Кандидат Керри - При мне "экспорта демократии" не будет 06:51 01.06.2004
Керри: из-за сосредоточенности Буша на Ираке США оказались в "менее безопасном" положении ("The New York Times", США) Дэвид Э. Сэгнер (David E. Sagner) и Джоди Уилгорен (Jodi Wilgoren), 31 мая 2004
Вашингтон. - Сенатор Джон Керри (John Kerry) дал новый "залп" по политике президента Буша в области национальной безопасности: он заявил, что "почти близорукая" сосредоточенность Буша на иракской проблеме привела к тому, что американцы оказались "в менее безопасном" положении, поскольку это дало Северной Кореи и Ирану время и возможность ускорить осуществление программ по разработке ядерного оружия.
В пятницу г-н Керри дал часовое интервью по проблемам внешней политики, затронув вопрос о превентивных военных акциях и целый ряд других тем. Он назвал политику администрации по переустройству Ирака "рискованной". Кроме того, г-н Керри, наиболее вероятный кандидат в президенты от Демократической партии, упомянул о серии предложений по ограничению распространения ядерных материалов, с которыми он намерен выступить на следующей неделе, настойчиво утверждая при этом, что оценка г-ном Бушем опасностей, грозящих Америке, сопровождалась многочисленными просчетами.
Заметив, что при Саддаме Хусейне Ирак был "менее приятным соседом", и потенциально был способен дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке, г-н Керри тем не менее утверждал, что Северная Корея и Иран - а также неконтролируемое поступление ядерных материалов из бывшего СССР - представляют собой более острую и серьезную угрозу с точки зрения доступа террористических группировок к оружию массового поражения.
Г-н Буш, отметил он, положил эти проблемы под сукно, добавив, что Северная Корея "во многом представляет собой более явную угрозу и должна бы занять одно из первых мест на повестке дня".
"Эта администрация отличается возвышенной риторикой и много внимания уделяет идеологии, но подлинно стратегическое мышление и приверженность истине не назовешь ее сильными сторонами, - подытожил он. - Эта администрация проявила чуть ли не близорукость по отношению к Ираку, и выпустила из поля зрения то, что необходимо сделать, чтобы мир действительно стал безопаснее".
На вопрос, как бы поступил он сам - постарался бы сначала ликвидировать эти угрозы, а затем заняться Ираком - Керри заявил, что "занялся бы всем этим одновременно".
Как утверждают сотрудники г-на Буша, они поступили именно таким образом, свергнув режим г-на Хуссейна после того, как тот оказал открытое неповиновение ООН, и подключив Китай, Японию, Южную Корею и Россию к переговорам с Северной Кореей. Однако пока на этих переговорах не достигнуто практически никакого прогресса. По мнению г-на Керри, президент Буш проявил несерьезное отношение к этому процессу, отказавшись вести с Северной Кореей переговоры на двусторонней основе и выступив со столь явными угрозами превентивного удара со стороны американских вооруженных сил, что северокорейский лидер Ким Чен Ир был вынужден ускорить программу разработки ядерного оружия.
Однако г-н Керри не пояснил, что именно он может предложить северокорейцам, а предложение по ограничению производства ядерных материалов, которое он намерен выдвинуть во вторник, ничем не отличается от инициативы, озвученной президентом Бушем 11 февраля в ходе выступления в Университете национальной обороны (National Defense University). Выступлению г-на Буша предшествовало разоблачение деятельности пакистанского ученого-ядерщика Абдул Кадир Хана (Abdul Qadeer Khan), передавшего технологии по изготовлению ядерной бомбы как минимум трем государствам. Ни план Буша, ни план Керри не предусматривают призыва к прекращению всей торговли расщепляющимися материалами, обогащенным ураном или переработанным плутонием, хотя в результате их реализации ядерные проекты Ирана и Северной Кореи были бы объявлены вне закона.
Во вторник г-н Керри детально изложит свои предложения, включающие и обязательство обеспечить безопасность всех ядерных материалов на территории бывшего СССР в течение ближайших четырех лет; по его словам, если действовать такими темпами, как г-н Буш, "эта работа растянется на 13 лет".
Кроме того, он выступит с призывом к расширению выдвинутой администрацией Буша "Инициативы по обеспечению безопасности в области нераспространения ядерного оружия" (Proliferation Security Initiative), связанной с перехватом ядерных материалов при их нелегальной транспортировке в любой точке планеты. Однако, как заявил вечером в пятницу высокопоставленный сотрудник администрации, аналогичные предложения уже включены в "план Буша". Это способно "подлить масла в огонь" критики в адрес г-на Керри в самой демократической партии: ведь его упрекают прежде всего в том, что его подход к основным внешнеполитическим вопросам по сути не отличается от подхода г-на Буша, хотя он и обещает изменить стиль американской дипломатии, делая больший упор на сотрудничестве с союзниками.
Что же касается Ирака, то г-н Керри решительно отмежевался от заявления, сделанного одним из его главных советников по внешнеполитическим вопросам, Ричардом К. Холбруком (Richard C. Holbrooke), в отношении спецпредставителя ООН, который занимается подбором состава временного иракского правительства. Проводя брифинг для журналистов накануне внешнеполитических выступлений г-на Керри, г-н Холбрук назвал посланника Лахдара Брахими (Lakhdar Brahimi) "умным и почтенным арабом-суннитом из Алжира", чьи интересы, по его словам, "нисколько не совпадают с интересами безопасности Соединенных Штатов".
На вопрос, разделяет ли он отношение г-на Холбрука к ооновскому дипломату, г-н Керри без промедления ответил "Нет". Он добавил, что г-н Брахими "делает то, что и должен делать посол ООН", и "в конце концов он сумеет свести стороны вместе, разработать процесс, что и является главной задачей дипломатии".
Он утверждал, что г-н Буш слишком поздно принял на вооружение точку зрения г-на Керри о передаче ООН полномочий по формированию правительства, хотя и назвал это "существенным сдвигом в подходе администрации, проявлявшей постоянное нежелание передавать какие-либо полномочия любой иностранной организации". По словам советников г-на Буша, тот всегда стремился привлечь ООН к урегулированию в Ираке, однако представители организации сами покинули Ирак прошлым летом, после взрыва ее штаб-квартиры в этой стране. К тому же, утверждают они, в Ираке ООН, как выразился один высокопоставленный чиновник администрации, пользуется "еще меньшей популярностью", чем Соединенные Штаты.
Г-н Керри выразил опасение, что при всех различиях между ситуацией в Ираке и опытом американцев во Вьетнаме, где ему довелось воевать, "между ними наблюдается все больше сходства". Он заявил также: "Тут мы столкнулись с жесткими реалиями. В какой-то степени мы отданы на милость аятоллы Систани и шиитов", имея в виду наиболее уважаемого лидера шиитского духовенства в Ираке. "И если в один прекрасный день они проснутся поутру и скажут "Все, хватит", у нас возникнет серьезная проблема" и США столкнутся с требованием о выводе войск.
Однако г-н Керри, голосовавший в свое время за начало войны против Ирака, умолчал о том, какой бы выбор сделал он сам, если бы был президентом, заявив: "это не моя проблема, а проблема администрации. И когда я попаду туда [в Белый дом - прим. перев.], я справлюсь с любыми реалиями, с которыми мы столкнемся на тот момент". По его словам, неясно, хватит ли для выполнения задачи тех 138000 солдат, что ввел в Ирак г-н Буш. Как он выразился, "Существует такая возможность, что не хватит? Готов поспорить. Я хочу сказать, что подход администрации ко всему этому является крайне рискованным".
Г-н Керри, уже многие годы входящий в состав сенатского Комитета по иностранным делам, проявил детальное знание ряда сложных политических вопросов, хотя - что для него весьма необычно - постоянно сверялся с двухстраничной памяткой о своих предложениях по ограничению распространения ядерных материалов.
Несколько раз он прерывался, чтобы сформулировать ответ по иному, в том числе и по вопросу об информации, полученной от коллег об их беседах с иностранными представителями; ранее этой весной он удивленно поднял брови в ответ на высказанное в общей форме предположение, будто он встречался с иностранными лидерами, поддерживающими его кандидатуру.
Критикуя г-на Буша за то, что тот поставил превентивные военные акции во главу угла в своей доктрине, он тем не менее заявил, что также готов прибегнуть к этому средству "в качестве крайней меры". По словам Керри, двадцать с лишним лет назад он "поддержал израильский бомбовый удар по Ираку" (тогда израильтяне разбомбили иракский ядерный объект, отбросив назад программу Саддама Хуссейна по созданию атомной бомбы). Но на замечание о том, что некоторые израильтяне считают необходимым использовать аналогичную тактику против иранских ядерных объектов, он ответил: "Ну. Не сейчас. В данный момент это не слишком удачная мысль".
О ядерной программе Северной Кореи г-н Керри отозвался так: "Три с половиной или четыре года назад у нас в Пхеньяне были телекамеры и инспекторы. Сегодня их нет. Три года назад мы знали, где находятся урановые стержни. Сегодня мы этого не знаем". (На самом деле инспекторы и камеры находились на северокорейском ядерном комплексе Йонбьон (Yongbyon), расположенном в малонаселенном районе к северо-востоку от столицы).
Ближайшие помощники г-на Буша, в том числе госсекретарь Колин Пауэлл (Colin Powell), утверждают, что при всей серьезности ядерной северокорейской угрозы, эта нищая страна просто неспособна осуществить ядерное нападение. "Плутоний нельзя есть" - заметил однажды г-н Пауэлл, объясняя, почему г-н Буш не реагирует на угрозы северокорейцев увеличить производство ядерной начинки для бомб.
Однако, по мнению г-на Керри, г-н Буш не понял, какое влияние оказывает американская военная мощь на отношения с северокорейцами. "Нам следует действовать искуснее, видеть ситуацию их глазами, а не воспринимать ее только с нашей точки зрения", - заявил он. Он утверждал, что "есть ряд способов привести людей за стол переговоров, шагов в духе сотрудничества и взаимности, позволяющих продвинуться вперед".
"ИноСМИ"
***
КЕРРИ ЗАГОВОРИЛ О РОССИИ Соперник Буша обещает меньше заниматься демократизацией других стран
Артур БЛИНОВ
В отношениях между США и Россией приоритетными должны быть вопросы обеспечения ядерной безопасности и нераспространения оружия массового уничтожения. Таково мнение соперника Джорджа Буша на президентских выборах 2004 года сенатора-демократа Джона Керри. Он высказал его в интервью газете "Вашингтон пост".
Керри считает ошибкой и политической показухой увлечение нынешнего президента США лозунгами "продвижения демократии" и "заботы о правах человека" в других странах. По его мнению, американцы должны, конечно, заниматься "маркетингом демократии" и интересоваться соблюдением прав человека в других странах, но в должном контексте, не оттесняя на второй план самую важную для США тему безопасности.
Все эксперты говорят, сообщает Керри, что вопрос о сохранности ядерных материалов в России является "самой серьезной проблемой в мире". И в то же время, по его словам, Вашингтон занимается "бюрократическими разборками с Путиным" и даже не включает столь злободневную тему в повестку дня бесед на уровне президентов. Она даже не фигурирует в повестке дня переговоров по вопросу о сокращении ядерной угрозы. "Я собираюсь всерьез заняться этим. Для меня это будет высшим приоритетом", – говорит Керри.
Сенатор предлагает учредить в Белом доме пост высокопоставленного координатора, задачей которого будет активизация усилий по обеспечению безопасности ядерных материалов на постсоветском пространстве и во всем мире.
В результате прошедших первичных выборов Керри заручился поддержкой со стороны большинства участников съезда Демократической партии, который пройдет в июле в его родном Бостоне. Это гарантирует выдвижение его кандидатуры на президентских выборах. Поэтому взгляды, высказываемые сенатором, фактически отражают его платформу в борьбе за высший пост.
Высказывания Керри входят в серию его выступлений по вопросам безопасности, в которой он впервые детально освещает этот аспект своей платформы. Как отмечают наблюдатели, Керри не стремится во всем отмежеваться от подходов своего соперника, но выделяет свои приоритеты, делает упор на иную, чем у Буша, тактику.
Нынешний президент нередко громко говорит о стремлении к продвижению демократии и обеспечении прав человека, хотя это может быть лишь своего рода идеологическим обрамлением решения всех других внешнеполитических задач. Показательно, что примерно такой же идеологический декорум использовал предшественник Буша в Белом доме Билл Клинтон. При этом разговоры о поддержке демократии в России помогли ему провести в жизнь такие шаги, не имеющие никакого отношения к демократии, как расширение НАТО.
Высказывания американского сенатора свидетельствуют о том, что в случае избрания президентом США он будет строить свой внешнеполитический курс на базе приоритетности проблем, а не стран. В числе прочего это означает, что главным критерием прогресса в отношениях с той или иной страной для Керри будет не столько уровень взаимопонимания с лидером страны-партнера, а решение проблемы, названной центральной.
Независимая газета 1 июня 2004
|