"33 багдадских комиссара". Кого представляет новое правительство Ирака? 21:30 11.06.2004
Недавно назначенный министр коммуникаций Ирака, бывший разработчик мобильных сетей, имеет свой дом в Кембридже (штат Массачусетс), где он до сих пор зарегистрирован как избиратель.
Министр по электричеству, страстный болельщик баскетбольной команды "Chicago Bulls", также сохранил свой дом на окраине Чикаго. На его автоответчике до сих пор записано сделанное им перед отъездом сообщение, в котором говорится, что хозяин "уехал в отпуск на неопределенное время".
Новый министр промышленности и полезных ископаемых Ирака, получивший образование в Университете Коннектикута, проживал в США с 1979 года перед тем, как вернуться в Ирак в 2003 году. Он до сих пор оживленно говорит о баскетбольной команде родного университета.
Тесные связи с США имеют многие члены Временного правительства Ирака, несмотря на то, что этот орган, в состав которого входят 33 члена, считается формально независимым.
В стране, где достижение успеха в политике и раньше зависело от способности преодолевать разногласия между шиитами и суннитами, арабами и курдами, теперь оно зависит еще и от способности устранять трения между двумя разновидностями политических лидеров: тех, кто прожил свою жизнь на Западе, и тех, кто никогда не покидал Ирак.
Несмотря на то, что около трети членов нового правительства большую часть своей жизни провели в Ираке при правлении Саддама Хусейна, пять из шести ведущих постов занимают люди, которые прожили долгое время за границей.
По меньшей мере два члена кабинета министров – граждане США. Помимо премьер-министра Ияда Алави, участвовавшего в свое время в поддерживаемой ЦРУ попытке совершить государственный переворот путем террористической деятельности и отстранить от власти Саддама, как минимум еще 7 человек входили в состав групп, высланных из Ирака лиц, которые получали финансовую помощь Соединенных Штатов.
Как пишет The New York Times, нынешний премьер-министр Ирака ранее работал на ЦРУ, а еще раньше был членом партии Баас и сотрудником иракской службы безопасности. Несколько бывших работников ЦРУ сообщили, что в начале 90-х годов Ияд Алави возглавлял созданную по инициативе саудовского принца Турки Бен Файсала при поддержке ЦРУ, иорданской и британской разведывательных служб организацию "Движение национального согласия", которая пыталась свергнуть Саддама Хусейна.
Различные источники предоставили противоречивые данные о деятельности этой организации, просуществовавшей с 1992 по 1995 годы.
Предполагается, что на деньги ЦРУ организация закупала взрывчатку и через северную границу Ирака переправляла ее в Багдад.
Официальных данных о терактах, проведенных организацией Алави, не существует, отмечает The New York Times. Неизвестно, где и когда проводились эти акции. Но один из бывших сотрудников ЦРУ Роберт Баэр припоминает, что в это время был взорван автобус, в котором, по утверждению администрации Хусейна, ехали школьники. Другой бывший сотрудник спецслужб сообщил, что в это время организация Алави была единственной, осуществлявшей акты саботажа и бомбежки. Однако, по его сведениям, в результате акций "особенно много людей убито не было". "Бомбы взрывались, а большого эффекта не было", - вспоминает он.
Сразу после назначения на пост премьер-министра Ирака на прошлой неделе Алави заявил, что своей первейшей задачей считает улучшение безопасности в иракских городах, предотвращение бомбежек и актов саботажа. В свете вскрывшихся фактов некоторые эксперты ЦРУ называют это "иронией судьбы". "Отправь вора ловить вора", - усмехается Кеннет Поллак, который в 1990-х работал аналитиком по Ираку на ЦРУ.
Фигура Ияда Алави, нового премьер-министра временного правительства, одобрена не только главой американской администрации Полом Бремером и спецпосланником ООН в Ираке Лакдаром Брахими, но и ЦРУ, Госдепом США и британской разведкой.
Большая роль бывших политэмигрантов как в предыдущем правительстве Ирака, члены которого были назначены США, так и в нынешнем правительстве, о создании которого во вторник объявил представитель ООН Лакдар Брахими, раздражает многих иракцев. Это может привести к тому, что "переходный период" будет протекать далеко не безоблачно.
Многие уже сейчас прямо говорят, что новое правительство - это не более чем марионеточная ширма, абсолютно зависимая от американцев и ни сколь не способная контролировать обстановку в стране без танков своих благодетелей.
"Если честно, я думаю, что у большинства министров имеется британский, американский или французский паспорт", - говорит доктор Раджа аль-Хузай, врач-шиит, имевший при саддамовском режиме свою клинику в городе Дивания на юге Ирака. "Лишь немногие из них – иракцы. Случай, когда ко мне подошел Брахими и сказал: "Нам нужны люди, такие, как Вы, которые оставались в Ираке", - является исключением, а не правилом".
Негодование иракцев обостряет тот факт, что многие члены назначенного США и распущенного в настоящее время Правительственного Совета – те, которые не получили постов в новом правительстве – готовятся вернуться к себе домой, в европейские и другие страны.
Здание, где раньше находились офисы членов Правительственного Совета, сейчас опустело. Многие из них оставили свои семьи на родине, они даже не уволились с работы, а лишь взяли продолжительные отпуска.
На этой неделе Фуад Хусейн, бывший министр по социальным вопросам, готовится отправиться домой, в Нидерланды, где его давно заждалась семья. Он пробудет там по меньшей мере два месяца, прежде чем примет решение, возвращаться ли в Ирак или же вновь заняться консультированием международных компаний, занимающихся бизнесом на Ближнем Востоке.
"До наступления осени, когда в стране началось насилие, я хотел привезти сюда свою семью", - говорит Хусейн. Теперь же, добавляет он, "я могу и сам не вернуться".
Самир Шакир Махмуд ас-Сумейдей, бизнесмен из Лондона, занимавший пост министра внутренних дел с апреля и до тех пор, пока во вторник не был объявлен состав нового правительства, говорит, что через два дня он планирует вернуться домой, в Великобританию, где осталась его семья. "Сейчас я в отпуске", - говорит он. Сумейдей добавляет, что, возможно, он вернется в Ирак через пару месяцев, если получит место в будущем правительстве. Но не уверен, будет ли баллотироваться на выборную должность.
Даже Аднан Пачачи, чуть не ставший президентом Ирака (его коллеги по Правительственному совету в последнюю минуту отдали предпочтение другому кандидату), не стал медлить с возвращением в Объединенные Арабские Эмираты, где он проживает постоянно после высылки. Пачачи предпочел раздумывать, стоит ли участвовать в выборах в следующем году, уже находясь в ОАЭ.
В связи со всем перечисленным Джозеф Сайгл, член Совета по международным отношениям, вспоминает опыт Афганистана после американской оккупации. Там годы, проведенные Хамидом Карзаем в эмиграции, позволили поднять вопрос о легитимности его правления. Не ждет ли тоже самое и Ирак? – вопрос, который задают сегодня многие.
По материалам The Boston Globe, The New York Times и др.
|