Судьба русской литературы в Кыргызстане - в руках русских писателей 00:08 18.06.2004
Нужны ли Кыргызстану русские писатели?
В какое время мы живем? Почему упал спрос на литературу и искусство? Неужели социальные проблемы рождают духовную нищету? Об этом в редакции "КП" в Кыргызстане" и состоялся разговор с писателями Анатолием СОРОКИНЫМ, Валентином МЕЛЬНИКОВЫМ и литературоведом Георгием ХЛЫПЕНКО.
Анатолий СОРОКИН родился на Алтае в 1939 году. Писатель. Автор романа о Сибири "Твердь земная", сборника повестей "Дети Большой медведицы", рассказов и пьес, одна из которых - "Колокол вечного боя" - опубликована в журнале "Современная драматургия". Недавно увидел свет его исторический роман "Голубая орда". Подписана к выходу вторая книга - "Знамя Бумына".
Георгий ХЛЫПЕНКО, 1938 года рождения. Критик и литературовед, член Союза писателей СССР (Союз независимых писателей Кыргызстана), доцент кафедры истории и теории литературы КРСУ. Автор исследований по русской литературе Кыргызстана, кыргызско-украинским литературным связям.
Валентин МЕЛЬНИКОВ родился в Крыму в 1935 году, в Кыргызстане с 1954 года. Окончил Кыргызгосуниверситет, работал учителем, затем - в системе МВД КР. С 1991 года - в отставке. Работает редактором в издательском отделе Кыргызской государственной юридической академии. Автор двух книг художественной прозы.
Каково нынешнее состояние культуры в Кыргызстане
Г.Х. - Нынешнее состояние культуры я не могу назвать иначе, как упадок. Мы живем в другой общественно-экономической формации - в рыночных отношениях. Для меня это означает одно: все продается и все покупается. Культурная продукция, в том числе и произведения литературы, стала тоже товаром. Мы же сами кричали о разгосударствлении в первую очередь искусства и культуры. Ну, разгосударствили. Чего же теперь жалуемся? Но самая большая потеря - духовность, которую мы теряем каждый день и час. Нынешняя массовая культура - это процесс расчеловечивания человечества. Если раньше наш народ был самым читающим в мире, то сегодня мы это достижение утратили.
В.М. - Я не стал бы защищать новую общественно-экономическую формацию. Давайте возьмем для примера дореволюционную Россию. Тогда тоже были рыночные отношения, также зарождался капитализм, но какой при всем при этом был взлет художественной мысли! Какой подъем духовной культуры Россия переживала! Русская литература еще в эпоху крепостничества стала ведущей мировой литературой! А почему сейчас упадок? Да потому, что мы удалились в дикость, наше руководство забыло о том, что есть духовная культура. Вот отсюда и пошли все беды. Ну нельзя все сводить к примитивным интересам человека.
Что сегодня читают?
Г.Х. - Достоевский сегодня очень востребован. И не только у нас, но и на Западе.
А.С. - После новой экранизации "Идиота", которая просто потрясла всех, снова обострился интерес к Достоевскому. "Тихий Дон" Шолохова - вечная книга. А вот "Поднятая целина" сошла на нет. Если говорить о современных писателях, я ни одной книги, которая бы меня чем-то потрясла, в руках не держал.
Г.Х. - Я по студентам сужу - читают всех писателей. Если литература прошла испытание временем, и художественные творения стали "вечными книгами" - их будут читать. К такой литературе относятся и произведения советских писателей. Я всегда говорю студентам: подходить к художественным произведениям нужно с позиций того времени, когда они были созданы. Тогда все становится на свои места. - Чтобы оценить литературу любого времени, нужно покопаться в самом себе. Мне кажется, основная причина принятия или непринятия того или иного произведения лежит не столько в нем самом, и не в общественно-экономической формации, когда оно было создано, а в нашем понимании всего того, о чем написано. Попробуйте с новых идеологических позиций прочесть "Поднятую целину" и вы убедитесь в том, что Шолохов ни в чем не солгал, и что это произведение столь же вечно, как и его "Тихий Дон".
Г.Х. - Сейчас другая проблема: до нас почти ничего не доходит. Раньше в обязательном порядке экземпляры каждой книги поступали в библиотеки. С 1990-го года в наших библиотеках образовалась черная дыра. Случайно попадают какие-то экземпляры. Мне стыдно говорить об этом, но я, вузовский преподаватель, не имею возможности прочитать книги, которые сегодня издаются, в том числе и учебники. Я уже полтора года бьюсь, чтобы выписать учебник по литературному редактированию.
В чьих руках русская литература?
А.С. - У нас была секция русской литературы при Союзе писателей. Хорошая или плохая, но она была. Сейчас в республике русской литературы фактически нет. У нас нет даже своего маленького объединения пусть не русских, а хотя бы русскоязычных писателей.
В.М. - Я тоже считаю, что русская литература у нас погибла, хотя кое-что еще осталось. И это надо сберечь. Но в условиях нашего государства это невозможно. Вся надежда на Россию, с которой надо усиливать связи.
Г.Х. - Я со своей стороны стараюсь изменить ситуацию, ведя в вузе курс "Русская литература Кыргызстана". Я бы не сказал, что русская литература у нас умерла. Она еще подает признаки жизни. В школах преподается курс русской российской литературы. А ведь у нас в республике были и есть не менее заметные свои русские писатели, поэты, драматурги: Леонид Дядюченко, Николай Чекменев, Евгений Колесников, Александр Иванов, Светлана Суслова, Сергей Фиксин, Анес Зарифьян, Вячеслав Шаповалов и другие.
Нужна ли вообще русская литература Кыргызстану?
Г.Х. - Нужна. Литература - это выражение духовности. Но беда в том, что в Кыргызстане остается невостребованной и кыргызская литература!
А.С. - Надо бы драться за умы и души человеческие. Но не все от нас зависит.
В.М. - Но ведь мы пишем о Кыргызстане, мы являемся составной частью его культурного слоя. Я бы что предложил? Начать издавать у нас "Литературную газету" и республиканское приложение к ней. Тогда вокруг этого издания можно было бы начать собирать наши силы.
А.С. - Без объединения дело не пойдет. Но самое смешное в том, что попробуй сейчас объединить десяток-другой русских литераторов, ведь ничего не получится.
Какие книги нам нужны?
В.М. - Книга должна быть дешевой по стоимости, но не по содержанию. Сегодня купить книгу многим просто не по карману. Все эти коммерческие накрутки плюс высокие налоги делают книги недоступными для простых людей. Нельзя в один ряд ставить коммерческую продукцию и художественную литературу. Правительство должно создать такие условия издательствам, чтобы им было выгодно издавать художественную литературу.
А.С. - Не совсем так. Людям не жалко денег на концерт какой-нибудь заезжей знаменитости: билеты стоят и по 200, и по 500 сомов! В казино многие запросто могут выбросить 500 долларов на рулетку. Поэтому книги не должны быть бесплатными: писатель тоже должен жить. Но ни один из русских писателей не стал состоятельным, пока не начал издаваться на Западе.
- Следовательно, прожить на гонорары сейчас писатель просто не сможет.
А.С. - Конечно! Более того, писатель сам оплачивает издание своей книги. Я продал машину, чтобы издать свой роман. Тут есть интересные моменты. Книгопродавцы берут от 30 до 70% за продажу книги. Самая скромная наценка - это 20%. Писатель, если заключит договор с каким-нибудь российским издательством, будет иметь от продажи книги не больше 20%, а чаще всего 5-12%.
- Выходит, сегодня выгоднее быть продавцом, чем писателем?!
Г.Х. - Вы видели семитомник Айтматова? Там две страницы занимает только список спонсоров. Если Айтматов для издания своих произведений прибегает к помощи спонсоров, то что уж тогда говорить о нас? Что вы затеяли разговор о процентах, о гонорарах? В диком капитализме, в котором мы сейчас живем, самая ошибочная идея, что все должно давать прибыль. Да не может все приносить доход! Никогда культура в условиях рыночных отношений не станет прибыльной.
Итак, позволим себе сделать некоторые выводы
1. Русская литература в Кыргызстане есть, и она нужна обществу, поскольку является составной частью всего культурного наследия народа республики.
2. Литература, как вид творчества, - сугубо индивидуальный процесс, и вмешательство государства может только повредить ему. Но задача государства - обеспечить не просто свободу творчества, но и убрать финансовые барьеры на его пути. Ибо каждым писателем движет не жажда обогащения, а исключительно стремление сделать наш мир и общество лучше и духовно богаче.
3. Чтобы реализовать эту задачу, необходимо прежде всего объединить пишущую братию в некую организационную структуру, которая бы служила "толкачом" и стала пробивной силой для новых литературных творений. Иными словами, судьба русских писателей Кыргызстана находится в их собственных руках. А судьба русской литературы в Кыргызстане - в руках русских писателей.
Аркадий ГЛАДИЛОВ
|