"Проклятие Тимура", или Лжесвидетель. Комментарий к мистическому фильму телеканала "Россия" 11:02 21.02.2004
Телеканал "РОССИЯ" (www.rutv.ru) Фильм "Проклятие Тимура"
Программа "Мусульмане" Автор – Алена Жаровская, оператор – Виталий Дуплич.
Малик Каюмов вот уже шестьдесят два года задает себе главный вопрос всей жизни: было ли в его силах остановить начало Великой Отечественной войны?
Малик Каюмов - народный артист СССР, герой соцтруда, лауреат премии "Ника" - недавно отметил свое девяностолетие. Теперь все свободное время он читает Коран, пытаясь найти в Священной книге упоминание о пророчестве, перевернувшем всю его жизнь. Не дают покоя Каюмову события, произошедшие в Самарканде в июне 41-ого.
Тогда ему, единственному кинооператору молодой советской республики Узбекистан, несказанно повезло. Его пригласили участвовать в научной экспедиции, организованной Академией наук. Он снял уникальные кадры перехода узбекского народа от старых устоев к реалиям новой, советской жизни. А за фильм "Паранджа" Каюмов получил главную премию на Лейпцигском кинофестивале в 1930 году.
На этот раз предстояла особенная работа. Объект исследований экспедиции - усыпальница великого воителя Тимура (Тамерлана) в Самарканде. Тимур, родившийся в семье бека и плененной турчанки, за короткое время создал дисциплинированную армию и стал правителем огромной территории азиатского Междуречья. За долгие годы изнурительных военных походов Тамерлан завоевал Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию, а столицей своей гигантской империи сделал Самарканд. Ему принадлежит слава полководца, разгромившего Золотую Орду. В одном из походов Тимур был тяжело ранен в левую ногу, на которую припадал всю жизнь, почему и получил прозвище "Тимурленг" или Тамерлан, то есть Тимур-Хромец.
Кровожадный воитель прекрасно разбирался в архитектуре и науке. Согнанные волей Железного Хромца со всех уголков лучшие мастера и строители украсили новую столицу дивными, восхитившими весь мир голубыми куполами. Ревностный магометанин, Тимур первым на Востоке начал строить гигантские мечети, под сводами которых могли разместиться сразу несколько тысяч молящихся.
Шел 1941 год. Ученые из Ленинграда, Москвы и Ташкента решили разрешить давние сомнения и доказать, что останки в Гур-Эмире действительно принадлежат грозному правителю Тимуру и членам его семьи. Возглавил экспедицию молодой антрополог Герасимов, чья методика восстановления внешнего облика по черепу позволила бы установить, как выглядели Тимуриды при жизни. Дату вскрытия могилы Тамерлана назначили на 21 июня...
За несколько часов до поднятия надгробной плиты Тимура Малик встретил в чайхане трех стариков, которые сказали ему: в древней книге написано, что тот, кто тронет прах Тимура, тот потревожит дух войны... "Единственное о чем я жалею, что по молодости не снял ни стариков, ни книгу...", - вспоминает Малик Каюмов.
Невзирая на предсказание, гроб Тамерлана вскрыли в тот же день, и с первого взгляда стало понятно, что кости принадлежат именно Тимуру. А той же ночью узнали о нападении Германии на Советский Союз. На следующий день все молчали. У всех опустились руки. Останки Тимуридов увезли в Ташкент, а потом в Москву. Герасимов в кратчайшие сроки воссоздал облик Тимура. Весь мир увидел хитроватый и умный прищур самаркандского правителя. Таким получился и памятник, стоящий ныне неподалеку от Гур-Эмира в Самарканде.
С первого дня войны Малика Каюмова не покидало ощущение сопричастности к началу огромной трагедии. Он решительно попросился на фронт и в качестве военного оператора оказался на передовой. Вместе с другими бесстрашно шел под пули, пытался, как мог, остановить эту войну. Ведь все это время его не оставляла мысль о пророчестве, услышанном в самаркандской экспедиции. Несколько месяцев спустя ему удалось договориться о встрече с самим Жуковым: "Я ему все это рассказал. Я знаю, что при встрече Жуков рассказал о Тимуре Сталину. Сталин тут же приказал отправить останки в Самарканд". И как только их перезахоронили, в декабре 42-ого, тут же начались первые победы. А потом и перелом - Сталинградская битва.
Особой честью для Малика стала съемка парада 1945 года. Круг судьбы замкнулся: первым услышав страшное пророчество о грядущей войне, фронтовой оператор Малик, дойдя до Берлина, рассказал всему миру о нашей Победе. По странному парадоксу его самого ранило в левую ногу также, как великого Тамерлана. Хромота для него была знаком свыше того, что всей своей жизнью он должен исправить ошибку, совершенную в июне 41-ого.
Малик старался: построил Узкинохронику, у него больше сотни учеников, по его фильмам учатся сейчас во ВГИКе. А кадры разрушенных ташкентским землетрясением улиц и лица победивших в афганской революции облетели когда-то весь мир.
Сейчас в Гур-Эмир, к гробнице Тамерлана, каждый день приходят сотни людей. Не беспокоить, а выказать свое уважение. Жестокий, но мудрый, принесший на узбекскую землю ислам и новую культуру, Эмир Тимур признан своим народом. И кажется, что свирепый Тамерлан простил живущих здесь людей. Или это только кажется? А быть может, потревоженный в июне 41 года дух Великого Хромого воина носится по всей земле и не упокоится до тех пор, пока люди не научатся чтить древних, жить по законам Божьим и прислушиваться к голосу Разума.
*****
ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬ
К.С.Айни председатель Литературного Фонда Айни
В 1930 – 1950 годы в СССР были созданы научные комиссии по вскрытию захоронений исторических лиц для подлинной идентификации их погребений и создания их подлинных объективных портретов.
Так, в январе 1939 г. специальная комиссия вскрыла в Софийском соборе в Киеве мраморную гробницу Ярослава Мудрого. В июне 1941 г. специальная правительственная комиссия вскрыла в Гуримире в Самарканде захоронения тимуридов. В августе 1944 г. было вскрыто погребение адмирала Ф. Ф. Ушакова. В 1956 г. в кишлаке Панджруд были произведены раскопки могилы основоположника таджикско-персидской поэзии Рудаки.
В состав этих специальных комиссий включались известные историки, археологи, антропологи, правительственные чиновники. И в каждую комиссию включался М. М. Герасимов – реконстуктор, антрополог, скульптор, историк, консультант всех приведенных выше экспедиций, а главное – автор скульптурных портретов перечисленных исторических лиц.
Членами правительственной комиссии по вскрытию захоронений тимуридов были очень солидные, именитые люди – видный ученый Узбекистана, зам. председателя СНК УзССР, руководитель комиссии Т. Н. Кары – Ниязов, выдающийся писатель и историк Садриддин Айни, известный востоковед А. А. Семенов, а также М. М. Герасимов. В киносъемочной группе, снимавшей эту научную, находился молодой кинооператор Малик Каюмов.
К настоящему времени живым официальным участником вскрытия гробниц тимуридов остался лишь М. Каюмов, который вдруг, спустя 62 года, решил вернуться к событиям тех далеких дней и представить историю в своем мистическом понимании, исказив реальные события. Поскольку нет в живых ни Т. Н. Кары – Ниязова, ни Садриддина Айни, ни А. А. Семенова, ни М. М. Герасимова, М. Каюмов, не опасаясь, представил свои домыслы о вскрытии гробницы Тимура. В 2003 г. был создан фильм под названием "Проклятие Тимура", включив кадры, снятые М. Каюмовым, и его вымыслы. С высоты нынешнего положения Героя Социалистического труда он как то фамильярно, с пренебрежением рассказывает в фильме о выдающихся ученых, членах комиссии по вскрытию гробниц тимуридов, их беседах, их восприятий того времени, искажая их речь, с легкостью вкладывая в их уста слова на уровне своего лексикона, забыв, что еще живы свидетели тех исторических событий.
Одним из свидетелей был я, сын Садридина Айни. Отец взял меня с собой, когда вскрывали погребальную камеру в Гуримире. Мне было тогда 13 лет, и я вел дневник, куда подробно записывал интересные происшествия, эпизоды, факты, связанные с отцом.
М. Каюмов в фильме рассказывает о трех старцах, которые принесли книгу, где были слова о запрете трогать могилу Тимура, иначе начнется война. По словам М. Каюмова, он якобы прочитал эти слова по-арабски в книге, а потом привел туда Т. Н. Кары – Ниязова, С. Айни и А. А. Семенова. Они якобы посмотрели книгу, и С. Айни, по домыслу М. Каюмова, стал ругать старцев на фарси и выгнал их палкой.
В своих записях я нашел этот эпизод, вот его перевод: "Когда все вышли из склепа, я увидел трех старцев, разговаривавших по-таджикски с отцом, с А. А. Семеновым и Т. Н. Кары – Ниязовым. Один из старцев держал в руке, какую – то старинную книгу. Он раскрыл ее и сказал по-таджикски: "Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, что кто тронет могилу Тимурлана, всех настигнет несчастье, война". Все присутствующие воскликнули: "О, Аллах, сохрани нас от бед!". С. Айни взял эту книгу, надел очки, внимательно просмотрел ее и обратился к старцу по-таджикски: "Уважаемый, вы верите в эту книгу?" Ответ: - "Как же, она ведь начинается именем Аллаха!". С. Айни: - "А что за книга эта, вы знаете?". Ответ: "Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий". С. Айни: "Эта книга, написанная на фарси, всего – на всего "Джангнома" - книга о битвах и поединках, сборник фантастических рассказов о неких героях. И эта книга составлена всего лишь в недавнее время, в конце XIX в. А те слова, что вы говорите о могиле Тимурлана, написаны на полях книги другой рукой. Кстати, вы наверняка знаете, что по мусульманским традициям вообще считается грехом вскрывать могилы и священные места – мазары. А те слова о могиле Тимурлана - это традиционные изречения, которые аналогично имеются и в отношении захоронений Исмаила Сомони, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина Балогардон и др., чтобы уберечь захоронения от искателей легкой наживы, ищущих ценности в могилах исторических личностей. Но ради научных целей в разных странах, как, и у нас, вскрывали древние могильники и могилы исторических личностей. Вот ваша книга, изучайте ее и думайте головой".
Книгу взял в руки Т. Н. Кары – Ниязов, внимательно просмотрел ее и в знак согласия, кивнул головой С. Айни. Затем взял книгу в руки Малик Каюмов, которого все там называли "суратгир" (фотограф). И я увидел, что он перелистывает страницы не от начала книги, как положено справа налево, а, наоборот, по – европейски слева направо".
Поскольку М. Каюмов не знает таджикского языка (фарси), он не понял беседу старцев, разговаривающих по-таджикски, и все исказил с оттенком пренебрежения к присутствовавшим таджикам и таджикоязычным. Ведь Т. Н. Кары – Ниязов, таджик по – национальности, говорил с А. А. Семеновым по-таджикски.
В своей книге М. М. Герасимов писал, что, "одной из основных задач экспедиции являлась документация подлинности вскрытого захоронения Тимура". Известно, что до вскрытья могилы Тимура в Гуримире ученые предполагали, что Тимур был захоронен или в Шахрисабзе, или в Атраре (А. А. Семенов), или в Герате (Т. Н. Кары – Ниязов), или в Самарканде (С. Айни). Когда же С. Айни услышал от М. М. Герасимова, что Тимур именно захоронен в Гуримире, он естественно, был удовлетворен правотой своей научной гипотезы. В фильме же М. Каюмов рассказывает, что когда М. М. Герасимов поле вскрытия гроба Тимура и осмотра останков, засвидетельствовал, что это могила именно Тимура и осмотра останков, С. Айни якобы начал кричать: "Ура! Я был прав, мое предположение оправдалось". Трудно поверить, чтобы степенный, 63 – летний ученый, выдающийся писатель, переживший в жизни массу трагических и радостных событий, так публично, торжествующе отреагировал криком перед своим солидным коллегами и очень близкими друзьями. И уж никак он не мог, кричат по-русски, когда там его коллеги и большинство участников, кроме съемочной группы, были таджикозячными. Все свидетельствует о том, что слова М.Каюмова – это не только явная лож, а тенденциозность по отношению к таджику С. Айни. Особенно это явно в другом эпизоде, рассказанном М. Каюмовым. Он сообщает в фильме, что вечером 21 июня 1941 г. после вскрытия могилы Тимура, изможденные, возбужденные кинематографисты затемно вернулись в гостиницу, стали обсуждать события дня, слушать радио. И вдруг услышали на английском языке сообщение о начале войны. Вот его слова: " Мы растерялись, вся наша съемочная группа. А. Айни, домулло Айни, который погнал этих людей, сидел как мышь и молчал, и даже слова не сказал".
В этом рассказе М. Каюмова так много несоответствий, лжи, что просто поражаешься, как можно так несерьезно относиться к историческим событиям. Во – первых, С. Айни после тяжелого дня поехал со мной, со своим сыном, домой и уж, конечно, он никак не мог находиться в гостинице со съемочной группой где он, якобы услышал сообщение о начале войны, и все увидели его реакцию на это страшное, грозное известие. Во вторых, как могла съемочная группа услышать по радио о начале войны вечером 21 июня, когда фашисты напали 22 июня в 4 часа утра, а по среднеазиатскому времени это было в 7 часов утра. Далее рассказывая о перезахоронении Тимура в феврале 1942 г., М. Каюмов связывает это событие с исторической победой в Сталинградской битве. Исторические события он передает в своей интерпретации, также не соответствующей действительности. Он якобы сообщил самому заместителю Верховного Главнокомандующего, генералу армии Г. К. Жукову о пророчестве Тимура и предупредил, что "советские солдаты в армии не побеждают, надо захоронить Тимур". Якобы, по словам М. Каюмова, Г. К. Жуков передал эти слова И.В. Сталину, который тут же отдал приказ о перезахоронении Тимура, которое состояло 20 декабря 1942 г. Это было, как говорится в фильме, накануне Сталинградской битвы. Обращаясь к зрителям, М. Каюмов заканчивает свой рассказ: "Через два дня после погребения тимуридов мы победили в Сталинградской битве. И первая победа была в Сталинграде, вот как хотите".
Удивительно, как же участник войны М. Каюмов забыл самые первые наши победы под Москвой еще в декабре 1941 г. И первые победы он перевел в декабрь 1942 г. А истинные исторические события были связаны с тем, что боевая мощь Советской армии в течение лета и осени 1942 г. непрерывно возрастала, с сентября начали проводить подготовку контрнаступления с целью полного разгрома врага в Сталинграде. 19 ноября Юго–Западный и Донской фронты перешли в контрнаступление, 20 ноября – Сталинградский фронт. Благодаря этим контрнаступлениям было завершено окружение врага в районе Сталинграда. А 16 декабря началось наступление. 25 января 1943 г. советские войска ворвались в Сталинград, 31 января взяли в плен генерал – фельдмаршала Паулюса. 2 февраля была завершена историческая Сталинградская битва. Как видно, подлинные даты и победы не соответствуют рассказу М. Каюмова.
А что касается останков тимуридов и их захоронения, то в Москве М. М. Герасимов закончил свою работу "по всестороннему изучению останков тимуридов" 28 декабря 1943 г. Затем была создана специальная комиссия, которая совершила погребение останков тимуридов 20 декабря 1942 г. Кстати, М.М. Герасимов писал в своей книге, что "все тимуриды, погребенные в центральном склепе Гур-Эмире (Тимур, Шахрух, Улугбек, Мухаммадсултан, Мираншах), были погребены повторно с большим или меньшим сроком со времени их первого захоронения". Перезахоронение 20 декабря 1942 г. - это было уже их третье погребение.
Итак, основная идея фильма по рассказу М. Каюмова-это показать, что война началась из - за вскрытия могилы Тимура, а первая победа в Отечественной войне была достигнута, благодаря захоронению останков Тимура. И если бы Т.Н.Кары-Ниязов, С. Айни, А.А.Семенов поверили старцам, то, якобы может и не было бы войны. А если бы, якобы М. Каюмов не предупредил Г.К.Жукова, то не было бы побед на фронте. М.Каюмов все это рассказывал в фильме на уровне своего интеллекта, своего культурного уровня.
Российское телевидение уже несколько раз показывало этот фильм "Проклятие Тимура" по каналу "Россия" и частично в передаче "Мусульмане". С сожалением констатирую, что этот мистифицированный фильм смотрят зрители СНГ и зарубежные зрители, которых этот фильм вводит в недопустимое заблуждение 20.02.04
|