КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 16.02.2004
23:50  Православная позиция в вопросе миссии среди иудеев и магометан
22:47  В Москве арестован один из лидеров узбекской "Хизб ат-Тахрир аль-Ислами" Юсуф Касимахунов
20:14  Кадровые перестановки в Таджикистане
18:16  Ким Чен Ира в день рождения подключили к интернету
15:12  Министерство связи Туркмении объявило тендер в связи с проектом создания нового телеканала
14:08  ВВС Афганистана будут воссозданы лишь в следующем году
11:05  Н.Рузыкулов - "Реформа образования в Узбекистане: 12 непрерывных лет"

09:58  Площадь затопления на юге Казахстана уже составила 608 кв. км, эвакуировано 2079 человек
09:23  Экс-аким Караганды Корней Изаак амнистрирован
08:46  Р.Ли Хаф - Политика США в Азербайджане: нефть дороже демократии
08:37  Газета СНГ - Россия на знает что делать с недееспособными "клонами" СНГ
08:32  При чем здесь туркмены? В Ашхабаде открылся месячник афро-американской истории
08:15  Военное присутствие США в Афганистане равнозначно советскому. Им тоже придется отступать?
08:13  Казахские паломники не могут вернуться домой после хаджа
07:57  Руслан Аушев: "Экс-моджахеды говорят, - мы дураки, что с вами воевали!"
07:16  "МК" - Тротиловый ледоруб. Кто помог Яндарбиеву стать шахидом?
07:09  Нота посольства КНР в Москве: МВД России причинило китайским бизнесменам серьезный ущерб
06:24  Д.Гуламов: "Рука, качающая колыбель" или провокация? Анализ последней статьи У.Хакназарова
06:06  П.Добрянски (зам. Госсекретаря США) - Ударим демократией по терроризму (выступление)
05:05  BBC: 13-ти летнему афганскому мальчику понравился лагерь в Гуантанамо (интервью)
03:44  В.Янковский: "Скорпион" жалит своих. К 5-ой годовщине терактов в Ташкенте
02:15  А.Куртов - Чем отличаются "центральноазиатские" политики США и России?
02:01  Ф.Виельмини: Имперская Америка, как самый главный вызов безопасности в ЦентрАзии
01:29  "Figaro" - Страны СНГ пытаются ослабить свою энергетическую зависимость от России
01:01  Маневры Аскара Акаева. Власть не может решить главных проблем Киргизии
00:51  Православие + ислам = Россия, или Признаки новой цивилизации
00:46  Прости, Хомейни. Иран начинает по-новому смотреть на мир
00:41  Зелененький он был? Начался исход доллара из СНГ
00:33  А.Наджафов: Стихи из повести "Без права совершить последнюю молитву"
00:29  Нурани - Революция, которой никто не ждал. Как Иран перестал быть "шахским"
00:20  139 узбеков-нелегалов задержаны на российско-украинской границе
00:09  Реанимацией казахстанского ВПК займется Сингапур. Создано СП
00:07  Путин сожалеет о кончине Советского Союза. Предвыборная речь в изложении агентства AP
00:04  "Девочек" в сауны Алматы поставляли из Узбекистана. Суд прошел
00:02  В пятницу, 13-го. Лев съел брата спикера кенийского парламента
00:01  Одесса-Броды. О готовности войти в антироссийский нефтяной альянс заявили - Киев, Баку, Астана и Варшава
00:00  Два крупных пожара в Китае: более 90 погибших
Воскресенье, 15.02.2004
23:59  Знамение? В Иерусалиме рухнула часть Стены плача
22:14  Военные авантюры СССР и США в Афганистане (опрос россиян)
18:25  Наталья Кочубей о террористах, наркотиках, трафике женщин и спецслужбах Узбекистана
15:17  4 года внешней политики В.Путина. С лидерами ЦентрАзии президен России разговаривал по телефону 75 раз
10:52  Полковник ВВС Киргизии А.Джумабаев - Опыт Афгана здорово пригодился в Баткене
10:43  Киргизский Кенеш со скрипом, но одобрил новый закон "О госязыке"
10:38  Почему выигрывают исламские ценности? В России снова ищут "национальную идеологию"
10:36  В Ташкенте убита известный журналист, подполковник СНБ Наталья Кочубей
02:23  А.Шаймарданов - Минюст Узбекистана нарушает Закон "О политических партиях"!
01:30  ЧП в московском аквапарке: во время дискотеки рухнул купол здания
01:21  В Казахстане объявлен конкурс на написание патриотических песен
01:19  Узбекистан: Исмоил Джурабеков освобожден от должности Госсоветника Президента
01:15  Главный казахстанский ядерщик К.Кадыржанов награжден... "Медалью Наполеона"
01:08  Л.Ерекешева - Конфликтный потенциал межэтнических отношений ЦентрАзии
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Православие + ислам = Россия, или Признаки новой цивилизации
00:51 16.02.2004

ПРАВОСЛАВИЕ + ИСЛАМ = РОССИЯ
Или признаки новой цивилизации

Михаил СИДОРОВ, Владимир СИДОРОВ.

Россия, как и пятнадцать лет назад, стоит на перепутье. Ее лучшие сыны в позе витязя перед камнем на перекрестке, как в известных притчах, пытаются определить для самих себя и показать народу, в каком направлении двигаться дальше, как превратить Россию из страны догоняющего развития в страну, если не опережающую, то хотя бы идущую вровень с передовыми народами в своем социально-политическом и технологическом развитии.

На чем стоим?

Вместе с тем, как представляется, всякий раз остается острым вопрос о путях и методах решения возникших проблем. В этой статье (размышлении) затрагиваются (да и то вскользь, поскольку объем исследования обширен) лишь отдельные аспекты исторического развития, состояния и будущего бытия славянских, а также иных народов, испокон веков населяющих европейское пространство и недавно пришедших сюда.

Россия, как известно, одно из самых многонациональных государств планеты. Она также является многоконфессиональным государством, где представлены последователи христианской конфессии православного толка (не менее 85% населения), а также мусульманские общины различных толков и направлений (около 10% населения).

Последователей буддизма, иудаизма, христиан-католиков, православных старообрядцев и т.п., как свидетельствуют оставшиеся проценты, значительно меньше. Особенно уменьшилось количество иудеев и католиков как следствие исхода евреев и немцев из страны в конце XX века, в результате ухудшающихся экономических условий и возрастающих антисемитских выпадов в обществе (евреи), а также антинемецких настроений в правящей элите и низах. В результате чего немцам было отказано в автономии (Б.Ельцин еще до избрания его президентом, во всеуслышание заявил, что он может передать для проживания немцам территорию артиллерийского полигона в Поволжье, пусть они там выковыривают снаряды). Страну покинула большая часть российских немцев, прибывших в Россию еще во время Петра I и Екатерины Великой, и значительная часть российских евреев. Масштабы исхода последних сравнимы лишь с количеством евреев, выехавших из России в период правления Александра III в конце XX века. Не требует особых доказательств, что страна в лице немцев и евреев лишилась не самых худших работников, как правило, с большей степенью образованности по сравнению с оставшимися.

Отношения между православными и мусульманами в России в ее теперешних границах строились порой драматическим образом. Чего только стоят плач русских людей, угнанных в полон, или плач татарской княжны в русском плену после взятия Казани. Вместе с тем это и история налаживания мирных взаимоотношений между народами разных рас, пример развития различных культур, если хотите, цивилизаций в границах одного государства: Московского княжества, а потом царства, Российской Империи, Советского Союза и, наконец, Российской Федерации.

Современное состояние взаимопроживания русского народа с татарами (казанскими и астраханскими, а также сибирскими), башкирами и другими скорее отрицает тезис С.Хантингтона о борьбе во взаимоотношениях. Если же бросить взор на современное состояние отношений русских и мусульман Кавказа, особенно чеченцев, то конфликтное их развитие является следствием нанесенных друг другу исторических обид в период завоевания Россией в XIX веке Кавказа, а также ошибочной сталинской политикой и отсутствием четких, продуманных ориентиров в постсоветский период.

Взаимоотношения славянских народов с народами Кавказа являются предметом особого рассмотрения, хотя следует заметить, что религиозная составляющая этих отношений не является доминирующей в них. Не следует во всяком случае демонизировать роль исламской составляющей в бытующих теперь настроениях на Северном Кавказе в целом и Чечне, в частности. Трагический аспект является следствием прежде всего социальных, экономических причин, и эти проблемы возникли не в последнее десятилетие. Особенная острота порой кризисных явлений в Чечне, Дагестане, Ингушетии является результатом отката отношений внутри этих республик к средневековым схемам: вершина пирамид принадлежит одному роду, клану; отсутствует настоящая в ее западном понимании выборность и сменяемость элит, а ввиду отсутствия надлежащего экономического роста при высоком приросте населения значительная часть его маргинализуется и выталкивается с гор Кавказа на беспредельные и сравнительно богатые просторы равнинной России.

Видимо, логично рассмотреть вопрос и о предстоящем возрастании на территории России числа представителей мусульман и уменьшении относительном и абсолютном числа славян - представителей христианской конфессии. В настоящий период это уже является грустной реальностью и будет происходить более быстрыми темпами в будущем. Титульная нация на необъятных просторах России значительно уменьшится.

"Титульный" кризис

Россия вступила в XXI век с грузом доставшихся ей от прошлого проблем, в том числе демографической. Богатая природными ресурсами, с архаическими схемами экономического механизма и темпами роста, недостаточными для того, чтобы преодолеть разрыв с преуспевающими государствами, сегодняшняя Россия, несмотря на, как утверждают, забрезживший свет в конце тоннеля, является страной с деморализованным и вымирающим населением из числа представителей титульной нации. Кстати, термин "титульный" введен в период советской власти и скорее работает на порождение национальных проблем, нежели на их решение.

Продолжает оставаться высоким уровень безработицы, ухудшается состояние здоровья,в том числе снижается средняя продолжительность жизни, оставляет желать лучшего нравственность, производственная и профессиональная квалификация. Около 20 - 25% русских новорожденных появляются вне брака, много детей воспитывается в неполных семьях либо в семьях алкоголиков и наркоманов, в детских домах. При средней продолжительности жизни у мужчин до 59 лет наблюдается прогрессирующее превышение смертности над рождаемостью. Из больших по численности народов в наихудшей демографической ситуации оказались русские, а также российские украинцы (крупнейшее национальное меньшинство Российской Федерации), белорусы, финно-угорские народности. Численность русских уменьшается почти на 1 млн. ежегодно.
К 2020 - 2025 гг. число потомственных русских сократится до 85 млн. и будет продолжать уменьшаться. К середине XXI русских останется лишь около 60 - 65 млн.

На этом фоне у мусульман России, хотя и у них рождаемость также падает, а здоровье ухудшается, положение несколько лучше: рождаемость все же превышает смертность (хотя и ненамного), увеличивается плотность населения, а также процент мусульман на территориях их традиционного проживания. Мусульманские семьи, особенно в селах, в среднем крупнее, прочнее и здоровее, чем у русских.

Демографические показатели у мусульман Северного Кавказа лучше, чем у татар и башкир. Однако относительное благополучие в нерусских, преимущественно тюркских и кавказских этносах России, не компенсирует ее демографических потерь.

Российская Федерация, кроме городских анклавов и относительно хорошо заселенных южных регионов (южнее Воронежа и Саратова), представляет собой редконаселенную, со следами исчезающих деревень и поселков с зарастающими полями территорию - это огромная страна, раскинувшаяся между густонаселенной Европой и перенаселенной Азией.

Географическое положение России и ее теперешнее состояние неизбежно сделают ее мостом между благополучными европейскими странами и Северной Америкой, и бедными азиатскими странами. Миграционные потоки будут иметь своей целью не только эти регионы, но и Россию. Москва и Подмосковье уже стали притягательным для иммигрантов регионом. Приезжим, в том числе мусульманам, здесь всегда найдется работа в строительстве, промышленности, торговле, индустрии развлечений, городском хозяйстве. (Даже показан наиболее вероятный сценарий изменения процентного соотношения ведущих конфессий).

Званые гости

Когда в России начнется промышленно-аграрный рост при остающейся относительно низкой производительности труда, потребуются трудовые ресурсы. В виду недостатка собственных рабочих рук, страна будет вынуждена их ввозить. Если сейчас славянская часть населения составляет около 85%, то к середине текущего века славяне будут крупной группой, но не абсолютным большинством. Наиболее вероятными кандидатами на статус жителей России являются представители народов из бывших среднеазиатских союзных республик СССР. Среди будущих иммигрантов, как ожидается, будет также немало курдов, египтян, бенгальцев, выходцев из Пакистана, Западной Африки и, несомненно, китайцев. Из перечисленных доминировать будут представители исламской конфессии. Часть иммигрантов, привезенных для работы в шахтах, рудниках, на заводах, по окончании контракта вернется на родину, однако некоторая часть останется в России, может быть, сменив регион, даже перебравшись в сельскую местность.

Для России новое значение обретет проблема религиозной принадлежности. Если в конце XX века российское общество было преимущественно православным с вкраплением религиозных меньшинств, то в XXI веке этноконфессиональная картина будет более сложной. Потомки русских православных будут оставаться самой крупной группой, второй, как и в настоящее время, - русскоязычные мусульмане, но в соотношении примерно половина на половину, последняя общность формируется (и этот процесс продолжается) из мусульман различного этнического происхождения и разных толков ислама. К 2025 каждый четвертый житель Москвы будет мусульманином, каждый второй - христианином (православным католиком, армянином-григореанцем, баптистом, иеговистом).

Судя по всему, наше российское общество и государство не готовы к такому развитию событий. Очевидно, в этой сложной ситуации должен быть налажен диалог между государством, христианским духовенством и исламскими религиозными авторитетами. Русское население должно избавиться от присущих ему элементов национальной нетерпимости, проявлений великорусского шовинизма.

О присутствии этих отрицательных моментов в ментальности великороссов свидетельствуют языковые реалии, наличие национально-политических течений типа РНЕ, скинхедов, псевдопатриотов различного толка. Чего только стоят высказывания Рогозиных и Жириновских. Вспомним поведение первого из них во время организованного губернатором Краснодарского края Ткачевым, не без помощи Рогозина, кризиса в отношениях России и Украины из-за Тузлы.

Высказывания Рогозина в диалоге с украинцами были просто недопустимо хамскими по отношению к "родным" братьям по крови. Непонятно откуда такая ненависть к украинцам и любовь к сербам вплоть до готовности нанести ущерб России ради спасения лидера сербских националистов - Милошевича. И это в отношении тех же славян, тех же православных. Что следует ожидать от этого господина дальше? А он не просто депутат, он - глава в бывшей Думе Комитета по международным делам и лидер преуспевшего на последних выборах блока "Родина". А если почитать некоторые публикации журнала "Русский дом", то невольно складывается впечатление, что авторы этого издания исходят из представлений о превосходстве русских над другими этносами, в том числе их религии - православия. А высказывания товарища Г.Зюганова об особой духовности, соборности русских. Его некоторые выступления в принципе проникнуты тем же духом, что и проповеди православных священников (и мусульманских авторитетов также), еще где-нибудь в XVII веке о бездуховности, индивидуализме католического Запада, его меркантилизме и накопительстве. Последний тезис выдвигался православными нестяжателями в XVI веке и правящими большевиками в XX для своего народа, но не для правящей верхушки.

Реформация как она есть

Оставим в стороне эскапады против католического Запада, конфликта с ним на территории России, видимо, не предвидится. Поскольку здесь господствуют ныне и будут господствовать представления об обществе, мире и человеке, являющиеся производными от православия, ислама и векового атеизма (как известно, к 17 году XX столетия уровень религиозности русских упал в 50 раз по сравнению с концом XIX века).

Итак, в XXI веке на территории России господствующими религиями будут христианство в его православной версии, ислам различных толков (при преобладании сторонников суннизма). У этих идеологий много общего. Кстати, в дискуссиях по различным аспектам православия, ислама, межконфессиональных отношений, роли государства во всем этом как-то забывают, что большинство российских граждан придерживается атеистических воззрений и во многих случаях им безразличны заклятия с амвонов в отношении других религий. Они равнодушны к доказательствам превосходства тех или иных религий.

В период, когда рухнула официальная идеология воинствующего, жандармского атеизма, в России возникло поле для религиозных исканий, особенно нетрадиционных религиозных представлений, в интеллигентской среде. Менее образованная часть населения качнулась в сторону официальных традиционных конфессий: христианства (православия) и ислама. Однако время религиозного ренессанса, во всяком случае, у русских, думается, уже прошло. Высокообразованная нация вряд ли будет глубоко верить в религиозные догмы, следовать архаичным во многом установкам. Кстати, как православие, так и ислам не прошли периода реформации, их трудно приспособить к современной жизни, европеизированным моделям построения государства, где главенствующими являются гражданское общество, самоуправление на всех уровнях, представительная демократия и личность, уповающая не на Бога и его предрешения, а делающая себя и окружающий мир.

С преодолением социально-экономического кризиса процесс возрастания атеистических настроений, религиозного безразличия станет более очевидным, а следовательно, усилится религиозная толерантность.
Однако, пока страна не прошла период кризисов и потрясений, а о стабильности можно говорить как об относительной, учет религиозного фактора должен быть обязательным, всесторонним, взвешенным и выверенным.

Близнецы-братья

Христианство и ислам являются частью авраамической линии цивилизационного и духовно-нравственного процесса.
В иудаизме, христианстве, исламе отражен дух Писания, следовательно, имеются одни и те же корни, идеи. У каждой этой религии имеется своя специфика, свое толкование. Сами христианская и мусульманская религии имеют множество толков и течений. Здесь не место даже вкратце разбирать их особенности и даже перечислять. Заметим только, что православие возникло в Византии, являвшейся образчиком азиатской деспотии. Ислам был порожден и развивался на территориях, ставших объектом исследования К.Маркса, в котором он показал особый "азиатский" способ общественного производства. Этот способ породил различные варианты восточных деспотий.

Православие было даровано Византией, именно даровано Киевской Руси в обмен на ненападение (если выражаться современным дипломатическим языком), а также обязательства защищать ее территорию от набегов восточных народов. Возникшее в Византии православие, а затем и его развитие, в том числе на территории России, имеет ряд отличий от католической версии христианства. Это прежде всего представления о государстве, обществе и личности. Католическая версия христианства и государства, где господствует католицизм и от него производные протестантские течения, унаследовали парадигмы римского права, а православные, в частности, Россия, византийского.

Развитие России происходило под сильным влиянием восточной деспотии с христианской версией авраамисткой ветви, а затем исламизированной Византии - Османской Империи. Кстати, реформы государственного устройства при Иване III и Иване IV проходили под влиянием сформировавшейся в Стамбуле системы управления и собственности, которая имела существенные отличия от схем классического феодализма Европы. В Османской империи и тогдашней России не было предпосылок для зарождения и поступательного развития буржуазных отношений, которые в конечном итоге обеспечили опережающий отрыв Европейского региона от Востока.

В этот период на территории России продолжали укрепляться представления о государстве, собственности, личности, основой которых стали право и религия, пришедшая к нам из восточной деспотии - Византии. Значительным было также влияние Османской империи. В этих же рамках развивался ислам. (Не лишним будет заметить, что еще в период Золотой Орды, когда появились признаки заката гигантской империи, ее правители рассматривали вопрос, а не принять ли Орде православие. Это свидетельствует о том, что на административном уровне в то время не видели большой разницы между исламом и христианством православного толка.)

Для воззрений православия и ислама характерен примат государства. По кораническим требованиям, исламское государство должно быть теократическим. Верховное лицо совмещает в себе и светские, и духовные функции. Религия является стержнем общественного устройства. Это государство должно вести борьбу за умы, души не только своего народа, но всех народов, то есть постоянно расширяться и поглощать мир неверных. А разве не так было с православной Россией, которая увеличилась с XVI по XX вв. в 400 раз? Церковь была стержнем государства (вспомним уваровскую формулу "Православие, самодержавие и народность"),освящала экспансию и не хотела отделяться от государства, отсюда одна из линий конфликта патриарха Тихона с большевиками. Он выступил против отделения церкви от государства и восстал, когда Ленин это свершил.

В значительной степени православие и ислам роднят религиозные и марксистские представления о собственности. Это - особенность российской действительности. Православные и исламские представления о социальной справедливости легли в основу российской модели развития в ХХ веке, а также попытках построения социализма в Египте при Насере, в Пакистане при Бхутто, в Ливии при Каддафи. Насер, Каддафи и их единомышленники утверждали и утверждают, что причины социализма были заложены в раннем исламе, Коране, в котором одной из центральных идей "исламской экономики" стала идея "трудовой собственности".
Ее теологическое обоснование основывалось на том, что верховным собственником земли является Аллах, а человеку - "лишь то, в чем он усердствовал". Идеологи от ислама стремятся дать трактовкам собственности сбалансированный характер, показать необходимость сочетания двух видов собственности - частной и общественной (государственной и кооперативной). Современные представления об исламской экономике отдают предпочтение идеям ограничения деятельности монополий. Православные публицисты в целом не выходят за рамки подобных представлений.

Общий путь

Интересна идея ограничения потребностей, которая исходит из исламских этических представлений, идеями религиозного аскетизма. Естественно, это коррелирует с идеями русской православной аскезы.

Одновременно, как для российской православной общины, так и для исламской, характерен комплекс жителя страны догоняющего развития. То есть признание достижений преуспевающих стран в области техники и технологии, выпячивание своих имеющихся достижений, кичливая гордость за эти прорывы. Превалируют также хвастливые указания на наличие преимуществ населения региона с точки зрения морали и этики поведения, наличия добродетелей, от которых отказался ушедший вперед Запад, погрязший в потребительстве и сибаритстве.

Следует отметить общность менталитета у православных и мусульман, который сформировался как наследие российско-имперского, а в затем советско-имперского мировоззрения. Чего только стоят искания Рогозиных, Зюгановых, Жириновских на эту тему. Им даже пытался подпевать Чубайс со своим "открытием" -либеральной империи. Это опасные попытки играть на отживающих настроениях. Православное и исламское сознание в этом породнены с российским сознанием. Для него характерны: примат государства, незначимость прав личности, использование человека для служения общему делу, гибель за Родину (попадешь в рай), подчиненность личности большинству.

В системе ценностей православия (российской версии) и ислама личность никогда не была ценностью, а только орудием веры - умереть за веру считалось и считается честью.

Часть подобных принципов - следствие приверженности фатализму, правда, у православных это выражено в меньшей степени (согласно Корану, Аллах предопределил все). В немалой степени на это повлияла русская аскеза, уверенность, что земное существование временно и человек рожден для страданий. А отсюда:
человек, личность - незначимы;
пренебрежение земным существованием и соответствующее отношение к смерти как возможной плате за идеалы общества;
люди не распоряжаются своими жизнями, за них это делают другие, те, которым доверено держать в своих руках власть ради высших целей;
главная ценность - духовность, которая понимается как российская идейность.
Общность ментальности православных и мусульман России создают и в дальнейшем хорошие основы для поступательного, плодотворного развития представителей этих конфессий, как и ранее, в рамках единого, сильного государства, единой общности -российского народа.

Религиозное невмешательство

Выход России из кризиса: социального, политического, экономического - создает условия улучшения отношений между православными, мусульманами и представителями других конфессий.
Власть должна неукоснительно (хотя и деликатно) проводить линию на конфессиональную равноудаленность. Очевидные симпатии в сторону той или иной конфессии могут породить серьезные межэтнические разногласия. Пример тому есть - это проект включения в программу средних школ России нового предмета - православной этики. А почему православной, а не исламской или иудейской или буддистской? А почему не атеизма? Кто-то ведь искренне уверен в верности научных представлений, не оставляющих место Богу. А чего стоят заявления о бездуховности католиков?
И самое главное - уважительное отношение государства к традиционным духовным ценностям не должно приводить к политизации религии.
Российское государство должно быть движителем постоянного православно-исламского диалога, а также интенсивного взаимодействия со всеми конфессиями России. Важны усилия по культивированию уважительного отношения к исламу и другим религиям, ориентированным прежде всего на традиционные формы быта, культурные ценности, жизненный уклад.
Главное - исходить из общего, а общее в православии, исламе и иудаизме - авраамистское начало, устремленность к добру, неприятие зла. Особенное же не следует культивировать в ущерб остальному, его следует использовать лишь на благо единения российской нации.
№5 за 11-17 февраля 2004

Источник - Российские вести
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1076881860
Новости Казахстана
- Внеочередной ХХ Съезд партии "Nur Otan" под председательством Нурсултана Назарбаева
- Выступление Президента Касым-Жомарта Токаева на внеочередном XX Съезде партии Nur Otan
- Утвержден партийный список "Nur Otan" на выборы в Мажилис
- Н.Нигматулин: Предвыборная программа "Nur Otan" - ответ на новые вызовы современности
- Назарбаев ответил тем, кто критикует демократию в Казахстане
- В свете решений XX съезда
- Кто покидает Мажилис
- Кадровые перестановки
- В Сенате обсудили концепцию проекта Социального кодекса Казахстана
- С ними ушла эпоха: как погибали фабрики и заводы Алматы
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх