А.Иваненко: Ислам в Европе - серьезное и перспективное явление в общественной жизни 22:20 09.02.2004
Ислам в Европе: наш ответ Хантингтону
Алексей Иваненко
Первые мусульмане Европы
Первые мусульмане ступили на европейскую землю еще в 711, когда современных европейских наций еще не было и в помине. То были мавританские солдаты генерала Тарика ибн Зияда, имя которого обессмертилось в географическом названии Гибралтар (Гора Тарика). Мусульманский десант высадился на территории римской Испании, незаконно оккупированной варварскими ордами германцев-вестготов.
Мавры некогда были гражданами Римской империи (Рума), поэтому они чувствовали ответственность перед своими испанскими соотечественниками, томящимися под игом германцев. (Напомню, что современный испанский язык относится к романской, т.е. римской, группе языков). Король вестготов Родерик был разбит, а территория Испании была освобождена к 718.
Около 800 лет Испания была мусульманской страной, однако из-за кровавого террора Инквизиции к XVII веку мусульманское население было истреблено, изгнано или насильственно обращено в католицизм. Однако испанская культура и поныне хранит исламские традиции: всемирно известен архитектурный комплекс Альгамбра, самое популярное произведение испанской литературы "Дон Кихот" Сервантеса, по мнению авторитетных литературоведов (включая Борхеса), представляет собой художественную обработку произведения арабо-испанского автора Сида Ахмета Бен-Инхали. А самый известный герой испанского рыцарского эпоса имеет арабское имя Сид - от Сейид ("господин").
История Ислама в современной Европе
Ислам в Европе - это довольно новое явление в европейской общественной жизни. Новое, но серьезное и перспективное. Без учета этого фактора невозможен сколько-нибудь серьезный прогноз на будущее Европы. А если принять во внимание традиционное влияние Европы на весь мир, то европейские мусульмане будут прямо или косвенно оказывать влияние на всю мировую цивилизацию.
Многие задаются вопросом, а совместимы ли вообще Европа и Ислам? Ведь даже в 1996 правый западный мыслитель Сэмюэль Хантингтон в своей книге "Столкновение цивилизаций" считал, что Европа и Ислам - это два антипода, две враждебные антагонистические цивилизации. Но сама жизнь или, вернее, сама длань Аллаха все ставит на свои места.
В 1990-е появился даже не совсем корректный термин "евроислам" (вроде как "евроремонт"). Не бывает евроислама, азиаислама или америкоислама. Ислам есть Ислам. Но сам факт появления такого термина показателен.
В Европе по разным сведениям живут от 15 до 24 миллионов мусульман. Речь не идет об этнических мусульманах Поволжья или Кавказа, которые исповедуют Ислам сотни лет. Речь не идет даже об этнических мусульманах Балканского полуострова, таких как албанцы, босняки, помаки (болгары-мусульмане) или торбеши (македонцы-мусульмане). Речь идет исключительно о Западной Европе, для которой Вена и Прага - это уже восточные бастионы.
Далекий от политики турист, прибывая в Европу, отмечает необычайное обилие сравнительно темнокожих мусульман, ошибочно принимая их за приезжих. Большие мусульманские пригороды выросли вокруг Парижа, Берлина и ряда других европейских городов. В своей основной массе это совсем не иммигранты. Таковыми были их деды и отцы, но они новые уроженцы Европы.
По российским меркам, даже по самым оптимистическим подсчетам, число европейских мусульман невелико. Но тенденция вызывает благоговейный трепет.
40 лет назад в Западной Европе не отыскалось бы и тысячи мусульман. Первая иммиграционная волна была спровоцирована французским правительством, которое желало облагодетельствовать тех алжирцев, которые предали национально-освободительную борьбу своего народа за независимость против французских колонизаторов в 1954-1962.
Они образовали пирамиду французского общества. Их ждали нищета, бесправность и тяжелая низкооплачиваемая работа. Но дети не в ответе за своих родителей. Все исследователи отмечают, что выросшие во Франции потомки алжирских эмигрантов гораздо ревностнее относятся к Исламу, чем их отцы.
Численность европейских мусульман
Самая крупная мусульманская община находится во Франции. Сейчас там насчитывается от 5 до 7 миллионов мусульман, что составляет 10% от общего числа населения. Ислам во Франции стал второй религией после католицизма. Некоторые смелые аналитики утверждают, что в недалеком будущем Франция станет первой исламской страной Западной Европы.
Кроме Франции значительные мусульманские общины насчитываются в Германии (3,4 миллиона), Великобритании (1, 6 миллиона) и Италии (1 миллион). Приближается к миллиону мусульманская община Голландии, где в 1997 было открыто первое медресе (Роттердам). Менее значительные мусульманские общины разбросаны по всем без исключения западноевропейским странам, включая Финляндию и Ирландию. Однако точное количество мусульман в Европе определить сложно хотя бы потому, что неясно, как посчитать миллионы нелегальных иммигрантов, которых "как бы нет".
Большая часть французских мусульман - потомки выходцев с арабского Магриба (Алжир, Тунис, Марокко).
В Германии, Нидерландах, Австрии и Дании мусульманское сообщество в основном (2/3) представлено потомками турецких эмигрантов.
Британские мусульмане (69%) – потомки выходцев из Британской Индии (Пакистан и Бангладеш).
Факторы роста мусульманского населения Европы
Все без исключения аналитики сходятся на том, что численность европейских мусульман стремительно растет. Уже сегодня данные 2000 года уже кажутся безнадежно устаревшими. Для объяснения этого эффекта выдвигаются следующие аргументы:
1. Стабильно высокая рождаемость в мусульманских семьях. Среднее количество детей не опускается ниже четырех. Во многом это стимулируется самой религией.
2. Вымирание "коренного" атеистического или номинально-христианского населения. Многие европейцы считают, что дети могут помешать им вести "нормальную" жизнь. А те, кто имеют одного ребенка, крайне редко решаются на рождение второго. Способствует этому и феминистская пропаганда, утверждающая, что дети, якобы препятствуют женщине занять достойное место в обществе.
3. Раскол между богатыми и бедными странами. Истоки этого раскола восходят к многовековому грабежу Европой и Северной Америкой стран Третьего мира. Ясное дело, что в поисках лучшей жизни люди покидают свои страны и устремляются в богатую Европу. Но без помощи братьев и товарищей устроиться на новом месте невозможно. Скажем, у африканца-мусульманина братьев всегда больше, чем у африканца-язычника, ибо семья первого - многомиллионная умма, а второго - незначительный, часто обедневший клан.
4. Обращение в Ислам "коренного" населения Европы. В сравнительно небольшой Франции белых французов-мусульман уже составляет 50 тысяч человек, что значительно превосходит число русских мусульман.
Акции европейских мусульман
Европейские мусульмане - это активная политическая сила. Весной и летом 2001 достаточно громко заявили о своих правах британские мусульмане индийского происхождения из фабричных городов средней Англии - Брадфорд, Лидс и Олдем.
Когда во время парламентских выборов во Франции 2002 правоэкстремистский Национальный Фронт начал набирать относительную популярность среди некоторых представителей "коренного" населения, именно массовые демонстрации французских мусульман вернули эту организацию на обочину политической жизни.
Именно европейские мусульмане во многом способствовали выработке Европой самостоятельной позиции по вопросу войны в Ираке в 2003.
Последние широкомасштабные акции европейских мусульман проходили зимой 2003/2004. Они были направлены против абсурдного запрета французским Министерством образования ношения хиджаба (головного платка) в школах.
Это не считая почти непрекращающихся маршей в поддержку борющегося народа Палестины, против империалистической политики США и "Израиля".
Тарик Рамадан – духовный лидер европейских мусульман
Идеологом Ислама в Европе и духовным лидером европейских мусульман считается Тарик Рамадан (Tariq Ramadan, фото). Его биография в чем-то уникальна, а в чем-то характерна для европейских мусульман. Он родился в Женеве (Швейцария) в 1962, в многодетной семье египетского эмигранта. По материнской линии Тарик приходится внуком известного мусульманского деятеля Хасана аль-Банна, основавшего в 1928 в тогда еще британском Египте организацию "Братья-мусульмане" и убитого в 1949 английскими наемниками.
В связи с нашей темой интересно то, что именно "Братья-мусульмане" впервые заявили, что европейские идеи демократии и парламентаризма (арабо-египетский термин "гумхурия"), не только не противоречат, но и полностью соответствуют духу Ислама.
Родным языком Тарика стал французский. Он получил образование на Западе. Некоторое время будущий идеолог европейских мусульман изучал философию Фридриха Ницше и преподавал в лицеях. Но однажды он побывал в Египте - на родине своих предков - и стал тем, кем он есть сейчас.
Тарик по-прежнему элегантный интеллектуал, но при этом ревностный мусульманин. С 1990-х он проповедует Ислам в крупнейших городах Запада, выступает на телевидении и пишет книги о своей религии. Тарик поддерживает дружеские отношения с одним из основоположников движения "антиглобалистов" фермером Жозе Бовэ, который на своем тракторе сравнял с землей ресторан McDonalds. Тарик также пользуется огромным авторитетом среди молодых мусульман Европы. Вот наиболее характерные названия трех из десяти его книг:
"Мусульмане в секуляризированной среде" (The Muslims in a Secular Environment) "Мусульмане Запада и будущее Ислама" (Western Muslims and the Future of Islam) "Что значит быть европейским мусульманином?" (To be a European Muslim)
Идеология Т. Рамадана
Основной тезис Тарика Рамадана заключается в том, что европейские мусульмане не должны замыкаться в своих гетто. Рожденные в Европе мусульмане должны получать европейское образование и активно участвовать в европейской общественно-политической жизни, чтобы содействовать распространению Ислама.
Бесспорно, подобная открытость может привести к смешению культур. На это Тарик Рамадан отвечает, что необходимо отличать историческую национальную культуру от вечной религии.
"Арабская культура - это еще не культура Ислама", - заявляет он. "Не бойтесь перестать быть арабами, бойтесь перестать быть мусульманами!", "Я - европеец, но я – мусульманин", - говорит Тарик.
Примечание ЦА. Статью С.Хантингтона "Столкновение цивилизаций?" см. на сайте журнала "Полис" http://www.politstudies.ru/fulltext/1994/1/3.htm
|