Д.Верхотуров - Не все потеряно. Промышленное развитие Афганистана. Ч. 1-я 09:47 07.02.2004
Промышленное развитие Афганистана
ВЕРХОТУРОВ Д.Н.
Когда-нибудь война в Афганистане прекратится. Одержит победу какая-нибудь из противоборствующих группировок, или же стороны придут к пониманию дальнейшей бесперспективности боевых действий и разрешат свои противоречия путем переговоров. Какой-нибудь из этих вариантов реализуется. Когда война окончится, когда прекратятся боевые действия и будут выведены иностранные войска, то тогда на первый план выступит задача восстановления и дальнейшего развития страны, причем довольно быстрого.
Перед правительством встанет нелегкая задача обеспечения населения продовольствием, одеждой и основными промышленными товарами, а также работой. Понятно, что сегодня, когда еще продолжаются боевые действия и американская оккупация страны, такие вопросы решить невозможно. Война и оккупация ставят перед правительством совсем другие задачи. Однако, никто не мешает заглядывать в завтрашний день и уже сегодня готовиться к его наступлению.
Каким будет послевоенный Афганистан? На этот вопрос ответить достаточно сложно, ибо он содержит в себе множество неясных и переменных обстоятельств. Однако, ответить на него необходимо, если есть желание разработать осуществимую программу не только восстановления, но и дальнейшего устойчивого развития Афганистана.
Довоенный Афганистан был страной по преимуществу аграрной. Сельское хозяйство по данным за 1971/72 год давало 40,8 млрд. афгани, или 49,5% ВВП Афганистана. Фабрично-заводская промышленность давала 6,8 млрд. афгани, или 8,3% ВВП страны. Даже с учетом кустарной промышленности, доля промышленного производства в ВВП Афганистана составляла 21,6%, и не дотягивала до доли сельского хозяйства . Такую же долю в ВВП занимала торговля. Сегодня сельское хозяйство занимает еще большую долю в ВВП в силу разрушения промышленных предприятий войной.
Главное следствие низкого уровня развития промышленности - это дефицит самых необходимых промышленных товаров для нужд населения и экономики. Афганистан до войны не мог обеспечить свои внутренние потребности, например, в тканях, хотя имел мощности, достаточные для производства нужного количества тканей. Текстильные фабрики работали с половинной нагрузкой, а недостающие ткани ввозились из-за границы, главным образом, из Индии.
Аналогичное положение было с обувью, одеждой, предметами быта. Постоянный импорт этих товаров делал платежный баланс Афганистана постоянно отрицательным, что почти в буквальном смысле разоряло страну, ибо правительство, в целях поддержания экспорта и получения средств для импорта, стремилось всеми силами выжимать из крестьян как можно больше экспортных товаров по как можно более низким ценам. Крестьяне к началу 70-х годов стали массово отказываться от производства экспортых товаров: кож, каракуля, смушки, из-за того, что при существующих расценках доход от их продажи закупочным организациям не покрывал расходов.
Предприниматели и торговцы разоряли деревню ростовщичеством и невыгодными для крестьянина торговыми операциями, в значительной степени из-за необходимости закупать нужные для внутреннего рынка товары за границей. Правительство и предприниматели Афганистана разоряли страну для того, чтобы покупать за границей то, что вполне могло быть произведено в самом Афганистане для внутреннего потребления. В то же время нельзя сказать, что афганское правительство совсем не уделяло внимания развитию промышленности страны и современной транспортной инфраструктуры. Внимание этому уделялось. Как пишет А.Д. Давыдов: "Они создавались методами государственного капитализма, с мобилизацией внутренних ресурсов страны через бюджет, привлечением иностранной помощи на долгосрочные программы экономического развития и при всемерном поощрении частного капиталистического предпринимательства" .
В результате предпринятых усилий, в Афганистане сложился достаточно развитый сектор фабрично-заводской промышленности, ориентированной на переработку сельскохозяйственного сырья (хлопкоочистительная, сахарная, маслобойная, текстильная и консервная отрасли), а также на обслуживание транспорта и строительства (авторемонтный завод в Джангалаке, цементные заводы, асфальто-бетонные, заводы железобетонных конструкций и арматуры). В конце 60-х годов в северных провинциях Афганистана появилась газовая промышленность, поставлявшая газ в Советский Союз. Эта отрасль значительного воздействия на экономику Афганистана не оказывала в силу небольшого объема потребления газа внутри страны, и ее действие распространялось на провинции Дзаузджан и Балх. Эта отрасль была придатком советской газовой промышленности в Узбекистане.
Итак, промышленность развивалась для обеспечения нужд дургих секторов экономики: сельского хозяйства, транспорта и строительства. Ядро промышленности: горнодобыча, металлургия и машиностроение - были развиты очень слабо. Металлургии и машиностроения в Афганистане не было вовсе.
Это обстоятельство было одной из главных причин низкой эффективности программ экономического развитяи в довоенном Афганистане. Отсутствие производства машин и оборудования, даже в незначительных количествах, ставило Афганистан в сильную зависимость от иностранных партнеров. Все крупные промышленные предприятия и электростанции были построены при иностранной технической помощи, прежде всего СССР и США. Поскольку экономическое сотрудничество часто обставлялось политическими требованиям, то выходило, что экономическое развитие Афганистана зависело от политической конъюктуры в регионе.
Нельзя не вспомнить в связи с этим советский пример. Советское руководство с самого начала индустриализации понимало всю важность и необходимость развития собственного машиностроения. XIV съезд ВКП(б), провозгласив начало политики индустриализации, выдвинул лозунг: "Превратить Россию из страны, ввозящей машины, в страну, вывозящую машины". Эта установка была выполнена в 1934 году. Советский Союз быстро выдвинулся из числа слаборазвитых и ослабленных войной стран в число передовых и промышленно развитых стран мира.
Бытует мнение, что промышленное развитие таких стран, как Афганистан, невозможно. Считается, что, будто, удаленность от побережья морей и мировых транспортных маршрутов, условия высокогорья делают работу промышленности невозможной и нерентабельной. Но это не так. Пример Таджикистана, сходного с Афганистаном по природно-географическим условиям, показывает, что промышленное развитие в условиях высокогорья не только осуществимо, но и может быть эффективным. Таджикистан, бывший самой отсталой областью Средней Азии, за годы Советской власти превратился в хорошо развитый регион с собственной тяжелой промышленностью, электроэнергетикой и развитым сельским хозяйством, основанном на мощной ирригационной системе.
Сравнение довоенного Афганистана и Таджикистана 70-х годов не в пользу Афганистана. Возьмем для сравнения электроэнергетику. В 1975 году суммарная мощность афганских электростанций составляла 341,4 тысячи кВт, из которых 60% приходилось на станции мощностю от 250 до 5 тысяч кВт .
Суммарная мощность таджикских электростанций в это же время составляла 1085,9 тысяч кВт, из которых 65% приходилось на станции мощностью свыше 200 тысяч кВт . В Афганистане не было станций такой мощности. Крупнейшие ТЭС: Кабульская и Мазари-Шарифская имели мощность по 48 тысяч кВт, тогда как крупнейшие ТЭС Таджикистана: Душанбинская и Яванская имели мощность 218 и 240 тысячи кВт соответственно.
Афганская гидроэнергетика располагала суммарными мощностями в 249 тысяч кВт. В Таджикистане гидроэлектростанции, расположенные также как и в Афганистане - на крупных каналах, имели суммарную мощность 398,7 тысяч кВт. В конце 50-х годов был составлен проект использования огромного гидроэнергетического потенциала Таджикистана, составляющего 33,8 млн. кВт. Признавалась технически возможной выработка 143,6 млрд. кВт/ч электроэнергии . По гидропотенциалу Таджикистан превосходил Узбекистан, Киргизию и Туркменистан вместе взятые.
Проект предусматривал строительство 6 ГЭС суммарной мощностью в 8,4 млн. кВт, с доведение в перспективе до 16-17 млн. кВт. В 1961 году началось строительство Нурекской ГЭС мощностью 2,7 млн. кВт. Со вступлением ее в строй в 1974 году, Таджикистан обладал мощностью гидроэнергетики в 3,1 млн. кВт.
Таджикская энергетика превосходила афганскую по установленной мощности в десять раз. Если мы возьмем для сравнения горнодобывающую промышленность, то здесь также будет перевес в пользу Таджикистана. Во-первых, территория Таджикистана изучена геологами гораздо более тщательно, чем территория Афганистана, что закономерно привело к тому, что Таджикистан обладает большими подтвержденными запасами полезных ископаемых.
Например, запасы угля в Афганистане оценивались в 124 млн. тонн, в том числе промышленного значения 56,8 млн. тонн . Таджикистан обладал запасами угля в 4 млрд. тонн, в том числе промышленными - 1 млрд. тонн. Такая огромная разница в запасах при сходном геологическом строении двух республик может объясняться только неизученностью Афганистана. По производству важнейших видов ископаемого сырья Таджикистан не только не уступает Афганистану, но и в ряде случаев значительно его превосходит:
Афганистан / Таджикистан Каменный уголь (тыс. т.) - 170,3 / 12 Бурый уголь (тыс. т.) - - /878 Нефть (тыс. т.) - 25 / 226 Газ (млрд. куб.м.) - 2,5 / 0,52 Соли (тыс. т.) - 78 / 61
При этом нужно добавить, что газ и соли Афганистан добывал для экспорта в другие страны, и внутри страны эти виды ископаемого сырья не использовались. Из всего объема добываемого газа Афганистан потреблял только 16%. Таджикистан, напротив, потреблял и перерабатывал внутри страны почти все виды добываемых полезных ископаемых и вывозил уже полуфабрикаты или готовую продукцию. По уровню развития перерабатывающей и машиностроительной промышленности Таджикистан далеко опередил Афганистан.
Если сравнить уровень развития хлопкоочистительной отрасли, которая хорошо развита в обоих странах, то это различие видно четко и хорошо. Афганистан имел 4 хлопкоочистительных завода, и в 1976 году произвел 58 тысяч тонн хлопко-волокна . Таджикистан имел 15 хлопкоочистительных заводов и производил 235 тысяч тонн хлопко-волокна . В 1976 году в Афганистане производилось 96,9 млн. метров хлопчатобумажных тканей, а в Таджикистане - 118 млн. метров. Кроме этого, Таджикистан снабжал хлопко-волокном текстильные фабрики РСФСР и УССР.
Таджикистан имел развитую машиностроительную и электротехническую промышленность, чего в Афганистане не было. В состав таджикского промышленного комплекса входили: "Таджиктекстильмаш", "Торгмаш" (Душанбе), "Душанбесельмаш", "Автозапчасть" (Камбазан), Завод им. С. Орджоникидзе, "Таджиккабель", Адрасманский завод низковольтной аппаратуры, Ифсаринский электротехнический завод, Курган-Тюбинский трансформаторный завод.
Большая часть этих заводов вывозила свою продукцию за пределы Таджикистана, снабжала республики Средней Азии, многие предприятия Советского Союза, и даже поставляла на экспорт. Например, завод "Таджиктекстильмаш" поставлял ткацкие станки в более чем 30 стран: СЭВ, Африки и Ближнего Востока. Таджикистан имел развитую горно-обогатительную и химическую промышленность, чего также не было в Афганистане: Вахшский азотно-туковый комбинат (Курган-Тюбе), Исфаринский гидрометаллургический завод, Анзобский вольфрамовый комбинат, Чорух-Дайромская обогатительная фабрика, Адрасманский свинцово-цинковый завод, Такелинский горно-обогатительный комбинат, Анзобский сурьмяно-ртутный комбинат, Яванский электрохимический комбинат, Регарский алюминиевый завод.
Таджикистан производил большое количество редких и драгоценных металлов: золота, свинца, цинка, меди, молибдена, вольфрама, сурьмы, ртути, мышьяка, магния, алюминия. Республика была главным поставщиком вольфрама для всего Советского Союза, занимала заметную роль в поставках ртути, мышьяка, сурьмы. Яванский электрохимический комбинат стал одним из главных производителей магния в СССР.
Вахшский азотно-туковый комбинат в 1970 году производил 252 тысячи тонн минеральных удобрений, тогда как завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе производил в 1975 году 105 тысяч тонн. Все эти данные приводятся совсем не для того, чтобы подчеркнуть отсталость Афганистана по сравнению с Таджикистаном, а для того, чтобы показать, что умелое хозяйствование может превратить даже горную страну, вроде Таджикистана или Афганистана, в процветающую и промышленно развитую. 1.2.2004
|