КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 24.05.2004
23:43  Краткая история Палестины за последние 10 тыс. лет
22:14  Р.Эрдоган грозит "столкновением цивилизаций", если Турцию не примут в ЕС
20:50  Добро пожаловать в Россию, или Вредные советы переселенцам
19:37  В Ялте появились желающие вступить в ЕЭП. Правда, неизвестно какие
19:20  Мисир Аширкулов отстранен от должности секретаря Совета Безопасности Киргизии
18:47  Кто виноват в Ираке? Генерал Э.Зини теперь знает национальную особенность неоконсерваторов
18:40  Во как! Кыргызстан опередил Баварию по "децентрализации местного самоуправления"

16:14  Д.Верхотуров: Выборы президента Афганистана: кандидаты и особенности кампании
15:00  Роже Гароди - "Или ты коллаборационист, или участник Сопротивления" (интервью "Мегаполису", Казахстан)
13:50  "Моджахеды против американцев" высекли 4-х иракцев за продажу алкоголя
13:38  Африканские страны вновь "испытывают удовлетворение от контактов с Россией"
13:25  В Ташкенте жестоко избит Б.Чориев, осмелившийся носить майку "Я за отставку президента Каримова ! А вы?"
13:21  А.Эсенов - Сталинская шинель пригибает Туркменбаши к земле
12:50  Кыргызстан: Команда Аламединского РЭСа победила в соревновании электромонтеров
12:44  "Политком Ру" - За что иранцы выгоняют британского посла
11:44  Ю.Кагарманов - США не победят Ислам, потому что утратили религиозное и нравственное начало
11:31  В Павлодаре (Казахстан) начался суд над лидером рэп-группы - распространителем листовок "Хизб-ут-Тахрир"
11:29  Директор школы в Алматинской области подозревается в... похищении людей
09:58  "НГ" - Конфликтный саммит. Ялтинская встреча только усугубила противоречия в ЕЭП
09:56  Безработные на экспорт. Трудоустройство казахстанцев в Корее
09:41  Жан Бодрийар - Порнография войны: низость и гнусность американского могущества
07:39  Щедрые американцы подарили киргизским спасателям лыжи
07:36  В Афгане взорван норвежский патруль: есть жертвы
03:27  Конституция с видом на море. ЕЭП в Ялте обрастет 100 важными бумагами
02:21  Р.Приживойт - Какой каннибализм предпочтительнее? Киргизстанский политрасклад
01:12  "Моя столица" - Легко ли быть "голубым" в Киргизии?
01:06  В.Храпунов (мэр Алматы) - "Наша задача... не строить козни" (интервью)
01:03  Перерегистрация филиалов международных организаций в Узбекистане. Минюст подвел итоги
00:50  Ялтинский тупик. ЕЭП проходит испытание нефтью
00:49  Сенсация! Среди иссык-кульских петроглифов обнаружено изображение "солнцеголового"
00:42  А.Урунов - Самоходный героиновый контейнер - новая форма насилия над таджикской женщиной
00:41  Пакистан "восстановил" демократию и вернулся в Британское Содружество
00:40  Узбекские эмигранты в Бельгии объединились в ассоциацию
00:37  Как посетить 700 стран за четыре года? Киргизский парламентаризм - дорогое удовольствие
00:33  "Слово Кыргызстана" - Киргизскую оппозицию финансируют... США
00:22  "Здесь концлагерь..." Узбекские гастарбайтеры на юге Казахстана
00:20  С.Терещенко (экс-премьер Казахстана - "У меня отличные отношения с Черномырдиным, Сосковцем, Чубайсом..."
00:12  В некоторых района Согдийской области (Таджикистан) женщины отказываются фотографироваться без платка
00:02  Первый Центразийский турнир по кок-бори (козлодранью) выиграла сборная Казахстана
00:01  Виртуализация сома. Узбекистан принял закон "Об электронной коммерции"
Воскресенье, 23.05.2004
22:16  В Фергане финишировал международный мужской теннисный турнир "Челленджер-2004"
17:54  По Таджикистану ударили сели, погибли 7 человек и более 2 тысяч голов скота
16:39  Д.Кыштобаев - Родина как предрассудок? В Киргизской политике настал "Антракт негодяев"
15:45  В Ялту слетаются лидеры СНГ. Открытие пляжного сезона
15:42  Мировая новость: Буш упал с велосипеда и расквасил физиономию (фото)
15:07  В.Малкин - Ашыркулов шантажирует Акаева. "За честные выборы" в Киргизии как способ продлить карьеру
13:24  Новым президентом Германии избран экс-глава МВФ Х.Келер
13:11  "Известия" - Единое оборонное пространство СНГ окончательно развалилось в Ереване
13:07  За взятку в 10 тыс руб. ($345) задержан министр культуры и по делам национальностей Тувы Э.Данзын
13:03  С.Туркменбаши - "В Туркмении никого не преследуют и никто не сидит за политические убеждения"
11:26  С.Зайнабитдинов - Т.Якубов "сжигает мосты"... К положению внутри узбекской оппозиции
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
А.Урунов - Самоходный героиновый контейнер - новая форма насилия над таджикской женщиной
00:42 24.05.2004

"ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИНЫ И РЕБЕНКА"

Что такое домашнее насилие? Насколько актуальна эта тема? Как к ней относимся мы? Несмотря на то, что в последнее время средства массовой информации уделяют этому вопросу много места и времени, люди все еще четко себе не представляют, какие действия можно охарактеризовать как насилие, и что мы подразумеваем под понятием "домашнее насилие". И большинство специалистов, занимающихся исследованием социальных вопросов, считают, что домашнее насилие более свойственно для консервативного общества, где существуют консерваторские порядки и обычаи. И с этой точки зрения восточный менталитет как раз создает благодатную почву, если не для его процветания, то, по крайней мере, сохранения в виде традиции. Немаловажным в этом плане является и исламский фактор, ограничивающий свободу в семье. Отец - глава семьи, и он только вправе принимать решения. Но с этим многие могут не согласиться. Словом, дискутировать по этому вопросу можно, но как все это сочетается с законами государства, строящего гражданское общество? Вот именно здесь нужен комментарий специалиста, юриста, правоведа. Сегодня своими размышлениями, мнением относительно положения двух членов семьи - матери и ребенка, права которых часто нарушаются, основываясь на собственной практике, рассказывает заслуженный юрист Республики Таджикистан, прокурор города Кайраккума, советник юстиции первого класса Асадулло Урунов.

Давайте, прежде всего, разберемся все же, что такое домашнее насилие. Понятие "насилие" вообще многогранное. Оно часто встречается в сводках и отчетах, особенно тех организаций, которые занимаются гражданско-правовыми, семейно-брачными, уголовными вопросами. Насилием надо считать любое действие, направленное на ущемление прав личности, или ограничение возможностей женщины выразить себя. Получается, что насилие это все то, что навязывается человеку вопреки его воле. Допустим, у нас ничего предосудительного мужчины не видят в том, чтобы не разрешить жене работать, своему ребенку, то есть дочери - учиться.

Коли мы говорим о домашнем насилии, давайте рассматривать понятие насилие относительно семьи. На мой взгляд, домашнее насилие, будь то физическое или психическое, может касаться любого члена семьи, любого из супругов, родителей и детей. Виновным и потерпевшим могут быть муж или жена, сын или дочь, а также и престарелые родители. Однако нам будет легче еще сузить рамки этого понятия до женщины и детей, ибо именно эти члены семьи наиболее часто подвергаются насилию. К тому же у нас есть опыт широкого обсуждения этого вопроса. Сегодня мы располагаем предварительными результатами серии семинаров, проведенных в Согдийской области совместно прокуратурой области, комитетом женщин областного хукумата, полевым офисом ОБСЕ в г.Худжанде и НПО "Фарохдасти" в рамках проекта "Женщина-насилие и преступность".
Выше мы затронули вопрос запрета работать или учиться, отнесли подобное отношение главы семьи к супруге или детям как насилие, что вызывает меньше спора. И как быть, когда девушке хочется носить модную одежду или прическу? Вряд ли кто вступит в полемику относительно отсутствия факта насилия, когда родители выдают замуж несовершеннолетнюю дочь в возрасте 15 лет не только вопреки закону, но и ее воле. И как можно расценивать отношение, скажем, той же сварливой свекрови, пытающейся на свой лад перевоспитать молодую невестку, желая подчинить ее своей воле?

На сей счет за примерами далеко ходить не надо. Практически каждая вторая семья - пример. Могу, не называя имени, рассказать об одном типичном случае из жизни. И подробностей не приведу потому, что хочу акцентировать внимание читателя на самом явлении, методах и семейных ресурсах домашнего насилия.

"Быть может, она росла там, где никогда не выключают газ, свет и где всегда есть горячая вода. Где она могла одеваться так, как одеваются многие молодые люди. Может, ей этого никто не запрещал. Придя в новую семью она столкнулась с новой обстановкой, с отсутствием многих привычных ей удобств. Привыкать к новому положению было нелегко, многое здесь угнетало ее. Она понимает, что теперь она невестка, следовательно, прошло детство. Но не молодость же? По-другому нужно одеваться, говорить, сидеть, есть. Во всем нужно быть другой. Все пытаются диктовать ей условия - муж, свекровь, золовки, даже те, кто моложе нее. Создается ощущение, что взяли не в жены, а в прислуги. А ведь росла она в семье, где ей было все дозволено. Она была свободна в желаниях, потребностях, поведении и самое главное - имела право голоса.

Ее редко отпускали к родителям. И те стали ее навещать все реже. Как-то попыталась она объяснить свое положение матери, но та сказала, что такова участь женщины. Нужно покориться судьбе. Но она не может понять этого. Лучше умереть, чем жить так. И она сразу испугалась того, что ее посетила мысль о самоубийстве. Но с каждым новым унижением и оскорблением, наносимыми ей в чужой семье, чудовищная мысль о том, что следует оборвать эту жизнь, являлась вновь и вновь".

И далее, думаю, нет необходимости говорить о продолжении истории. Здесь важно понять то противоречие с новой для нее атмосферой, в которую вступила девушка в чужой семье, которая, по идее, должна была стать для нее уже ее родной семьей. К сожалению, часто атмосфера в семье становится причиной трагедии, которую сегодня мы именуем суицид. Многое, конечно, здесь связано с психологией человека, насколько по складу характера он может противостоять давлению извне, но как бы не было, конфликт внутреннего мира человека с окружающим миром подталкивает его к крайним мерам. В данном случае конфликт произошел на почве домашнего насилия.

Домашнее насилие, как показывает практика, имеет различные формы, иногда оно окрашено в лицемерно-улыбчивые тона, а в другой раз выражается в уродливо-жестоком изощренном виде. Сразу хочу оговориться, данную оценку не следует рассматривать как дискриминацию прав мужчин.

Прежде всего, женщина - источник жизни. Она в себе носит ребенка, она его рожает, кормит грудью, она более ответственна за рост и воспитание малолетних детей. В период беременности она находится в особом психо-физиологическом состоянии, представляя единое биологическое и социальное целое со своим будущим дитя. И посягательство в эти периоды на телесную или психическую неприкосновенность женщины, должно органически увязываться с посягательством на здоровье ее самой и ее ребенка. Но всегда ли учитываем это обстоятельство? Следует признать, что не всегда и не все. Потому что в общественном сознании за много веков существования человечества, доминирует ложная тенденция о второстепенной роли женщины в человеческом обществе. Фактор женского бесправия или второстепенности и есть основной источник домашнего насилия.

В доисламской период у арабов рожденную девочку зачастую убивали, закапывая в песок как существо, не имеющее ценности для конкретной семьи. В государствах арабского мира ранее господство мужчины подчеркивалось его отношением к женщине как к своей собственности, с правом продать или убить, с правом иметь много жен и сотни наложниц. Неравенство женщины в правах имело место и в истории других государств, в частности, и европейских государствах, цивилизованной Америки. Еще свежи в нашей памяти мощные демонстрации движения феминисток за равные права, которые вынудили многие государства западной демократии в середине ХХ века внести изменения и дополнения в собственные Конституции, а мировое сообщество принять ряд конвенций, закрепляющих равноправие женщин в политической, трудовой, социальной сферах. В частности, были подтверждены права женщин заниматься государственной службой наравне с мужчинами.

По оценкам Всемирного Банка в промышленно развитых странах в общем показателе смертности женщин в возрасте 15-44 лет 19% приходится на изнасилование и насилие в семье. Это означает, что каждая пятая женщина, умирающая в этом возрасте, уходит из жизни в результате травм, болезней, вследствие актов насилия. Например, в США 40 % женщин подвергаются издевательствам, а в Японии 59% - физическому насилию со стороны партнера.

В Индии и Шри - Ланке ежегодно более 5 тысяч женщин становятся жертвами убийства из-за приданого. По оценкам статистики ежегодно 60 миллионов женщин в мире "выпадает" из народонаселения из-за преждевременной смерти, вызванной различными формами издевательства и насилия.

Данные, полученные Всемирной организацией здравоохранения, Швейцарским Агенством по развитию, Бюро "Женщины в развитии" при участии НПО "Открытая Азия" в 1998-1999 г., также свидетельствуют о существовании различных форм насилия против женщин. В частности, выявлено, что 50% подвергались физическому насилию, 47% сексуальному насилию со стороны мужа, 51% психологическому насилию в семье. Посторонними лицами физическому насилию подвергались 24%, психологическому насилию 47,5%. Факты указывают на то, что насилие в отношении женщин проявляется в разных районах по-разному.

В последние годы в Таджикистане стали проявляться новые формы насилия в отношении женщин: использование женщин в роли "контейнера" для транспортировки наркотиков и незаконный вывоз женщин в целях сексуальной эксплуатации. Насилие как угроза довлеет над многими женщинами даже тогда, когда они не являются жертвами непосредственного насилия. Иначе говоря, если женщина не может быть уверена в своей безопасности в своем доме, на работе или улице, то она не сможет полностью раскрыть свой потенциал. Страх перед насилием останавливает женшин в их росте, раскрытии их способностей, а это большая потеря человеческих ресурсов.

В статье 16 Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений, по признаку расы, национальности или религии, вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения. Однако именно на семейно-бытовом уровне продолжают сохраняться многочисленные факты неравенства женщины.

Наглядным подтверждением проблемы неравенства женщины является отношение большинства населения республики к таким вопросам, как положение женщины при выдаче ее замуж, проблема развода, проблема разведенной жены, внебрачного ребенка, феномен девственности и др. Давайте спросим себя, разве мы можем предоставить женщине право для выбора мужа, имея возможность встречаться со многими мужчинами, чтобы в конце концов выбрать одного. Конечно же, нет. По крайней мере, по отношению к своим близким и родным. Более того, мы не допустим, чтобы такая женщина была женой, невесткой наших близких.

Теоретически мужчина, оказывая над женщиной физическое или психическое насилие, осознает, что по закону она равна с ним в правах, но формировавшееся на основе многовековой истории его мышление не признает этого. Мужчина искренне уверен, что вправе избить свою жену или ограничить в правах свою дочь, считая, что это его право. У многих мужчин поведение женщины ассоциируется с понятием покорности, и зачастую женщина оказывается избитой или оскорбленной только из-за попытки использовать свое право. Эта попытка иногда, вызывая озлобление у мужчины, приводит к трагическим последствиям, либо убийству, либо самоубийству. И не случайно практически все случаи самосожжения совершаются женщинами как акт протеста против безысходности.
В разрезе домашнего насилия, видимо, следует рассматривать и проблему наличия неправильных представлений у некоторой части населения о семейно-брачных отношениях. Представляется, что на мировоззрение отдельной части родителей, дети которых страдают от домашнего насилия, серьезное влияние оказывают отжившие взгляды на детей как на "источник дохода", "частную собственность". В понимании некоторых родителей девочка представляется как излишнее бремя, требующее дополнительных расходов для семьи, так как она в конце концов уходит в чужую семью. В тоже время мальчик воспринимается как собственные доходы, ибо он остается в семье и материально поддерживает ее. Видимо, этим можно объяснить наличие у нас таких преступлений как выдача замуж несовершеннолетних девочек. При этом сам факт выдачи неподготовленной к материнству девочки есть насилие над ее личностью. В тоже время положение усугубляются и тем, что зачастую никто не спрашивает и согласия девочки на брак. Другой причиной совершения домашнего насилия являются взгляды и представления самих девушек о брачно-семейных отношениях.

Не отрицая факта о том, что жертвой домашнего насилия может оказаться любой член конкретной семьи, мы не можем скрывать того, что в подавляющем большинстве от домашнего насилия страдает женщина и ее дети. Именно с этой точки зрения и позвольте осветить проблематику существования пробелов в нашем законодательстве. В этой связи особого освещения требуют вопросы сексуальной неприкосновенности и сексуальной свободы женщин и детей, защищаемых Уголовным Кодексом страны. Но есть парадоксы.

Так, половой контакт с девочкой до 14 лет считается изнасилованием малолетней и это верно. Половой контакт с лицом, не достигшим 16 лет, является преступлением - это тоже верно. Вступление в брак с девушкой, не достигшей 17 лет, т.е. брачного возраста, также является преступлением, но при этом половой контакт с девушкой в возрасте от 16 до 17 лет никак не оценивается. Что это? Обеспечение половой свободы ребенку? Или это поощрение проституции? Как можно назвать такой пробел в законе, как не условие, создающее возможность сексуальной эксплуатации девушки в возрасте между 16 и 17 лет? Ведь это прямо противоречит статье 36 Конвенции о правах ребенка. Парадокс в том, что законодатель как бы говорит, что на девушке в возрасте от 16 до 17 лет жениться без решения суда нельзя, а вот в половую связь вступать можно. Может быть, именно здесь и кроятся причины трафика девушек юного возраста для сексуальной эксплуатации.

Почему, определив совершеннолетие возрастом в 18 лет, мы брачный возраст снизили до 17 лет, а в отдельных случаях, с разрешения суда, до 16 лет? Получается, что мы тем самым разрешаем девчонкам 9 и 10 классов иметь ребенка, а в 11 классе приходить на уроки со своими детьми. Спрашивается, какую цель преследовал законодатель, устанавливая в различных законах столь противоречивую и различную возрастную градацию совершеннолетия? Чем была плоха прежняя формулировка закона о брачном возрасте в 18 лет? Не лучше ли, если мы вернемся к этому снова?
Вообще, касаясь Уголовного Кодекса 1998 года, нельзя обойти и другой его парадокс. Этот кодекс внес нововведения в плане охраны жизни и здоровья, чести и достоинства, безопасных условий жизни и развития несовершеннолетних, а также установил особые условия привлечения и освобождения их от уголовной ответственности и наказания.
Тем не менее, при всей своей новизне, этот кодекс оказался не гибким и не таким гуманным в отношении несовершеннолетних, как нас уверяют.

Сегодня мы часто несовершеннолетних наказываем за совершение преступления так, как и взрослых. Представьте себе, что кража кролика, или трех голубей, совершенная подростком со своим другом из сарая, считается тяжким преступлением и грозит лишением свободы от 5 лет до 8 лет. Нет разницы, совершил это деяние ребенок или взрослый. А ведь в большинстве своем такого рода преступления совершаются подростками из-за детской шалости, озорства, непонимания последствий своего поступка. Порою причиной совершения подростками преступлений бывает бравада перед товарищами, либо ложное чувство дружбы, либо нежелание отличаться от своих друзей, а не осознание закона. Ни одна из этих особенностей поведения детей новым УК не учтена. Есть и другое упущение. Из закона исключен такой действенный инструмент воздействия на ребенка, как отсрочка исполнения наказания, который как нам кажется, должен быть восстановлен. К несовершеннолетним правонарушителям по отдельным видам преступлений, если даже они относятся к разряду тяжких преступлений, следует применять и условное наказание. На практике мы часто сталкиваемся с тем, что несовершеннолетние преступники в силу умственного и психического отставания, не исключающей вменяемости, не в полной мере осознают фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий). Подобная ситуация должна исключать уголовную ответственность, как это предусмотрено статьей. 20 ч.3 УК Российской Федерации. Этот очень важный опыт россиян должен быть учтен нами и предусмотрен нашим УК.

Хотелось бы также остановиться на такой животрепещущей проблеме, как самоубийства несовершеннолетних с точки зрения несовершенства государственного механизма зашиты детей и обеспечения им необходимых условий для выживания. Любая мораль - коммунистическая, капиталистическая или религиозная, нет разницы - отрицательно относится к феномену самоубийств. Тем более, что самоубийство осуждается исламом. Человек имеет право на жизнь и это понятно. Но вот вопрос - имеет ли он право лишать себя жизни? Конечно, нет. Не совершает ли преступление лицо, покушавшееся на самоубийство, но оставшееся в живых? Нужно ли наказывать его? Этот вопрос я поставил не случайно. История юриспруденции свидетельствует о том, что в некоторых странах самоубийство считалось преступлением, и лиц, покушавшихся на собственную жизнь, строго наказывали. Нужно призадуматься. Может, нам удастся введением ответственности за суицид остановить рост его в стране?
В 2002 году по области имели место 237 случаев самоубийства. 15% людей, покушавшихся на собственную жизнь, были молодые люди, не достигшие 18 лет. Убивали себя мальчики и девочки 12-14-летнего возраста. В 2003 г. среди лиц, покончивших собой самоубийством, было 32 несовершеннолетних, 16 из которых не достигли 16 лет. В подавляющем большинстве случаев следственные органы так и не смогли установить причины преступлений.

Проблема самоубийств, в целом, и самоубийство детей постоянно находится в поле зрения органов прокуратуры. Однако, думается, что в рамках только прокурорской деятельности эту проблему решить невозможно. Поскольку, действуя в рамках статьи 109 УК РТ, мы зачастую вынуждены лишь освещать следствие суицида. Мне кажется, необходимы объединенные усилия психологов, педагогов, медиков, религиозных деятелей, родителей, всего общества, чтобы как-то повлиять на ситуацию. Практика органов прокуратуры показывает, что несовершеннолетние, как правило, кончают жизнь самоубийством в рамках места проживания. Поэтому основные причины самоубийств детей следует искать в семье.

В ходе семинаров, проводимых в рамках проекта "Женщина, насилие и преступность", выявлялись факты, когда причиной самоубийства ребенка становился факт систематических ссор между родителями или другими членами семьи. Ребенок, наблюдая эти сцены, постоянно находится в стрессовой ситуации. Хотя по отношению к нему ничего плохого не совершается. Проживание ребенка в этих условиях должно квалифицироваться как жестокое обращение. Постоянно наблюдая пьянство или жесткость отца, слезы матери, ребенок идет на самоубийство в надежде, что его смерть примирит его родителей. Уголовный же кодекс этих особенностей семейной жизни не учитывает, ставя перед правоохранительной системой задачи поиска действий, направленных конкретно против жертвы самоубийства. В этой связи, может быть, следует расширить диспозицию статьи 109, указав на то, что создание условий жестокого обращения в семье, наряду с доведением до самоубийства, является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Вместе с тем должен заметить, что, несмотря на всю универсальность защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности, предусмотренной УК и административным кодексом РТ, этот механизм является слишком громоздким, обюрокраченным и неповоротливым для того, чтобы вынести нормальную правовую оценку. Судите сами: особенностью семейного насилия является то, что оно происходит в узком пространстве, очерченном рамками одного дома или квартиры, и практически при постоянном числе участников, то есть членов конкретной семьи. Любое насилие в семье требует мгновенного вмешательства государства и действенной защиты жертвы, поскольку и жертва, и виновный вынуждены проживать в одном доме. Механизм защиты, а это, как правило, дела частного обвинения, требует, заявления жертвы, прохождения судебно-медицинской экспертизы, наличия свидетельских показаний и т.д. На все это уходит не менее 3-5 дней, прежде чем суд или правоохранительные органы примут решение о возбуждении уголовного дела. Затем нужно еще много дней, пока будет принято решение по самому конфликту. За это время жертва и виновный вынуждены проживать вместе, и только поэтому, может быть, малозначительный конфликт грозит перерасти в тяжкое преступление. Либо побуждают жертву покончить жизнь самоубийством.

Дело в том, что, подав заявление на обидчика, женщина не может еще рассчитывать на защиту государства, т.к это законом не предусмотрено, законом также не предусмотрен механизм зашиты заявительницы от мести мужа после того, как он отбудет наказание. С другой стороны, вынужденная проживать вместе в своей семье, заявительница подвергается мощному психологическому давлению, а порой и осуждению со стороны членов семьи, родственников, знакомых, авторитетных людей, призывающих ее отказаться от своего намерения. И, может, поэтому в 8 случаях из 10 женщины подают встречные заявления в правоохранительные органы, утверждая, что простили мужа или помирились с ним.

Поэтому, думается, назрела необходимость создания более гибкого и оперативного механизма предотвращения насилия в семье, который позволил бы государственному аппарату возможность мгновенного реагирования на любое насилие в семье, упрощенное и оперативное рассмотрение правоохранительными органами и судами фактов домашнего насилия. Нам кажется, что решение этого вопроса во многом зависит от принятия Закона "О социально-правовой защите от насилия в семье", проект которого разработан Лигой женщин-юристов РТ.

На стадии рассмотрения в парламенте находится и новый проект уголовно-процессуального кодекс Республики Таджикистан. Считаю целесообразным введение в кодекс специальной главы, предусматривающей упрощенный и оперативный порядок рассмотрения жалоб и заявлений, расследования уголовных дел о преступлениях, относимых к категории домашнего насилия. Ничего необычного в этом нет, так как ныне существующий УПК уже имеет такие главы относительно такого вида преступления как хулиганство.
В 1998 году мы приняли новый Семейный Кодекс РТ. По идее этот кодекс должен был соответствовать международным стандартам о правах человека и защищать его от домашнего насилия, при этом не забывая о национальных особенностях.

Статья.1 Семейного Кодекса провозглашает, единственно законным способом создания семьи является брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Фактический брак юридических последствий не порождает. Трудно с этим не согласиться. Законодатель, устанавливая такой порядок вступления граждан в брак, преследовал, прежде всего, цель учета всех процессов, происходящих в государстве, и видимо, попытался этим путем предотвратить двоеженство и многоженство. Это тоже не вызывает спора. Но теперь вопрос: насколько этот кодекс отвечает нашему менталитету, образу жизни и мышления, нашим традициям и обычаям, которые мы свято соблюдаем.
Известно, что основной контингент населения в Таджикистане исповедует ислам. Значит, абсолютное большинство - мусульмане. Мы рождаемся, живем, растим детей и умираем по законам ислама, то есть соблюдаем законы шариата. Теперь нам предстоит ответить на серию интересных вопросов. Можно ли построить семью без регистрации брака в ЗАГСе ? Можно! А как среагирует наше окружение, общество на поведение наших детей, если они взошли на брачное ложе без обряда "никох"? Можно ли иметь ребенка и до поры не заводить на него свидетельство? Практика показывает, что можно. Затем государство будет вынуждено признать существование конкретного человека. Но согласимся ли мы признать внуков, если наши дети создали семью вопреки законам шариата, то есть без соблюдения мусульманского обряда заключения брака? Думаю, здесь и комментариев не нужно.

Без свидетельства о смерти, выдаваемого ЗАГСом, мы спокойно хороним умерших. Но согласятся ли хоронить покойного мусульмане без прочтения джанозы (молитвы за упокой души)?

Если брак расторгнут судом или в ЗАГСе, супруги впоследствии могут примириться и жить вместе. Но как быть, если окончательный развод оформлен по законам шариата, то есть произведен трехкратный "талок"? Или же согласимся ли мы в невестки выбрать незаконнорожденную девушку?

Как быть, если наш Семейный Кодекс в очередной раз вдруг не будет по чьей-то инициативе учитывать наши обычаи и традиции, складывавщиеся на протяжении почти 1400 лет? Можно ли изменить всю эту психологию в рамках одного СК? Конечно же, нет. Может, стоит Семейный Кодекс адаптировать к менталитету населения? Мы не признаем фактический брак и правильно ли делаем, это тоже вопрос. Но почему от этого должны страдать дети, рожденные от подобных браков? Почему мы ребенка заставляем расплачиваться за ошибки родителей? То, что фактические браки существуют и продолжают заключаться, свидетельствует работа следственных органов, и это объективная реальность, не требующая дополнительных доказательств.

По данным управления здравоохранения хукумата Согдийской области, в 2002 году в области родилось 45 тысяч 677 детей. По данным же органов ЗАГСа, зарегистрировано рождение только 42 тысяч 257 детей, то есть на 3420 меньше. Исключим из этого числа 902 ребенка, умершего в возрасте до 1 года. И тогда вне государственной регистрации остаются 2418 детей. Кто эти дети? Кто их родители? В браке ли рождены эти дети? И если в браке, почему их не регистрируют в органах ЗАГСа? Почему в домах малюток и детских домах области на настоящий момент содержится 1121 ребенок, не имеющий родителей? Опять мы подходим к той же градации возраста совершеннолетия в различных законодательных актах. Может, именно здесь следует искать ответ на вопрос, откуда берутся попрошайки, проститутки.

Так бывает, что не все браки получаются удачными и счастливыми. Отсюда и разводы. В том же 2002 году судами области рассмотрено 1155 гражданских дел о расторжении брака. За 9 месяцев 2003 года этот показатель равен 1008. Каковы последствия развода для женщины и ее детей согласно нашему СК? Отвечает ли он международным стандартам о правах человека?
На днях в городах и районах республики прошла серия тренингов для специалистов в области права по вопросам домашнего насилия. Тренинги проводились в Согдийской и Хатлонской областях, в городе Душанбе.

Семинары стали результатом реализации проекта Национальной Ассоциации Деловых Женщин Таджикистана, возглавляемой талантливыми специалистами в области социологии, права и бизнеса Сановбар Шариповой и Гульбахор Махкамовой, которые не жалеют сил, знаний и времени для защиты интересов матери и ее ребенка. Практически на каждом семинаре мы сталкивались с вопросом: почему в случае развода женщина вместе со своими детьми как правило возвращается в дом своих родителей? Почему основная тяжесть последствий развода ложится на женщину и ее детей, и они должны нести этот груз до конца своих дней? Как правило мы выдаем своих дочерей замуж за юношу, живущего с родителями, которым принадлежит вся собственность семьи, в частности, жилье. Семейный Кодекс не предусматривает этого обстоятельства, хотя законы шариата предусматривают. Почему бы не добиться законности имущественного права женщины при расторжении брака, хотя бы той, которая имеет детей?

А как у нас получается: женщине в лучшем случае возвращают имущество, которое ей принадлежало до брака или часть совместно нажитого. И все. Хорошо, если она при жизни в браке, участвовала в строительстве или приобретения жилья.

Другая проблема развода - это алименты на содержание детей. В 2002 г. судами области рассмотрено 512 гражданских дел о взыскании алиментов на содержание детей. За 9 месяцев 2003 года - 388. При нынешней безработице размер алиментов не превышает 18 сомони, то есть 50% среднего заработка, достигнутого в государстве. Намного хуже женщине и ее детям, если ее брак был фактическим. Для того, чтобы вселиться в жилье мужа или получать алименты, она должна пройти очень долгий путь судебной тяжбы по установлению отцовства и вселения ребенка в его жилье и взыскания алиментов. Каков выход из всего этого? Было бы разумно установить законодательный порядок, при котором молодой человек, желающий вступить в брак, доказал бы свою состоятельность содержать семью, особенно детей. Для этого он должен доказать, что имеет собственность. Каждый из нас, играя свадьбу своих детей, передает им очень много имущества в виде подарков, квартиры, автомашины и золотых изделий. Почему нельзя все это зарегистрировать как собственность супругов?

Все же думается, что правительство должно разработать механизм эффективного функционирования, институт брачного контракта, предусмотренного СК, и заключение брачного договора сделать обязательным, взяв его под жесткий контроль исполнительных органов.
Таковы, на мой взгляд, некоторые из основных факторов появления домашнего насилия. Решение этих проблем - это задача всеобщая, и государства и его граждан. От того, как скоро нам удастся избавиться от существующих стереотипов, предоставив равные права и шансы на жизнь женщине, нашим детям, зависит вопрос, насколько быстрее мы продвинемся по пути создания настоящего справедливого общества.

газета "Вароруд" №20(108),
от 19 мая 2004г.

Источник - Вароруд
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1085344920
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Председатель партии "Nur Otan" принял Бауыржана Байбек
- Сенаторы приняли Закон, усиливающий защиту национальных интересов Казахстана на международном уровне
- Государственный секретарь провел первое заседание Государственной комиссии по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Жамбыла Жабаева
- Кадровые перестановки
- Собственность на землю без концепции развития сельского хозяйства бессмысленна - Ашимбаев
- Ольга Перепечина: Сохраняется высокая зависимость местных бюджетов от республиканского
- В Мажилисе презентован проект нового Закона "О растительном мире"
- Несколько замечаний по поводу информационной политики акиматов (и не только)
- О введении предельных цен на социально значимые продтовары
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх