Счастливого Ноуруза! Последователи Заратуштры готовятся к встрече Нового Года 04:55 19.03.2004
СЧАСТЛИВОГО НОУРУЗА!
Мы отмечаем Ноуруз 3742 года от Провозглашения Религии Заратуштры (Zarathushtra) - Новый Год, наступление истинной весны. Точное время наступления Ноуруза по григорианскому календарю:
Москва - 20.03.2004, 09:48:45 Тегеран - 20.03.2004, 10:18:23 Душанбе - 20.03.2004, 11:49:13 Ташкент - 20.03.2004, 11:49:19
"Вся природа являет благодатные дары свои и приветствует этот особый день. Земля облачается в зелень весны и сияет, обретя вновь свою юную красоту. Новая жизнь пробуждается всюду, и все вокруг расцветает. Леса и рощи наполняются благозвучным пением мириада птиц, что желают всем разумным творениям природы Счастливого Нового Года.
Да принесет нам весна здоровье тела и энергичность разума, да разожгут нежные лучи нового солнца наши сердца, и да поведет путеводный свет весны наши души по пути новой жизни, что открывается с наступлением Ноуруза!"
*****
Термин "Ноуруз" состоит из двух персидских слов: "ноу" (новый) и "руз" (день). Ноуруз - циклическое начало летосчисления - является первым днем важнейшего праздника ариев, который отмечается в течение нескольких тысячелетий в первый день месяца Фарвардин согласно иранскому солнечному календарю, то есть в начале третьей декады марта.
Ноуруз - праздник весны, весеннего равноденствия, когда Солнце находится в созвездии Овна. Согласно представлениям древних иранцев весь мир был сотворен именно в момент восхода Солнца из головы Овна, и именно в это время происходило отделение света от тьмы, дня от ночи, добра от зла.
За несколько дней до Ноуруза на улицах и площадях разных городов появляются люди, оповещающие о приходе праздника. Этих людей называют Аму Ноуруз или Хаджи Ноуруз. Они имеют специальную церемониальную одежду красного цвета, с остроконечным головным убором, лицо красят специальной мазью черного цвета и с гуслями в руках идут по улицам и дворам, читая стихи и поя песни.
За две недели до начала Ноуруза нескончаемый поток людей хлынет в магазины и торговые ряды. В эти дни магазины полны коврами, паласами, сладостями, фруктами, овощами, крашеными яйцами, красными рыбками.
Выращивание зелени (сабзэ): За несколько дней до праздника хозяйка дома и дети в специальной посуде выращивают всходы пшеницы, бобов и гороха. Зелень считается необходимым элементом праздничного стола, поэтому ее очень аккуратно и искусно украшают разноцветными лентами с преобладанием красного цвета.
Перед наступлением Ноуруза хозяйки накрывают праздничный стол, что, как полагают исследователи, имеет своим прообразом угощения, приготовляемые в далекой древности для фраваши. Праздничный стол в Ноуруз - традиция, соблюдаемая не только зороастрийцами, но и вообще всеми иранцами, вне зависимости от их религиозной принадлежности. Возможно, он так же является отголоском обычая щедрых даров, которые подданные в древности подносили на Новый Год персидскому царю.
Все, что выставляется на праздничный стол так или иначе, связано с символикой весеннего перерождения, плодородия, процветания, веселья и радости. Выставляемые кушанья известны как "Хафт Син", или "Семь С", так как делятся на семь групп, название каждой из которых начинается на букву "с". Стандартного набора продуктов, входящих в каждую группу не имеется, но обычно группы следующие:
"Сабзэ": зеленые проросшие ростки пшеницы, гороха или ячменя "Саману": пудинг из проросших хлебных злаков "Сэркэ": уксус "Сиб": яблоки "Сир": чеснок "Сумах": измельченная приправа "Сэнджэд": мелкие фрукты
26 марта, спустя пять дней после весеннего равноденствия, зороастрийцы по традиции отмечают день рождения пророка Заратуштры. А на тринадцатый день - завершающий фестиваль, носящий светский характер и называющийся Сиздэ Бедар - "Уходящее тринадцатое", или персидский Праздник Весны. По традиции, всем, кто отмечал Ноуруз в течение двух недель, следует провести вместе и тринадцатый день, причем непременно на природе. Заранее готовятся традиционные блюда, их берут с собой; люди едят вместе, собравшись большими группами, "разделяя пищу, шутки и счастье". Важная часть Праздника Весны - персидские песни и танцы, в которых обычно участвует молодежь. Этот праздник заключает в себе огромную социальную философию. В течение этого однодневного фестиваля враждебность многих сменяется дружбой, и закладываются основы многих дружеских связей, особенно среди молодых. Эта дружба, которая в будущем может перерасти в свадьбы, или бизнес, или в какую-либо другую совместную деятельность. Во время этого завершающего празднование Ноуруза фестиваля также существует обычай опускать в текущие воды проращенные зеленые ростки злаков, овощи и фрукты, которыми украшался праздничный стол в Ноуруз, с тем, чтобы они принесли в новом году удачу и процветание.
*****
Хотя празднование Ноуруза является исконным иранским праздником, он имеет на первый взгляд схожие параллели в иудаизме и христианстве. Еврейский праздник Песах (Пасха) в честь освобождения и исхода евреев из Египта, празднуется примерно в начале весны, хотя и не точно в день весеннего равноденствия (15-21 Нисана, в диаспоре до 22). В иудаизме события священной истории часто связываются с природными циклическими явлениями, таким образом, обновление земли и освобождение ее из зимнего плена символически сравнимо с освобождением еврейского народа от рабского ига. Схожий символизм присутствует и в христианстве. Воскресение Христа, которое, согласно христианской традиции, произошло во время празднования еврейской Пасхи (Песах длится 7-8 дней), имеет символическое соответствие - воскрешение природы весной. Таким образом, старый миф обрел новое символическое значение. Надо заметить, что мотив убийства, а затем воскресения бога, совпадающего по времени с сезонными явлениями в природе имеет очень древнее происхождение. Достаточно вспомнить египетский миф об убийстве Осириса - бога плодородия, его братом-злодеем Сетом, а затем чудесное воскресение Осириса. Смерть Осириса имела соответствие в сборе урожая, а воскресение - в появлении первых всходов.
Схожесть Ноуруза и приведенных празднеств только кажущаяся. Различие между ними глубоко и принципиально. В описанных примерах ежегодно отмечаются события далекого прошлого - это либо поминание и духовное "переживание" заново того, что случилось когда-то однажды (иудейский Песах); или ежегодная мистерия на события легендарной истории (египетский миф об убийстве Осириса). Мистерия - это некое "театрализованное представление" на мифологический сюжет, которое в мифологическом сознании приравнивалась не к изображению события, а к самим событиям. Это некое магическое "воскрешение" того, что якобы произошло в прошлом, которое "свершается" вновь и вновь участниками мистерии в определенный день года для поддержания, как верили древние, "вселенского порядка", раз и навсегда установленного богами. Мистерии соответствовала одна и та же картина звездного неба, повторяющаяся из года в год. Понимание мировой (легендарной) истории как циклического процесса было унаследовано христианством, по крайней мере, отчасти. Отголоски такого понимания сохранились до настоящего времени: день христианской Пасхи - воскрешение Христа, каждый год приурочивается к определенному астрономическому явлению (первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия).
Иранский Ноуруз принципиально отличен от вышеописанного. Ноуруз - праздник в честь того, что произойдет в будущем, а не того, что происходило однажды в далеком прошлом. Зороастризм не знает мистерий. Ему так же в принципе чужды и циклические астральные мифы. Зороастрийская философия направлена в будущее, то, что когда-то происходило, - уже произошло, оно не возвращается, не может возвратиться: "В одну и ту же воду нельзя войти дважды". Поэтому для зороастризма чужда и непонятна, к примеру, ежегодная смерть и воскресение Осириса, для него это нелепость. Так же и любое зло, побежденное однажды, отходит в прошлое (впрочем, как и добро). И злые и добрые герои после смерти становятся лишь материалом для истории (с некоторыми оговорками). Они уже сыграли свою роль.
|