А.Оторбаева - Криминальный Кыргызстан, или Кто кому служит? 01:13 07.05.2004
или Кто кому служит?
Асель ОТОРБАЕВА
Небывалый всплеск преступности стал главной темой не только для прессы, но и предметом обсуждения на самом высоком государственном уровне. Строгий спрос с силовиков последовал от Президента, затем от парламента. Последние поставили себе "зачет", пригрозив пальчиком нескольким генералам. Глава республики был в гневе и, в отличие от депутатов, потребовал реальных результатов от министров в погонах.
После "разбора полетов" не прошло и месяца. Общество в очередной раз тешит себя надеждой на кардинальные изменения в деятельности правоохранительных структур. И ждет, когда они начнутся.
Начались. Нашу газету просто "затерроризировали" телефонными звонками и визитами с просьбой "от шефа". Звонили и приходили майоры, подполковники и полковники в милицейской форме, несли килограммы отчетов и очень–очень просили корреспондентов "Вечерки" опубликовать статью о том, как на самом деле успешно работают силовики.
Честно говоря, мы не против. Просили только отложить в сторону бумажки и ответить на конкретные вопросы журналистов. Отказались.
Незадолго до этого отдел расследований "ВБ", проведя анализ криминогенной обстановки в республике, перелистал историю зарождения и развития организованной преступности ("На тропе криминальной войны", см. "ВБ" за 7, 8 и 9 апреля с.г.). Спецы из действующих высокопоставленных офицеров МВД тогда же высказали свою точку зрения.
Резюме: в Кыргызстане наблюдаются очередной виток кримразборок и передел сфер бандитского влияния (мнение корреспондентов "ВБ"), но все в ажуре, и нас в любом случае ждет happy end (мнение правоохранников). Спецслужбы от обсуждения кричащей во все горло проблемы "скромно" ушли в тень.
Полицейских много. Толку ноль
Самое время подвести итоги. Для начала немного статистики.
Сегодня в Кыргызстане с десяток (!) силовых структур, имеющих по закону право на следственные мероприятия, разведку, контрразведку, содержание негласной агентуры, наличие оружия, прослушивание и пр. Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Служба национальной безопасности, Пограничная служба, Департамент таможенной службы Комитета по доходам при Министерстве финансов, Департамент налоговой службы, Финансовая полиция, Агентство по контролю наркотиков, Служба государственной охраны, Генеральная прокуратура, Военная прокуратура... Все эти органы в той или иной степени призваны обеспечивать государственную (а значит, нашу с вами) безопасность, законность и порядок и бороться с любым проявлением криминала.
Вся вышеперечисленная армия поставлена на службу гражданам страны. Справедливости ради подчеркнем, что из этого десятка силовых структур у МВД и СНБ вся широта прерогатив. Именно милиция и чекисты обязаны днем и ночью сторожить наше бытие, а главное, действовать не постфактум - на предотвращение каких бы то ни было преступлений. Что имеем в действительности?
Генерал и Лейтенант
Не так давно в Совете безопасности Кыргызской Республики с интересом прочитали депешу анонимного (видимо, потому что действующего) офицера МВД, который поделился информацией. Если верить инкогнито, то сегодня должность заместителя начальника райотдела внутренних дел в столице оценивается в среднем в... 10 тысяч долларов США. А портфель замглавы УВД города тянет на $20 тысяч.
Можно было бы предположить, что это сведение счетов какого–то обиженного мента с плохим генералом–министром. Но аналогичные данные есть и у законодателей ЖК. У центрального микрофона члены депутатских комиссий говорили о купле–продаже кадровых милицейских мест во всеуслышание.
В коридорах Службы нацбезопасности Калыка Иманкулова называют Лейтенантом. В том смысле, что звание шефа - генерал–лейтенант, конечно, авторитетно, но как был молодой да ранний "лейтом", так "лейтом" и остался. Не стоит Калыку Айтыгуловичу обижаться на подчиненных. Есть доля правды в их словах.
С приходом Иманкулова СНБ особо похвастаться убедительными результатами в борьбе с преступностью не может. Увы. Зато "новаций" сколько угодно. Примеры? Да вот только один, но какой!
...Осенью 2002 года произошло покушение на секретаря Совета безопасности Мисира Ашыркулова. Преступление громкое, если не сказать сенсационное. Силовой генералитет страны поспешно заявил: мол, для нас дело чести найти злодеев. Честь офицера, как непорочность целомудренной девушки. Обещал - сдержи слово. Сдержали. По–своему. Экс–замминистра ВД Болотбек Ногойбаев и чудом уцелевший в кресле начальника Бишкекского УВД (но лишившийся "замства" у Субанбекова) Кенешбек Дуйшебаев, словно поп–звезды, мелькали с интервью на страницах местных газет и телеканалах. Последние десять месяцев они самоуверенно твердили, что задержан исполнитель этого преступления. Напомним, что, учитывая факт покушения не просто на человека, а на высокое государственное лицо, была создана следственная группа, в которую включили лучших из лучших оперов, сыщиков и прочих пинкертонов МВД, Генпрокуратуры и СНБ. Нонсенс, но это правда. Славные чекисты, как и бравые ребята из надзорных органов... самоустранились от расследования этого уголовного дела. Практически отдав судьбу пока только подозреваемого на откуп милиции. Когда офицерам СНБ задавали вопрос: как такое возможно - самоустраниться, они отвечали ни капли не смущаясь, мол, дело уж очень сомнительное: менты взяли какого–то наркомана и лепят из него образ личного врага Мисира Ашыркуловича. Может, генерал Иманкулов сам объяснит, что происходит на проспекте Эркиндик? Сознательный саботаж своих прямых обязанностей? Такой вывод напрашивается.
Про липовые показатели
Среди прочих отчетов, присланных в редакцию "с горячим приветом от товарища Субанбекова", изобиловали статданные. Цифры - любо–дорого посмотреть. Что ни квартал, то преступность в регионах Кыргызстана тает на глазах. Мы запросили любопытства ради характеристику оперативно– служебной деятельности МВД за 2003 год. Не где–нибудь, а в главном штабе этого же министерства. И не поверили своим глазам.
"Снижены показатели раскрываемости разбоев в УВД Оша (2,9%), Джалал–Абадской области (11,4%), Нарынской (33,3%), Чуйской (4,2%); грабежей в УВД Чуйской области (8%), Джалал–Абадской (6,0%), Баткенской (4,9%). Уменьшилось количество уголовных дел, возбужденных следственными подразделениями по сравнению с 2002 годом (на 320). Эффективность агентурно–оперативной работы остается низкой. Увеличилось количество незаконно задержанных лиц, водворенных в изоляторы временного содержания. Продолжают иметь место искажения (! - Авт.) сведений о результатах работы по раскрытию преступлений. Увеличилось количество преступлений, совершенных сотрудниками милиции".
Справка "ВБ"
На передовой в противостоянии с различного рода преступностью сегодня в Кыргызстане служат: в МВД - почти 13,5 тысячи человек; СНБ - 3,5 тысячи штатных плюс приблизительно тысяча негласных сотрудников; Финансовой полиции - 1,5 тысячи; Погранслужбе - 7 тысяч личного состава и из числа руководства.
Скромное обаяние органов
Не только гражданское общество и средства массовой информации вводили и вводят в заблуждение генералы. Не моргнув глазом, они по–прежнему отправляют ответы на запросы руководства страны, наполненные завидным оптимизмом. Вот–вот раскроем убийство 21 гражданина Китая, на стадии завершения следствие по факту убийства N, X, Y... Фактические результаты - нулевые.
За последние три года в Кыргызстане совершено 30 (!) заказных убийств. Из этого числа точка поставлена лишь в одном уголовном деле - о двойном убийстве предпринимателя из Синьцзян–Уйгурского автономного района (КНР), некоего Вуермаймайти (кличка Нурконсул) и секретаря китайского посольства в КР Ван Жань Пиня.
А теперь пара весьма показательных фактов, характеризующих суть деятельности МВД в целом.
Аналитики Совбеза КР подтвердили первый. Проведенная в конце 2003 года проверка работы Министерства внутренних дел по обеспечению соблюдения режима секретности (личное распоряжение премьер–министра Николая Танаева. - Авт.) признана неудовлетворительной. В ответ на требование членов правительственной комиссии разрешить им обследовать служебные помещения некоторых управлений ведомства Бакирдин Субанбеков ответил категорическим отказом.
Второй факт подтвердили наши источники в кыргызстанском отделении Интерпола. Заместитель начальника УВД Бишкека (теперь бывший) полковник Мелис Турганбаев до последнего дня своей службы раскатывал на автомашине "Хундай Соната" (госномер 74–70 ВА). Иномарка как иномарка? Но в Национальном центральном бюро Интерпола Республики Казахстан эта машина стоит на учете как ранее похищенная и угнанная!
Пожалуй, достаточно...
Комментарий отдела политики
Приведенные в публикации сведения - это, как говорится, цветочки. Ягодки сейчас спеют в отделах администрации Президента и аппарата премьер-министра, а также в ряде независимых аналитических центров, сотрудники которых по прямому указанию главы государства обязаны представить ему истинное положение дел в силовых органах республики. Уже известно, что собранная фактура станет основой повестки дня очередного заседания Совета безопасности. Копаться в авгиевых конюшнях товарищей с лампасами и копаться. Но даже сейчас в папках с грифом "Секретно", предназначенных пока только для лидера страны, с лихвой хватает вопиющих по сути доказательств, характеризующих иных генералов и полковников не иначе как оборотней в погонах.
Свеженький, с пылу, с жару факт.
30 апреля 2004 года при получении взятки размером в 500 сомов с поличным был задержан начальник ГОМа-3 Токмака капитан милиции Шамран Капарович Сарыбаев. Взяли его прямо в штабе ГОМа, так сказать, на рабочем месте. В материалах возбужденного уголовного дела есть видеозапись передачи денег из рук жертвы в руки вымогателя. Есть и меченые купюры и результаты экспертизы вещества, оставленного на руках капитана и на "засвеченных" и пронумерованных банкнотах.
Спустя три дня товарищ Сарыбаев покинул стены изолятора, свободно разгуливает по городу и хвастает, что "все разведет"...
6 мая 2004 года. №80
|