Ай да... сукин сын. За что Туркменбаши снес в Ашхабаде Русский театр им. А.С.Пушкина? 12:23 26.02.2004
Так-то, брат Пушкин
Арслан МАМЕДОВ
В Ашхабаде больше нет Пушкинского театра. 8 февраля, к годовщине смерти великого русского поэта "отец туркменской культуры и духовности" Сапармурат Ниязов отдал приказ снести здание театра и разбить на его месте сквер.
Государственный русский драматический театр был открыт в Ашхабаде 1 октября 1926 года, когда город еще именовался Полторацк. В 1957 году театру было присвоено имя Александра Пушкина. Пушкинский - старейший театр в Туркменистане. Государственный академический драматический театр им. Молланепеса, театр оперы и балета им. Махтумкули (недавно переименованный в Национальный музыкально-драматический) и Ашхабадский театр юного зрителя - младше по возрасту.
Русский театр с момента своего основания являлся самым посещаемым учреждением культуры в столице Туркмении, а после того, как Ниязов начал насаждать повсеместно дух своих мифических предков, и вовсе остался последним вместилищем культурной жизни в стране, измученной ниязовским безвкусным примитивизмом. Хоть театр и назывался русским, здесь всегда работали актеры самых разных национальностей и шли пьесы самых разных драматургов: Эдмона Ростана, Александра Островского, Гусейна Мухтарова, Берды Кербабаева, Тоушан Эсеновой, Ата Каушутова, Александра Вампилова и многих других. Несмотря на повальную "рухнамизацию" и прочие невыносимые для творчества условия, до последнего времени труппе Пушкинского театра удавалось поддерживать серьезный профессиональный уровень своих работ.
Здание театра им. Пушкина - одно из последних архитектурных напоминаний о прежнем Ашхабаде, когда наш город еще не превратился в "беломраморный" форпост ниязовской диктатуры. Конечно, здание требовало ремонта, но сносить его не было никакой необходимости. Наоборот, долгое время обсуждался вопрос о реставрации здания Пушкинского театра. Сам Ниязов неоднократно "умничал" по этому поводу, дескать, "переговорю с Кремлем, узнаю, что они там думают насчет ремонта своего театра". Кроме того, Российский культурный центр, созданный при посольстве РФ в Туркменистане, формально разместился именно в помещении Пушкинского театра, поэтому судьба здания действительно не могла быть уж совсем безразлична российской стороне. Тем не менее, когда речь зашла о сносе театра, посол России Андрей Молочков не посмел ни словом перечить Ниязову, а прибывшая на празднование 64-го дня рождения диктатора губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко пошла еще дальше, назвав варвара Туркменбаши "главным архитектором сказочного Ашхабада". "Мы увидели в архитектуре Ашхабада некоторый стиль Петербурга. Я думаю, что это лично его рука", - заявила Матвиенко, и, несколько дней спустя, Ниязов подтвердил свой "стиль" - Государственный русский драматический театр им. Пушкина был снесен подчистую.
Формальным поводом для разрушения театра Ниязов назвал "аварийное состояние" здания. И конечно, он "позаботился" об оставшихся без крыши над головой артистах. Отныне русский театр, согласно приказу Туркменбаши, будет располагаться в здании бывшего Дома культуры ашхабадской шелкомотальной фабрики им. 8 Марта - помещении никак не пригодном для функционирования популярного театра. Расположено оно хоть и на "одном из главных проспектов туркменской столицы", как поспешила сообщить ниязовская пропаганда, да только в самом его конце, фактически на окраине города. Кроме того, сцена там вполне годится для свадебных концертов, но никак не для серьезных театральных постановок, а предполагаемый зрительный зал даже отдаленно не напоминает театральный.
В последнее время ДК "шелкомоталки", как называют фабрику ашхабадцы, был занят предприимчивыми турецкими бизнесменами, которые открыли там ресторан, банкетный холл, бильярдную и еще массу необходимых для своих скучающих в Ашхабаде соотечественников вещей типа подпольного карточного клуба. Несколько лет назад "Достлук" (так назывался ДК при турках) изрядно погорел в пожаре, а когда был восстановлен, курировавшая легкую промышленность вице-премьер правительства Джемал Гекленова, имевшая "долю" от турецкого бизнеса в подведомственном учреждении, уже была сброшена с высоких постов, таким образом турки больше в "Достлук" не вернулись, здание осталось пустовать и вот… пригодилось, 4 года спустя, для хитроумной провокации Ниязова с Пушкинским театром.
Возможно, для кого-то истинные мотивы, побудившие Ниязова подавить остатки русской культуры в своем темном царстве, и неизвестны, но те граждане Туркменистана, которые пока еще имеют возможность следить за развитием туркмено-российских отношений по независимой прессе, прекрасно знают, что двигало диктатором-разрушителем - не забота о театре и не архитектурные замыслы, а злоба, злоба и ярость, которые обуяли Ниязова, узнавшего о том, что накануне дня его рождения государственный телеканал "Россия" планирует показать документальный фильм об участии туркменских спецслужб во главе с самим Туркменбаши в обеспечении транзита наркотиков из Афганистана в Россию.
Что за материалы удалось раздобыть специальному корреспонденту РТР Аркадию Мамонтову, не знаю, но взбесился Туркменбаши так, словно его действительно, что называется, поймали за руку. Уговоры, требования и угрозы со стороны руководства Туркменистана на российскую сторону влияния не оказали (фильм оставался в телепрограмме до последнего дня), и тогда Ниязов решил прибегнуть к своему излюбленному приему - шантажу. "Вчера я дал поручение и о переселении театра имени Пушкина. Нынешнее помещение Пушкинского театра находится в аварийном состоянии. Поэтому мы снесем его и на этом месте разобьем сквер для отдыха горожан", - злобно вращая зрачками, произнес Ниязов по национальному телевидению, а тем временем само здание театра уже было оцеплено военной полицией. Накануне сотрудников администрации и артистов разбудили ночью, собрали у театра и велели вынести из помещения личные вещи и реквизит. "Операция" была проведена в рекордные сроки. Бульдозеры довершили эту локальную "культурную революцию". Во избежание эскалации напряженности накануне визита В. Матвиенко, руководство РТР сняло фильм Аркадия Мамонтова "Трафик" с эфира.
А дальше - в Ашхабад прибыла губернатор Санкт-Петербурга. Она называла Ниязова "глубокоуважаемым господином", "серьезным философом" и "большим другом России", но все же не избежала "отеческих" нравоучений со стороны злобного диктатора. "Россия должна нам 100 миллионов долларов. Давайте на эти деньги построим русский театр", - с издевкой предложил Ниязов. "Давайте", - согласилась с ним Матвиенко. Пожалуй, это оказалось единственной договоренностью, которой добилась питерская статс-дама во время своего светско-политического визита в Туркменистан. Все остальные объявленные "достижения" были еще более нелепы, вроде планов постройки в безводном Туркменистане пивного завода "Балтика".
А еще пару дней спустя, в газетах было опубликовано обращение коллектива Государственного русского драматического театра им. А. С. Пушкина к своему "благодетелю" Ниязову: "Позвольте выразить Вам сердечную признательность за то пристальное внимание, что Вы оказываете развитию театрального искусства в нашей стране, и передать Вам слова благодарности за предоставленное в распоряжение нашего театра новое здание. Это событие, несомненно, станет новым импульсом в жизни нашего коллектива и его творческих поисках, откроет новые возможности живого, реального воздействия на процесс культурного развития общества, активного утверждения общественных и нравственных идеалов, общечеловеческих духовных ценностей, заповедей Рухнама".
Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя - Но потерял я только время, Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.
Великий Пушкин, написал эти строки в 1823 году. Но, боюсь, даже гений не предполагал, какой жестокий смысл приобретут они, без малого два века спустя.
Специально для "Гундогара"
|