О.Архаров - "Хизб-ут-Тахрир": в тени "Аль-Каиды" удобнее 09:24 28.04.2004
"Хизб-ут-Тахрир": в тени "Аль-Каиды" удобнее Когда где-нибудь в мире происходит очередной теракт, следы которого ведут к исламским экстремистам, все немедленно вспоминают об "Аль-Каиде". После событий 11 сентября 2001 года этот террористический "бренд" стал известен в мире, наверное, не меньше, чем самые "раскрученные" торговые марки. При этом многие экстремистские организации, имеющие сходные цели и методы их достижения, предпочитают оставаться в тени. К их числу можно отнести "ветерана" исламского экстремизма, суннитскую религиозную партию "Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами" (ХТИ).
Олег АРХАРОВ
"Наша цель - Халифат"
Название этой организации переводится как "Исламская партия освобождения". В 1953 году ее создал житель Иерусалима, судья апелляционного суда Таки ад дин Набхани ал-Фаластини, собрав вокруг себя членов палестинского отделения международного радикального объединения "Братья-мусульмане". Свои основные идеи он изложил в настольной книге "хизбутовцев" - "Ислом Низоми" ("Положение ислама").
Главной целью членов ХТИ является воссоздание средневекового феодального халифата, образованного в VII веке в песках Западной Аравии, в котором в руках халифа была сосредоточена светская и духовная власть. Только в наше время эту наднациональную структуру предполагается распространить на весь Земной шар. Регионы с населением, исповедующим ислам, вольются в Халифат на правах вилайятов. Идеи партии нашли приверженцев практически во всех крупных исламских государствах, ее отделения были открыты в Египте, Ираке, Алжире, Сирии, Иране Судане, Йемене, Пакистане и Афганистане. Однако стратегический центр планирования деятельности организации находился... в Лондоне, а офисы ХТИ были открыты в ряде стран Западной Европы.
К концу 1980-х годов практическая деятельность ХТИ привела к радикальной эволюции взглядов на методы образования вилаятов с последующим объединением в Халифат. На конференции "Интернациональные связи студентов-мусульман", проходившей в штате Миссури (США) 22 декабря 1989 года, были озвучены новые идеи ХТИ. В докладе, получившем название "Метод обновления", давалось теологическое обоснование необходимости вооруженного "джихада" против всех противников взглядов, исповедуемых членами "Хизб-ут-Тахрир".
В декабре 1997 г. основатель ХТИ Набхани ал-Фаластини скончался, и амиром "хизбутовцев" стал палестинец Абдал ал-Кадим Заллум, проживающий в Иордании. По его инициативе партия активизировала свою деятельность в мусульманском мире. Сегодня "тахрировцы" действуют практически во всех странах, где все население или его значительная часть исповедует ислам, причем в большинстве этих стран филиалы партии работают нелегально, практикуя "сетевую систему", основанную на классических принципах конспирации.
Первоначальные халки (группы), в которые входит до 5 человек знающих друг друга по кличкам (псевдонимам), возглавляются мушрифами. Они подчиняются руководителям определенного региона масулам, которые находятся под управлением мутамада на национальном уровне. Новички, вступающие в ХТИ, принимают присягу, в основу которой заложено беспрекословное подчинение приказам старших; в противном случае нарушителя ожидает смерть. В организации поддерживается железная дисциплина и аскетизм, основанный на крайнем фанатизме. В случае освобождения "вакансии" место руководителя любого уровня занимает уже подготовленный кандидат, который оповещается о назначении немедленно и принимает руководящие функции.
Главным тактическим приемом "хизбутовцев" является скрытая работа "в массах" с помощью завербованных агитаторов, прошедших курс обучения в подпольных лагерях ХТИ. Агитационную работу с целью пополнения своих рядов члены партии проводят не только среди маргинальных слоев населения, но также и среди представителей властных и силовых структур.
Долгое время считалось, что особенностью ХТИ, отличающей ее от других экстремистских организаций исламистского толка, является теоретическая база, где говорится о мирных способах достижения поставленной цели - воссоздания Халифата. Но в реальности эта теория не сходится с практикой. Например, в сентябре 1999 года в Кабуле заседала "шура" (совет) представителей т.н. "Зеленого интернационала" из стран СНГ, Малайзии, Индии, Индонезии, Таиланда, уйгурских экстремистов и др., на которой решались вопросы взаимодействия в рамках единого фронта всех исламских экстремистов, в том числе и членов партии "Хизб-ут-Тахрир".
Благодатная "почва" Ферганской долины
Лидеры "тахрировцев" уже давно стремятся освоить исламское пространство бывшего СССР. Ярым сторонником этого был и остается амир ХТИ Абдал ал-Кадим, который всегда проявлял повышенный интерес к "работе" с населением Ферганской долины, где в советские времена были прочерчены произвольные границы между республиками (ныне независимыми государствами) - Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном , - не учитывающие вековых особенностей расселения народов Средней Азии. В результате на этом кусочке дефицитной плодородной земли еще в эпоху СССР между этнически неоднородным населением не раз вспыхивали кровавые столкновения за право пользования землей и водными ресурсами.
Естественно, что столь благодатную "почву" Ферганской долины члены "Хизб-ут-Тахрир" не могли оставить без внимания. При этом ставка была ими сделана на узбекское население, которое составляет большинство в долине и является самым крупным национальным меньшинством северной части Таджикистана, а также в Киргизии, где проживает около миллиона узбеков. С этой целью идеологи ХТИ даже сменили окраску, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше местных мусульман. В подготовленной специально для данного региона доктрине лидеры "хизбутовцев" провозглашали себя сторонниками "чистой веры" и причисляли себя к ханафитскому мазхабу, который исповедуют мусульмане Средней Азии, отрицая свою принадлежность к ваххабизму (ханнабалитскому мазхабу суннизма).
Первые попытки "тахрировцев" проявить себя в республиках Средней Азии были зафиксированы советскими спецслужбами еще в 1979 году в Таджикистане и Узбекистане, когда было замечено появление литературы ХТИ. Однако деятельность зарубежных эмиссаров была глубоко законспирирована и в тот момент велась еще без привлечения широких масс местного населения. Однако к концу 1980-х годов подпольные первичные ячейки "Хизб-ут-Тахрир" уже вовсю действовали в вышеназванных странах, со временем превратившись в реальную подпольную силу.
"Тахрировцы" активно распространяли свою печатную продукцию, с помощью которой велось целенаправленное воздействие на сознание верующих в выгодном авторам плане. Генеральной линией этой псевдорелигиозной пропаганды были идеи современных салафитов, признающих только одну форму джихада: военные действия против неверных и мусульман-не салафитов.
Силами ХТИ был организован выезд "перспективных" выходцев из Центральноазиатских республик за рубеж - с целью подготовки кадров для расширения возможностей организации в регионе. Основная масса "обучаемых" также вербовалась среди жителей Ферганской долины. В основном из числа этих людей позднее были сформированы группы боевиков для проведения террористических актов в различных районах долины. Одна из таких бандитских группировок с 1994 по 1997 год совершала различные акции устрашения в Наманганской области Узбекистана.
После 1995 года власти Узбекистана активизировали борьбу с различными экстремистскими организациями. Но основное внимание Ташкента было сосредоточено на выделяющемся своей непримиримостью "Исламском движении Узбекистана" (ИДУ). "Хизб-ут-Тахрир" же по-прежнему удачно оставалась в тени... Деятельность партии продолжалась довольно успешно: организация различными путями пропагандировала свои идеи, используя весь комплекс доступных способов - от распространения листовок, чье массовое тиражирование было налажено в Узбекистане, Таджикистане, а также впоследствии и Киргизии, до проведения "индивидуальной работы" с имамами в мечетях.
Одних репрессий недостаточно...
В период от распада СССР и до февральских терактов в Ташкенте в 1999 году миссионеры "Хизб-ут-Тахрир" вполне вольготно чувствовали себя в Ферганской долине и активно занимались вербовкой новых членов. Однако после той столичной трагедии всем экстремистским организациям в Узбекистане была объявлена настоящая война. В их число попали и "хизбутовцы".
За прошедшие с тех пор 5 лет было задержано множество членов ХТИ. Только по данным правозащитников, в узбекских тюрьмах содержится более 10 тысяч сторонников этой партии - без учета лиц, которые оказались за решеткой после новой громкой серии терактов в Узбекистане в конце марта - начале апреля 2004 года. Несмотря на репрессии в отношении ХТИ, эта партия по-прежнему претендует на роль "первой скрипки" среди радикальных исламских движений Ферганской долины, не оставляя своих планов создания Халифата. Идеям "хизбутовцев", по различным подсчетам, только в Узбекистане симпатизирует более 20 тысяч человек.
Сильны позиции ХТИ и в Ошской и Джалал-Абадской областях Киргизии (преимущественно среди узбеков). По данным правоохранительных органов Киргизии, сегодня на юге этой страны насчитывается более 2 тысяч членов "Хизб-ут-Тахрир". За годы независимости в Ошской области Киргизии появилось 700 новых мечетей, и примерно в двухстах из них нелегально пропагандируются идеи ХТИ.
Во время печально знаменитого вторжения боевиков ИДУ в Киргизию в 1999 г. и боев на перевале Камчик в 2000 г. "Хизб-ут-Тахрир" активно поддержала действия "товарищей по оружию". Обе организации проводили совместные совещания перед началом боевых действий. По данным спецслужб разных государств, обе тесно сотрудничают с "Аль-Каидой", афганским "Талибаном" и другими экстремистскими организациями.
Сегодня почти все теоретические сочинения и периодика ХТИ (журналы "Аль-Вай", "Аль-Хадара") переводятся на языки государств Средней Азии (в том числе и на русский) и распространяется среди населения региона, преимущественно в мечетях, учебных заведениях, на транспорте. Секрет относительного успеха ХТИ состоит в умелом использовании массовой бедности населения, острых социальных проблем, а также в отсутствии государственной идеологии, которую власти стран Центральной Азии могли бы противопоставить идеям "Хизб-ут-Тахрир", утверждающей, что только в Халифате мусульмане могут рассчитывать на справедливую и достойную жизнь.
Опыт Узбекистана доказывает, что применение властями только одних репрессий в отношении членов "Хизб-ут-Тахрир" не приводит к желаемому результату: происходит быстрое замещение арестованных и осужденных членов партии на новых активистов. Репрессии заставили часть исламистов эмигрировать, чтобы продолжить свою борьбу из-за рубежа. Так, из Ирана вещает на Среднюю Азию радиостанция "Голос Хорасана", а среди иранского населения регулярно проводятся кампании по сбору средств "для терпящих бедствие мусульман Узбекистана". В реальности же собранные деньги направляются на финансирование подпольных ячеек и боевых групп ХТИ.
В Россию - с мигрантами
Сегодня партия "Хизб-ут-Тахрир" по-прежнему имеет определенные виды на Ферганскую долину, которая, по их замыслам, в будущем должна стать основой для образования Халифата, постепенно "прирастая" соседними регионами. Эту стратегию следует напрямую рассматривать в рамках доктрины панисламизма. Возникает закономерный вопрос: представляет ли ХТИ реальную опасность для России?
Можно ответственно утверждать, что многонациональная Россия, в которой проживает приблизительно 20 миллионов мусульман, вне всякого сомнения, находится в зоне интересов "тахрировцев". И одним из удобных инструментов проникновения в Россию для членов ХТИ и других подобных организаций является нелегальная миграция из стран Средней Азии.
По некоторым данным, только в 2003 году на территории РФ на различных хозяйственных объектах трудилось более 5 миллионов узбеков, большинство которых составляли жители все той же Ферганской долины, где безработица достигает 80%. Реальным подтверждением нахождения членов ХТИ на территории России являются многочисленные случаи их депортации на родину по различным розыскным запросам спецслужб среднеазиатских государств СНГ.
Нельзя исключать того, что ХТИ уже сегодня начинает подпольно обосновываться в России, осуществляя экспансию своих идей и вербовку в свои ряды новых сторонников из числа мусульманского населения РФ. При этом, по понятным причинам, в зоне повышенной опасности находятся юг России и Поволжье.
27.04.2004
|