А.Сыдыков - Родовое деление киргиз. Часть 1-я (страницы истории) 01:10 05.06.2004
Родовое деление киргиз
Абдыкерим САДЫКОВ
Киргизы уже много веков занимают территорию своего современного расселения - западный Тянь-Шань и горный массив Памиро-Алая. Необычайное богатство летних пастбищ выработало и сохранило в киргизах в полной неприкосновенности тип настоящего кочевника-скотовода и устранило необходимость каких-либо завоевательных движений с их стороны, а малодоступность горных областей всегда ограждала их от вторжения соседних иноплеменных народностей.
В первой половине ХIХ века киргизский народ, частично подчинявшийся кокандским ханам и китайцам, фактически жил вполне независимо, целиком сохраняя в то же время все формы патриархально-родового быта. Только с приходом русских и образованием туркестанского генерал-губернаторства (1867 г.) родовой быт киргиз быстро потерял свои первоначальные формы; внутренняя родовая спайка и подчас непримиримый междуродовой антагонизм стали проявляться уже не так резко, как в былые времена. Особенно заметно это среди оседлых киргиз. Но все же нужно заметить, что сильно пошатнувшееся родовое начало еще продолжает сохранять огромное значение как в экономической, так и в общественно-политической жизни всей киргизской массы, а в жизни кочевников и до сих пор играет преобладающую роль. Это со всей очевидностью подтверждается рядом внешних политических выступлений в последние десятилетия (восстание 1898 и 1916 гг., басмачество).
Нужно заметить, что в пределах Китая, Афганистана, преимущественно в приграничной полосе, имеется довольно внушительное число киргиз (предположительно более 350 тыс. человек), и всякое их движение по сию сторону границы всегда вызывает живой отклик со стороны их зарубежных сородичей.
Все это, несомненно, должно побуждать к углубленному изучению родового деления киргизского народа с целью выяснения его этнического состава, территориального распределения родовых групп, внутренних взаимоотношений, особенностей быта, типа и пр.
Попытки такого изучения уже предпринимались, но только попытки, так как киргизы, стоявшие в стороне от общей исторической жизни народов Средней Азии и, благодаря этому, в большей степени сохранившие чистоту своей крови, в то же время не оставили о себе почти никаких памятников, освещающих их происхождение и многовековое существование.
По основательнейшему труду Н.А.Аристова "Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой Орды и карагиргизов"1 можно видеть, как в сущности беден и неточен материал по истории киргизского народа и насколько резки благодаря этому расхождения по коренным вопросам во мнениях различных исследователей. Можно с уверенностью сказать, что значительный пробел в прежних исследованиях и даже в труде Аристова объясняется ограниченностью материалов, собранных непосредственно от современников в виде устных сказаний, легенд, песен и пр. В самом деле, и своеобразный быт киргиз, и исторические события, а может быть и явления глубокой старины, вызывавшие в свое время этнические пертурбации среди предков современных киргиз, - все это нашло известное отражение в богатой киргизской лирике, эпосе и других памятниках устной словесности.
Родовое деление киргиз в данное время представляется в следующем виде: вся совокупность родовых групп, весь киргизский народ делится на два крыла: "он" (правое) и "сол" (левое) и большую инородную группу – племя "ичкилик".
Чрезвычайно интересной должна быть история расщепления киргиз на 2 крыла, но, к сожалению, до сего времени она остается достаточно туманной. Кажется, только один Голубев высказал мнение, что деление это имеет отношение к движению народа, как завоевательной армии2 . Некоторые из современных киргиз высказывают предположение, что "он" и "сол" служат обозначением распределения родовых групп по отношению к странам света ("он" – правая часть, "сол" – левая). Однако большинство киргиз приводят легендарные сведения, сводящиеся, примерно, к тому, что в отдаленные времена, во времена владычества могущественного хана (кокандского), его приближенные знатные киргизы сидели обыкновенно по правую и левую руку хана, отчего впоследствии их потомки получили общее название "правых" и "левых".
Во всяком случае, судя по тому, что это деление теперь в значительной степени забыто (большинство киргиз или вовсе не знают об этом или сильно путают принадлежность даже своих родов к тому или другому крылу), можно с уверенностью сказать, что расщепление киргиз на 2 крыла произошло действительно в довольно отдаленные времена и имело значение лишь для той эпохи. Теперь нередко можно слышать еще и о другом подобном делении: "отуз-угул" и "он-угул". Здесь подкладка еще менее ясна. Действительно, иногда "отуз-угул" отождествляют с крылом "он", а "он-угул" с "сол", иногда же подводят под эти группы роды, далеко не совпадающие с делением на "он" и "сол", а подчас можно услышать утверждение, что это собственные имена отдаленных родоначальников. Легенда, наиболее распространенная среди киргиз Ошского округа, указывает на происхождение этих названий не от собственных имен, а от общих названий, приобретенных двумя основными киргизскими ветвями. Легенда эта связывает происхождение "отуз-угул" и "он-угул" с происхождением всего киргизского народа.
В местности Пшевыр жили и молились благочестивые Ша-Мансур и его сестра Аналь. С некоторого времени Ша-Мансур стал замечать, что Аналь по вечерам куда-то удаляется. Желая узнать, в чем дело, он однажды тайно последовал за ней и увидел, что Аналь зашла в пещеру в ближайших горах; Ша-Мансур подошел к входу и увидел сестру сидящей среди шумной компании молодых людей и пьющей какой-то напиток. Возмущенный он вошел в пещеру, где его тотчас же окружили и попросили выпить тот же напиток, но Ша-Мансур отказывался. Наконец, уступая настойчивым просьбам, он выпил и быстро стал пьянеть, так как это было крепкое вино. Тем временем все присутствовавшие вышли, а Ша-Мансур в сильном опьянении стал громко кричать "Аналь-хак, менам-хак", то есть "Аналь - истина, и я - истина". Бывшие невдалеке муллы услышали крик и нашли, что слова эти богохульны3 , вследствие чего тут же было решено умертвить брата и сестру. Приговор был послан хану, который утвердил его. Ша-Мансур и Аналь были задушены. Но и безжизненные тела их продолжали повторять все те же богохульные слова. Тогда их предали сожжению, а пепел бросили в ручей, впадающий в большой бассейн (хауз) при ханском дворце. У этого бассейна часто играли 40 девушек – дочерей хана. И вот однажды они увидели, что поверхность воды наполнилась пеной, из которой явно слышались слова: "Аналь-хак, менам-хак". Повинуясь любопытству, они подошли к бассейну и взяли в рот немного пены. Но пена оказалась чудодейственной: у всех 40 девушек через некоторое время родились сыновья. Хан узнал об этом и в гневе лишил их своего крова. Тогда 30 его дочерей пришли в Туркестан и здесь обосновались. От этих сыновей и произошла киргизская ветвь "отуз-угул" или "тридцать сыновей". Остальные 10 дочерей пришли несколько поздней, и от их потомства произошла ветвь "он-угул" или "десять сыновей".
Этой легендой также часто пользуются для объяснения самого названия "киргиз" из "кырк-кыз", то есть "сорок девиц".
В существующей литературе названий "отуз-угул" и "он-угул" почти совершенно не встречается, и история их происхождения не выяснена.
Правое крыло киргиз ("он") по приводимым Аристовым сведениям делится на отделы адигне и тагай4 . В самом деле это основные обособленные географические отделы. Киргизы тагай расселились главным образом в Каракольском округе и в восточной части Пишпекского. Здесь они составляют главную, почти исключительную массу киргизского населения. Но отдельные мелкие роды отдела тагай имеются почти в каждой волости остальных районов, за исключением Ошского округа.
Киргизы адигне заняли исключительно северо-восточную часть Ошского округа. В других местностях Киргизстана они не встречаются.
Вместе с этим нужно признать, что род мунгуш, причисляемый Аристовым и др. исследователями к отделу адигне, если не географически, то по происхождению, стоит совершенно обособленно. Допуская возможность возникновения рода мунгуш (по Аристову) "из разнородного сброда", составившегося "под главенством остатков джагатаидских монголов, оставшихся верными кочевой жизни и нашедших убежище в горах между Кашгаром и Ферганою после падения власти джагатаидов5 , все же ни один киргиз рода мунгуш не причисляет себя к адигне. Родословные сказания определенно ставят Мунгуша наравне с Тагаем и Адигне, считая, что все они братья. Вследствие этого, несмотря на тесное соседство с родами адигне, несмотря на сравнительную малочисленность мунгушей, верней было бы считать их самостоятельным отделом, тем более, что "кости" их разные.
Род могол также не может быть включен в состав адигне по кости: Аристов указывает, что мунгуш, могол, мунгал и др. подобные названия по форме своей близки к монгольским именам6 , что заставляет думать, что роды эти представляют смешанную массу с большой примесью монгольской крови. Существующие легенды о происхождении этого рода говорят следующее:
В отдаленные времена жили три брата Адигне, Тагай и Мунгуш и сестра их Нааль-Идже. Будучи еще девушкой 15-16 лет, при помощи и покровительстве старшей жены Адигне она завязала тайные интимные отношения с одним из рабов (по некоторым легендам имя его Куке). От этой связи у нее родился мальчик. Нааль, боясь гнева своего старшего брата, подговорила отца ребенка унести его из дому и где-нибудь оставить. Мальчик утром был унесен и оставлен в поле. В тот же день Адигне выехал на охоту и, случайно наткнувшись в поле на ребенка, приказал отнести его жене на воспитание. Через некоторое время Адигне стало известно истинное происхождение ребенка, но он отнесся к этому весьма снисходительно. Таким образом возник род могол.
Действительно, если придавать значение вышеприведенной легенде, то можно предположить, что отец Могола, раб Адигне, был монгольского происхождения.
Интересно отметить, что во всех родословных сказаниях киргиз на ряду с именами Адигне, Тагая и др. неизменно фигурирует единственная женщина – Нааль. Стало быть, род могол прямо не родственен по кости адигне. Но так как он весьма малочислен, распределяется небольшими островками-группами среди адигне и резко не противопоставляет себя отделениями последнего, то нет оснований выделять его в самостоятельный отдел.
Продолжение читайте в следующем номере.
1 Живая Старина, 1894 г. в. III-IV. Отд. отт. Спб. 1895. Ред.
2 Голубев А.Ф. Отрывок из путешествия в Среднюю Азию. Зайлийский край. Зап. ИРГО 1816 г., кн. 3. стр. 114-115. Статья эта была перепечатана Зап.-Сиб. Отд. ИРГО без указания, где она была впервые опубликована, в качестве приложения к книге: Александр Федорович Голубев. Библиографический очерк (Омск, 1900). Не значится она и в списке трудов Голубева, помещенном в той же книге на стр. 19. Ред.
3 Хакк (истина) – один из эпитетов аллаха.
4 Опыт выяснения этнического состава, отд. отт., стр. 47. (У Аристова "адгене"; так же у Л.В. Ошанина – см. выше стр.234). Ред.
5 Там же, стр. 48.
6 Там же.
3 июня 2004 г. | № 20 (192)
|