М.Сайфиддинова - "Я не рабыня!" Тяжкая доля таджикской женщины 09:24 12.04.2004
Я НЕ РАБЫНЯ - Я СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК!
Мадина САЙФИДДИНОВА
По результатам социологических исследований, проведенных UNICEF в 1999 году, ежегодно 60 миллионов женщин в мире "выпадает" из народонаселения по причине преждевременной смерти, вызванной различными формами издевательства и насилия. Проблема насилия в отношении женщин имеет место даже в самых развитых демократических странах, где, казалось бы, все должно быть в порядке с правами человека. В США, например, 40% женщин считают, что они подвергаются издевательствам, а 59% японок жалуются на то, что в отношении них партнеры применяют физическое насилие. В Индии и Шри-Ланке ежегодно более 5 тысяч женщин становятся жертвами убийства из-за приданого. Есть ли подобная статистика у нас? Хоть этот вопрос поднимается на разных уровнях довольно часто, составить единую статистику очень сложно. Вряд ли наши женщины будут открыто жаловаться на свое бесправие. Они готовы перенести побои в семье, выносить упреки со стороны свекрови и быть во всем покорными. Хотя насилие над женщиной входит в противоречие и с законами шариата, порой в отношении женщин эти законы трактуются не с точки зрения ислама, а интересов главы семьи, которым считается муж. Если же отчаявшаяся женщина идет на какой-то социальный протест, то это обычно заканчивается для нее трагически.
Фируза, когда мы познакомились с ней, была на грани психического расстройства. За все время разговора она то и дело намекала на самоубийство, считая его единственным выходом из создавшегося положения. А разговорились мы на остановке в ожидании маршрутного такси. Фируза поинтересовалась, сколько времени, и потом слово за слово и… целая история.
"Я уже три года замужем, и, представляешь, у меня такое ощущение, что меня продали в рабство", - сказала она, чуть не плача. Она пожаловалась на семейные стереотипы, не учитывающие положение молодой матери с грудным ребенком. Мало того, что ей приходится ежедневно вставать спозаранку, и с утра до ночи заниматься хозяйством, но, что унизительно при этом, нужно терпеливо выносить постоянные упреки на счет того, что она - настоящая лентяйка, и ее родители так и не приучили ее ни к чему. Каждый член семьи для нее хозяин. Ей нужно слушаться не только мужа, но и свекровь, свекра, золовку и деверя. "Я уверена, что ни прокуратура, ни милиция, даже мои родственники не смогут помочь мне. Ведь ссора в семье, как я знаю, не карается законом. И в суд я не могу обратиться - меня осудят родные. А муж и свекровь вообще обсмеют такой шаг. Иногда мне кажется, что я вообще бесправная, и остается один шанс - покончить с собой. Наверное, и тогда общество будет обвинять меня во всем: муж был хороший, семья - дружная, не знаем, чего ей не хватало, - говорит с иронией Фируза. - Я очень надеюсь, что моя дочь будет жить уже совсем в другом обществе, и ее свекровь и муж будут относиться к ней как к человеку, а не как к рабыне. И эта надежда - единственное, что придает мне силы справляться со всеми невзгодами", - сказала при расставании Фируза. Эта маленькая история - типичная для большинства таджичек, наглядно демонстрирует бесправное положение женщины в Таджикистане. Стереотипы в отношении пола встречают ребенка уже при рождении. Форма и даже цвет одежды, игрушки и игры, которые мы предлагаем детям, различаются в зависимости от пола и формируют разные черты характера девочек и мальчиков. Уже с маленького возраста таджикских девочек подготавливают быть "рабыней" в доме мужа. Везде приходится слышать наставления: "Учись девочка! (Причем, подразумевая не школьную или вузовскую учебу). Ведь завтра выйдешь замуж, и тебя могут упрекать в неприспособленности к семейной жизни".
Однако ни одна мать не желает, чтобы ее дитя, в данном случае дочь, стала чьей-то рабыней. Бывает, когда начинают думать о ее замужестве, подбирают жениха, обращая внимание на то, какая у него семья, кто - мать, кто - отец, каковы порядки в будущей семье. Но редко рассказы о нравах членов семьи, куда должна попасть невестка, совпадают с тем, что говорят. Ибо сваты обычно превозносят обе стороны, чтобы поскорее скрепить союз молодых.
"Я воспитываю дочь не для того, чтобы она прислуживала в чужом доме, но и не хочу, чтобы ее осуждали, - говорит Саодат-апа. - Поэтому стараюсь, по мере возможности, подготовить ее к хозяйству. Но, конечно же, родной дом - это рай по сравнению с домом мужа. Я сама через это прошла. Но все же нужно, чтобы девушка была подготовлена к семейной жизни. Рассчитываю и на то, что ей повезет со свекровью. Ведь не все они такие злюки, как пытаются представлять их".
Подтверждает мнение Саодат-апы Шоира Рахматова. "Я сама трехкратная свекровь, и стараюсь находить общий язык сразу с тремя невестками. Одинаково для всех невозможно быть хорошей. У каждой свой нрав, свои воспитание, свои привычки. Кто-то из них твои замечание может воспринять должным образом, кому-то из них они могут не понравиться. Надо пытаться найти путь, нужное слово. Главное, считаю, что нужно быть справедливым, пытаться добрым словом учить их тому, что они не могут делать. Я тоже была невесткой, и у меня были проблемы со свекровью. Но такова наша доля. Не нужно стремиться менять порядки, а просто нужно учесть, что женщина - тоже человек и у нее есть тоже права. О них не следует забывать".
Человеческая натура такова, что каждый по достижению совершеннолетия начинает заранее подготавливать себя к семейной жизни, началом к которой становится желание молодых скрепить союз, закрепив его браком. У таджиков большая редкость, когда семьи создаются на почве любви. Чаще всего семья создается на основе решения родителей, против чего редко восстает молодежь. Таков уж наш менталитет. Что хорошо и что плохо - до сих пор является спорным. Ибо есть немало фактов, когда созданные на основе любви семьи быстро распадаются, и наоборот, скрепленный по воле родителей союз молодых людей держится всю жизнь. Но ни это важно в данном случае, настораживает больше вопрос, по какой причине распадаются семьи. И нередко сегодня инициаторами расторжения брака выступает женщина. В таких случаях обычно корень зла следует искать именно в том, насколько соблюдаеться права женщины в семье. Очень часто, к сожалению, отношение к ней со стороны мужей, как к собственности. Частые побои женщин - тоже реальность нашей жизни. Нигина из числа тех редких женских натур, которые привыкли к свободе мнения. По крайней мере, домашние порядки у родителей не препятствовали, чтобы дети говорили с родителями открыто. С мнением детей в семье всегда считались. Выйдя замуж, она попала в семью, где женское слово ничего не означало. Попытки отстаивать свое мнение всегда заканчивались для нее печально - следовали побои со стороны мужа. Однажды она покинула мужа и вернулась к родителям. Она заявила родителям, что больше никогда не переступит порог дома мужа. Однако родители нашли слова, которые заставили Нигину изменить решение. А эти слова были обычные, но касались имиджа ее родителей: "Не срами нас. Что люди о нас подумают?". Чувство большого уважения к собственным родителям, материнские слезы побудили к тому, чтобы она уступила. Ее отвезли обратно. И Нигина ушла от мужа вторично, но не к родителям, а к знакомым…
Многие мужчины отрицают типичность подобного явления для таджикского общества. Они говорят, что такие явления сейчас очень редки. Аскар Холматов из Худжанда говорит, что менталитет мужчин постепенно меняется, и они все более уважительно относятся к своим женам, к их мнению. Что касается жестоких нравов, то они остались в прошлом. Однако, другого мнения придерживается исполнительный директор Худжандского центра женщин "Гулрухсор" Дилбар Исмоилова "Чем цивилизованнее становится общество, тем более ухищренными становятся методы, - говорит она. - Домашнее насилие существует, и, можно сказать, что нападки со стороны свекрови и мужей стали даже более колкими. Проведенные нами исследования показали, что конфликты, в основном, создают именно свекрови. Большинство из них считает, что невестка - прислуга, и она беспрекословно должна подчиняться не только воле мужа, но любого из членов его семьи, то есть родителей, братьев, сестер. И при этом должна уметь все делать по хозяйству". Именно домашнее насилие иной раз подталкивает женщин к отчаянным поступкам, в числе которых суицид, являющийся результатом протеста женщины, оказавшейся в безысходном положении.
газета "Вароруд" №14(102), от 7 апреля 2004г
|