Симпатичный оскал ваххабизма. Бородачи в Астрахани мирно сажают редиску... 11:23 22.05.2004
Симпатичный оскал ваххабизма
"Ваххабизм" - самое модное и самое загадочное явление современной российской политики. Откуда оно взялось и что с ним делать?
Игорь НАЙДЕНОВ
Однажды Рашит Халиков решил повеситься. От обиды, что его не приняли в КПСС. Старшие товарищи сказали тогда на бюро: сначала перестань водку пить и по бабам бегать.
Теперь у Рашита другое имя - духовное: Габдулхалик Габдуррашит. Он находится под стражей, его называют ваххабитом.
Почему водку не пьешь и по бабам не бегаешь, упрекают его следователи. А еще бородищу эту отпустил...
НЕСВОБОДНЫЙ РАДИКАЛ
...С бородищей отдельная история.
Рашит перестал бриться в середине 1980-х. Когда, как говорит, покончил с безбожием. В каком-то укромном уголке Корана он обнаружил, что мусульманин должен во всем, среди прочего и внешне, подражать пророку Мухаммеду. Пророк, как известно, бороду не брил. И решительно никому она не мешала. То же было и с Рашитовой растительностью, пока черт не дернул Басаева совершить набег на Дагестан. Ну, и началось: ваххабиты там, ваххабиты сям. Сям - это в родном Рашитовом селе Кулаковка, под Астраханью.
В дом Рашита Халикова зачастила милиция. Пятый - и последний - обыск в марте этого года закончился арестом хозяина дома. Оперативники изъяли гранату, несколько патронов, листовки, пока точно не установлено, к чему именно призывающие (жена Рашита Софья, например, заявляет, что это увеличенные фрагменты Корана), и видеокассету с пресс-конференцией некоего исламского радикала, обнаруженную среди записей матчей последнего чемпионата мира по футболу.
Рашит утверждает, что все изъятое подброшено при обыске. Странно было бы, если бы он утверждал обратное. С другой стороны, с января нынешнего года он находится под следствием. Надо быть очень экстравагантным человеком, чтобы в таких обстоятельствах хранить боеприпасы. Пока Рашит Халиков в больнице - после ареста у него случился инфаркт.
ЛЕВ ТОЛСТОЙ КАК ЗЕРКАЛО РУССКОГО ИСЛАМА
У палаты ваххабита милицейская охрана. Называюсь племянником. Вот те на: меня пропускают, даже не проверив документы.
- Рашит, а вы правда ваххабит?
- Я простой мусульманин. Ваххаб - это одно из имен Аллаха. Если бы я назвался именем божиим, то совершил бы великий грех.
- Так чего вам эта борода далась, сбрили бы...
- Пусть сначала ваш Священный синод побреется.
Cвященным синодом список претензий Рашита не исчерпывается. А Дед Мороз, говорит, а Лев Толстой? Что касается идейной стороны дела, то тут у Рашита все просто: четко исполнять написанное в Коране, детей воспитывать в строгости, не пить, не курить, само собой, - в целом служить примером всем мусульманам.
Если это ваххабизм, то его оскал мне симпатичен.
Недалеко от больничной палаты Рашита другая. В ней лежит прокурор Усманов, по настоянию которого Рашиту избрали меру пресечения - заключение под стражу. Лежит тоже с сердцем.
- Это у него из-за меня сердце заболело, - говорит Рашит.
В грешные свои годы Халиков кем только не работал. Служил и в пожарной охране. Однажды поступил сигнал: дом горит, в котором в ту пору мальчишкой проживал будущий прокурор Усманов. Пожар потушили, ребенок остался невредим.
Теперь у них так. Встречает ваххабит Халиков прокурора Усманова в больничном коридоре, говорит:
- Эх ты.
- А я-то что? - отвечает ваххабиту прокурор.
ПОРАЖЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТОВ
Что имеет в виду прокурор Усманов? Возможно, то, что астраханской прокуратуре понадобился резонансный процесс взамен неудачно пока протекающего другого?
В августе 2001-го у входа на рынок "Кировский" в центре Астрахани был совершен теракт. В результате взрыва погибли восемь человек, всего пострадали более 70. В ноябре прошлого года перед судом предстали четверо обвиняемых. Присяжные единогласно их всех оправдали.
Профессиональный прокол. А тут как раз кстати ваххабит Халиков со своей подрывной деятельностью. Впрочем, все это из области предположений.
А вот из области реальностей. На недавней пресс-конференции начальник Астраханского РУБОП Ринат Салехов сообщил: за последние годы количество приверженцев ваххабизма уменьшилось в регионе до 60.
Популяция, значит, сокращается, ареал обитания сужается.
При этом Салехов замечает: работа с контингентом ведется без нарушения гражданских прав. В селе Кулаковка бородачей, как Рашит Халиков, еще десятка полтора. Одного такого, Назымбека Ваисова, я застаю в огороде. С редиской возится в теплице.
Говорит, только что вернулся из управления ФСБ, потерял там полдня, теперь надо успеть справиться с сорняками до вечернего намаза. Назымбека - хотя никаких обвинений ему не предъявлено - приглашали в службу безопасности, чтобы снять с его пальцев отпечатки и сфотографировать.
- А за что это вас в ФСБ?
- За ваххабизм.
- Так вы ваххабит? - с надеждой спрашиваю его.
- Я мусульманин, стремящийся к совершенству.
Еще не легче.
- Все меня спрашивают, сколько денег я получаю от Саудовской Аравии, - веселится Назымбек. - Вот мои деньги.
Он мастерит бумажный кулек и наполняет его редиской мне на дорогу.
ТОНКАЯ МАТЕРИЯ
Каким образом правоохранительные органы отличают мусульман, исповедующих традиционный ислам, от бородачей, которых против их воли называют ваххабитами, я так до конца и не понял. С видовыми признаками - путаница. В отделе Астраханского РУБОПа по борьбе с преступлениями террористического и экстремистского характера - так, по крайней мере, там утверждают - критерий такой: совершил человек противоправное действие, будь он хоть иеговист, хоть сатанист или ваххабит, он должен ответить по закону. "Между терминами "ваххабит" и "преступник" нельзя ставить знак равенства, - говорит начальник отдела Сергей Гаврилкин. Но тут же осторожно добавляет: - Однако это не исключает проведения в ваххабитской среде оперативной работы".
(Здесь надо отметить, что мало кто в Астрахани, даже из тех, кому положено, знаком с программным выступлением замгенпрокурора Колесникова, который предложил за одну только принадлежность к ваххабизму сажать без долгих разбирательств.)
Офицера понять несложно. Все, что связано с религиозным экстремизмом, относится к очень тонкой материи. Под такие дела чрезвычайно трудно подвести доказательную базу.
Поэтому, вполне возможно, участь Рашита Халикова не будет слишком печальной. Если, конечно, кто-нибудь из кулаковцев не даст показания против него.
НЕЧИТАНЫЙ ЗАКОН
Кулаковский мулла Назырбик не даст. Ничего лишнего не видел и не слышал.
Но он - против.
Противоречия у него с бородачами как идейного, так и житейского свойства.
Вот, к примеру, начнут барана резать, возмущается мулла - даже не в праздник - и давай орать: "Аллах Акбар". Всех детей распугают.
Или если кто намаз не успел перед смертью совершить, тот для них и не человек вовсе, хоронить не пойдут. А еще не отмечают дни поминовения усопших. А молятся где? В подвале Рашитового дома.
Назырбик им: "Идите в мечеть молиться, там воздух свежий". Не идут, упрямые.
В Кулаковке к бородачам относятся по-всякому. Кому одна каторга: что традиционалисты, что сектанты. Другие подписывают челобитные в защиту Халикова. Третьи тоже пишут, но доносы.
Между прочим, дело против Халикова началось именно с письма. Пропал молодой человек, который незадолго перед тем начал ходить в подвал к Рашиту. Потом объявился, "зомбированный какой-то, с родственниками общаться не желает". Те написали на Халикова бумагу в милицию: мол, детей настраивает против родителей, одно слово - сектант. А сектант, в свою очередь, утверждает, что сын просто сбежал от отца, безбожника и пьяницы.
В общем, темная история. Никак не понять постороннему, кто прав, кто виноват. Как, впрочем, в любой деревенской склоке.
Пока Рашит Халиков под следствием, его товарищи молятся по домам. А в пятничный день едут в Астрахань, в мечеть на рынке Больших Исад.
В этом районе косматые бороды попадаются чаще, чем где бы то ни было еще в городе. Нет-нет да промелькнет паранджа.
Для раскованной базарной Астрахани зрелище довольно пугающее. Просишь астраханцев описать свойство этого страха, говорят одно примерно: не проснуться бы завтра в другой стране.
Не страшно, добавляют, когда колокольный звон сливается с песней муэдзина. Страшно, если не будет выбора между звоном и песней.
Муфтий Астраханский Назымбек-хизрят к Рашиту Халикову, мягко говоря, симпатий не питает. Несколько лет назад Рашит со своими духовными товарищами пытался Назымбека сместить и поставить на его место муллы своего человека.
Пытались они сделать это довольно цивилизованным образом. Во время пятничной проповеди вступили с ним в полемику о том, каким образом нужно трактовать некое место из Корана.
Задача была - посрамить будущего муфтия в теории на глазах верующих. Верующие, однако, не поддались. Вытолкали спорщиков взашей.
- Они очень ловко работают с компроматом, - говорит муфтий, - чуть кто-нибудь из мулл оступился, сразу начинают кричать об этом на каждом углу, подрывая репутацию традиционного ислама. А у нас только одно оружие против них - тихая проповедь.
* * *
Муфтий Астраханский Назымбек-хизрят и ваххабит Габдулхалик Габдуррашит в юности вместе участвовали в конкурсах татарской песни. Муфтий выступал от села Кучергановка, а ваххабит - от Кулаковки.
Ваххабит побеждал чаще. За счет более сильного вокала.
Москва - Астрахань №18 за май 2004 год
|