Ислам.Ru: Голос Тарика Рамадана слышен по обе стороны Атлантики 01:43 09.04.2004
Новый эксперт Нотр Дама по исламской этике и философии подвергается критике со всех сторон, однако американский университет не обращает на это внимания
Некоторые называют Тарика Рамадана (Tariq Ramadan), всемирно известного философа и религиозного деятеля, чьи идеи о месте Ислама в современной жизни сформировались в академиях и салонах Парижа и Каира, "либералом, стремящийся к "вестернизации" Ислама", другие - "радикалом", впитавшим в себя идеологию "Аль-Каиды".
Однако Университет Нотр Дама считает его профессором, проповедующим мир. С этой осени Рамадан, которому в настоящее время 41 год, будет преподавать исламскую философию и этику в Институте исследований международного мира Джона Крока в США.
Ранее, выступая со своими лекциями, профессор объездил почти весь мир, побывав в Европе, на Ближнем Востоке и в Соединенных Штатах. Его назначение на должность уже привлекло внимание еврейских лидеров, которые говорят о том, что идеи Рамадана подогревают "исламский фанатизм". Однако руководство Университета не отпугивает его репутация. Оно надеется, что Рамадан может привнести новые идеи, касающиеся Ислама, в интеллектуальные круги Соединенных Штатов, точно так же, как это произошло в Европе. Профессор известен своими многочисленными статьями по самым злободневным как для Востока, так и для Запада вопросам.
Например: как мусульманин, живущий в современном мире, может сохранять приверженность своей религии и культуре? "Институт Крока занимается проблемами обеспечения мира. Мы считаем, что есть альтернатива столкновению цивилизаций. Пытаться найти такую альтернативу – смелое предприятие", - говорит Скотт Эпплбай, директор Института Крока. – "Голосу Тарика Рамадана придается такое важное значение потому, что этот человек пытается предпринимать нестандартные шаги. Он пытается убедить мусульман, что мир по-прежнему относится с почтением к их религии, хотя и навязывает ей некоторые изменения".
Понять противоречивость Тарика Рамадана можно, изучив его биографию. Его дед – Хасан аль-Банна – в 1928 году основал ассоциацию "Братья-мусульмане", религиозно-политическую организацию, оказывавшую влияние на мусульманские группы и движения по всему миру с момента своего возникновения.
Рамадан считается духовным лидером и, подобно многим имамам, распространяет кассеты со своими выступлениями. Однако некоторые мусульмане не довольны его деятельностью. Рамадана даже обвиняли в предательстве взглядов его дедушки. По взглядам философа понимание веры должно соответствовать требованиям современной жизни, Ислам должен быть выражен современным языком. С другой стороны, деятели, называющие себя "мусульманскими модернистами" и стремящиеся к "адаптации" Ислама к нынешним условиям, считают Рамадана "слишком консервативным".
Профессор утверждает, что возрождение и обновление мусульман должно происходить изнутри и базироваться на принципах, содержащихся в Коране и хадисах. Ислам не должен идти на поводу у Запада. Рамадан утверждает, что сложности в его теориях отражают противоречивость тех условий, в которых находятся мусульмане сегодня.
"Идея, которую я пытаюсь сегодня продвигать как в Европе, так и в Соединенных Штатах, состоит в том, что мусульмане должны понять: они являются полноценными гражданами Запада, но это не означает необходимости отступления от предписаний Ислама", - сказал профессор в телефонном интервью из своего дома в Швейцарии. "Мы (мусульмане) должны избегать трех вещей. В связи с тем давлением, которые оказывают на нас СМИ после 11 сентября, мы не должны позволять ставить себя в положение жертвы. Мы не должны замыкаться в себе, хотя повсеместный расизм – это сегодняшняя реальность. Кроме того, мы не должны путать две вещи: наши культурные традиции и принципы нашей религии".
Наиболее отъявленными противниками Рамадана являются французские секуляристы, стремящиеся ограничить возрастающее влияние мусульман в стране. Французская газета "Le Parisien" даже писала (со слов бывшего офицера французской разведки), что профессор подозревается в связях с оперативниками Аль-Каиды.
Эпплбай утверждает, что правительства Франции и Швейцарии поддерживают работу Тарика Рамадана и отвергают предъявляемые ему обвинения в каких бы то ни было заговорах с террористическими группами. В конце концов, утверждает Эпплбай, общение с представителями различных исламских групп – часть работы профессора.
Еврейские лидеры как в США, так и за рубежом обвиняют Рамадана в антисемитизме за его выступления против сионистской оккупации Палестины. Они уже критикуют последнее назначение профессора.
Хиллел Фрадкин, президент базирующегося в Вашингтоне Центра этики и публичной политики, утверждает, что Рамадана нельзя называть "умеренным мусульманином", исходя из его статей и публичных выступлений. "Я полагаю, что некоторые считают его умеренными, и это даже привело к последнему назначению. Однако такая репутация незаслуженна", - говорит Фрадкин.
Неоконсерватор Даниэл Пайпс, один из наиболее приближенных к сегодняшней американской администрации аналитиков, активно выступающий в поддержку "Израиля", в своей недавней статье в газете "Нью-Йорк Таймс" написал: "Мы вновь становимся свидетелями того, как возглавляемые левыми академии, в частности, Институт Крока, предлагают теплые места радикальным исламским деятелям".
Последний скандал вокруг Рамадана произошел в минувшем октябре и во Франции, после того как профессор опубликовал на французском исламском сайте Oumma.com статью, подвергающую критике французских интеллектуалов за поддержку войны в Ираке. В ответ те обвинили Рамадана в антисемитизме.
Однако, несмотря на все окружающие профессора споры, он хорошо известен за стенами мечетей и академий. Французская газета "Le Parisien" в своей декабрьской статье на первой полосе задала вопрос: "Кто такой Тарик Рамадан?" Ответ оказался достаточно сложным.
К 1962 году – году рождения Тарика Рамадана – его отец, Саид, как раз основал Исламский центр в Женеве. Родители Рамадана приехали в этот швейцарский город из Египта в 1954 году. Однако Тарик поехал обратно на историческую родину, чтобы получить религиозное образование. Будучи студентом, он уделял много внимания трудам философов, в первую очередь – Ницше. Позднее он стал преподавателем философии. Работал в колледже в Женеве, а также в Университете Фрайбург (Швейцария).
Когда Рамадан начнет читать в Нотр Даме свой новый курс лекций, нет сомнений в том, что в США, как ранее в Европе, возникнет много споров вокруг его персоны. Но он уже готов к этому. "Я приезжал в Соединенные Штаты на протяжении 5 лет", - говорит профессор, - "и я хочу давать знания об основах Ислама, которых здесь не хватает".
|