Кабальный договор. Как Кыргызстан отбился от 26 вагонов германского урана 09:47 02.03.2004
Урановая прибыль. Ценой...
Асель ОТОРБАЕВА
...Шум подняли сотрудники Ассоциации неправительственных и некоммерческих организаций (председатель Токтайым Уметалиева), в руки которых попала копия контракта на переработку уранового материала. Сырье, как выяснилось из документа, планировалось переработать на Кара–Балтинском горнорудном комбинате. Энпэошники всполошились. Шутка ли, радиоактивные отходы намереваются свозить в Кыргызстан, а у нас и без того ситуация с переполненными хвостохранилищами весьма критическая. "ВБ" попытался разобраться, так ли страшен черт, как его малюют.
Однажды, полтора года назад...
В октябре 2002 года руководители Кара–Балтинского горнорудного комбината (КБГК) и некой фирмы РВЕ Нюкем ГмбХ из Федеративной Республики Германия ударили по рукам после непродолжительных переговоров. Стороны действительно договорились о том, что наше предприятие берет на себя обязательства переработать урановый материал, который поставят немцы. Речь идет о 1750 метрических тоннах неочищенного урана.
После завершения процесса переработки карабалтинцы должны были отправить уже чистый уран обратно заказчику. Сумму прибыли наши оценили в 600 тысяч долларов с учетом всех налоговых отчислений. Что ж, неплохая сделка для комбината, учитывая факт его многомесячного простоя.
Почему возмутились экологи
Повод для беспокойства у защитников родной природы, конечно же, был. Только в период с 1956 по 1990 год (наиболее активный процесс производства в Кара–Балте) на местном хвостохранилище скопилось 37 миллионов кубических метров (!!!) заскладированных отходов. С 1990–го, когда комбинат перешел на переработку исключительно концентратов урана, складировалось еще по 8 тысяч тонн отходов в год. Как не бить в колокола?
На все вопросы членов Ассоциации НПО и НКО руководство КБГК ответило официальным письмом. В нем утверждается, что "ураносодержащие графитовые тигли (тигель - огнеупорный сосуд для плавки, прокаливания и сплавления различных веществ) не являются РАДИОАКТИВНЫМИ отходами, так как данный материал не проходил стадию атомного реактора и уран имеет в них только природную форму". Ответ, похоже, энпэошников устроил. Во всяком случае, у них больше нет претензий к экологической стороне вопроса. Но...
Ураносодержащие тигли, может, и не являются радиоактивными отходами - специалистам Кара–Балты виднее. Но вряд ли они будут оспаривать, что 1750 метрических тонн УРАНОВОГО МАТЕРИАЛА, который немцы намереваются завезти в Кыргызстан на переработку, как ни крути, РАДИОАКТИВНЫЕ и есть. Не надо быть химиком, открой любой словарь: "Уран - радиоактивный элемент, символ U, порядковый номер в Таблице Менделеева 92, ЯВЛЯЕТСЯ СЫРЬЕМ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОЛУЧЕНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ВЗРЫВЧАТОГО ВЕЩЕСТВА В ЯДЕРНОМ ОРУЖИИ" (выд. мною. - Авт.). Если сюда добавить выписку из пункта № 4 приложения к контракту под названием "Примеси и максимальные пределы концентрации", то можно узнать о том, что при этой процедуре по заказу РВЕ Нюкем ГмбХ из ФРГ наше предприятие будет "купаться" в мышьяке, молибдене, сере, редкоземельных элементах и тяжелых металлах.
Напомним руководству Кара–Балтинского горнорудного комбината о Законе Кыргызской Республики "О хвостохранилищах и горных отвалах", который ЗАПРЕЩАЕТ ввоз и захоронение отходов из других государств на нашей территории.
Кому это выгодно
В КБГК настаивают, что контракт с немцами - очень выгодная сделка. Для кого? Карабалтинцы посетовали на простой производства (традиционный заказчик - Республика Казахстан сейчас строит свои перерабатывающие предприятия и все чаще отказывается от услуг нашего горнорудного). Вспомнили и о сохранении рабочих мест. Безусловно, доводы убедительные. Вопрос еще и в другом: какой ценой дается контракт?
Ни для кого не секрет, что большинство стран Европы давно запретили на своих землях наличие чего бы то ни было, связанного с атомной энергетикой. Не место там и переработке радиоактивных веществ.
Наш комбинат ждет прибыль - около 600 тысяч долларов (по другим данным, $1 миллион).
1750 метрических тонн - это 26 вагонов. Произведем несложный математический расчет. Стоимость одного железнодорожного вагона $3785 + агентирование по России еще 30 долларов, итого $3815. Состав из 26 вагонов отправится из Кара–Балты в Санкт–Петербург (по контракту именно наша сторона обязуется довезти произведенный уран как раз до этого морского порта). Приплюсуйте обратную отправку состава. В целом только перевозка составит 10300500 долларов США. А уран еще надо доставить до конечного пункта, в Европу. И таможенные пошлины, накладные расходы и налоги заплатить...
Уместно теперь вспомнить об урановых ценах на мировых рынках. Сегодня они колеблются в пределах 20–30 долларов за килограмм. Еще раз потрудитесь посчитать и ответьте на конкретный вопрос: зачем Германии сделка, которая в итоге принесет доход (это в лучшем случае) на сумму не более полумиллиона баксов?
Европеец известен не только своим трепетным отношением к природе, к деньгам - тоже. Получается, что Кыргызстан действительно выбран для складирования радиоактивных отходов уранового материала, который немцы собираются поставить, кстати, не из своей любимой страны, а из Великобритании... Иными словами, затраты по контракту у заказчика серьезные, зато здоровье нации в сохранности. Кара–Балта получает $1 миллион и головные боли с захоронением смертельно опасного мусора. Очень похоже на правду.
Но и это еще не все
Однако самое интригующее в этой урановой истории кроется в другом. Только сейчас (спустя почти полтора года после появления контракта!) выяснилось, что... правительство Кыргызстана даже не догадывалось о наличии этого документа. Получается, карабалтинцы с немцами действовали в обход кабинета министров? Николай Танаев публично признался, что слыхом не слыхивал об этой сделке. Ему вторят министры.
Мы внимательно изучили содержание контракта. Вывод напрашивается один: он подписан на кабальных условиях, представляя интересы только заказчика.
Последний фактически свел свои обязательства к минимуму. При этом все бремя ответственности возложено на кыргызстанскую сторону. Вот такой пример: глава 10, пункт 10.2 "Заказчик не дает никаких гарантий, основанных на законе, письменных, устных, явно выраженных или подразумеваемых (включая гарантии пригодности для определенной цели и пригодности для продажи и гарантии, проистекающие из хода сделки и практики торговли) в отношении уранового материала, поставляемого по настоящему контракту". Или другой пример. Глава 14 контракта, пункт 14.1: "Настоящий контракт должен регулироваться и толковаться в соответствии с материальными законами Германии". То есть законодательство Кыргызстана в расчет не берется совсем. Или (тоже из документа): "РВЕ Нюкем ГмбХ будет иметь право отказаться от U3O8, который значительно отличается от заранее поставленной пробы". И таких кабальных условий в контракте с избытком.
Хэппи-энд?
Независимым экологам и НПО отдельное спасибо за бдительность. На днях, как стало известно, премьер–министр КР Николай Танаев после экстренного заседания правительства принял решение о полном запрете на выполнение этой "сделки века".
Из обзора мировых рынков
Около 440 реакторов, разбросанных по планете (совокупная мощность 351 ГВт), требуют ежегодно 75500 тонн концентрата оксида урана. Это данные 1997 года. Мощности растут примерно на 2 процента каждые двенадцать месяцев. К 2010 году спрос на 92–й элемент Таблицы Менделеева увеличится, прогнозируют специалисты. Мировое производство урана сегодня обеспечивает около 60 процентов мировой потребности.
Цифры
Наиболее опасным в Кыргызстане является Каджи–Сайское хвостохранилище. Радиоактивность его скважин превышает 4 тысячи мкр/час. В апреле 2002 года в реку Майлуу–Суу сползло 400 тысяч кубометров грунта из уранового "кладбища".
Всего в Кыргызстане больше двадцати хвостохранилищ и 13 горных отвалов. Все они находятся под пристальным взором специалистов, регулярно осуществляющих мониторинг.
А как у них?
В Казахстане тоже время от времени вспыхивает радиоактивная суматоха. Последний скандал пришелся на весну 2002 года. Тогда Израиль обвинил Казахстан в незаконном экспорте ядерных материалов и технологий. Об этом трубили все СМИ со ссылкой на официальный Тель–Авив. Израильтяне якобы заявили о том, что Казахстан поставляет уран в Ирак.
Кстати, в недрах соседнего государства урана хватает. Оценочные ресурсы U3O8 - 607000 тонн, что составляет 19 процентов от всего мирового запаса.
1.03.2004
|