Казах узбеку не имам. Узбекские мечети на юге Казахстана отстаивают свою независимость 12:56 17.02.2004
Есен СМАГУЛОВ
На имамов мечетей из числа этнических узбеков в Южном Казахстане оказывается давление со стороны государства с целью подчинить их юрисдикции Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), сообщает информационная служба международной организации Forum 18. Давление последовало после попытки в 2002 г. внести в закон о религиозных объединениях изменения, которые Конституционный Совет признал противоречащими конституции. Не пожелавшие называть своего имени чиновники заявили, что в область проникает исламский фундаментализм. Казахстан – единственное государство в Центральной Азии, где не запрещена организация "Хизб-ут-Тахрир", причем большинство членов этого объединения в Южно-Казахстанской области – этнические казахи. Один из представителей местных НПО заявил, что "узбеки в Казахстане живут намного лучше, чем в Узбекистане", поэтому они "не заинтересованы в открытой конфронтации с властями".
До сих пор немало мечетей в Южно-Казахстанской области отвергают давление государства и не подчиняются юрисдикции ДУМК. Многие имамы из числа этнических узбеков выступают против так называемой "казахизации" местной мусульманской общины, в которой традиционно доминировали представители узбекского меньшинства. Из 514 мечетей, зарегистрированных в области, 110 являются независимыми общинами, то есть не подчинены ДУМК, об этом представителю Forum 18 сообщили в областной администрации. Глава отдела по работе с общественными объединениями акимата Южно-Казахстанской области Маржан Халимбетова сообщила, что "власти пытаются убедить имамов таких мечетей войти в структуру Духовного управления", но при этом признала, что "фактически мы бессильны сделать что-либо, так как, в соответствии с законом, мечети имеют право регистрироваться как независимые организации". Халимбетова также признала, что большинство "независимых" мечетей расположены в селах с преимущественно узбекским населением.
Автор публикации Игорь Ротар напоминает, что в 2002 г. была предпринята попытка изменить закон о религиозных объединениях в РК. Согласно проекту, регистрация мусульманских организаций была возможна только при получении рекомендации ДУМК. Однако, под давлением международных и местных правозащитных организаций, Конституционный Совет 4 апреля 2002 г. вынес решения, что изменения в законе противоречат конституции.
По данным Халимбетовой, на сегодня лишь незначительная часть мечетей не получила официальной регистрации. Причем, чаще всего это происходит по финансовым соображениям, поскольку необходимо внести регистрационный взнос 17 тысяч тенге, эта сумма достаточно велика для жителей отдаленных сел. Впрочем, представительница акимата заявила, что власти не проводят никаких репрессивных мер против имамов незарегистрированных мечетей.
Южно-Казахстанская область граничит с Узбекистаном, некоторые называют ее оплотом исламского фундаментализма в стране. В регионе проживает около 300 тысяч этнических узбеков (18 процентов всего населения). Казахи, как сказано в публикации, не являются очень религиозными. Ислам распространен среди казахов на бытовом, повседневном уровне, причем сильно смешан с языческими ритуалами. Узбеки же составляют большинство набожных мусульман в Казахстане.
В исследовании на тему "религиозного фактора в политической жизни Казахстана (1991-96 гг.)" Виталий Пономарев и Салтанат Жукеева отмечали, что в 1989 г. большинство имамов мечети в республике были не казахами, а узбеками, татарами, уйгурами, балкарцами, чеченцами и дунганами. До получения независимости мусульманская община Казахстана была подчинена Духовному управления мусульман Средней Азии со штаб-квартирой в Ташкенте, почти все руководящие посты в котором занимали узбеки. Это показывает роль, которую сыграли узбеки в религиозной жизни Казахстана.
На сегодня подавляющее большинство руководителей мечетей в области – казахи. Имамы-узбеки остались во главе общин лишь в населенных пунктах с преобладающим узбекским населением. Многие узбеки в Шымкенте, не пожелавшие называть своих имен, рассказали корреспонденту Forum 18, что предпочитают посещать пятничные богослужения в узбекских кишлаках, потому что узбеки имеют более высокий уровень теологического образования, чем казахи. "Казахизация" мечетей привела к тому, что многие имамы узбекских мечетей отказываются подчиняться ДУМК.
Это неподчинение является на сегодня практически единственным примером конфликта узбеков с казахским правительством. Если же говорить об активизации "Хизб-ут-Тахрир" в Южном Казахстане, то, полагает автор материала, узбеки играют в этом не самую активную роль. Самой заметной акцией "Хизб-ут-Тахрир" в Шымкенте стал митинг нескольких десятков человек в поддержку мусульманских заключенных в Узбекистане. Аналогичные демонстрации прошли практически одновременно еще и в Павлодаре, а также в таджикском Худжанде.
В Южно-Казахстанском управлении КНБ сообщили, что трудность в борьбе с исламскими экстремистами представляет то, что формально организация "Хизб-ут-Тахрир" не запрещена на территории Казахстана. Поэтому даже в случае ареста распространителей листовок чекисты вынуждены отпускать этих людей. Причем, неназванный представитель КНБ указал, что большинство членов "ХУТ" в ЮКО – этнические казахи. Это контрастирует с ситуацией в соседнем Кыргызстане, где в "ХУТ" состоят в основном узбеки, отличающиеся большей религиозностью.
Представитель местного НПО "Диалог" Игорь Савин объясняет это тем, что "узбеки в Казахстане живут намного лучше, чем в Узбекистане", поэтому "наши узбеки не заинтересованы в открытой конфронтации с властями".
|