Н.Байрамова - День запятнанного флага. В Туркмении наступил радостный "байдак" 10:16 19.02.2004
День запятнанного флага Туркменистан, как это и положено в месяце байдак, который еще совсем недавно был обычным февралем, готовится к очередным показательным выступлениям.
Нургозель БАЙРАМОВА, Специально для "Гундогара"
Речь идет отнюдь не о спортивных состязаниях, хотя и они в эти "праздничные" дни приобретают явный оттенок политичности. Одержать победу в рамках празднования дня рождения Туркменбаши - это не только проявление патриотизма и любви к престарелому диктатору, это еще и возможность безбедно прожить хоть некоторое время на премиальные, которые по традиции выдает, как высшую награду, сам именинник. А как же иначе! Ведь, по мнению родоначальника оздоровительного бега по "тропе Сердара" Сапармурата Ниязова, спортом (если это действительно спорт, а не подневольное марширование, опираясь на древки флагов и обмахиваясь портретами вождя, по предгорьям Копетдага) люди должны заниматься задаром. Профессиональный спорт ушел из туркменских реалий как рассадник вольнодумства, как оплот оппозиционных настроений, если хотите. Куда лучше держать спортсменов в нищите, гоняя их до седьмого пота по вытоптанному газону стадиона в канун "всенародных" праздников, что и происходит в эти дни в Ашхабаде.
Спортсмены, школьники, студенты и солдаты-срочники, наиболее бесправные представители современного туркменского общества, если вообще можно говорить о более или менее бесправных в стране, где прав лишено практически все население, кроме, разумеется, тех, кто будет наблюдать шоу, сидя за пуленепробиваемыми стеклами правительственной трибуны, до изнеможения репетируют праздничный шабаш, изображая любовь к своему мучителю и радость по поводу его трижды проклятого дня рождения. За тем, насколько искренни улыбки и счастливы лица, неусыпно следят "личности в штатском" и полицейские, стоящие как в концлагерном оцеплении, по периметру футбольного поля. Освещенная перекрестным светом прожекторов и стараясь не сбиться с ноги, "утомленная солнцем" молодежь золотого века, к счастью, не понимает, насколько жуткое впечатление производит их марш на случайного зрителя - только овчарок не хватает!
Переминаются с ноги на ногу красавцы-ахалтекинцы, ожидая своей очереди пройтись по кругу "Олимпийского" стадиона, "славные предки туркмен" - Огуз-хан, Горкут-ата, Героглы в исполнении придворных артистов - зубрят текст, прославляющий их потомка, вытащившего из народной памяти на всеобщее обозрение седобородых вождей с единственной целью - заставить их читать оды себе самому, прославлять себя, приписать себе родство с истинными туркменскими героями. Воистину, в ниязовском царстве все перевернуто с ног на голову - предки гордятся своим потомком. Да знай они, гордые и мужественные, во что превратит варвар и людоед цветущий некогда Туркменистан, как надругается над историей, культурой и наукой, над человеком и его правами, как заставит верующих молиться своей богохульной "Рухнаме", как понаставит везде золоченых памятников, понавешает портретов, переименует улицы, города, месяцы и дни недели с единственной целью - придать своей жалкой фигуре побольше помпезности, величия и значимости! Многочисленными песнями и стихами, исполненными умелыми руками ковровщиц семейными портретами своих родственников, спектаклями на тему "президентского подвига" Сапармурата Ниязова, коньюнктурными переводами "священной Рухнамы", поздравительными телеграммами, письмами благодарных подданных, наградами несуществующих академий старается ниязовское окружение польстить диктатору, поддержать его пошатнувшееся здоровье, продлить царствование Великого Туркменбаши, ибо его конец будет означать и их конец тоже. Кому нужны тогда будут его портреты и памятники, когда каждый из тех, кто сегодня целует его холодеющую руку, будет открещиваться от него, как от прокаженного.
Не зря гласит народная мудрость, что если Всевышний захочет наказать человека, то прежде всего отнимет разум. Чем, как ни отсутствием разума, можно объяснить ниязовское правление? Удивляет только, что многие не хотят задуматься над тем, что его маразм - это не внутреннее дело семьи Ниязовых и просчеты его лечащих врачей, а трагедия целого народа, всего государства, так как задумавшись над этим, перестаешь быть пешкой на шахматной доске безумного гроссмейстера, и тебе немедленно будет уготована тюремная камера или палата психбольницы.
Могое изменилось в Туркменистане за последние годы. Изменились люди, изменился и сам Ниязов. Из примитивного местного "царька" он превратился в жестокого тирана. Неизменным осталось только его страстное желание повелевать и обогощаться. А два последних года, ознаменованных набирающей силу волной критики ниязовского режима извне и росту недовольства внутри страны, окончательно превратили страну Туркменбаши в государство-изгоя, сравниваемого разве что только с Ираком времен Саддама или Северной Кореей.
Подобно глупому страусу, прячет Ниязов свою крашеную голову в песок льстивых речей и комплементов. И так же, как много песка в Каракумах, много сладких слов в лексиконе придворных блюдолизов. Громко поет народная артистка Джамал Сапарова, но сквозь ее песнопения доносятся вопли изгоняемых с насиженных мест женщин, стариков и детей, скрежет рушащихся под натиском бульдозеров домов и стук топоров, вырубающих посаженные дедами сады и виноградники.
Множество подобострастных эпитетов, изобретенных министром культуры Гузель Нуралиевой, льется с утра до вечера с телевизионных экранов, а на руинах русского драматического театра имени великого Пушкина в Ашхабаде гуляет ветер невежества и махрового национализма. И это тоже - своего рода подарок Туркменбаши, осуществление его заветной мечты вбить кол неприязни между русскими и туркменами, стремление продемонстрировать России презрение к ее святыням. Но не стоит забывать, что про русских часто говорят: "Они медленно запрягают да быстро едут", - и что-то подсказывает мне, что процесс "запрягания" российской птицы-тройки уже близок к завершению…
Помните, в 2002 году ко дню рождения Великого Туркменбаши появились на свет два чудо-барана, один из которых имел на своей шкуре пятно в виде карты Туркменистана, а другой в виде полумесяца с пятью звездами? Дальнейшая судьба баранов-патриотов нам неизвестна, предрекаемое автором появление барана с пятном в виде профиля Туркменбаши на лбу - таким, какой носят на лацканах пиджаков ниязовские чиновники - к сожалению, не оправдалось. Но фантазии ниязовского окружения поистине нет границ! Уловив, что страсть диктатора к "духовным" памятникам ничуть не меньше страсти к памятникам материальным, уцелевшая после "зачисток" туркменская творческая "элита" произвела на свет уродливое потомство - серию литературных "шедевров": "Детство и юность Великого Сердара. Начало трудового пути" - "результат многолетней научно-поисковой, исследовательской работы сотрудников Архивного фонда Президента Туркменистана", "первый шаг на пути подготовки всеобъемлющей научно выверенной политической биографии Сапармурата Ниязова, необходимость издания которой обусловлена возросшей общественной потребностью в нашей стране и за рубежом", и двухтомного романа "Аннанияз Артык. Сорок мгновений жизни", посвященного деду (!) Сапармурата Ниязова. Герой романа "возделывает райский сад, образ которого есть аллегория духовного мира, самой души туркменского народа. Судьба сада - доля нации. И вот двенадцать с лишним лет назад благодаря великому историческому подвигу внука Аннанияза Артыка - Сапармурата Ниязова на туркменскую землю пришли долгожданные свобода, независимость, справедливость, счастье и процветание. Исполнились сокровенные чаяния туркмен десятков поколений, в том числе - Аннанияза Артыка".
Неужели и этот литературный маразм будут изучать в школах и вузах наши дети?! А как же иначе? Ведь "в романе прослеживается вся родословная Сапармурата Ниязова, приводятся сведения о героических и мужественных предках, составляющих гордость нации, являющихся наиболее прогрессивными, образованными, преданными Родине ее представителями". Очень возможно, дедушка Аннанияз и на самом деле возделывал райский сад, не ведая того, что его внука, приведшего страну к самому порогу ада, будут проклинать в каждом туркменском доме.
Долгожданные свобода, независимость, справедливость, счастье и процветание придут на туркменскую землю, но никак не раньше того дня, когда она поглотит и самого ненавистного тирана и даже малейшее воспоминание о мрачных годах его правления. Гордость нации, преданные Родине образованные туркмены - отнюдь не виртуальные предки Ниязова, а реальные живые люди, борцы, заточенные в подвалах Министерства национальной безопасности, лагерях и тюрьмах, те, кто работает на благо своей страны, находясь вдали от родных и близких, кто не боится поднимать голос в защиту своих прав и достоинства.
На что надеялся Ниязов, приурочив празднование Дня национального флага к собственному дню рождения. Скорее всего, таким образом ему хотелось еще раз подтвердить свое величие, ибо что такое - флаг, пусть даже и государственный, в сравнении с ним самим, почти что Пророком ? Первичен он, Туркменбаши, все остальное - вторично. Именно в пропаганде этого маразматического постулата и поняли свою "сверхзадачу" ниязовские идеологи.
Насильственное насаждение культа личности диктатора, введение в обиход коллективного пения гимна, прославляющего гений Туркменбаши, как говорится, "положа руку на сердце", клятва верности Туркменбаши Великому с упоминанием физических недугов, вызванных "изменой", и другие атрибуты диктаторского режима, благодаря их старанию, уничтожают даже самые невинные ростки национального самосознания туркменского народа. И, подчиняясь не чувству уважения к украшенному оливковой ветвью зеленому полотнищу, а страху перед тираном, вывешивают туркменистанцы это "олицетворение духовного возрождения, исконного единства туркменской нации", от которой остались одни только осколки, на крыши жилых домов, школ, министерств, казарм и больниц, на ворота загонов для овец и верблюдов, несут их охапками на парадах, машут ими в залах заседаний и съездов, на свадьбах, детских утренниках и студенческих дискотеках. Однако насаждаемое сегодня в Туркменистане Ниязовым и его приспешниками стремление к показушности, имитация патриотизма и благоденствия на фоне экономической и гуманитарной катастрофы, не приукрасить даже миллионами флагов, никакими коврами не занавесить нищету, духовный упадок и уничтожение истинной национальной культуры.
Более 30 лет назад, 1 сентября 1970 года известный американский певец и композитор Дин Рид в знак протеста против варварских действий американских военных во Вьетнаме демонстративно, на глазах сотен собравшихся, выстирал американский флаг перед зданием посольства США в Сантьяго (Чили) "от грязи, в которой испачкал патриотическую святыню американский империализм". Найдется ли среди нас человек, способный повторить подобный акт в отношении туркменского флага, запятнанного кровавыми руками Ниязова? Несомненно, сделать это будет трудно. Но трудно - не значит невозможно.
18.02.2004
|