КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 11.04.2004
21:31  З.Абдуллаев: Дни российской культуры в Таджикистане - холостой залп или революция?
20:55  Над Багдадом сбит очередной американский AH-64 Apache. Экипаж погиб
20:15  В Монголии установлена дата парламентских выборов - 27 июня
19:40  В Белый дом на белом коне. Израиль надеется выторговать у Буша всю Палестину
18:39  Первая леди Афганистана выходит из тени
17:12  "Independent": Журналисты - сторонники войны в Ираке: что они говорили год назад и что сейчас?
16:30  О.Хакбердиев: В "кривом зеркале" правды не увидишь

15:03  "Объединим все прогрессивные силы человечества". А.Акаев поздравил соотечественников с Пасхой
14:46  Карзай уговорил Дустума вернуть провинцию Фарьяб
09:52  Иракцы отпустили японских заложников, но угрожают убить американца
09:18  Подробности пограничного инцидента в Мактаарале. Казахстанского торговца застрелил казахстанский пограничник
09:11  "Мы защищаем соотечественников". Киргизское посольство опровергает киргизского омбудсмена
09:08  Т.Караев - Новые аресты мусульман в Кашкадарье: СНБ подбрасывает листовки, наркотики, оружие
09:02  Российский хоккеист С.Звягин собирает деньги на лечение 5-летней киргизской девочки
06:16  Интернет добрался до Узгенского района Ошской области
02:06  В российский прокат вышел фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы". Рецензия Андрея Кураева
01:07  Правнучка Льва Толстого с супругом поскакали из Ашхабада в Москву на двух ахалтекинцах
01:01  Х.Худойберди - Чума ХХI века: Терроризм -государственный и обычный/ответный
00:35  Приватизация Алмалыкского ГМК в Узбекистане пошла по 4-му российскому кругу
00:26  ЕБРР закрывает кредиты Узбекистану. Комментарий "Голоса Америки"
00:04  США заявляют о решимости покончить с "врагами демократии" в Ираке
Суббота, 10.04.2004
19:56  ИГНПУ - Милиционеры в узбекских школах силой отбирают у девочек-мусульманок платки
18:46  ВВС - Отныне все кыргызстанские чиновники обязаны говорить по кыргызски
18:43  Испанский террорист-подрывник признался, что вербовал добровольцев в Чечню
17:50  "Российские железные дороги" свяжут Иран и Европу
16:39  А.Бовин: "Американцы вынуждены боевыми действиями разнимать шиитов и суннитов"
13:52  Кыргызские студенты в СНГ самые грамотные в области Международного уголовного суда
13:45  Gazeta.kz: Китайцам поставили условие - не мусорить, качая казахстанскую нефть
13:30  Житие нелегала. Каково быть кыргызским гастарбайтером в Москве
12:55  "Гражданин начальник киргизской оппозиции". "Вечерний Бишкек" о Ф.Кулове
12:15  Медведица Машка осиротела. В Астане киллер застрелил владельца мини-зоопарка
12:06  Уникальное лекарство казахстанца К.Ахметова побеждает гипертонию, но не может победить минздрав
11:09  Верховный муфтий Казахстана: Великие религиозные праздники должны служить единству народа
10:54  Таджикистан будет учить компьютеры говорить по-таджикски
09:59  "Известия": Аквапарк в Москве взорвали террористы. Доказательства на видеопленке
09:57  Отныне "Даават" в Киргизии возможен только с разрешения муфтия
08:42  Американцы сдали шиитский квартал Багдада, но отвоевали Эль-Кут
08:15  Рустам Акрамов: Утопия: жила, живет и будет жить?
03:28  Пасхальное поздравление митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира
03:00  Сенсационный доклад Всемирного банка: коррупция в ЦентрАзии сокращается!
02:43  Китайская армия переходит к вольному найму поваров и водителей
02:26  Иракцы собрали в заложники уже 12 человек из 5 стран
02:00  На узбеко-казахстанской границе беспорядки. Один убит и несколько ранены в стычках с пограничниками
01:49  С.Абдылдаев - Исламская партия Туркестана: хронология политики террора
01:33  М.Айбалаев (экс-губернатор Баткена) - Проблема таджикских и узбекских анклавов решаема
01:03  Казахстанский мыслитель Бабенко разгадал тайны Вселенной. Жизнь пошла не из воды а...
00:57  Ошское УВД опровергает Погранслужбу: учебного центра "хизбутов" никто не находил
00:43  К.Харрази и Дж.Стро обсудили ситуацию в Ираке
00:28  Афганистан, Иран и Узбекистан приступили к реализации трехстороннего Соглашения о автоперевозках
00:27  Гигантский оползень угрожает киргизскому Савою: ползет 10 млн кубов
00:23  ИГНПУ - В Узбекистане продолжаются незаконные задержания и аресты
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
В российский прокат вышел фильм Мела Гибсона  Страсти Христовы . Рецензия Андрея КураеваВ российский прокат вышел фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы". Рецензия Андрея Кураева
02:06 11.04.2004

8 апреля в российский прокат вышел фильм режиссера Мела Гибсона "Страсти Христовы"(The Passion of the Christ). Главные роли в картине, в основу которой легли тексты четырех святых благовествований, исполнили Джеймс Кэвизел, Майя Моргенштерн и Моника Беллуччи.

"Страсти Христовы" - это фильм о последних двенадцати часах жизни Иисуса из Назарета. Действие начинается в Гефсиманском саду, куда Иисус пришел помолиться после тайной вечери. Иисус сопротивляется искушениям, которым подвергает его сатана. Преданный Иудой Искариотом, Иисус арестован. Его приводят назад в Иерусалим, где предводители фарисеев обвиняют его в богохульстве, и суд над ним завершается смертным приговором.

Иисуса приводят к прокуратору Иудеи Пилату, который выслушивает обвинения, выдвинутые фарисеями. Поняв, что речь идет о политическом конфликте, Пилат передает дело царю Ироду. Ирод отсылает Иисуса обратно к Пилату, и тот предлагает толпе сделать выбор между Иисусом и разбойником Варравой. Толпа выбирает: свободу Варраве и смерть Иисусу.

Иисуса передают римским солдатам и подвергают бичеванию. Обезображенного до неузнаваемости его снова приводят к Пилату, который показывает его толпе, словно говоря: "Разве этого недостаточно?" Толпе недостаточно. Пилат умывает руки и приказывает сделать так, как желает толпа.

Иисусу дают крест и приказывают пронести его по улицам Иерусалима до самой Голгофы. На Голгофе Иисуса распинают, и он проходит через последнее искушение: страх, что его Отец покинул его. Он преодолевает этот страх, смотрит на свою мать Марию и произносит слова, которые может понять до конца только она: "Свершилось".

*****

Мел ГИБСОН (режиссер, продюсер, соавтор сценария)
Родился в Нью-Йорке. Когда ему было 12 лет, семья переехала в Австралию, где он закончил Национальный институт театрального искусства при Университете Нового Южного Уэльса. В Австралии Гибсон дебютировал как актер сначала на сцене, а затем в кино, и добился международной известности, снявшись в футуристическом триллере Джорджа Миллера "Безумный Макс" (1979) и двух его сиквелах. В 1994 году впервые снялся в США в фильме "Река", за которыми последовали такие хиты, как четыре части "Смертельного оружия", "Птичка на проводе", "Эйр Америка", "Маверик", "Выкуп". В 1993 году Гибсон поставил свой первый фильм как режиссер - "Человек без лица". Его следующая режиссерская работа "Храброе сердце" (1995) принесла ему "Оскары" за режиссуру и фильм, и премию "Золотой глобус". Среди последних актерских работ Гибсона роли в фильмах "Чего хотят женщины" (2000), "Мы были солдатами" (2002), "Знаки" (2002), "Поющий детектив" (2003).

Мел Гибсон - католик-традиционалист. Он не согласен с Ватиканом по вопросу языка, на котором должны проводиться богослужения. Гибсон считает, что только на латыни. Единственная дочь Мела Гибсона в 2002 году заявила, что желает стать монахиней.

*****

ЕВАНГЕЛИЕ НА КИНОЭКРАНЕ
Страсти вокруг "Страстей Христовых" Мела Гибсона

Диакон Андрей КУРАЕВ,
Литературная газета

Фильм мне не глянулся. Во-первых, было ощущение, что на меня давят, хотят из меня вытянуть "слезку".

Во-вторых, порой бывает невыносимо слушать любимое стихотворение даже в исполнении великого декламатора – не потому, что декламатор плох, а потому, что стихотворение слишком "свое", слишком интимно-дорогое.

В-третьих, не обошлось без авторской корректуры Евангелия. Самая резкая из них – это начало фильма. Гефсиманское борение Христа. Согласно Лк 22,43, в эту минуту "явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его". Но в фильме Гибсона приходит сатана, и приходит, конечно, не для укрепления, а для искушения Иисуса.

Если же фильм оценивать как фильм, а не как богословское произведение, то самым живым в нем выглядит Понтий Пилат. Каждому из остальных персонажей подарено только по одному выражению лица, которое они послушно проносят через все пространство фильма.

Хуже всех получилась Мать. О Матери у Креста все, что можно сказать, сказала Анна Ахматова: "Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел". Гибсон посмел. Но в его обойме актерских кандидатур не было нашей Екатерины Васильевой. В итоге эта линия в фильме оказалась провальной.

Актерской и режиссерской удачей можно посчитать подбор архиереев, судящих Христа. Очень узнаваемо.

Гениальный кадр – слеза Бога Отца, падающая с неба на Голгофу.

Что меня удивило в этом фильме – так это то, что последним полностью проигнорировано существование синдологии – научной программы исследования Туринской Плащаницы (от слова sindone – плащаница). Именно синдология допустила соприкосновение христологии и патологоанатомии (пресловутый "натурализм"). На Туринской Плащанице отпечаталось тело распятого человека, а потому научное исследование этого отпечатка дало представление о том, что происходит с человеческим телом на Кресте. Сегодня известно, каким именно бичом били Распятого. Известно, какого роста были палачи. Известно, что гвозди вбивались в запястье, а не в ладони (если гвозди вбиваются в ладони, то они разрывают кисть, и тело падает с креста). Известно и то, что при распятии смерть наступает от удушья, а Человек с Плащаницы умер от разрыва сердца (простите за ненаучный термин).

Но фильм я бы советовал посмотреть – особенно читателям "Литературной газеты". Фильм стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы потом не допускать легковесной игры словами "всякий художник распят"; "я на кресте творчества", "критики распяли великого поэта"…

Теперь о теме, которая отчего-то оказалась в центре дискуссий по поводу "Страстей Христовых". В США многие критики охарактеризовали картину тремя словами: "Натурализм, фашизм, антисемитизм". При этом очевидно, что слово, стоящее в приговоре последним, на самом деле является первым и определяющим все остальное.

Речь идет об очень серьезном праве человека. Есть ли у нас право цитировать классические произведения литературы, если эти произведения не соответствуют нынешним стандартам "политкорректности"? Имеют ли эти самые политкорректные законы и стандарты обратный ход?

Гомер и все греко-римские авторы невысокого мнения о "варварах" (само это слово по своей оценочной насыщенности не менее смачно, чем старославянское "немец" или английское "негр"). Будем править? Издавать с купюрами? Переписывать по рецептам оруэлловского "Министерства правды"?

А в классических текстах еврейской культуры (то есть в Библии) немало весьма решительных и крайне негативных оценок соседних народов как таковых. В прокуратуру Республики Коми еще два года назад поступило исковое заявление по этому поводу. Некий гражданин обвинял Сыктывкарскую епархию Русской православной церкви в том, что она распространяет Библию. И приводил те места Ветхого Завета, которые казались ему разжигающими межнациональную рознь…

От себя Гибсон ничего не добавил. Он ставил фильм по Евангелию. А в Евангелии ясно говорится, что иудейские первосвященники (а не Понтий Пилат) настаивали на казни Христа и что толпа коренных жителей Иерусалима (а не сходка римских легионеров) кричала "Распни Его!". Если бы Гибсон ставил учебный фильм по материалам конференции "Богословие после холокоста", то акценты и сюжеты могли бы быть совсем другими. Получился бы ремейк в стиле "Иисус Христос суперзвезда": апостолы в джинсах, легионеры на танках…

Но Гибсон подчеркнуто буквален. Даже персонажи его фильма говорят не по-английски, а на забытом арамейском языке. Так что все претензии к его фильму сильно смахивают на попытку инициировать изгнание Евангелия из современной культуры. И, честно говоря, видя, с какой страстью, какими средствами и кем поносится гибсоновский фильм, начинаешь доверять и самому фильму: да, именно так и именно те требовали Распятия Христа.

В последнее десятилетие сформировалась уже традиция в мировой прессе: накануне христианской Пасхи новостные ленты начинают пестреть сообщениями о том, что некий ученый уже окончательно доказал, что Христа распяли римляне, а еврейская власть и толпа пытались его защитить… Ссылки идут на некие "древние источники и Талмуд". Но древнейший не-христианский источник о событиях на Голгофе – письмо сирийца Мары бар Серапиона к сыну, датируемое концом I века, говорит: "Что доброго стяжали афиняне, убив Сократа, или иудеи, казнив мудрого Царя своего?". И собственно талмудические тексты вполне однозначно инициативу гонений на Христа приписывают именно еврейским старейшинам (см. Толедот Иешу, 9).

Так что не только литературных, но и исторических оснований для корректировки евангельского сценария у Гибсона не было. И критика в его адрес – это очередная гримаса госпожи цензуры.

Но я и сам готов сказать слово предостережения тем, кто собирается просмотреть "Страсти Христовы". Просто кино – это очень агрессивное искусство. Так когда-то отец Павел Флоренский делил искусства по степени их агрессивности, не-диалогичности. Самое диалогичное искусство – музыка. Музыка дает некую общую тему, а чем ты наполнишь предлагаемую тебе грусть или мечту – зависит от тебя. Самое жесткое, навязчивое, не поддающееся зрительской интерпретации искусство – это скульптура. В этой шкале книга ближе к полюсу свободы, чем кино. Слишком много подробностей кино навязывает, впечатывает в сознание зрителя. Поэтому кино "про Христа" мне вообще не нравится. Лицо актера подменяет собою Лик. До сих пор мы говорим Тихонов – подразумеваем Штирлиц, говорим Штирлиц – подразумеваем Тихонов. Так что перед началом киносеанса на евангельскую тематику уместно напомнить: Христос нашей молитвы и Христос фильма – не одно и то же. Икона своим нарочито искусственным языком помогает избежать этой ловушки. И потому возможна безобразная молитва перед образами. От киновпечатления защититься и избавиться будет сложнее.

Но одно из средств защиты могу предложить прямо сейчас: выходя из кинозала, посмотрите в лица другим людям, улыбнитесь и скажите им два слова: "Христос воскресе!"

Источник - "Страсти Христовы"
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1081634760
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 июля 2021 года №621
- Инфляция в Республике Казахстан
- Бесконечное чувство долга
- Звонок преткновения, или Кюй профанации
- Кадровые перестановки
- Депутаты от "Ак жола" встретились с алматинцами, проживающими рядом с бетонным заводом "Нурсат Темир"
- Кто контролирует антитабачников?
- Около 4 млн пассажиров перевезли казахстанские авиакомпании в первом полугодии 2021 года
- Указ Президента Республики Казахстан от 30 июля 2021 года №634
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх