Обогнали Голливуд. Казахстанские каскадеры взяли второе место на 7-м чемпионате мира 00:18 14.06.2004
НАШИ КАСКАДЕРЫ ПОКАЗАЛИ ГОЛЛИВУДСКИМ ТРЮКАЧАМ "КОЗУ"
Олег ГУБАЙДУЛИН
На 7-м Международном абсолютном чемпионате мира среди каскадеров в Москве казахстанцы совершили невозможное: они вырвали победу у трюкачей Голливуда. Наши мастера завоевали второе место, уступив лишь хозяевам - каскадерам России.
МАШИНЫ ЛЕТАЛИ, КАК САМОЛЕТЫ
За подробностями мы обратились к президенту Казахстанской ассоциации каскадеров "Жал" Баходиру Джалметову, входившему в состав судейского жюри чемпионата мира.
- Баходир, где проводились состязания, кто их организовал и какие страны приняли участие в чемпионате?
- Чемпионат мира проходил в Тушино, где обычно проводят различные авиационные шоу. Автором идеи и организатором соревнований был ведущий российский каскадер Игорь Панин.
На чемпионат были приглашены лучшие мастера из Великобритании, Мальты, Сербии, Бельгии, Украины, России и команда трюкачей Голливуда. Кстати, американских маэстро опекал постановщик конных трюков Голливуда в прошлом известный ленинградский каскадер Владимир Орлов. Тот самый, который участвует в создании первого казахстанского блокбастера "Кочевники".
СУДЬИ И ПОДСУДИМЫЕ
- А судьи кто?
- Председатель судейского жюри - человек-легенда, знаменитый российский каскадер Николай Сысоев. Он лично отработал более чем в 250 фильмах. Кроме него трюки оценивали академик Международной академии трюков "Таурус" Дженни Эппер (США), президент Международной ассоциации каскадеров "Украина" Анатолий Грошевой (Украина), генеральный директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов (Россия) и ваш покорный слуга - Баходир Джалметов (Казахстан).
- Кто защищал честь нашей республики?
- В составе сборной Казахстана выступали каскадеры высшей категории Канат Абдрахманов, Александр Терехов, Тойчубек Серкебаев и Мурат Бурханов.
Оценка мастерства исполнителей трюков проводилась в семи номинациях: индивидуальных и групповых, конных номерах, высотном падении, горении, авто- и мототрюках. На каждое выступление отводилось всего три минуты.
- В каких номинациях отличились наши каскадеры?
- В конных трюках и сценах горения. Дело в том, что мы решили подойти к выступлениям творчески и объединили некоторые номинации. Например, горение совместили с автотрюком и назвали это "Огненный тоннель".
Его суть сводилась к следующему: ребята соорудили из деревянных брусьев и картонных коробок длинный коридор и перегородили его барьером из досок. После того как все это хозяйство подожгли, Александр Терехов сел за руль, а Мурат Бурханов улегся на капоте автомобиля. Машина ворвалась в бушующее пламя и, пробив барьер, выскочила из огнедышащего коридора. Ребята быстро сбили огонь с автомобиля и потушили Бурханова, чтобы дать Терехову возможность уложиться в три минуты и отработать "козу".
- Какую козу?
- "Козой" называется прочный трамплин, собранный из металлических компонентов. Он бывает высотой в два метра и выше. Сбоку вся эта конструкция сильно смахивает на бодающуюся козу.
Это сооружение не просто позволяет автомобилю совершить полет, но и придает ему вращательное движение. Такими трюками часто завершаются сцены погони.
К нашему разговору подключается каскадер высшей категории, воспитанник группы "Сталь" Александр Терехов:
- Организаторы чемпионата предоставили мне старый "Мерседес-123". Я выскочил на "козу" со скоростью около 100 км в час. Конечно, можно было сделать и больше, но автомобиль попался древний: хотя я вдавил педаль газа в пол, машина быстрее не поехала. А потом она на три метра взмыла в воздух и, крутанувшись несколько раз вокруг собственной оси, ударилась о землю. На этом, однако, трюк не завершился. Продолжая вращаться одновременно в горизонтальной и вертикальной плоскостях, "мерс", как взбесившийся, скакал по грунту. И вдруг все замерло. Я закрутил головой, пытаясь понять, в каком положении нахожусь. И тут до меня дошло, что машина стоит на носу. Постояв так секунд пять, автомобиль с грохотом рухнул на крышу. Всего я пролетел примерно 90 метров.
После этого все зрители, включая и соперников, радостно взвыли: им очень понравился этот полет. Мне же пришлось несладко: хотя меня привязали специальными ремнями безопасности в четырех точках, удар был очень силен. Я все-таки немного отшиб себе внутренности.
Баходир Джалметов:
- Перед самым выступлением Александра на этой "козе" разбился каскадер из команды Мальты - Марио. По всей видимости, он не совсем правильно зашел на препятствие и выбрал неверную скорость. Несмотря на то что Марио был весь в щитках, он сломал себе лопатку и очень сильно повредил печень, селезенку и легкие. Разумеется, что такой неудачный пример подействовал на Александра угнетающе. Но он нашел в себе силы сосредоточиться на технике трюка.
- Машина, наверное, сильно пострадала?
Александр Терехов:
- Не то слово, бедный "мерс" расшибся в лепешку.
Баходир Джалметов:
- Особенно большое впечатление этот трюк произвел на наших американских коллег. А жюри единогласно решило, что он самый красивый.
АВТОМОБИЛЬ, КОНЬ И ОГОНЬ
- Какие еще из автотрюков вы там продемонстрировали?
Баходир Джалметов:
- Саша на скорости 100 км в час вылезал через водительскую дверь и, раскинув руки, вставал на капот мчащегося автомобиля. Постояв так несколько секунд, он влезал обратно. Но уже через пассажирскую дверцу.
- Вы хотите сказать, что в автомобиле, кроме Терехова, больше никого не было? Но кто же тогда жал на газ?
- Никто. Просто Саша до упора вытягивал дроссель, то есть подсос.
Еще и жюри, и зрителей впечатлили наши конные трюки, которые мы тоже объединили с горением. Без ложной скромности я могу сказать, что в конных трюках и горении нам не было равных. Пламенные, в прямом смысле слова, джигиты вызвали у зрителей бурный восторг.
Каната Абдрахманова, Тойчубека Серкебаева и Мурата Бурханова мы обмазали нашей секретной зажигательной смесью, рецепт которой известен только нам. Западные каскадеры для огненных сцен обычно применяют клей. Это более безопасно, ведь клей не дает такой высокой температуры, как бензин или солярка. Но пламя получается неестественно голубоватого оттенка.
Наш же огонь - абсолютно настоящий. Он обжигал зрителей на расстоянии нескольких метров.
ЖЕРТВЫ ХРАБРОСТИ
- Кони пламени не боялись?
Баходир Джалметов:
- Они были просто в ужасе. Необходимо отметить, что животные попались совершенно неподготовленные. Как мы говорим в таких случаях, не лошади, а "дрова". Тойчубек Серкебаев сломал себе левую руку именно из-за этого. Конный трюк группового горения заканчивался тем, что всадники вместе с лошадьми падали на землю. Когда Тойчубек заставил упасть своего коня, тот копытом зацепил его руку, и она отлетела, как будто была на резинке. Фактически так оно и было: рука держалась лишь на мышцах и сухожилиях. После этого Тойчубек не только нашел в себе силы подняться, но даже поприветствовал зрителей.
- И каково сейчас его состояние?
- Уже лучше. По словам врачей, у него был сложный открытый перелом левой плечевой кости. Она лопнула не только поперек, но и вдоль. К тому же еще расщепилась на конце. В настоящее время ему сделали операцию, и хирурги надеются на благополучный исход.
- Кто еще, кроме Марио и Тойчубека, пострадал на этом чемпионате?
- Один из членов российской команды каскадер из Ульяновска.
Демонстрируя падение с 20-метровой высоты, он ударился головой о металлическую трубку строительных лесов с такой силой, что эта трубка погнулась. К счастью, ему повезло, и он отделался лишь сотрясением мозга.
- На спортивных чемпионатах мира обычно устанавливаются рекорды...
- Россиянин Олег Степанищев установил рекорд на "козе". Он вошел в прыжок со скоростью 200 км в час, и его автомобиль разрезало надвое так, что из него вывалился движок. После этого Олег кувыркнул с "козы" "Волгу" - кабриолет без всяких дуг безопасности. Хотя судьи по достоинству оценили мастерство этого аса, но пришли к выводу, что подобные трюки представляют серьезную опасность для жизни каскадера и зрителей.
- Как вас встретили на родине? Наверное, спортивные чиновники были довольны таким результатом!
- Знаете, тут надо отметить полное отсутствие поддержки наших каскадеров со стороны госчиновников. Как материальной, так и моральной.
Достаточно сказать, что, отправляясь на чемпионат, мы не имели возможности даже оплатить обязательную страховку. В то время как каскадеры других команд застраховали не только свои жизни, но и отдельные части тела. Все без исключения участники явились с собственным оборудованием. Только мы вынуждены были довольствоваться тем, что давали нам организаторы. А ведь наши ребята защищали честь своей страны.
Обидно…
№ 24 от 11/06/2004
|