З.Осоров - Уроки Кербена. Чему научило киргизское "кровавое воскресенье" 05:57 28.03.2004
Уроки Кербена
Замир ОСОРОВ
И чем дальше мы будем продвигаться в демократию, тем ярче будет сиять подвиг аксыйцев, проявленный ими не только в дни аксыйских событий, но и во все последующие дни, каждый год, каждый месяц и даже каждый день, подобный этому морозному дню траурного поминовения. И тем позорнее будут выглядеть все представители местной и высшей власти, судебные органы, силовики, общественные и культурные деятели, журналисты, в той или иной степени виновные в том, что свершилась эта трагедия.
Месяц назад по каналу РТР был показан фильм производства Великобритании и Ирландии, оставивший сильное впечатление среди зрителей нашей республики в силу ряда исторических параллелей и ассоциаций.
Эта картина появилась на свет спустя ровно 30 лет после событий в ирландском городе Дерри, где в ходе столкновения демонстрантов с правоохранительными органами Великобритании погибли 13 человек. Фильм режиссера Пола Гринграсса "Кровавое воскресенье" завоевал "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале, стал одним из главных украшений британского кинофорума в прошлом году и, добавим, вдохнул надежды в сердца тех кыргызстанцев, которые на протяжении двух последних лет борются за свои честь, достоинство, свободы и права.
Выверенная репортажная реконструкция кошмара 30 января в Дерри звучит как приговор английским войскам, уничтожившим 13 жизней ни в чем не повинных людей.
В фильме восстанавливаются практически минута в минуту реальные события прошлого. Как пишут газеты, по человечности "Кровавое воскресенье" в сравнении с голливудскими лентами выигрывает за явным преимуществом. И хотя подобного типа постановки крайне редко получают фестивальное признание, решающее достоинство "Кровавого воскресенья" заключается в отсутствии морализаторства, замещенного сухими цифрами потерь и констатацией последствий. Реальные люди были убиты, а реальные офицеры награждены королевой, закрывшей глаза на резню.
Но самым печальным результатом этого кошмара стала гражданская война в Северной Ирландии, продлившаяся 25 лет и стоившая жизней нескольких тысяч ирландцев и англичан.
Что же касается аксыйских событий, то уже собрано достаточно материала, чтобы на его основе какой–нибудь режиссер создал новый кинематографический шедевр.
Однако мне как рядовому кыргызстанцу просмотр фильма Гринграсса помог по–новому взглянуть на то, что происходило в Кербене в то трагическое утро 17 марта 2002 года, когда правоохранительные органы открыли огонь по мирным демонстрантам, убив шестерых и сделав инвалидами около двадцати кербенцев.
В принципе, и в Дерри начала 70–х годов, и в Кербене весной 2002 года просматривается одно и то же. С одной стороны - ирландцы, боровшиеся за свои конституционные права, в том числе и за право проведения мирных многотысячных демонстраций и мирного решения проблемы Северной Ирландии, а с другой - жители Аксы, борющиеся за то же самое, что в итоге у них вылилось в борьбу за освобождение своего депутата Бекназарова. Кстати, в Дерри тоже, как и в Кербене, главную роль во всех этих событиях играл депутат Айван Купер (актер Джеймс Несбитт), организовавший мирное шествие "с правами человека в сердце и британскими пулями в трепещущей плоти". Пожалуй, в этом плане сюжет с Бекназаровым гораздо круче: ведь он, находясь в заключении, как бы вдохновлял и организовывал те же самые митинги, шествия и демонстрации.
Вообще, аксыйские события выглядят гораздо более драматичными, чем то, что происходило в Дерри. В фильме мы видим конфликт, возникший в цивилизованном мире, на границе Англии и Ирландии, где институты демократии на время дали сбой и на передний план вышли экстремистски настроенные силовые структуры. То же самое произошло и в Кербене, где местные власти, порядком уставшие от этих надоедливых аксыйцев, чересчур активно жаждущих свобод и демократии, в какой–то критический момент решились подавить все эти проблемы силовым путем, используя грязные технологии и методы, провокации, обкатанные еще с советских времен.
Но есть существенное отличие между тем, что происходило в Дерри и Кербене. Лично на меня как на зрителя "Кровавого воскресенья" произвело огромное впечатление то, как вели себя английская полиция, военные и спецназ. С самого начала они поставили перед собой задачу вычленить и задержать пару сотен экстремистски настроенных ирландцев, не допустить их слияния с основной массой мирных демонстрантов. В картине показано, как именно эти экстремисты беспрестанно швыряли камни в правоохранителей и даже произвели несколько выстрелов из пистолетов в сторону военных. В какой–то трагический момент экстремисты из стана английских вояк потеряли головы и открыли огонь по смешавшейся толпе, что и завершилось жуткой трагедией.
Ничего подобного в Аксы не было. Возможно, из толпы летели отдельные камни в сторону хорошо экипированных стражей порядка (впрочем, это тоже неправда, как свидетельствуют видеозаписи, сделанные самими правоохранителями 17 марта утром в Кербене, застреленные в тот день ребята шли среди женщин и стариков, именно по ним, сочтя их за экстремистов, открыли прицельный огонь). Не говоря уже о том, что у митингующих ни до, ни после не было огнестрельного оружия.
Это был действительно мирный митинг, и он более всего пугал власти Кыргызстана, тогда как английские местные власти больше всего были обеспокоены поимкой экстремистски настроенных ирландцев.
Конечно же, действия наших силовых структур выглядят куда более жесткими и бесчеловечными. Если английские спецназовцы позже в оправдание своего насилия подкладывали в карманы и за пазуху трупам взрывпакеты, то в нашем случае, чтобы скрыть следы огнестрельных ран, уродовали трупы, выковыривали пули, подкладывали камни в узелки, в которых люди несли хлеб и воду, и даже за пазуху. А если вспомнить о бесчисленных издевательствах, пытках, избиениях, депортациях, которые имели место перед теми событиями и после, то сравнение и вовсе будет выглядеть не в пользу наших силовиков.
Мы еще не знаем, как аукнутся эти события в нашем ближайшем и более отдаленном будущем. Северную Ирландию захлестнула на 25 лет гражданская война, у нас пока все тихо, и слава Богу. Если аксыйцы потерпят финальную неудачу и так и не добьются справедливого решения своих требований, мы тоже, скорее всего, будем обречены.
Власти Кыргызстана, похоже, не хотят понимать этого. С тех пор, как произошли эти события, ситуация с основными правами и свободами не только не улучшается, но и ухудшается год от года. Мы уже фактически превратились в полицейское государство, которое, похоже, занимает одно из первых мест в мире по количеству правоохранителей на душу населения. О том, какие побочные душераздирающие проблемы рождаются из–за того, что власти стремятся поставить постовых едва ли не на каждом дорожном перекрестке, мы еще расскажем. А тут будем говорить лишь о поведении силовиков и властей во время митингов, демонстраций и пикетов. Как бы там ни было, среди руководящих структур за последние два года сформировалась вера в то, что наш народ следует держать в твердых руках.
В связи с этим вспоминаются тренировки силовиков по захвату мнимых экстремистов, сильно смахивающих на аксыйских демонстрантов, организованные самим премьер–министром, и то, как правоохранители решительно и бойко расправляются с тем нашим редеющим электоратом, который еще пытается выходить на митинги, пикеты и демонстрации. В сущности, в Кыргызстане люди фактически лишились своего конституционного права на мирные шествия, митинги и демонстрации, если они в той или иной степени направлены против существующего режима.
Только Кербен представляет из себя нечто вроде отдушины в том плане, что там народ собирается на митинги и демонстрации, уже не опасаясь того, что против него могут быть приняты самые крутые меры. Однако те же самые героические аксыйцы, когда они попытались добраться пешим маршем до столицы, встретили самое решительное сопротивление силовиков и были остановлены в Кара–Куле. А те из них, которые все же прорвались в столицу в ноябре 2002 года, были задержаны правоохранителями города, бесцеремонно водворены в приемник–распределитель и высланы из Бишкека.
В этом году 17 марта в самом Кербене аким района А. Эгембердиев также попытался (правда, безуспешно) в самый последний момент запретить проведение траурного митинга в райцентре, разрешив митинг на месте памятника погибшим аксыйцам в 14 километрах от райцентра. Точнее, он попытался отклонить свое прежнее решение, которое уже дал в устной форме жителям Аксы, после того, как последние потребовали от него письменный документ. Конечно, можно понять действия акима района, находящегося под сильным давлением как народа Аксы, так и высшего руководства Кыргызстана, которое требует от него совсем иного. А впрочем, не будем заступаться за главу мятежного района. В своем отказном письме аксыйцам он допустил грубейшую неточность, назвав холм в окрестностях села Боспиек, где установлен памятник, Таш–Мазаром, тогда как сами аксыйцы уже второй год именуют это святое для них место Шеит–Мазаром. Последнее можно перевести как "могила героев", тогда как Таш–Мазар в лучшем случае можно истолковать как "заброшенное и забытое всеми кладбище", а в худшем - это "могила нечестивцев и грешников".
Я не уверен, что именно подразумевали аким района и его советники, обзывая Шеит–Мазар таким образом, и думали ли они вообще о чем–либо, объятые страхом перед президентом. Но именно так вели себя и прежние главы местной власти, которые предпочли пожертвовать своим народом, нежели ослушаться приказа сверху и лишиться своих кресел. Обрекая тем самым себя на вечный позор и проклятие соотечественников.
Примерно 400 человек прошли маршем протеста по центру Кербена в холодный день - сквозь пургу и метель - 17 марта 2004 года и добились–таки отмены незаконного решения акима. Однако все это произошло позже, в самом конце митинга в холле Дворца культуры. Тогда как руководство района обещало им распахнуть двери актового зала, предоставив сидячие места, тепло и уют.
Из–за сильного холода и дорожных тягот, пережитых на трассе Бишкек - Ош, я как–то недооценил то, что происходило на моих глазах. И я тоже, подобно другим моим соотечественникам, в том числе и многим лидерам оппозиции, которые предпочитают развивать демократию и законность в стране в комфортных условиях и неоднократно предавали аксыйцев, на какое–то время проникся жалостью к этим людям, уверенный в том, что все равно они ничего не добьются. И этот митинг - лишь жалкая и убогая комедия, поддерживаемая и эксплуатируемая кучкой авантюристов–политиков вроде Бекназарова и Тургуналиева.
Но теперь, когда Аксы остался далеко позади, мне стало отчетливо ясно (в который уж раз!), что все это время, как в прошлом, так и позапрошлом роковом году, именно эти люди, несущие плакаты с обличением виновников аксыйской трагедии в снег и пургу по улицам Кербена, вновь и вновь разжимают стальные челюсти авторитаризма, готовые намертво защелкнуться на горле каждого жителя Кыргызстана.
Именно в этом главное отличие кровавых событий в Аксы 2002 года от трагедии в ирландском городе Дерри в далеком 1972 году. И хотя и там и тут этот день называют великим те, кто маршировали в рядах мирных демонстрантов, аксыйские события носят ярко выраженный героический характер. Наши власти вели себя по отношению к своим куда более мирно настроенным гражданам (если сравнивать их с жителями Дерри) гораздо агрессивнее, жестче и провокационнее. И в то же время сокрушительное поражение силовиков в Аксы от мирных жителей, не испугавшихся крови и насилия в ходе этих событий, если и не переломило в корне авторитарную сущность нашей власти, то, вне всякого сомнения, будет предметом самого тщательного изучения многих поколений историков, аналитиков, интерпретаций кинематографистов и, конечно же, гордости нашего народа.
Взгляните на схваченные морозом лица и скажите спасибо им за то, что мы не порастеряли еще окончательно все надежды в обстановке захлестнувшей нас сплошной лжи, коррупции, лицемерия, трусости и подлости.
P. S. Участники траурного митинга в Кербене 17 марта 2004 года приняли обращение к лидерам международных и республиканских правоохранительных организаций, ко всем демократически настроенным кыргызстанцам, представителям ОБСЕ, посольствам зарубежных стран, лидерам НПО и независимым СМИ, в котором говорится, что народ Аксы продолжит свою борьбу за свои честь, достоинство и права и будет добиваться справедливого наказания всех виновников аксыйской трагедии, полностью поддерживая выводы и решения прошедших общественных слушаний по аксыйской трагедии в Жогорку Кенеше. Митинговавшие также отметили, что в силе остаются и все основные пункты требований, выдвинутые в прошлом на курултаях и митингах в Аксы, Каракуле, Таш–Комуре. Поскольку власти Кыргызстана, по существу, не сдержали ни одного из взятых на себя за эти годы обязательств, обещаний и клятвенных заверений, неизменно завершая свои действия обманом и усилением силовых мер и ограничением конституционных прав и свобод граждан Кыргызстана. 25.03.2004
|