В Питере издан сборник "Подвижники Ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии" 01:25 28.04.2004
В Петербурге изучаются и издаются труды исламоведов и исламских мыслителей
[27-04-2004] В издательстве "Восточная литература" вышел в свет сборник "Подвижники Ислама (суфизм в Средней Азии и на Кавказе)". Об этом сообщает сайт Исламоведение в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН (www.orientalstudies.ru).
Авторы сборника, подготовленного в Петербургском филиале ИН РАН (этнографы, историки, востоковеды, краеведы, представители российской и западноевропейской научных школ) анализируют особенности исламской жизни в Фергане, Дагестане, Туркестане, Средней Азии. В сборнике также уделено внимание соотношению исламского и доисламского, общего и регионального в духовной культуре и религиозной практике мусульманских обществ.
В целом сайт, посвященный научному исламоведению, предлагает научно-обоснованную, непредвзятую информацию об Исламе, решая задачу преодоления негативных стереотипов взаимного восприятия последователями разных вероисповеданий и установления этно-конфессионального взаимопонимания между народами.
Здесь также размещена аннотация к переводу "Китаб ал-Харадж" Абу Йусуфа, над подготовкой к изданию которой работали исламоведы трех поколений. Эта книга, написанная в VIII в. в эпоху халифа Харуна ар-Рашида и по его велению, отражает систему мусульманского налогообложения: в ней представлено около 550 преданий как о различных видах налогов, так и о формах наложения наказаний за правонарушения.
*****
Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе Сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М.: Вост. лит., 2003. - 336 с.: ил. ISBN 5-02-018320-2 (в пер.).
В сборнике рассмотрены формы бытования ислама в Средней Азии и на Кавказе. Не довольствуясь реконструкцией фактов на основе первоисточников, авторы (этнографы, историки, востоковеды, краеведы, представители российской и западноевропейской научных школ) анализируют особенности той среды, в которой они сложились, и на этой основе предлагают свой взгляд на историю развития ислама в Средней Азии и на Кавказе, на соотношение исламского и доисламского, общего и регионального в духовной культуре и религиозной практике мусульманских обществ. Впервые введен в научный оборот целый ряд уникальных первоисточников и полевой материал рубежа XX-XXI вв.
Содержание С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. Соблазны культа святых (вместо предисловия) С.Н. Абашин. "Семь святых братьев" В.Л. Огудин. Гора Бобои-об - древняя святыня народов северо-западной Ферганы В.Л. Огудин. Трон Соломона. История формирования культа A.О. Булатов. Реликты шаманства в культе святых и святых мест у народов Дагестана А.К. Муминов. Кокандская версия исламизации Туркестана B.О. Бобровников, Р.И. Сефербеков. Абу Муслим у мусульман Восточного Кавказа (к истории и этнографии культов святых) С.Н. Абашин. Бурханиддин-Кылыч: ученый, правитель, чудотворец? О генезисе культа святых в Средней Азии Б.М. Бабаджанов. Зикр джахр и сама‘: сакрализация профанного или профанация сакрального? Б.М. Бабаджанов. Дукчи Ишан и Андижанское восстание 1898 г. М. Кемпер. К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане М.Ю. Рощин. Шейх Мухаммед Назим Киприотский и его последователи (к вопросу о возрождении суфизма в Дагестане) З.З. Жандарбек. Йасавийа и этническая история населения Дешт-и Кипчака (по материалам казахских шеджере)
|