События в Узбекистане могут привести к изменениям геополитического масштаба 07:44 06.04.2004
СОБЫТИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО МАСШТАБА
Эсмер ИСЛАМОВ, Сергей БЛАГОВ
Нападения боевиков в Узбекистане в марте могут привести к последствиям геополитического масштаба. После терактов 11 сентября Ташкент стал ключевым военно-стратегическим партнером Соединенных Штатов в Средней Азии. Впрочем, по некоторым признакам, насильственные столкновения, продолжавшиеся в Ташкенте в течение четырех дней, возможно, убедят администрацию президента Ислама Каримова в необходимости скорейшего улучшения отношений с Россией.
В Узбекистане продолжаются массовые облавы, однако сообщений о новых насильственных акциях не поступает. Власти утверждают, что ответственность за насилие лежит на радикальных исламистах, поддержанных некой международной террористической группировкой (или группировками). В заявлении генеральной прокуратуры от 2 апреля приводятся данные об убитых и раненых: в ходе нападений было убито 14 гражданских лиц, в том числе трое детей. Кроме того, погибли 10 и ранены 24 сотрудника милиции. "В ходе проведенных спецопераций уничтожены 33 террориста, из них 7 женщин", – говорится также в заявлении генпрокуратуры.
В заявлении Human Rights Watch от 2 апреля приводятся данные о произвольном задержании не имеющих отношения к столкновениям независимых мусульман. Согласно полученной наблюдателями HRW информации, по меньшей мере 11 человек, "большинство которых – бывшие осужденные по религиозным мотивам и их родственники", были произвольно задержаны в первые же часы после нападений и содержатся под стражей в полной изоляции. Узбекские власти признали, что в связи с насильственными акциями задержаны по меньшей мере 30 человек. "В условиях изоляции задержанным в Узбекистане грозят практически неминуемые пытки", – заявила Рейчел Денбер, и.о. исполнительного директора Отделения HRW по Европе и Центральной Азии. [Дополнительную информацию об узбекских репрессиях против мусульман см. здесь].
В дополнение к этому узбекские власти явно предпринимают меры, направленные на ограничение сбора информации, особенно представителями зарубежных СМИ. 2 апреля московский веб-сайт Ferghana.ru опубликовал заявление, в котором утверждается, что узбекские власти развернули преследование независимого ташкентского корреспондента этого издания Сергея Ежкова за освещение последних событий в Узбекистане. В заявлении говорится, что правительство ужесточает контроль над местными СМИ, создавая в Ташкенте "информационный вакуум".
"Первого апреля, на четвертый день после начала серии взрывов и нападений на сотрудников милиции, местные газеты не сообщили НИКАКОЙ информации о том, что происходит в стране... Вместо этого журналистам, работающим в местных СМИ, приказано готовить пропагандистские материалы на тему ‘враг не пройдет’ и ‘наш народ не запугать’", – говорится в заявлении. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Прежде чем стать независимым журналистом, Ежков работал корреспондентом крупнейшей ташкентской газеты "Правда Востока". В начале 2004 г. он был уволен на том основании, что якобы давал в газету мало материалов. "Ежков – один из немногих журналистов Узбекистана, позволяющих себе открыто заявлять о собственном мнении по поводу происходящих событий", – говорится в заявлении Ferghana.ru.
Репрессии в Ташкенте ставят Соединенные Штаты в неловкое положение, поскольку входят в противоречие с публичными призывами Вашингтона к проведению в Узбекистане демократических реформ. Отказ Каримова от политических и экономических реформ крайне осложняет ситуацию для администрации Буша, которая стремится отвести от себя критику, ссылаясь на необходимость продолжения стратегического сотрудничества с Узбекистаном. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Администрация Буша была и остается твердым сторонником Каримова, почти не скрывая, что считает стратегическое сотрудничество с Узбекистаном более важной задачей, чем проведение реформ в этой стране. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Вашингтон явно желает сохранить тесные военно-стратегические отношения с Узбекистаном, о чем свидетельствует и заявление госсекретаря США Колина Пауэлла, указавшего, что Соединенные Штаты готовы оказать Ташкенту помощь в расследовании нападений. Наблюдатели считают также, что нападения в конце марта практически гарантируют, что Соединенные Штаты проигнорируют плачевную ситуацию с правами человека в Узбекистане и выделят Ташкенту помощь в размере 50 млн долларов.
Однако, решительно поддерживая Каримова, Вашингтон не может полностью игнорировать вопрос о демократизации. Официальный представитель Госдепартамента Ричард Баучер заявил 30 марта, что американское правительство будет "помогать им [узбекским властям] всеми силами, так как они столкнулись с угрозой [радикального исламизма]". Отвечая на настойчивые вопросы корреспондентов во время очередного брифинга в Госдепартаменте, Баучер сказал также, что США будут и в дальнейшем обращаться к Каримову с призывами о проведении демократизации.
"Нельзя ограничиваться одной лишь борьбой с террористами", – сказал Баучер. "Необходимо создать стабильное общество, вселяющее надежду и дающую перспективу. Это будет наилучшим способом защиты от растущего влияния террористических группировок".
Несмотря на то, что Узбекистан будет явно рад помощи Соединенных Штатов, Каримов, по некоторым признакам, начал уставать от американских призывов к демократизации, хотя до сих пор наставления не подкреплялись мерами принуждения к проведению реформ. Еще до нападений 28-31 марта Каримов высказывал желание наладить отношения с Россией, которая склонна занимать значительно более терпимую, чем США, позицию по вопросам нарушения прав человека и демократизации. 15 марта в комментарии проправительственного веб-сайта Uzland.uz было заявлено, что российское присутствие в Узбекистане "недостаточно".
"Сейчас настал момент для выработки стратегической линии, которая обеспечила бы твердую и последовательную реализацию российских интересов в Узбекистане", – говорится в комментарии.
Далее в статье цитируется бывший узбекский посол в России Шокасым Шоисламов, по мнению которого после терактов 11 сентября узбекские власти ошиблись с выбором внешнеполитического курса. По словам Шоисламова, сегодня узбекские власти склонны пересмотреть значение, которое ранее придавалось тесному сотрудничеству с Соединенными Штатами.
"Мы думали, что нас ждут на мировом рынке с распростертыми объятиями. Выяснилось, что нет, нам готовы всего лишь поставлять товары", – говорит Шоисламов. "Поэтому мы все должны быть реалистами и искать торгово-экономических партнеров в тех странах, с которыми жили бок о бок десятилетиями".
Российское правительство стремится использовать любую дипломатическую возможность для восстановления своего влияния в Узбекистане. Российские власти, как и российские государственные СМИ, выступают с практически безоговорочной поддержкой правительства Каримова, полностью соглашаясь с официальной узбекской версией, что насильственные акции были осуществлены "террористами" при поддержке из-за рубежа.
30 марта российский президент Владимир Путин позвонил Каримову по телефону. Лидеры двух стран обсудили пути развития сотрудничества в борьбе с терроризмом, сообщила пресс-служба российского президента. Отныне Россия будет оказывать Узбекистану содействие в подавлении подпольной исламистской группировки "Хизб ут-Тахрир". [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight].
"ФСБ России в рамках соглашения со спецслужбами Узбекистана ведет совместную оперативно-розыскную работу по поиску международных преступников", – заявил 30 марта начальник центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко.
Развитие сотрудничества с Москвой в области безопасности, вполне возможно, имеет и экономическую составляющую. Россия стремится заручиться поддержкой Узбекистана в геополитических маневрах вокруг энергоресурсов Каспия. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Узбекистан – относительно слабый игрок на энергетическом поле. Тем не менее его статус сильнейшей военной державы в Средней Азии превращает его в желаемый объект геополитических амбиций.
Российский газовый гигант "Газпром" уже проявил интерес к приобретению 44 процентов акций узбекской трубопроводной монополии "Узбектрансгаз". Сделка могла бы облегчить поставки туркменского газа в Россию через узбекские трубопроводы. Впрочем, покупка акций "Узбектрансгаза" пока не состоялась. Развитие сотрудничества в сфере безопасности между двумя странами может помочь заключению сделки между "Газпромом" и Узбекистаном, считают некоторые наблюдатели в Москве.
На пути сближения России и Узбекистана стоят серьезные препятствия. Как свидетельствует критика Узбекистаном освещения некоторыми российскими СМИ мартовских событий, узбекское правительство явно раздражено независимостью некоторых российских органов информации и обеспокоено их влиянием на узбекское общественное мнение. Многие узбеки, особенно жители крупных городов, знают русский язык и получают значительную часть информации через русскоязычные СМИ.
В начале 2003 г. на страницах некоторых независимых русскоязычных СМИ была развязана целенаправленная кампания против Каримова. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight].
В некоторых российских газетах появились сообщения, что Каримов смертельно болен. Ежедневная "Независимая газета" опубликовала статью, в которой утверждалось, что Каримова, возможно, уже нет в живых, а пока идет жестокая закулисная борьба за власть, его заменяет двойник. Российский МИД дистанцировался от таких сообщений, и, тем не менее, они вызвали некоторую напряженность в российско-узбекских отношениях.
От редакции. Эсмер Исламов – псевдоним независимого журналиста, специализирующегося на освещении политической жизни Узбекистана.
Сергей Благов – эксперт по СНГ, живет и работает в Москве.
|