Ханум Лал: Исламский терроризм - порождение западного империализма 11:08 02.05.2004
Исламский терроризм - истоки и перспективы
Ханум ЛАЛ
После закономерного краха государств "реального социализма" мир вместо "конца истории" получил в рамках сохранения глобальных противоречий рост исламского фундаментализма. Западные СМИ стращают обывателя полчищами бородатых террористов, подстрекаемых сумасшедшими фанатичными муллами. В условиях коллапса сталинизма, неспособности реформизма и квазидемократических режимов решить социальные проблемы, место "внешней угрозы" Восточного блока занял исламский фундаментализм. Эта "угроза" используется правящим классом для парализации сопротивления трудящихся, буржуазия нагнетает антитеррористическую истерию, пытаясь скрыть главного и единственного террориста - буржуазное государство.
Роль западного империализма в зарождении исламского фундаментализма Поражение британских и французских империалистов в 1956 году во время Суэцкого кризиса встревожило империализм. Популярность Г.А. Насера в Египте и других лево-националистических лидеров на Ближнем Востоке и исламских странах представляла угрозу империалистическим интересам в этом нефтяном регионе. История изобилует примерами когда исламские организации служили альтер эго диктатур. Так, в Индонезии Саракат-ислам играл роль информатора и государственных агентов в зверском избиении миллионов коммунистов Сухарто в 1965 году.
В Египте, Сирии и других странах такие организации как "Ахван-уль-Муслимии" ("Братья мусульмане") использовались, чтобы дестабилизировать лево-националистические режимы. В Афганистане после Апрельской революции 1978 года они играли самую контрреволюционную роль. Душманы субсидировались американцами и реакционными арабскими режимами.
В Пакистане главная исламская партия "Джамаат-аль-ислами" была главным инструментом обуздания левых сил. В продолжение военного правления Зия-уль-Хака она создала полувоенные банды, которые преследовали оппозиционеров.
Было бы недиалектично рассматривать односторонне исламский фундаментализм, как с точки зрения теологической, так и в социально-политическом плане. В нем наличествуют различные направления, исторически сформировавшиеся различия соответствующие разным религиозным, классовым и национальным противоречиям.
Исторически исламское богословие, в результате феодальной борьбы за власть, разделилось на две ветви: шиизм и суннизм. Первоначально ислам был революционным движением против рабства, но после образования государств бывшая верхушка кочевых племен превратилась в правящую элиту. Появление ислама ознаменовалось значительным прогрессом. Влияние исламских устоев и обычаев на Европу, социальная конвергенция сыграли значительную роль в Возрождении. Правление же элиты для сохранения власти постепенно скатилось к консерватизму.
Социально-экономическое основание Индустриализация, основанная на капиталистическом способе производства в 50-60-е годы XX века, привела к появлению в этих странах рабочего класса и его массовых организаций. Однако подчиненный закону неравномерного развития капитализм сформировал здесь совершенно другое общество, нежели на Западе. При этом миграция сельского населения в города при недостатке социальных условий привела к появлению трущоб бедноты.
В дальнейшем из-за предательства "левых" профсоюзников и сталинистского руководства с его порочной теорией двух стадий (сперва-буржуазно-демократическая революция и только затем социалистическая, а также социализм в отдельно взятой стране) произошел откат в коммунистическом движении этих стран. В следствие этого, региональные родо-племенные, этнические, языковые противоречия заявили о себе в полной мере.
В этих условиях отсутствие ясной революционной программы, трудящиеся в поисках альтернативы стали возлагать некоторые надежды на религию. Протест против нищеты, коррупции и прочих "радостей" капитализма был направлен в ложное русло.
Идеология и экономика
Главный порок этой идеологии установления теократии - в том, что она базируется на ностальгии по кочевому, докапиталистическуому обществу. Различные исламские ученые (улемы) в течение 1400 лет так или иначе интерпретировали теологию под различные экономические системы и уклады. Однако, капиталистическая система может приспосабливать любую идеологию, не исключая и фундаментализм. Так, вчерашние "пламенные борцы" с империализмом зачастую скатываются на реформистские позиции. Однако и некоторые радикальные клерикалы в свое время представляли левую интерпретацию ислама.
Воздействие большевистской революции, включая и индийский субконтинент, было поистине огромно. Так, в первые годы революции Обдуллах Синдхи отправился в революционную Россию, чтобы увидеть Ленина. В 1924 г. другой религиозный деятель Хосрат Махайи стал генсеком Коммунистической партии Индии. И даже правый исламский националист поэт Икбал писал поэмы о вожде мирового пролетариата и большевиках. В одном из его персидских стихов он называет Маркса пророком, имевшим Книгу, но не имевшим пророчеств.
Но любая, в т.ч. исламская интерпретация современной экономики и политики остается неполной, если не исходит из материальной природы социально-экономических и политических отношений существующего общества. С одной стороны, право частной собственности, индивидуального предпринимательства и право прибыли заложено в основных мусульманских принципах. В то же время ислам призывает к равноправию и братству. В нынешних реалиях - это неразрешимое противоречие.
Исламские богословы не указали конкретный тип государства, говоря лишь об обществе обеспечивающим благоприятные условия для жизни людей. "Исламская экономика" подразумевает: а) частную собственность на средства производства б) стремление к ограничению эксплуатации, "честный бизнес" в) запрет ростовщичества г) налоги (закат и др), рассматриваемые как способ соблюдения социального равенства. Все это, конечно же, не может устранить сегодняшних социальных противоречий.
В Пакистане закат составляет менее 1 % ВВП. В Иране после 15 лет Исламской революции экономика продолжает находиться в состоянии нестабильности. Здесь, в условиях религиозно-светского двоевластия, продолжают действовать повстанческие группировки, и ситуация крайне нестабильна. Фундаменталистский эксперимент в ИРИ показал явное противоречие современной экономики и теологических метафизических мифов. Хомейни как-то сказал, что: "мы будем жить на козьем молоке, ради сохранения независимости".
Однако, сегодня, это легче сказать, чем сделать. Около 500 империалистических ТНК доминируют, прямо или косвенно, над 85 % мирового производства. Условия, диктуемые МВФ и другими империалистическими инструментами направлены на экономическое подчинение бедных стран, т.о. на бедняков этих стран ложится двойной гнет. В Иране антиимпериалистическая риторика используется, чтобы упрочить положение духовенства. Но с экономической доктриной, основанной на частной собственности и частном предпринимательстве неизбежна интеграция в глобальную мировую экономическую систему. Без научной идеологии социального преобразования каждая экономическая доктрина сводится к поддержанию отношений собственности.
Согласно исламским нормам единственная гарантия против эксплуатации и социального гнета - мораль и опасение Судного дня. Однако потребности экономической системы, основанной на прибыли делают эти "гарантии" иллюзией. Стремление к прибыли, и доминирование финансовой олигархии подрывают все моральные ценности. Двойной стандарт становится реальной практикой. Такая ситуация не может быть изменена этикой, репрессию или строгостью законов. Опыт показал, что доктрина "исламских" экономических систем капитализма, не может обуздать коррупцию и злоупотребления финансового капитала. По правде говоря, теологические догмы оказываются бессильными перед экономическими деяниями.
Стратегия и тактика
Фундаменталистские организации сегодня опираются на ленинские большевистские принципы организационной структуры партии нового типа, добавив к иерархическому принципу сетевой, панисламизм в чем-то даже напоминает интернационализм. В своей деятельности они часто прибегают к насилию и популизму. Так, они используют первоначально осужденную ими поп-музыку, развлечения, радио.
Исламисты задействуют успешную стратегию строить свою агитацию вокруг конкретных социальных проблем. Это находит быстрый отклик среди населения. В 1993 г. на выборах в Пакистане Исламский Фронт сформированный аналогично алжирскому FIS использовал риторику исламского социализма, однако, их "социализм" мало имеет общего с марксистской методологией.
Одна из наиболее активных исламистских групп в Пакистане "Сипах-а-Сихабах" представляет суннитов. Ее кадры - главным образом выпускники медресе и продукты гражданской войны в Афганистане, они же составили истэблишмент движения Талибан. С усилением социально-экономического кризиса и затишья в классовом противостоянии произошел рост фанатизма и дифференсации на различные мафиозные группировки среди ее членов. Выросшая безработица и социальная неустроенность обеспечили доступ исламистов к сердцам молодежи. Ту же эволюцию потерпела и шиитская "Сипах-а-Мухаммад". Отсталость общества и отсутствие революционной ситуации создает известный кредит доверия исламистам.
Заключение
Фундаменталистский всплеск - побочный продукт отказа класса капиталистов от выполнения его исторической задачи. Так светский либеральный "демократический" капиталистический класс Индии погрузил свою страну в ужас религиозного насилия. После окончания Второй мировой войны революционный костер бушевал по всему миру.
В некоторых странах он привел к ниспровержению феодализма и капитализма, на практике противореча меньшевистско-сталинистской теории двух стадий. Несмотря на усиленное социально-экономическое развитие в этих странах, революции ориентированные на советский ревизионизм быстро деградировали.
Самый яркий пример - Афганистан. Весной 1978 г. левые афганской НДПА (фракция Хальк) пришли к власти, свергнув режим Дауда независимо от Москвы. Н. Тараки отменил торговлю женщинами, помещичье землевладение, и другие реакционные пережитки. Он также повел наступление на религию. Американский империализм сформировал безобразный союз с реакционными муллами, феодалами, капиталистами и другими контрреволюционерами, снабжая их деньгами и оружием.
Через 14 лет режим пал, преданный Россией, под влиянием внутренних противоречий и военного давления душманов. Значительное число фанатиков прибыло туда из исламских стран для ведения "джихада" против "неверных". Джин был выпущен из бутылки. В результате в тех странах, в которых у власти находились лево-популистские движения, как в Пакистане (Б. Бхутто) они были сметены волной фундаментализма.
Единственная сила, которая может сдержать фундаментализм - революционное рабочее движение. Так после массового революционного движения в Пакистане в конце 60-х, на выборах трудящиеся отдали предпочтение РПП, а не противостоящему ей "антисоциалистическому" исламскому союзу.
В последнее время исламский фундаментализм стал достаточно самостоятельной силой. Неспособность ООП выдвинуть подлинно социалистическую программу привела в 80-е к росту реакционных исламских группировок: ХАМАС и др. ХАМАС, использовавшийся Израилем как антиарафатовский инструмент, впоследствии нашел общий язык с ООП.
В Ираке сталинистские компартии занимали половинчатую позицию в отношении оккупации, в то время как исламисты взяли на себя нелегкую, но почетную ношу Сопротивления агрессору.
Только подлинно революционная, классовая позиция сможет указать путь к свободе народам Востока. Мы марксисты единственные кто может дать такую программу. Только рабочая демократия и плановая экономика сможет покончить с самой черной средневековой реакцией и развеять мрак реакции.
|