Пентагон готовит доклад "О китайской военной мощи" 08:24 27.04.2004
Представитель Министерства обороны США сообщает о трансформации военной системы в Китае (Заявляет, что Китай ищет возможности сдержать шаги Тайваня к независимости)
Китай проводит долгосрочную и радикальную военную модернизацию, которая "охватывает трансформацию практически всех аспектов" его военной системы, заявил Ричард П. Лолесс, заместитель министра обороны по вопросам международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Выступая 22 апреля в сенатском Комитете по международным отношениям, Лолесс сослался на информацию из готовящегося Пентагоном "Доклада Конгрессу о китайской военной мощи", чтобы охарактеризовать изменения в оружейных системах, оперативной доктрине, организационной структуре и кадровых методах Народно-освободительной армии (НОА) и ее Военно-Воздушных сил (ВВС НОА).
По словам Лолесса, расходы Китая на оборону в настоящее время считаются третьими по объему в мире - впереди только Соединенные Штаты и Россия.
Ниже приводится его выступление:
Доброе утро, г-н председатель и члены комитета. Спасибо за проведение этих слушаний и возможность выступить по важному вопросу о военных реформах КНР. Я подготовил основное выступление во многом по материалам публикуемого нами вскоре "Доклада Конгрессу о китайской военной мощи", а затем с удовольствием отвечу на любые вопросы, которые у вас могут возникнуть.
Общий обзор
Китайская Народно-освободительная армия (НОА) приступила к амбициозной долгосрочной военной модернизации для создания потенциала, позволяющего вести и выигрывать краткосрочные конфликты высокой интенсивности на своей периферии. Модернизация обороны Китая охватывает трансформацию практически всех аспектов военной системы, включая оружейные системы, оперативную доктрину, организационную структуру и кадровые реформы.
В последние годы НОА ускорила реформы и модернизацию, с тем чтобы обеспечить себе ряд эффективных военных вариантов сдерживания шагов Тайваня к постоянному отделению, а при необходимости и силового обеспечения интеграции Тайваня под властью материка. Второй, хотя и не менее важный, набор целей включает в себя средства сдерживания, отсрочки или срыва вторжения третьих сторон при военном кризисе в зоне пролива.
НОА добилась прогресса на пути к этим целям благодаря приобретению и развертыванию новых оружейных систем, провозглашению новой доктрины современной войны, реформированию институтов и улучшению подготовки кадров. Решительный акцент НОА на подготовку к конфликту в Тайваньском проливе вызывает серьезные сомнения в декларируемой Пекином политике стремления к "мирному воссоединению" по модели "одна страна - две системы".
Рост китайской экономики позволил КНР с 1990 года за единственным исключением поддерживать ежегодные двузначные темпы. Официально объявленный бюджет на 2004 год превышает 25 млрд. долларов, но если учесть внебюджетное финансирование импорта иностранных оружейных систем, то общие расходы на оборону в этом году, по нашей оценке, достигают 50-70 млрд. долларов, что ставит Китай на третье место по оборонным расходам после США и России.
На пользу военной реформе в Китае пошло и наблюдение за операциями США. Впервые НОА наблюдала за революцией в военных делах по операции "Буря в пустыне" в 1991 году, а затем училась, как уступающие в технологическом отношении силы могут держать оборону против превосходящих сил противника, во время операции "Союзная сила" в Косово. Вероятно, НОА усвоила уроки о применении беспилотных летательных аппаратов для разведывательных и ударных операций, о роли современных, хорошо подготовленных сил специального назначения в нанесении точных ударов и о значении скорости в современной войне.
Вот несколько ключевых направлений реформы, на которые мне хотелось бы сделать упор.
Совместные операции
Теоретики и специалисты по планированию НОА полагают, что будущие кампании будет вестись одновременно на суше, море и в воздухе, космосе и электронной сфере. Поэтому НОА улучшает свои средства проведения совместных операций, разрабатывая единую сеть командования, управления, связи, компьютеров, разведки, наблюдения и рекогносцировки, новую командную структуру и объединенную систему тылового обеспечения.
Воздушные операции
Военно-воздушные силы (ВВС) НОА превращаются из оборонительных сил в силы, обладающие современным наступательным ударным потенциалом. Китайский план модернизации войск и стратегия приобретения техники для своих военно-воздушных были ориентированы, в основном, на разгром региональных ВВС, защиту от авиации, действующей на большом расстоянии от китайского побережья, пресечение военно-морских операций США и удары по таким региональным целям, как авиабазы и объекты противовоздушной обороны.
Операции с применением обычных ракет
Растущие обычные ракетные силы Пекина создают стратегический потенциал без политических и практических ограничений, связанных с ядерными ракетами. Применяемые НОА баллистические ракеты короткого радиуса действия (БРКРД) обеспечивают эффективную обычную ударную силу и представляют собой средство принуждения в реальном режиме времени.
Китай продолжает совершенствовать в количественном и качественном отношении потенциал своих сил, вооруженных обычными БРКРД. На боевом дежурстве находятся 500-550 БРКРД, все они развернуты против Тайваня, и их число ежегодно увеличивается на 75. Точность и смертоносность этих сил, как ожидается, возрастут также за счет применения спутниковых систем наведения.
Военно-морские операции
Пекин осознает, что он должен иметь силы, готовые быстро реагировать на ряд региональных сценариев, и стремится построить сбалансированные военно-морские силы для ведения надводной, противолодочной, подводной, противовоздушной, минной и десантной войны.
Единая сеть командования
Китаю необходима живучая, мощная, надежная и совершенная система командования, управления, связи, компьютеров, разведки, наблюдения и рекогносцировки, справляющаяся с боевой информацией. НОА продолжает обновлять свои средства связи, которые в итоге будут соперничать с самыми современными гражданскими сетями.
Космос
Приобретение современных систем разведки, наблюдения и рекогносцировки остается решающим для пекинской программы военной модернизации и поддерживает используемую НОА доктрину местных войн. Постоянно действующие космические системы с потенциальными военными приложениями включают в себя два новых спутника дистанционного зондирования, современные системы съемки, рекогносцировки и ресурсов Земли с военными приложениями, рекогносцировочные спутники электронной или сигнальной разведки.
Китай проводит широкие исследования и ищет иностранной помощи по малым спутникам и микроспутникам, весящим менее 100 килограммов, для выполнения задач, предусматривающих дистанционное зондирование и сети электрооптических и радиолокационных спутников.
Изменения в средствах космической войны
Как ожидается, Китай продолжит усиливать свою спутниковую сеть слежения и идентификации. По сообщениям прессы, Китай может использовать вероятные низкоэнергетические лазеры для "ослепления" датчиков спутников на низкой околоземной орбите, хотя неясно, относится ли это утверждение к реальным объектам. Согласно сообщениям, Китай начал испытывать противоспутниковую систему.
Военно-промышленная база Китая
В заключение позвольте сделать несколько кратких замечаний о китайской оборонной промышленности. Военно-промышленная база Китая, известная также под названием "Национальная оборонная наука, технология и промышленность" (НОНТП), является избыточной структурой, состоящей из заводов, институтов и академий, подчиненных организациям, которые представляют ядерную, авиационную, электронную, артиллерийскую, судостроительную и космическую промышленность. Производственные заводы в целях импорта и экспорта представлены торговыми корпорациями с такими хорошо известными названиями, как Китайская аэротехническая импортно-экспортная корпорация (КАТИК) и Китайская Северная промышленная корпорация (НОРИНКО).
Импортно-экспортные корпорации - это структуры, которые настойчиво реализуют контракты по продаже китайской техники за рубежом, а также вовлекают иностранные компании в совместные предприятия в Китае. За этими корпорациями внимательно следит Государственный департамент на предмет распространения вооружений. Например, КАТИК не далее как в мае 2002 года была подвергнута санкциям по Закону о нераспространении в отношении Ирана.
|