"Дивы Евразии". Вселенское искусство можно показать только в Москве 10:00 20.03.2004
Вселенское искусство можно показать только в Москве
В Москве состоится первый в истории нашей страны концерт мировой музыки "Дивы Евразии". На том, что это именно мировая музыка, а не этническая настаивает автор этого проекта, продюсер Назим Надиров. Он известен во всем мире, как человек, устраивающий концерты музыки народов бывшего СССР. В интервью обозревателю Страны.Ru Марии Свешниковой он признался в своей сокровенной мечте - сделать мировую музыку доступной каждому. По его словам, концерт будут транслировать 49 мировых радиостанций.
- Назим, стало известно, что Вы готовите какой-то необыкновенный концерт этнической музыки. Где он пройдет и кто в нем будет участвовать?
- 25 марта в Москве, в Концертном зале им. Чайковского в рамках Первого Международного фестиваля мировой музыки "Арба мира" пройдет первый концерт из цикла "Дивы Евразии". В Москве такой фестиваль не проводился еще ни разу. Конечно, были разного рода этнические концерты. Сегодня вся современная музыка, включая диджеев, использует элементы той музыки, которая рассказывает о стране своего происхождения.
Но понятие мировой музыки шире, чем этническая музыка - это сочетание этнической, эклектичной музыки с современными веяниями и фольклора. И таких фестивалей в Москве не было. Здесь же представлены лучшие акапелльные певицы, исполняющие музыку культового характера. Звезда вечера станет Муножат Йулчиева, считающаяся лучшей суфийской певицей мира.
- Разве есть такое понятие - суфийские певцы?
- Есть такое мистическое направление в исламе - суфизм. Известно, что все суфии, начиная от классиков Руми, Омара Хаяма, Саади оказали влияние не только на восточную культуру, но и на таких известных поэтов, как Гете и Пушкин. Во все мире суфизм считается самым изощренным и философским искусством. И Муножат Йулчиева из Узбекистана считается лучшей культовой суфийской певицей. В Карнеги холле, в Париже, в Лондоне на ее концерты уже за 3-4 месяца не бывает билетов. Сплошные аншлаги. При этом в России она пока, мягко скажем, не очень известна.
Еще в концерте выступит Урна Чахар Тугчи - она самая яркая представительница культуры внутренней Монголии (это часть территории Монголии, относящаяся с конца XIX века к Китаю). В мире есть два символа, два понятия о культуре этой страны. Это фильм Никиты Михалкова "Урга - территория любви" и певица Урна. Не случайно ее приглашают на все кинофестивали на Западе, она также предваряет показы фильма Михалкова, идет с ним в одной упряжке: Урна поет свои протяжные песни и потом показывается фильм "Урга".
Третья певица - Елена Фролова - широко известна в узких кругах в России. Поначалу она была известна как бард, но в последние годы совершила очень большой рывок в сторону, а потом вверх, сделав альбомы, один из которых, "Zerkalo", выпущен во Франции. Крайне популярен и другой альбом Елены - "Дороженька" - с русскими духовными кантами, где она играет на гуслях и поет, он произвел на Западе большой фурор.
На Всемирном музыкальном конгрессе в Севилье, говорили, что это самое необыкновенное открытие из России. Из исполнителей русской музыки на Западе известны Сергей Старостин, ансамбль "Сирин" и, наконец, там услышали настоящий голос Руси в лице Елены Фроловой. Не извращенные понятия русской культуры в коробейниках и матрешках, а действительный дух русского народа.
Мы объединили трех певиц, и получилось, что, несмотря на то, что они работают в разных жанрах, их связывает духовное единство, духовный посыл, осознанное представление о своем творчестве, о пути артиста, о предназначении человека. Таким образом, православная Фролова начинает концерт, буддистка Урна Чахар Тугчи и мусульманка Муножат Йулчиева продолжат выступление в единстве религиозном и творческом.
Уникальность проекта "Дивы Евразии" также в том, что он впервые в истории России будет транслироваться на 49 европейских радиостанций в рамках Европейского радиовещательного союза (European Broadcasting Union). До этого никогда ни одни проект не привлекал такого внимания европейских радиостанций.
- Насколько этот пласт этномузыки интересен для европейского слушателя?
- Она интересна во всех отношениях, потому что на Западе ее любят, она известна. Больше того, премию Би-би-си этого года получила Севара Назархан из Узбекистана как лучшая певица Азиатско-Тихоокеанского региона. Конечно, это элитная музыка, ее слушают не по всем клубам, а только в элитных залах Запада. В России такая музыка представлена гораздо меньше. В европейских чартах мировой музыки наши артисты во многих странах находится в первой десятке. Например, в данный момент, Саинхо из Тувы с своим альбомом "Кто своровал небо?" Каждая из певиц интересна в отдельности.
Кроме того, определенный интерес представляет то, что этот концерт будет транслироваться из Москвы, интересно также, что в одном концерте участвуют три безусловно разноплановые певицы, при очевидно существующем между ними духовном единстве. Оказалось, что Елена Фролова большая поклонница Урны Чахар Тугчи, а Урна преклоняет колена перед Муножат Йулчиевой. Это в процессе подготовки выяснилось, я этого не знал, когда начинал (видимо не случайно) объединять их в один концерт.
- Мне казалось, что сегодня из этнической музыки самое большое распространение получает кельтская и, возможно, индийская музыка. Но с ваших слов оказывается, что мировому слушателю может быть интересна российская или суфийская музыка.
- Популярность и интересность не всегда пересекаются. Например, в России сейчас крайне популярна кельтская музыка "Lord of the Dance" или других групп. Но недавно мы летели в Севилью на Всемирный музыкальный конгресс вместе с известным музыкальным критиком Артемием Троицким и обсуждали феномен Лены Фроловой. После чего он, открывая пресс-конференцию, сказал, что в Российском музыкальном мире мировой музыки сложилась абсурдная ситуация - 80% этнической сцены в России, в Москве составляют кельтские коллективы и ни одного русского. То есть многие клубы и группы увлечены кельтами, но это все подражание, копии - хорошие или плохие, но - копии кельтской музыки, не имеющие к ней даже косвенного отношения.
А настоящее русское искусство не представлено. Когда-то в 1985 году была Бабкина с программой "Когда взойдет песок", но с тех пор прошло уже лет 20. Есть классическое искусство, есть оперное искусство, есть фольклорные коллективы, но эта ниша попросту пустовала. А насколько такая музыка может быть интересна, мы и хотим показать, представив ее достойным образом.
Задача фестиваля - показать, как много всякой красоты во всем мире, о которой мы даже не имеем понятия. Показать, что есть жемчужины мировой культуры, о которых стоит узнать.
- Вы известны тем, что устраиваете концерты этнической музыки народов бывшего СССР. Но ведь СССР уже нет, зачем вам нужно искусственно поддерживать эту музыку?
- Конечно, каких-то ностальгических оснований для поддерживания ретроградских настроений у меня нет. Я не тот человек, который жалеет о стране, заточившей моего отца в двадцатилетнюю ссылку в 37-м году и маму в 43-м. О стране, где я родился. Поэтому идеи поддержки СССР - нет. Но есть национальное искусство разных стран или регионов, которое не становится хуже или лучше в зависимости от политического режима.
Ведь исконные музыкальные традиции в советское время не были представлены. Для представления официального искусства, в каждой республике были созданы специальные советские институты культуры, которые в основном не соответствовали настоящему национальному фону и традиции. Одни и те же оперы, такие как "Аида" звучали в Душанбе, в Алма-Ате и в Нальчике, не имея к национальному искусству никакого отношения. Или в Москве устраивали декады - туркменской культуры, такой культуры, сякой культуры совершенно не отражающие истинное национальное искусство и традиции. Потом развалили страну, и народное искусство вообще перестало быть интересным кому-либо.
Поэтому я и культуру народов СССР представлял в основном на Западе, делал гастроли узбекских, казахских артистов по Германии, Голландии, где это было всем интересно Первые диски за всю историю с казахской, туркменской, таджикской музыкой тоже там выпускал. Не только потому, что это искусство неизвестной Западу страны, а из-за самодостаточности, из-за очень высокого художественного уровня. Сегодня все негативные официальные аспекты того, что делали официальные власти в советское время, отпали, а чрезвычайно высокий художественный уровень сохранился. Но никто не занимается представлением этого слоя музыкального искусства в Москве.
А я уверен, что такие проекты надо осуществлять именно в Москве. Потому только в Москве все могут объединиться, а не в каком-нибудь Сан-Диего. Только в Москве, где пересекаются все пути, настолько понятные и Азии и Европе, очистив от национальной и официозной шелухи чистое искусство. Стоит показать, что настоящее исконное искусство каждого народа - носит именно вселенский характер, который понятен каждому.
К ностальгической идее воссоединения СССР абсолютно не имеет никакого отношения, но зато имеет отношение к возрождению культурного третьего Рима, как на палитре, открытого всему миру и настоящему искусству всех народов.
- Концерт пройдет, закончится. Чего вы ждете от него? Какой реакции?
- То есть, зачем я это все делаю?
- Да.
- Я тоже задумываюсь об этом. У меня странная манера, когда остается неделя до мероприятия, и я в панике, что продано всего несколько сотен билетов, а зал на 1500 человек, только тогда я начинаю задумываться.
У меня в подсознании, видимо, есть цель, которая всем движет. В данном случае - сделать это искусство знакомым каждому. Ведь все люди, которые бывали на моих концертах, они изменились. Как-то раз около меня, после концерта Урны, остановилась молодая красотка 20 с чем-то лет на крутейшем джипе и говорит: "Вы привозили эту певицу? Поехали, я вас довезу до дома". По дороге включила диск Урны и говорит: "Я все выкинула, слушаю только эту музыку". Значит, у нее уже сознание изменилось после концерта. Я хочу, чтобы поменялось сознание людей, потому что его нужно менять.
Когда людям монгольская певица будет самая родная, когда от узбечки они будут плакать, они поймут, насколько условны политические и национальные границы. Сейчас, когда постоянно трагические события происходят, все предлагают бороться с терроризмом. С моей точки зрения, с терроризмом бороться невозможно. Он непобедим, поскольку это невидимая война и выбор (иногда добровольный) каждого человека, который невозможно контролировать.
Есть только одна единственная возможность - устранить первопричину. Чтобы люди все чувствовали себя не как в чужой стране, чтобы они чувствовали себя как на своей родине, где их уважают, любят, проводят концерты их музыки. Когда устранится причина, не будет мотиваций для ненависти, все будут счастливы и довольны, как например в Голландии. Какая там национальная рознь? В обнимку идут желтые, синие, красные, белые, голубые, и все счастливы, что они живут в Голландии, где никого не взрывают.
И все мы тогда будем с уважением относиться к друг другу и воспринимать, что в этом и скрыта наша сила и красота нашего российского народа, состоящего из полукурдов, полукарачаевцев, полурусских и татар, евреев, живших в Туркмении или вышедших из Узбекистана. Надо понять, насколько мы богаты, что это и есть богатство всероссийской культуры.
|