"Ала качуу/похищение невесты" снова популярно в Киргизии 00:46 18.04.2004
Кыргызская пленница
Гульчехра КАРИМОВА
Так уж сложилось, что к бракам поневоле (по–кыргызски "ала качуу" - умыкание невест) наш народ относится достаточно спокойно. Принято считать, что это старинный национальный обычай, особенно распространенный в глубинке. Тем не менее доктору философских наук из Филадельфии Расселу Клейнбаху эта традиция показалась весьма экзотическим явлением, и он предпринял собственную попытку разобраться во всем подробно.
На этот шаг американского ученого подвигнуло обширное сообщение в Интернете о похищении невест. Тогда, несколько лет назад, Клейнбах преподавал курс социологии в одном из вузов города Оша. Но стоило иностранцу попытаться узнать побольше об этом древнем обычае, как выяснилось, что до сих пор у нас никто глубоко не занимался его изучением. В СМИ приводятся лишь немногие захватывающие случаи. Небольшой опрос, проведенный американцем среди ошских студентов, также не разъяснил ситуации, а, наоборот, еще больше заинтриговал.
И тогда Клейнбах вместе с преподавательницей из Америки Сарой Амслер отправились в экспедицию по регионам Кыргызстана. Побывали даже в самых отдаленных и глухих деревушках, расспросили тысячи мужчин и женщин разных возрастов. Ученых интересовало все: каким образом осуществлялось похищение, кто становился инициатором, были ли раньше молодые знакомы, любили ли друг друга, из каких побуждений шли на этот шаг?
Данные исследований, проведенных американцами, просто ошеломляющие. Оказывается, за последние годы у нас наблюдается увеличение количества браков поневоле. Если пятьдесят–шестьдесят лет назад они составляли около тридцати процентов, то на сегодня возросли почти вдвое. Только в одной деревне американцы насчитали 385 случаев умыкания невест! Причем все эти брачные союзы заключались без согласия девушек. И ни одна из них даже не попыталась защитить свои права. Как правило, огласка и разбирательство считаются в народе чуть ли не позором для всего рода. Естественно, иностранцам, по любому поводу отстаивающим свою независимость, это было более чем непонятно.
- Удивительно то, как кыргызские женщины мирятся со своей участью, безропотно покоряются судьбе. Ведь в данной ситуации полностью ущемляются их права, - недоумевает Клейнбах.
Особенное впечатление на американца произвел рассказ одной взрослой женщины. В молодости она также оказалась жертвой похищения, но ценой собственной крови ей удалось избежать нежеланного брака. Так получилось, что, когда парень вместе с дружками насильно усаживали ее в машину, она, отбиваясь, разбила кулаком стекло автомобиля. Мужчины же, увидев кровь, испугались и, бросив девушку, убежали.
Был еще и такой - забавный - случай. Парню приглянулась одна барышня, и он с друзьями вечером поджидал ее около дома. Девушка вышла во двор, но, увидев ребят, сразу заподозрила неладное и, вместо того, чтобы снова зайти в дом, побежала в ... туалет. Но как только женская фигура вновь показалась у дверей деревенского сооружения, на нее тут же накинули мешок и погрузили в машину. Отъехав на безопасное расстояние, джигиты решили освободить свою пленницу. И каково же было их удивление, когда обнаружилось, что вместо понравившейся девушки они украли... ее родную мать! Оказывается, несостоявшаяся невеста знала, что в тот момент в туалете находится родительница, и не преминула воспользоваться этим.
Кстати, Рассел Клейнбах сейчас преподает курс социологии в Американском университете Центральной Азии. А заодно сотрудничает со многими здешними неправительственными организациями, борющимися за права женщин и в первую очередь за искоренение "ала качуу". Вот он и предложил им попытаться внедрить так называемый брачный договор, в духе американских стандартов, слегка переработанный в угоду местным условиям, конечно. Подписывая этот документ, мужчины как бы дают клятву никогда не похищать невест. А если уж появится крайняя необходимость, то сделать это можно только с согласия девушки. Подобные "листовки" уже распространяются и среди женщин. Они в свою очередь обязуются, став жертвами ала качуу, непременно использовать все свои права и существующие законы, чтобы наказать похитителей. Будет ли эффективным этот американский подход к кыргызским обычаям - покажет время.
№68 за 16 апреля 2004
|