Исламо-иудейский диалог. Семиты (арабы и евреи) сближаются перед лицом антисемитизма 02:01 11.03.2004
Ховард Берлин Delaware Voice
В это трудно поверить, но, несмотря на сегодняшнюю вражду между иудеями и мусульманами, есть некоторые вопросы, которые сближают представителей двух мировых религий: им приходится противостоять запрету религиозной практики.
Решение президента Франции Жака Ширака запретить ношение в государственных школах страны предметов, явно демонстрирующих религиозную принадлежность, недавно наделало много шума. Несмотря на прокатившуюся по всему миру волну протеста со стороны правительств иностранных государств и религиозных групп, Франция стояла на своем.
Законопроект уже прошел Национальную Ассамблею и, по всей видимости, будет утвержден Сенатом подавляющим большинством голосов. Когда в сентябре закон вступит в силу, понятие "явные признаки религиозной принадлежности" может быть истолковано достаточно широко – сюда могут быть отнесены различные предметы одежды, а также бижутерия. Так, в государственных школах мальчики-мусульмане не смогут носить куфию или галабею, а девочки – хиджаб (платок) или абайю (покрывало типа иранской чадры).
По той же самой причине сикхи будут лишены возможности носить тюрбаны, католики – большие кресты, а евреи – звезду Давида. Если соблюдающие все требования своей религии иудейские мальчики будут ходить в государственные школы Франции (что маловероятно), то их заставят снять ермолки и остричь пейсы. Что касается богобоязненных мусульманок и иудеек, которые должны одеваться в соответствии с религиозными принципами скромности, что будет трудно выполнить в "светской" Франции. Иудеи считают, что мужчина должен покрывать голову, причем не только во время молитвы, но и всегда (это является знаком уважения к Богу и напоминанием о том, что Он видит все).
Мы просим о проявлении веротерпимости, однако получаем отказ. Мусульманское население Франции благодаря высокому уровню рождаемости сегодня составляет 5 миллионов человек. Это – самая многочисленная мусульманская община европейской страны. Безусловно, правительственный запрет вызовет сильнейшую реакцию со стороны французского мусульманского сообщества (возможно, с применением насилия).
Исламские правительства, поддерживающие с Францией торговые отношения, без сомнения, попытаются использовать свои рычаги влияния. Еврейское сообщество Франции также выразило протест против религиозной дискриминации, однако в связи с возрастающим антисемитизмом как в этой стране, так и во всей Европе, не решилось заявить о себе слишком громко, надеясь на то, что правительство, в конце концов, сдастся и отменит закон. Однако Франция – не единственная страна, где вводится запрет на ношение мусульманских платков. В прошлом году некоторые из земель (административно-территориальных единиц) Германии всерьез рассматривали принятие аналогичных законов, запрещающих ношение платков в государственных школах.
Если подобные законы будут приняты, то возникнет вполне логично вытекающий отсюда аргумент: раз уж запрещены религиозные головные уборы, то почему бы не запретить заодно и религиозную одежду и бижутерию? Подобно французам, некоторые немцы также помешались на "западном секуляризме" и рассматривают платок как угрозу ему.
Есть и другая проблема, общая у мусульман и иудеев – обрезание мальчиков. Обрезание берет свое начало с тех времен, когда пророк Ибрахим (Авраам - мир ему) получил разрешение не приносить в жертву своего сына.
За недавнее время прошло много кампаний, в ходе которых различные группы оказывали давление на хирургов и педиатров, пытаясь запретить им делать мальчикам обрезание (которое является весьма распространенной процедурой, производимой с новорожденными младенцами). Сторонники запрета считают, что обрезание – болезненная для ребенка операция, которая к тому же угрожает его здоровью и сексуальному здоровью в будущем.
Но если запретить медицинское обрезание, то как быть с ритуальным обрезанием у иудеев и мусульман, которое часто осуществляют не врачи, а специально обученные религиозные деятели? Можно утверждать, что вмешательство в религиозную практику со стороны правительства – абсурд, однако Швеция (страна, оказывавшая помощь евреям в ходе Второй мировой войны) уже несколько раз пыталась запретить ритуальное обрезание (правда, безуспешно).
И, наконец, последний вопрос, касающийся как иудеев, так и мусульман – запрет на ритуальное закалывание животных в некоторых европейских странах. Подобный ритуал необходим для получения мяса, которое считается дозволенным – кошерным у иудеев и халяльным у мусульман.
Вспомним, что аналогичный запрет ритуального убийства иудеями животных, предназначенных в пищу, имел место на ранней стадии Третьего рейха. Такая аналогия не может не вызвать тревоги у евреев, опасающихся распространения антисемитизма по Европе.
Однако нечто подобное сегодня происходит и по отношению к мусульманам. С 1930 года производство кошерного мяса было запрещено в Норвегии, Дании и Швеции. В то время в этих странах практически не было мусульманского населения, однако же теперь подобный запрет касается и халяльного мяса, употребляемого в пищу мусульманами.
Ритуальное закалывание животных в Швейцарии запрещено с 1902 года. Два года назад швейцарские евреи попытались добиться отмены векового запрета, что совпало с их попытками получить возмещение за Холокост от швейцарских банков. Это вызвало обратную реакцию – волну антисемитизма. Помимо запрета на ритуальное закалывание животных правительство Швейцарии приступило к рассмотрению резолюции, запрещающей также импорт кошерного и халяльного мяса.
Сегодня семиты – арабы и евреи – оказались в положении своеобразного "равенства" перед лицом религиозной дискриминации. Запрет на ритуальное убийство животных существует также и в Дании, правда, в ограниченном виде (он распространяется лишь на быков). Даже в Великобритании в прошлом году обсуждалась возможность запрета ритуального закалывания животных.
Защитники животных сейчас добиваются в рамках Европейского Союза запрета используемого иудеями и мусульманами метода забоя скота, при котором животное не оглушается перед смертью. В результате иудеи и мусульмане этих "просвещенных" стран, верные своим религиозным учениям, вынуждены импортировать кошерное (или халяльное) мясо (например, из Германии и Франции), что существенно повышает его стоимость.
У всех этих проблем, по всей видимости – одни и те же корни. Изучив, какие причины лежат в основе актов антисемитизма, можно придти к выводу, что европейцы просто не хотят видеть в своих странах евреев или же новой волны иммигрантов, большинство которых составляют мусульмане. Часто приходится слышать откровенное высказывание: "Если им это не нравится, пусть поищут другое место".
|