Чингиз Айтматов - "Теракты в наше время обретают мировое воздействие... благодаря СМИ" 09:26 10.06.2004
Чингиз Айтматов - "Евразия в 21 веке: диалог культур или конфликт цивилизаций?" - так называется международная конференция, которая состоится 10-11 июня на Иссык-Куле.
Кому служат СМИ, религия и культура?
- Чингиз Торекулович, тема заявлена глобальная... Значит, вопрос стоит по-шекспировски: быть или не быть?
- Можно это и так трактовать. В истории человечества, как известно, случаются моменты наивысшего напряжения. И сегодня мы переживаем такой момент. Казалось бы, только-только стороны управились с конфликтом биполярным, когда холодная война захлестывала нас, когда друг другу противостояли непримиримые и фанатичные идеологии и страны - их носители... Сейчас биполярности нет. Это был прорыв в развитии общества. Но вот в процессе глобализации возникли новые очаги конфликтов, спровоцировавшие нынешние локальные войны, и не исключено - грядущие масштабные. Увы, сегодня идеология насилия вновь культивируется, а терроризм приобрел огромное, мегазловещее влияние. И не только потому, что сами теракты ужасны, что они приносят много горя и страданий людям. Будучи локальными по методу действия, теракты в наше время обретают мировое воздействие. Благодаря чрезвычайной информационной насыщенности нашей жизни, электронным и печатным средствам массовой информации они мгновенно влияют на чувства и убеждения людей - наших современников. Вот что страшно! И сам терроризм заинтересован не столько в прямом эффекте - сколько будет разрушено зданий, убито людей, - а в том, что это будет немедленно озвучено, немедленно оглашено по всему свету.
- Писатели, деятели культуры способны что-то противопоставить этому?
- Это, конечно, непросто. Ибо в основе данного явления лежат сопровождающие жизнь общества ее доминирующие компоненты, такие как религия, культура... Казалось бы, религия должна служить и призывать миротворчеству, спокойствию, духовному возвышению. Но известная ограниченность, эгоизм и консервативность основных конфессий, когда каждая из них претендует на тотальное главенство над умами и душами людей, неизбежно вызывает обратный эффект. И в сфере культуры, к сожалению, происходят необратимые процессы. Ибо массовая культура, заполонившая нашу жизнь, - это бич общества, разрушитель истинных нравственных ценностей. Из одной крайности мы впадаем в другую крайность. Если раньше художника подавлял идеологический режим, то сегодня его умерщвляет рынок, коммерциализация. В мире господствует американская массовая культура, которая формирует деструктивные стереотипы и стандарты мышления и поведения. Мы все оказались перед критической чертой. Поэтому Евразия, которую представляют разные страны и народы, должна самоосознать себя и выполнить свою историческую миссию.
В океане политики
- 21 век диктует, как нынче говорят, свои вызовы. Происходит активный передел сфер влияния в мире. Маленький Кыргызстан волею судеб оказался на пересечении интересов сверхдержав. С кем быть, и что делать, чтобы не утонуть в океане большой политики?
- Не надо постоянно называть нас маленьким Кыргызстаном! Нельзя ни жаловаться, ни кичиться этим. В том же Европейском Союзе есть страны территориально куда ограниченнее: Бельгия - континентальный центр Европейского Союза - в семь раз меньше Кыргызстана. То, что мы интересны, то, что мы нужны таким гигантам как Китай, США, Россия, - очень хорошо. А вот как сохранить самих себя - это уже наша забота. Мы должны научиться сочетать глобальное со своим национальным. С кем быть, вы спрашиваете? Для Кыргызстана приоритетной страной или, как говорят политики, стратегическим партнером была и остается Россия. Я лично всегда об этом! "" заявлял, да и симпатии моего народа ни для кого не являются секретом. Дружбу с Россией и русским народом завещали нам наши предки. Но ведь это не запрещает Кыргызстану дружить с другими странами и народами, осваивать, так сказать, новые поля цивилизации. Надо быть вместе со всеми, каждому уделять часть своей жизни и духа, чтобы извлечь из этого взаимообмена нечто ценное и для себя. Я убежден, что в конечном итоге каждое из государств и обществ обретут свое неповторимое содержание, займут достойное место в современном миропорядке. А великие державы обязательно должны иметь это в виду, чутко относиться к другим странам и народам. Иначе они попросту не имеют права именоваться великими.
- В своих произведениях "Буранный полустанок", "Плаха" вы подняли проблему незащищенности человечества и нашей планеты, которая "хрупка как голова младенца"... В образах Едигея, Авдия Калистратова, волчицы Акбары воплощены и вселенская скорбь, и неуспокоенность за судьбы мира. Но, как вы сами говорите, мир сегодня изменился: может настало время иных реалий и героев? Мог бы Чингиз Айтматов написать, скажем, роман, где главными персонажами будут Джордж Буш, Осама бен Ладен и Саддам Хусейн?
- Ну, вы меня развеселили!.. (Смеется). Я не думаю, что эти люди являются героями нашего времени. Для этого они дол-жны обладать глубокой нравственной основой, субстанцией человечности. Либо нести в себе мощную драматическую и трагическую доминанту - страдальца, борца за правое дело. Вряд ли Саддам Хусейн может в этом плане служить источником вдохновения для зрелого художника. Но возможно я и ошибаюсь. Не исключено, что со временем те молодые таланты, которые взращиваются на современной почве, по-иному осмыслят нынешние социальные и мировоззренческие конфликты, и названные фигуры найдут свое художественное воплощение. Хотя такая "эволюция" умов и ценностей была бы катастрофичной...
- Художник и власть - извечная проблема, особенно в жизни российского общества, где они всегда противостояли друг другу. Потом эта традиция перекочевала и в советскую эпоху. А можно ли ужиться с властью, с политическим режимом?
- Это каждый для себя решает сам. Уже в рамках одной эпохи судьбы художников разнятся. Драматична судьба белоруса Василя Быкова, который самоустра-нился от новых социальных веяний в своей стране, а политики - отмекевались от него. Говорю о Василе Быкове еще и потому, что мы были в близких, товарищеских отношениях. Мы все, советские писатели, им гордились. Слово Быкова - было словом истины, убежденности, познанных в окопах. Безусловно, как писатель-фронтовик, он по-особому чутко воспринимал современные коллизии, считая, что есть некие непоколебимые ценности, обусловленные трагическим прошлым, которые нельзя нарушать. Александр Солженицын - выдающаяся личность 20-го века. Для России же - символ эпохи. Всю жизнь он боролся с коммунистическим ГУЛАГом, являя пример громадного внутреннего достоинства и гражданского мужества. Он победил в этой борьбе, победил целый строй. Но сегодня - снова один, а либерально-олигархическая система дамокловым мечом нависла над его убеждениями. Александр Исаевич вернулся в Россию, которую хотел видеть обустроенной и возвышающейся на фундаменте выстраданных им духовных и социальных ценностей, и... не принял и не понял того, что увидел. И его не поняли, обуянные капиталами. Это - и исключительная, и типичная для России судьба. На Западе художник существует в другом измерении, государство его не очень волнует и не очень раздражает: он может жить и творить сам по себе, без того колоссального морального напряжения, которое испытывает писатель здесь. Наш внутренний мир подобен подчас ядерному облучению. У нас ведь как: ты или наш - или не наш, в обществе нет устоявшегося этикета взаимоотношений с властью. Конечно, категорически противостоять власти, не принимать ту действительность, которая тебя окружает, очень тяжко.
О чем плачет мать Манкурта
- Кыргызская национальная культура второй половины 20-го века - это Чингиз Айтматов и национальный кинематограф, который взошел на произведениях Айтматова. Потом был период длительного застоя, но сегодня ряд отечественных режиссеров вновь пробивается на широкий экран. Есть ли надежда, что "кыргызское чудо" возродится?
- Надежда, конечно, есть. Но реальность такова, что пока не оставляет иллюзий на сей счет. Я уже говорил о засилии массовой культуры, которая поставила национальное искусство в чрезвычайно опасное положение. Происходит безудержная эксплуатация и паразитирование на стадных, примитивных инстинктах людей. Мыслительное искусство, как я бы это назвал, которое пытается рассуждать о человеке и его духовном предназначении, подавляется. Казалось бы, все это понимают, но ведь ничего не делается, чтобы этому противостоять! И возрождение как кыргызского кинематографа, так и культуры в целом, может произойти только через огромное усилие конкретных людей и всего общества. Увы, молодые суверенные страны, такие как наша, еще не накопили необходимого морального и материального потенциала для поддержки кинематографа, театра, литературы.
- Тем не менее, буквально на днях завершен монтаж фильма "Плач матери Манкурта" - экранизация вашего произведения "Буранный полустанок". Насколько я знаю, это своего рода подарок, который в честь вашего 75-летия решили вам сделать режиссер и продюсер фильма...
- Да, это приятный сюрприз для меня. Плач матери манкурта - один из центральных эпизодов моего романа. Проблема насилия над человеком, вытравление его нравственной, интеллектуальной сущности - что может быть страшнее? Манкурт - это безусловный раб, который никогда не восстанет, не поднимет голову против своих угнетателей. Смысл плача матери манкурта: лучше убить человека, чем лишить его памяти, ибо без нее ты уже не человек. .. Отрадно, что этот материнский зов, воплощенный в художественной форме, волнует моих современников в разных странах. Так, в прошлом году в Нью-Йорке был поставлен вокально-симфонический мюзикл "Плач матери манкурта" по мотивам моего произведения. Как видите, и океан - не препятствие, чтобы этот призыв к покаянию и взаимопониманию был услышан из глубины веков, из отдаленной глухой степи, из уст матери, причитающей о трагической судьбе своего сына.
- Чингиз Торекулович, в заключение, пожалуйста, несколько слов для читате-лей газеты "Аргументы и факты"...
- Я внимательно слежу за вашей газетой и считаю "Аргументы и факты" в известном смысле эпохально-знаковым СМИ. Еще в советский период газета обрела свое лицо, нашла правдивый и честный способ отражения жизни. И сегодня "АиФ" не потерял, не растратил свое профессионально-творческое кредо и нравственные ориентиры, как, увы, это произошло со многими ранее уважаемыми изданиями. По-этому и читателям еженедельника, всем кыргызстанцам и гостям нашей страны я желаю сохранять внутреннее достоинство и веру - в себя, свои силы, свою страну. Это главное.
Беседовал Ибрагим Рустамбек
"Аргументы и факты Кыргызстан" № 23, 2004г
|