Вышел в свет первый номер казахстанского культурологического альманаха "Рух-Мирас" 00:03 09.06.2004
В полку культурологических изданий пополнение
Вышел в свет первый номер казахстанского культурологического альманаха "Рух-Мирас".
"Рух-Мирас" – это научное, публицистическое и информационно-аналитическое издание, в котором исследования традиционной культуры, мирового опыта духовной деколонизации, современных культурологических парадигм станут теоретической основой для разработки культурно-идеологической парадигмы суверенного Казахстана. Альманах призван также осуществлять теоретико-методологическое обоснование Государственной программы "Культурное наследие".
С разных мировоззренческих и методологических позиций можно по-разному определить ситуацию, в которой сейчас находится наше общество. Символичным представляется то, что и авторы рубрики "Империя степи", которым была заранее задана тема первого номера журнала "Аруах – дух, дух предков" (Серикбол Кондыбай, Зира Наурзбаева), и самостоятельно выбравшие тему для своих статей К.Кабдархманов ("Послестепная культура. Счастье, бессчастье, несчастье нашего места и времени" и Т.Асемкулов "Иов и Абай"") сосредоточились на теме Пути, избранничества, мучительного и прекрасного духовного рождения.
Следует также отметить новаторские исследования культуролога А.Кажгалиулы (Малаева) и музыковеда Д.Сенкибекова, а также материалы Е.Исмаилова, Б.Каракулова, А.Мухамбетовой, посвященные анализу Государственной программы "Культурное наследие". Следующие номера журнала планируется посвятить темам: Герой (эпический герой, традиционная героическая этика и Путь, герой нашего времени, его образ в современном искусстве), инициация в кочевой культуре, языки казахской культуры (устное и письменное начало, знаковые системы), кочевники и оседлые цивилизации, образ природы в кочевой культуре, воинские традиции кочевников, религии и кочевая культура, путь человека в традиционной культуре.
Альманах издается на двух языках. Учредитель альманаха ОО "Рух-Мирас" при Национальной библиотеке РК. Председатель редакционной коллегии - М.Ауэзов, шеф-редактор – Т.Асемкулов, главный редактор – З.Наурзбаева. Анонс альманаха таков:
Здесь и сейчас
Каждый из нас живет здесь и сейчас, должен решить проблемы нашего времени и нашего места. Вместе с тем настоящее есть точка соприкосновения с вечным настоящим, важно узнать в текущем - надвременное, в древнем архетипе узнать сегодняшнее "Я". "В стихотворении "Жарк етпес ара кенылим…" ("Душа моя печальная темна…") Абай вступает в трагический диалог со своей судьбой и с Творцом. Абай, как и Иов, склоняется перед волей Всевышнего. Но как уже было сказано, склониться можно подобно трем праведникам, утешающим Иова, а можно подобно самому Иову. Можно склониться по-рабски, из страха гнева Божьего, и можно склониться как Иов от чистого сердца, по собственной воле". Т.Асемкулов "Спроси любого, что есть счастье – сколько чуши придется выслушать, коллективистского бреда. А все потому, что образа счастья, которым мы можем жить в этом месте и времени, попросту не существует, его еще предстоит создать – как и послестепную культуру" . К.Кабдрахманов
Империя степи
Империя – это единство духовного и мирского владычества, когда сакральное начало пронизывает все сферы общества. Если кочевая культура разворачивается в пространстве, то степь – это вечность кочевника…
"Аруах можно рассматривать как проявленность непроявленной Божественной силы или света. Схематически, если Свет (Божественная сила) – точка, Аруах (проявленность света) – круг, центром которого является эта точка. Таким образом, аруах – это и разделяющая два мира граница, и одновременно объединяющий их посредник, круг, исполняющий роль двери". С.Кондыбай
"В народе существует представление о том, что у каждого акына имеется дух-покровитель, являющийся ему в виде льва, сивого вола, сизой утки и пр., и видимый лишь его взору. Перед смертью акын видит, как его животный покровитель уходит или улетает в даль, не оглядываясь". Е.Турсунов
"В древнетюркском тенгрианском мировоззрении, птица – владычица всех крылатых существ, священная сила Неба, посланница высшего мира. Таким образом, в соответствии с тюркской триадой (Тенгри-Человек-Земля) власть порождается вечным синим небом". Н.Базылхан
"При исследовании традиционной казахской культуры ученые наталкиваются на следы явления, которого не знают, потому что оно существовало только в устной форме, передавалось от учителя к ученику, и было радикально уничтожено в течение нескольких десятилетий прошлого века, и как следствие не замечают их или неправильно интерпретируют. Явления высшего, духовного порядка, составлявшие суть традиционной культуры казахов, оказываются в "слепом пятне" – зоне невосприятия современной науки". З.Наурзбаева
Ойкумена культур
Чтобы в собственном доме найти сокровище, спрятанное некогда предками, герой суфийской легенды должен отправиться на его поиск в далекое странствие. То, как мы познаем Иное, может раскрыть нечто важное в нас самих – наследниках кочевой культуры, для оседлых народов тысячелетиями остававшейся вне границ, определявших собственно культуру, упорядоченный космос.
"Первое, что бросается в глаза - поистине апокалиптические последствия, к которым приводит лишь одно движение мышиного хвоста, повлекшее разбиение, правда не совсем обычного яйца, что "пестро, востро, костяно, мудрено". Пестрые яйца с маскирующей окраской, как известно, несут дикие, то есть полевые птицы. Правда, курица-татарушка, трансформировавшаяся в Курочку-Рябу – тоже не совсем обыкновенная". А.Кажгалиулы
За Балканами
В ответ на раздраженные отклики румынской интеллигенции по поводу его экзотических ориенталистских исследований, историк религий Мирча Элиаде писал в предисловии к первому бухарестскому изданию своей работы "Вавилонская космология и алхимия" (1937): "Малая культура, какой является румынская, в попытках воплощения своей исторической судьбы…может позволить себе роскошь не иметь специалистов по астрологии или индологии. Но она не может позволить себе роскоши по инерции не интересоваться любыми румынскими изданиями, где упоминаются источники и методы, выходящие за пределы балканской истории и романской филологии". Кстати, в казахской устной литературе Балканские горы – это постоянный образ, они символизирую нечто далекое, но уже не раз виденное, знакомое. Эта наша рубрика посвящена прорывным (так сказать "на острие копья") исследованиям наших соотечественников в сферах, выходящих "за пределы балканской истории". "Известно, что в физике применяются естественные системы единиц. Это так называемые "мировые постоянные": скорость света, гравитационная постоянная, постоянная Больцмана и постоянная Планка (квант действия). В данной работе вводится новая физическая единица – постоянная музыки. Это – энергия доминанты…Подобно постоянной Планка, вводящей в сложный квантовый мир, постоянная музыки поможет выявить ошибочность некоторых вековых…положений классической теории и прольет свет на процессы зарождения и становления музыки". Д.Сенкибеков
Корень солнца
"Поход к корню солнца" – это извечный мотив, идеал средневековой поэзии жырау. В тоже время самоназвание Японии "Ниппон" состоит из двух иероглифов, означающих "корень солнца". Япония с Х1Х века стала для всех азиатских стран символом борьбы с империализмом, духовной победы над силой машинной цивилизации Запада.
"Опираясь на японскую традицию, интеллектуалы разрабатывали концепцию государственного организма. Кокутай - это специфически японская государственная общность, объединяющая императора (первосвященника Синто и сакрального вождя), японский народ (потомков богини Аматэрасу) и собственно Японские острова (творение богов Идзанаги и Идзанами) в естественное единое целое". / В.Молодяков
Культурная политика
Культурная политика должна опираться на современные культурологические теории, на культурно-идеологическую парадигму суверенного Казахстана, парадигму, которую еще только предстоит сформулировать.
"Для эффективного достижения целей Программы необходимо руководствоваться государственной грантовой системой финансирования проектов. Это дает следующие преимущества: повысит персональную, коллективную ответственность и отдачу в реализации значимых идей; создание при данной схеме конкурентной среды позволит осуществить поиск и селективный отбор как заявленных, так и инновационных содержательных проектов, профессиональных исполнителей" Е.Исмаилов "Давно уже назрела необходимость пересмотреть концепцию музыкального развития РК, созданную в 30-е годы. Надо изменить отношение к традиционной музыке как только к наследию, реликту, пережитку прошлого. Традиционная музыка казахов не является историческим этапом, предшествующим появлению культуры европейского типа. Это самостоятельный вид музыкального освоения мира, со своим видением и ценностями, которые недоступны музыке Запада". А.Мухамбетова
"К сожалению, крайняя необходимость создания национальной казахской музыкальной письменности еще не осознана ни музыкальными деятелями, ни музыкальной общественностью нашей республики. Мы, не зная плачевного опыта других государств, в подавляющем большинстве случаев упорно продолжаем пользоваться такой письменностью, которая во многих странах уже изъята из обращения внутри национальных музыкальных культур". Б.Каракулов
Заявка на грант
Мы не хотим вводить в заблуждение наших читателей и будущих авторов, у альманаха, разумеется, нет возможностей финансировать представляемые культурные проекты. Но наше глубокое убеждение в том, что финансирование культуры должно соответствовать принципам демократичности, прозрачности, соревновательности. Этим принципам наиболее полно соответствует грантовая система, к которой Казахстан рано или поздно придет.
"Только целенаправленно создавая субкультуру детства – информационное и игровое пространство - в национальном духе можно действительно рассчитывать на сохранение и продолжение лучших национальных традиций. Без этого высокие слова о патриотическом воспитании, о роли государственного языка, о сохранении культурного наследия бессмысленны". З.Наурзбаева
Информация
Конкурсы, конференции, сообщения, отклики. "Здорово ли тело литературы, обладает ли она динамикой, перспективой, энергией развития, может ли она заходить в будущее – все это определяется количеством талантов в ней". А.Жаксылыков.
8/06/2004
|