"Эхо планеты": Гюльчатай, открой личико. Есть ли в школе место для Бога? 01:29 09.04.2004
Есть ли в школе место для Бога?
Колоритную сценку "богословского" диспута в советской школе, запечатлел в своих записных книжках Илья Ильф. Поводом для него, как можно догадаться, послужила крыловская строка про ворону, которой бог послал кусочек сыра. Ученик проявил похвальную бдительность: "Бога нет!". "А сыр есть?" - грустно спросил учитель. Сыра тоже не было - дефицит...
Валерий Джалагония
Дискуссия, столь выразительно и емко описанная знаменитым сатириком, происходила на уроке литературы, так что она была непрофильной. Однако недалек день, когда подобные диспуты можно будет проводить в соответствии с учебной программой. Проблема торгового дефицита их, естественно, уже не осложнит. Но Россию без дефицита трудно себе представить. Существует, в частности, дефицит здравомыслия, толерантности, о чем вновь напомнили острые, зачастую бескомпромиссные споры сторонников и противников введения в школах многонациональной и многоконфессиональной России курса православной культуры.
Рассказывая сегодня о некоторых аспектах этой дискуссии, мы одновременно публикуем информацию о том, как решается вопрос о взаимоотношениях религии и школы за рубежом. Естественно, наша подборка не смогла вместить всего многообразия мирового опыта, но отразила наметившиеся тенденции. А они, надо сказать, не столь однозначны, как принято думать.
Меня, к примеру, удивило, что в стране с такими давними и глубокими католическими традициями, как Испания, интерес к религии в молодежной среде падает. По опросам, примерно треть испанской молодежи открыто объявляет о своей приверженности атеизму и еще треть пока не сформировала окончательного мнения относительно религии.
В США набирают силы протесты в связи с давней американской традицией начинать занятия в школах с клятвы верности Соединенным Штатам и выражения благодарности Богу. Родители-атеисты не желают, чтобы их дети участвовали в этом ритуале, и некоторые обращались по этому поводу в суд (случалось, и выигрывали процессы). Проблема оказалась столь острой, что по этому поводу счел необходимым высказаться президент Джордж Буш, человек, как известно, глубоко религиозный. Он примирительно заметил, что в данном случае понятие "Бог" является синонимом патриотизма.
Сенсацией стало предложение кабинета министров Великобритании ввести в школах уроки атеизма. Причем это нововведение правительство объясняет резким сокращением верующих британцев. Пока это лишь предложение и неизвестно, утвердит ли его парламент. Но проблема обозначена.
Конкретно инициатива кабинета означает, что нынешний курс религиозного образования в школах, который, как считают некоторые эксперты, "навязывает религиозные взгляды", предлагается заменить курсом религиозного, философского и морального обучения. В его рамках атеизм будет изучаться наравне с религиозными вероучениями, такими, как христианство, иудаизм или ислам. Может, это и есть классическое выражение той толерантности, которой нам так недостает?
*****
Библия - колыбель культуры Елена Бернаскони
В сентябре 2003-го Министерство образования России выпустило приказ, поручавший государственным и муниципальным образовательным учреждениям предоставить возможность религиозным организациям обучать детей религии вне учебных программ. Этот документ как бы подвел черту под пятилетней дискуссией, призванной выяснить отношение общества к вопросу о преподавании религии в школе. Для страны, исповедовавшей в советском прошлом воинствующий атеизм, этот шаг стал знаковым. Кстати, ныне отмечается своеобразный юбилей - 75 лет назад, 8 апреля 1929 года, Совнарком принял решение "О религиозных культах", провозгласившее курс на полное искоренение в стране религии, обозванной "опиумом для народа".
Сегодня это воспринимается как исторический анекдот. И все же министерский приказ в обществе воспринят по-разному. Представители традиционных российских религий, в частности, православия и мусульманства, не скрывали удовлетворения. Правозащитники же выразили протест, посчитав недопустимым, чтобы монополия на ознакомление учащихся с религией в государственных школах принадлежала религиозным организациям. По их мнению, этим в просветительном плане должны заниматься светские общественные организации. В школы посыпались родительские письма, тоже весьма противоречивые.
А пока оппоненты скрещивают шпаги, через школьные дворы спешат в классы батюшки, муллы, раввины. Министерским приказом представителям официально зарегистрированных религиозных организаций, действующих на территории России не менее 15 лет, разрешено проводить уроки религии прямо в стенах общеобразовательной школы. Ее обязанность - бесплатно предоставить помещение и не вмешиваться в программу уроков.
Россия - страна многоконфессиональная. На 1 января 2003 года в ней зарегистрированы 62 религиозные организации, из них только православных - около десятка. Есть у нас и католики, лютеране, приверженцы иудаизма и ислама, буддисты, индуисты, молокане и многие, многие другие. Большинство этих конфессий от школы отлучены, что тоже вызывает вопросы - почему одним можно, другим нельзя? Главным же предметом спора стало предложение Минобразования ввести как обязательный курс "Основы православной культуры".
У этого сюжета своя история. Еще в начале 90-х церкви было разрешено преподавать религию в общеобразовательных школах факультативно. Однако религиозные деятели вскоре сочли, что этого недостаточно и выступили с предложением включить факультатив в учебную сетку. "Посудите сами, - говорил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. - Ребенок отсидел 5-6 уроков, а потом ему предлагают факультативно "Закон Божий". Да какой бы он ни был верующий, он скажет: "А пойду я лучше в футбол поиграю".
Довод в Минпросе, видимо, показался убедительным. Была подготовлена и разослана в школы программа такого курса, определено количество часов. Но идея все же повисла в воздухе. "Вводить православие в школах и будоражить людей, исповедующих другую религию, категорически нельзя, - считает руководитель московского департамента образования Любовь Кезина. - Если конфессии хотят открыть специализированные школы, мы поддержим. Но это не будут государственные школы. Служители культа могут преподавать в государственных школах, но не за государственный счет, поскольку религия не входит в обязательную программу".
А тут еще выяснилось, что уровень религиозности российского общества несколько преувеличен. Резкое увеличение числа верующих в начале перестройки было своего рода протестом против действий коммунистических властей, насильственно отлучивших народ от церкви. Однако со временем, когда религия перестала быть запретным плодом, обнаружился отток прихожан из храмов. В 2002 году, как выяснили исследователи Института Европы РАН, 80 процентов опрошенных россиян назвали себя православными, на вопрос, "верите ли вы в Бога?", утвердительно ответили 59 процентов. Но регулярно читали Библию, ходили в церковь, держали пост лишь 6-7 процентов. И с годами эта статистика по всем позициям продолжает падать. Здесь не место анализировать причины этого явления, но такова реальность.
Сегодня важно понять, что же все-таки мы хотим вернуть в школы? Профессор А.Зубов, историк религий, преподаватель МГИМО, уточняет, что речь идет вовсе не об изучении "Закона Божия" в его каноническом понятии. "Это конфессиональная дисциплина, которая преподавалась в России до 1917 года и была обязательной только для учащихся православного вероисповедания, - напоминает он. - Неправославные дети - иудеи, мусульмане, лютеране, католики - могли ходить на этот урок, могли и не ходить. Мы же говорим об основах православной культуры - общеобразовательном предмете, предлагающем детям познакомиться с теми культурными религиозными основаниями, на которых выросла Россия".
Схожую мысль высказал лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург. "Этот предмет может быть введен в школьную программу только факультативно, по желанию учеников и с согласия родителей детей до 16 лет, - убежден он. - Я атеист, но не воинствующий, и считаю, что каждый человек должен сам выбирать, - верить ли ему в Бога и какой вере отдавать предпочтение. Но каждый культурный человек не может не признавать художественную и историческую ценность Библии. Незнание библейских текстов заметно осложняет понимание многих исторических фактов и литературных произведений. И, конечно, не надо забывать о свободе вероисповедания, нельзя делать акцент на одной конфессии".
С этим мнением нельзя не согласиться.
*****
Если борода дорастет до атрибута - сбрить! Юрий Ульяновский, ПАРИЖ
Франция стала первой европейской страной, парламент которой принял закон, запрещающий ношение в государственных школах, коллежах и лицеях "символов или одежды, которые явно указывают на религиозную принадлежность". В первую очередь имеются в виду женский мусульманский платок - хиджаб, иудейская шапочка - кипа и христианский крест больших размеров.
Особенно бурный протест возник в мусульманской среде. Нашумевшее письмо с угрозами терактов, поступившее в парижские газеты от "слуг Аллаха из отряда Бараева", было вызвано именно этим законом. Однако французские власти отступать не намерены, считая что новый закон защищает одну из главных ценностей Республики - светский характер образования.
Отношения государства с религией были четко определены во Франции еще в 1905 году, когда парламент принял закон, запрещавший религиозным конгрегациям преподавание в школах. Сопротивление церкви было ожесточенным, в самых отсталых департаментах дело доходило до вооруженных столкновений между фанатичными католиками и полицией, изгонявшей монахов из школ. Но власть была неумолима, и преподавательская деятельность иезуитского и других орденов была запрещена.
С той поры партнерство государства с церковью не подвергалось столь радикальным испытаниям. К тому же "конфессиональный пейзаж" в стране значительно изменился. Католицизм остается господствующей религией, но страна становится все более многоконфессиональной. На вторые позиции выходит ислам. Сейчас в стране, по данным печати, проживает около 6,5 миллиона мусульман, причем благодаря большому притоку выходцев из исламских стран и высокому уровню рождаемости в этой среде их доля неуклонно растет.
Хотя власти, вернувшись к проблеме отношений с религией, не выделили какой-то конкретной конфессии, очевидно, что они обеспокоены, прежде всего, ростом влияния ислама. И это при том, что Франция - страна веротерпимая. Более того, оскорбления или даже резкие высказывания, затрагивающие национальную или религиозную принадлежность, жестко преследуются по закону. Так, в суд был приглашен лидер Национального фронта Жан-Мари Ле Пен за высказанную им на страницах газеты "Монд" мысль: "Когда число мусульман во Франции превысит не 5, а 25 миллионов, то они будут нами командовать. И тогда французы, потупив взор, будут красить стены и подметать тротуары". Вина Ле Пена в том, что он не считает мусульман "французами", а они по закону являются гражданами Франции, то есть "французами" - при наличии соответствующих документов и вида на жительство.
К принятию нового закона власти готовились много лет. Минувшим летом по распоряжению президента была создана специальная комиссия по вопросу светского характера общества во глава с Бернаром Стази. Разработанные предложения были весьма широки и включали, в частности, разработку Хартии по светскому характеру общества, запрет на ношение в учебных заведениях заметных религиозных атрибутов, усиление борьбы с антисемитизмом и расизмом, создание национальной школы исламских исследований. В общественных столовых предлагалось ввести в меню кошерные и приготовленные по мусульманским обрядам мясные блюда, а в вооруженных силах и тюрьмах иметь раввинов и мулл.
Правда, в окружении президента дали понять, что не следует ожидать принятия всех предложений комиссии. По требованию преподавателей начали с системы образования.
Колоритная подробность. Министра по делам молодежи, национального образования и научных исследований Франции Люка Ферри спросили, будет ли запрет на ношение национальной атрибутики распространяться на учеников старших классов, многие из которых в этом возрасте начинают отращивать бороду. Он ответил: "Как только борода из растительности на лице превращается в атрибут, указывающий на религиозную принадлежность, она попадает под этот закон".
Однако пока бороды указанной отметки не достигли, и протестуют в основном женщины-мусульманки, посчитавшие, что запрет на хиджабы в школах является прямым "оскорблением" и посягательством на их права. В Париже манифестации традиционно начинались на площади Республики у монумента Марианны, символа Франции, на постаменте которого выгравирован девиз: "Свобода, равенство, братство". Именно этот лозунг и скандировали манифестанты. Парадокс в том, что теми же принципами руководствовалось и французское правительство, разрабатывая закон, защищающий равенство мусульманок с их сверстницами в учебных заведениях.
Однажды во время такой демонстрации я оказался блокированным полицией между площадями Республики и Бастилии, и перед моей машиной прошла длинная колонна мусульманок в сопровождении молодых мужчин. Удивило, что на некоторых участницах акции в защиту хиджабов таких платков не было, так что они защищали сам принцип.
Практическая реализация закона начнется с начала нового учебного года - в сентябре. До этого руководители учебных заведений должны получить нормативный циркуляр по его практическому применению. Готовится он в контакте с представителями профсоюзов преподавателей и различных конфессий. В документе четко оговаривается, что принятый закон ни в коем случае не посягает на личные свободы учащихся и их право исповедовать ту или иную религию.
Представлял законопроект в Национальном собрании сам премьер-министр с тем, чтобы подчеркнуть его значимость. Жан-Пьер Раффарен сообщил, что правительство предложит вскоре на рассмотрение парламента еще один законопроект, на этот раз об уважении светских принципов в системе здравоохранения. Это коснется, прежде всего, женщин-мусульманок, мужья которых нередко выступают против их приема врачами-мужчинами. Премьер подчеркнул, что документ направлен не против "какой-либо религии или какой-либо части населения, а на защиту республиканских ценностей", против угрозы разделения общества по "религиозно-общинному принципу". Он отметил, что ношение некоторых религиозных символов в школах "принимает все более политический характер и потому они не могут более рассматриваться как личные предметы религиозной принадлежности".
"Во Французской Республике религия не может и не должна превращаться в политику, - подчеркнул премьер. - Пришло время для Республики напомнить о своих великих принципах и определить ясные, практичные и действенные границы религии".
*****
Приходи хоть в тюрбане Алексей Карцев, ВАРШАВА
Католическая церковь и школа в Польше не только живут в дружном соседстве, но и сотрудничают. И, похоже, к обоюдной пользе. Дисциплина, называемая "религия", преподается ученикам с первого по одиннадцатый класс в среднем один раз в неделю. Занятия ведут или специально выделенный для этого ксендз или так называемые катехетки - монахини, окончившие соответствующие курсы и получившие благословение преподавать детям. Занимаются этим и мирские женщины, имеющие диплом об окончании тех же курсов.
Надо иметь в виду, что Польша - страна глубоко религиозная и значительное большинство поляков - истово верующие католики. Характерно, что даже в коммунистические времена членам ПОРП не запрещалось посещать костелы. В то же время дважды избиравшийся президентом Александр Квасьневский о себе говорит: "Не могу сказать, что я католик, я - агностик". И многие считают, что это помогает сохранять в стране некий баланс. Хороший пример веротерпимости.
Однако на уроках религиозного профиля предмет изучается только в католической трактовке. Другие не изучаются, о них разве что упоминается в тех случаях, когда надо объяснить разницу в догматах. Посещение занятий - дело добровольное. Если ребенок воспитывается в православной, мусульманской или иудейской традиции, родители могут написать заявление с просьбой освободить его от занятий "религией". У такого ученика время, когда его одноклассники общаются с ксендзом, будет свободным.
Несмотря на то, что уроки "религии" идут как бы факультативом, в дополнение к учебной программе, они бесплатны. Платить приходится только за учебники, стоимость которых невелика - от трех до десяти злотых (примерно от 75 центов до двух с половиной долларов). Общего для всех польских школ и обязательного "религиозного" учебника не существует. Каждый ксендз или катехетка выбирает для своих питомцев книги по собственному вкусу.
Школьную "религию" посещают практически все дети. В стране, в отличие от многих других европейских стран, отсутствуют крупные мусульманские общины. В Варшаве, к примеру, даже нет мечети. Мусульманское меньшинство настолько мало, что проблемы накладывать какие-либо ограничения на подчеркивание одеждой своей принадлежности к исламу, как, впрочем, и любой другой религии, просто не существует. В общеобразовательную светскую школу ученик имеет полное право ходить хоть в сикхском тюрбане, хоть в иудейской кипе. Выбирай что нравится и что удобно. Правило это действует как в школе, так и на работе, если ты уже вырос.
*****
Слово "самаритянин" они знают с детства Елена Кудинова, ХЕЛЬСИНКИ
Когда пять лет назад я записывала дочку в школу, среди многих вопросов, волновавших меня, было изучение религии. В Финляндии, где мы живем, ее начинают преподавать с первого класса. Если родители против "опиума для народа", их ребенок имеет право выбрать альтернативный предмет - эстетику. В тех же случаях, когда семья относится не к лютеранскому приходу, преобладающему в стране, а к православному, католическому или исламскому и изъявляет желание, чтобы их ребенок изучал соответствующее вероучение, школа по возможности предоставляет им квалифицированного учителя.
С пяти до семи лет Маша училась в частной английской школе при католической церкви. Признаюсь, что, проведя большую часть своей жизни в атеистической стране, я испытала смешанные чувства, когда первый раз услышала из ее уст утреннюю молитву. Проговаривала она ее старательно, но то и дело забывала то конец, то начало. Когда же я сообразила, что этой молитвой ученики начинают и заканчивают день, не сразу поняла, что делать - то ли забирать дочку из школы, то ли радоваться. Машин живой голосок выпевающий: "in the name of Jesus Chris, a-amen!" - требовал моего отношения к событиям.
И вот теперь общеобразовательная школа, но тоже с "религией". Должна сказать, что я до смерти боюсь фанатиков. Неважно, кто они - осатаневшие болельщики "Спартака" или английские фаны, упертые поклонники Майкла Джексона или Аллаха. Все, что слишком, - это слишком. Помню, как моя очень симпатичная финская подруга Пия, с несвойственным ее народу жаром, доказывала, что свидетели Иеговы - единственно правильно верующие люди и только они спасутся после конца света. Она очень долго и нудно хотела спасаться вместе со мной, обратив меня в свою веру. Любые попытки выйти из рамок разговоров о Боге пресекались немедленно.
"Сегодня в магазине я потеряла перчатку", - говорила, к примеру, я. "Какая досада! - огорчалась Пия. - Но ты посмотри на свою руку". Я послушно перевела взгляд на мою красную замерзшую руку. "Какая тонкая конструкция! - взорвалась восторгом Пия. - Только Великий Творец мог создать такое совершенство!" Вот и поговорили...
Неужели в школе религия будет преподаваться на таком же уровне? Отправляюсь к будущей Машиной классной руководительнице и выкладываю ей мои противоречивые мысли. Несколько лет назад мы с ней вместе работали, и я с большим уважением отношусь к ее мнению и чувству здравого смысла.
- Я сама атеистка, наверное, - говорит Рита Мякинен. - Хотя на семейные праздники, когда все финны ходят в церковь, мы тоже традиционно идем. Когда мои мальчики шли в школу, меня мучал тот же вопрос. Так случилось, что старшего удалось записать в класс эстетики, а у младшего такой возможности не было. О чем я поначалу очень жалела. Сейчас же жалею, что старший упустил возможность изучать Библию. Младший гораздо спокойнее и терпеливее его, и, мне кажется, в чем-то это заслуга учителя по религиозному воспитанию.
Так в Машином расписании появился предмет "религия". По словам дочки, это единственная дисциплина, которую любят все без исключения. Еще бы: ведь детям там рассказывают сказки! В первом классе они вырезали и раскрашивали, высунув язык, фигурки персонажей библейских историй. А во втором уже поставили целую мистерию с пением и стихами. На Рождество все классы ходили в церковь смотреть рождественские сцены. В Машином классе не ходила только одна арабская девочка, очень переживавшая из-за того, что мама ей это запретила.
Кстати, из детсада моего младшего сына звонили, чтобы узнать, не против ли я его участия в таком же мероприятии. Дело в том, что в Сашиных документах в графе "религия" стоит прочерк, так что воспитатели решили уточнить родительское отношение к экскурсии. На Пасху в маленьких баночках сажают траву, которую потом украшают самодельными пасхальными яичками, зайчиками и цыплятами. А затем дети принесут все это хозяйство домой, и у нас будет веселый яркий газончик на заметенном снегом подоконнике.
В четвертом классе школьники уже читают настоящую, "взрослую" Библию. Учитель выписывает новые и сложные слова на доске и объясняет их значение. Потом дети обсуждают прочитанное, пишут короткое изложение. Чем старше становятся дети, тем больше внимания уделяется морали и правилам поведения, нормам человеческого общежития и взаимопомощи. Можно быть уверенным, что слово "самаритянин" будет знакомо каждому и не останется пустым звуком. Поэтому-то Машина учительница-атеистка переживала, что ее сын не получил религиозного образования. Эстетическое не дает такого терпимого восприятия мира.
|