Баку-Джейхан полностью заполнен... долларами
00:34  В Таджикистане подготовка к предстоящим выборам-2005 началась с медиа-рынка (обзор)
00:19  А.Девятов: Народный юань - символ социализма, или Как Китай открыто "кинул" Запад
00:06  Выборы в США помогут Ирану достроить АЭС "Бушехр"
00:02  В поселке Шайдон Аштского района открылся Интернет-центр
Вторник, 03.02.2004
20:43  М.Делягин: "У восточных народов нет никаких перспектив в том будущем, которое строит Запад"
18:56  На "Шэньчжоу-6" полетят двое. Отряд китайских космонавтов возобновляет тренировки
16:33  TRIBUNE-uz: "У нас общий путь со всем человечеством". Обсуждение статьи "Верность национальному духу"
12:58  Хлеба! Пациенты Экибастузского тубдиспансера подняли бунт
12:37  ПосраСМИмся! Мининформ Казахстана пропихивает в Парламенте драконовский закон о СМИ
12:30  В Москве освобожден заложник из Кыргызстана
11:24  Священная Рухнама будет издана в Праге на чешском языке
11:01  Каждый 4-ый абонент GSM в мире - китаец
10:38  "Труд" - Каримов новатор, сторонник демократических ценностей и демократического прогресса
10:33  А в животном мире бывает, чтобы свергли какого-нибудь павиана? Любовь к власти
10:29  СНГ за чертой бедности. Содружество Нищих Государств
10:07  "DW" - Узбекские политзэки "держат зоны"
09:59  Содружество финразведок. Россия объединит борцов с грязными деньгами из СНГ
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
С.Намсараева - Кого не любят в толерантной Монголии: религиозная ситуация
08:01 04.02.2004

КОГО НЕ ЛЮБЯТ В ТОЛЕРАНТНОЙ МОНГОЛИИ
Буклетами о жизни Христа местные жители растапливают печки

Саяна НАМСАРАЕВА - сотрудник Института востоковедения РАН.

В Конституции Монголии 1992 г. записано, что "государство уважает религию, а религия признает верховенство государства". Это положение стало основополагающим для развития отношений между государством и религией в стране. Специальный закон, детально регулирующий государственно-церковные отношения, был принят в 1993 г. и дополнен в 1995-м.

Религиозная политика страны
Формулировки первой редакции "Закона Монголии об отношениях с конфессиями и Церквами", принятого в 1993 г., имели довольно жесткий ограничивающий характер. Например, статья 3 гласила: "За исключением буддизма, ислама и шаманизма в Монголии запрещено пропагандировать иные религиозные учения или вести иную религиозную деятельность где-либо, кроме церкви или монастыря". Статья 2 запрещала "проводить любую религиозную деятельность из-за рубежа", а "число прихожан и месторасположение монастырей должно контролироваться и регулироваться государством", было "запрещено иностранным гражданам или лицам без гражданства приезжать в Монголию с целью миссионерской деятельности, если только они не прибыли по приглашению религиозной организации и указали это целью поездки".

Ограничена деятельность всех религиозных движений, кроме буддизма, ислама и шаманизма - традиционных для Монголии вероисповеданий, хотя в тексте закона нет формулировки "традиционные верования". Государство в первую очередь оказывает помощь при восстановлении буддийских религиозных центров, имеющих культурно-историческое значение.

Если в начале 1990-х гг. государство в основном уделяло внимание возрождению буддизма в контексте национального возрождения и только училось строить отношения с церковными институтами, то с середины 90-х гг., когда "национальная" буддийская община окрепла и заняла доминирующее положение, государственные органы смягчили свое отношение к "нетрадиционным" религиям. Это нашло отражение в поправках и дополнениях к закону в 1995 г.

Буддийский ренессанс
Буддизм на протяжении нескольких веков оказывал огромное влияние на историю и культуру Монголии. В начале XX века в Монголии насчитывалось 583 монастырей и монастырских комплексов, 243 ламы-хубилгана (перевоплощений известных буддийских учителей и божеств). Буддийскому духовенству принадлежало около 20% всех национальных богатств страны. В 1920 г. в стране насчитывалось 110 тыс. монахов, составлявших около трети мужского населения страны. Монгольское государство представляло собой теократию во главе с Богдо-гегеном (Джэбцзун Дамба хутухтой).

Репрессии и гонения на духовенство в советский период монгольской истории превзошли по размаху и неоправданной жестокости антирелигиозные кампании в СССР. К 1937 г. в Монголии практически все монастыри обезлюдели, тысячи лам были убиты и сосланы. Такие же гонения и репрессии испытали на себе и последователи шаманских культов.

В 1989 г. вслед за СССР в Монголии тоже начались демократические преобразования. Заброшенные монастыри наполнились монахами и верующими. Тесные связи и контакты существуют между буддийской Церковью Монголии, Традиционной Сангхой России и Далай-ламой. Огромную помощь в возрождении буддизма в Монголии сыграли тибетские ламы и периодические визиты Далай-ламы, которого в Монголии, несмотря на общую границу с Китаем и окрики Пекина, всегда встречают на высоком правительственном уровне. При помощи неправительственного фонда произведены реставрация и строительство учебного факультета Идга Чойжчилинг при монастыре Гандан, действует цикл телевизионных передач "Открывая буддизм", открыта радиостанция "Дхарма" и организовано горячее питание для 200 послушников в монастыре Гандан, духовно и исторически связанного с известным тибетским монастырем Сэра.

За последние восемь лет в стране появилось более 160 буддийских дуганов (молитвенных домов) и монастырей. Подавляющее большинство буддийских общин составляют приверженцы тибетского буддизма традиционной для Монголии школы гелукпа. Недавно появилось несколько корейских и японских буддийских миссий, последователей направления дзен-буддизма. Их прихожанами стали по большей части корейцы и японцы, живущие в Монголии. Общая численность буддийского духовенства, лам и хувараков (послушников) насчитывает более 2,5 тыс. человек.

Правящая монгольская элита практически полностью состоит из людей, принадлежащих буддийской традиции. Свои буддийские предпочтения наиболее ярко проявляют премьер-министр Монголии Намбырын Энхбаяр и отчасти президент Нацагийн Багабанди. Премьер-министр в некоторых публичных выступлениях объясняет реалии политической и экономической жизни современного мира с буддийской точки зрения.

Ислам и шаманизм
Ислам исповедуют 4% населения страны. К ним относятся этнические казахи, большей частью исповедующие ислам суннитского толка. В основном они живут на западе страны. В июле 1992 г. образован ныне действующий Центр мусульман Монголии (Монголын ислам шашины тов), объединяющий мусульманские общины. В районах компактного проживания казахов действуют 10 мечетей, в 1993 г. в аймаке Баян-Ульгий открыто медресе (духовное учебное заведение), в котором обучаются около 3 тыс. студентов с преподавателями из Турции. Мусульманские общины Монголии периодически получают финансовую помощь от религиозных организаций Турции, Пакистана, ОАЭ.

Шаманизм не имеет специальных институтов. Судя по результатам социологических опросов, в современной Монголии сохраняется определенный религиозный синкретизм: участие как в буддийских, так и в шаманских обрядах. Шаманизм, так же, как и буддизм после периода гонений, испытывает небывалый подъем. Возрождаются культы "хозяев местности", в церемониях общественных молебнов у местных святынь, проводящихся по инициативе местного населения, нередко участвуют и представители центральной и местной властей. Указ президента 1995 г. "О поддержке инициативы поклонения и культа гор Богдо-Ул, Хан-Хэнтэй и Отгонтэнгэр" придал статус "общенациональной святыни" наиболее примечательным природно-историческим объектам.

Выросло число практикующих шаманов. Часть из них, как правило, представители старшего поколения, исполняли шаманские ритуалы в годы гонений тайком. Сейчас они получили возможность практиковать открыто. Например, представители малочисленной народности цаатан, оленеводы тюркского происхождения, проживающие на северо-западе Монголии в районе озера Хубсугул, особенно гордятся своим 90-летним шаманом Сунды. Он стал своего рода местной туристической достопримечательностью. По его словам, он не осмеливается исполнять многие сложные ритуалы, так как его настоящее шаманское облачение было конфисковано и сожжено.

Сам он не в состоянии восстановить сложный зашифрованный узор одеяния, а потому и не может передать свои секреты молодым шаманам. Интересно, что его сын в 1980-е гг. во время учебы в Иркутске нашел среди экспонатов местного краеведческого музея шаманский костюм. Ему удалось сделать фотографии костюма и показать их отцу. Шаман "прочел" рисунок облачения и сказал, что тот принадлежал очень сильному шаману, более сильному, чем он, а поэтому он и не осмелился бы повторить рисунок и узор платья великого предшественника.

Нетрадиционные религии Монголии
Христианская община Монголии немногочисленна. Она включает в себя представителей Русской Православной и Римско-Католической Церквей, некоторое число протестантских общин, лютеран, просвитериан, евангелистских сект, мормонов, свидетелей Иеговы, адвентистов седьмого дня. Новый Завет был переведен на современный монгольский в 1990 г. Если в 1992 г. в Монголии было 12 христианских миссий, то в 1995-м официально их зарегистрировано уже 20.

Точное число монгольских христиан не установлено, хотя известно, что в столице Монголии Улан-Баторе последователями учения Христа называют себя около 24 тыс. человек, что составляет около 0,3% от общего числа жителей столицы. В 2002 г. воздвигнуты два католических храма. 29 августа 2003 г. в Монголии было объявлено об официальном учреждении католической епархии.

Западные корреспонденты с энтузиазмом сообщают о "подъеме христианства" в Монголии, однако мои личные наблюдения в период месячного пребывания в 2003 г. в Монголии не подтверждают столь оптимистичной картины. Я стала свидетелем картины, как в отдаленном аймаке супружеская пара американцев, преподавателей английского языка из "Корпуса мира", с энтузиазмом раздавала красочные буклеты о жизни Христа. Местные жители с удовольствием разбирали брошюры и журналы. Хозяин дома, в котором мы остановились, объяснил, что все они идут на растопку печки. Действительно, с 1990-х годов зарегистрировано множество христианских сект, но их деятельность носит весьма ограниченный характер. Официально зарегистрированные религиозные миссии могут открыто заниматься миссионерской деятельностью. Сведений о преследовании по религиозным убеждениям и узников совести не имеется.

В целом мирное сосуществование различных религиозных организаций в Монголии способствует внутренней государственной политике веротерпимости. Вместе с тем время от времени в печати и СМИ раздаются голоса недовольных "консервативно" настроенных граждан, критикующих "прозападные" увлечения молодежи, к коим отнесена и христианская Церковь. Конституция не запрещает миссионерскую деятельность, однако государство запрещает деятельность миссионерских организаций в случае, если они маскируются под различные гуманитарные организации.

Немного статистики
Население Монголии составляет 2,4 млн. человек. Подавляющее большинство жителей страны - это этнические монголы. Религиозная идентичность населения сформировалась практически по признаку этнической принадлежности, поэтому обобщенно можно сказать, что этнические монголы (халха-монголы, баяты, буряты, ойраты и др.) исповедуют буддизм, а казахи - ислам.

По данным социологических опросов, уровень религиозности среди казахов и бурят оказался выше, чем у представителей других этнических групп. Причем для бурят Монголии (около 50 тыс. человек) оказалось характерным сочетание в религиозной практике буддизма и шаманизма. Халха-монголы составляют 80% населения Монголии. Среди них, назвавших себя верующими, 80% исповедуют буддизм, 10% - ислам, 4,7% - христианство, 5,3% - последователи других религий.

Уровень религиозности по возрастным группам также представляет неоднородную картину. На вопрос "Считаете ли вы себя верующим?" - 74,9% молодежи в возрасте от 16 до 30 лет ответили утвердительно; среди представителей среднего поколения от 31 до 60 лет - 67,1% и среди пожилых людей (от 61 и старше) - 78,1% считают себя верующими.

По мнению секретаря Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте Монголии, нынешняя религиозная ситуация в Монголии представляет сложную и интересную картину. Правительство уже накопило определенный опыт взаимодействия как с традиционными, так и с нетрадиционными конфессиями. Оно уже в состоянии прогнозировать развитие религиозной ситуации в стране, выявлять степень влияния религиозного фактора на проблемы национальной безопасности.

По мнению членов совета, религиозным организациям необходимо не только возрождать внутриконфессиональные традиции, но и проводить реформирование, определенную модернизацию. Новые нетрадиционные конфессии представляют вызов традиционным религиям, нередко уповающим на помощь со стороны государства. Религиозный ажиотаж 1990-х гг. в последние несколько лет заметно спал. Многие новые конфессии, обретя свою паству, уже не ведут столь агрессивную политику, а население больше интересуют экономические проблемы нового времени.

Работа выполнена в рамках проекта "Религия в истории и культуре монголо-язычных народов России: буряты и калмыки в сопоставительном аспекте". Программа "Этнокультурное взаимодействие в Евразии".
№1 за январь 2004

Источник - НГ-Религии
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1075870860


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх