Жертвы делимитации. Узбекскую семью Алмуратовых разделила туркменская граница 13:24 21.06.2004
Узбекскую семью разделила туркменская граница Совместная комиссия недавно завершила делимитацию туркмено-узбекской границы.
Брюс Панниер, Шукрат Бободжонов
Братья Хаитбай и Арабай Алмуратовы живут на общем земельном участке уже много лет. Земля принадлежит их семье, только у одного брата дом на одной стороне участка, у второго - на другой.
Теперь они не смогут даже подойти друг к другу. Там, где раньше была их собственность, разместились военные и разделили семью надвое. Братья никуда не переезжали. "Переехала" туркмено-узбекская граница и легла как раз посередине их участка.
Хаитбай, теперь житель Туркменистана, так обрисовал ситуацию: "Между нами протянули колючую проволоку. Туркменские пограничники сказали, что пристрелят нас, если мы попытаемся пересечь границу".
Разумеется, на другой стороне расположились узбекские солдаты.
Совместная туркмено-узбекская комиссия по делимитации границ приняла решение вернуть 18 тысяч гектаров земли Туркменистану. Приблизительно очерченные в 20-30-е годы границы в Средней Азии вообще никто не уточнял почти 13 лет после распада СССР. Спорные земли, в соответствии с советскими планами, эксплуатировал Узбекистан, а вопрос о собственности никогда не стоял. Это было не важно - обе республики входили в Союз.
В начале июня 2004 года президент Туркменистана Сапармурат Ниязов объехал выросший в размерах в результате демаркации границы Балканский велаят. Жителям территорий, оказавшихся Туркменистаном, он передал: "Если хотят, пусть уезжают в Узбекистан. Если хотят, пусть получают туркменское гражданство и остаются здесь. Конечно, все останутся. У нас бесплатный газ, бесплатное электричество. Люди здесь счастливы".
Выбирать не из чего. Восточнее расположена Каракалпакская автономная область Узбекистана - беднейший район в Средней Азии. Северные ветры приносят сюда солевую пыль со дна сохнущего Аральского моря. Река Амударья приносит массу ядовитых остатков удобрений, пестицидов и прочих химикатов.
76-летний Аллаяр Джумабоев говорит, что хотел бы остаться в Каракалпакии, но, скорее всего, примет гражданство Туркменистана. "Мы бы остались, если узбекское правительство даст нам хорошие пенсии, - сказал Аллаяр. Если нет - мы пойдем в Туркменистан. Там нам дадут пенсию 50 долларов в месяц. Узбекистан дает столько? Нет. Где еще нам дадут такие деньги?"
Елдаш Ата - сосед Джумабоева. Он тоже говорит, что жить в Туркменистане предпочтительнее. "Там много земли, ты можешь выращивать, что хочешь, не платя никаких налогов, - говорит он. - Бесплатный газ, бесплатное электричество, нет налога на скот… здорово! И пенсию получаешь миллионами! В Каракалпакии много нищих: хлеба нет, денег нет.… Очень много нищих. В Ташкенте и Казахстане полно нищих из Каракалпакии".
Для пенсионеров ситуация в Туркменистане, может, и выглядит привлекательной, но молодых перспектива жить в условиях ограничения политических прав и свобод не привлекает.
Двусторонние отношения между Туркменистаном и Узбекистаном находятся в плачевном состоянии. Власти Туркменистана намекнули, что подозревают правительство Узбекистана в поддержке так называемого покушения на Ниязова в ноябре 2002 года.
Некоторые узбеки, живущие близ новой границы, говорят, что боятся быть депортированными, как последние месяцы в Туркменистане поступают со многими семьями этнических узбеков. Хаитбай Алмуратов сказал, что его семье уже предъявили ультиматум. "Пять офицеров вошли и начали обыскивать наш дом, не показав никаких документов, - рассказывает Хаитбай. - Они сказали, что мы должны уехать отсюда в течение 5 дней".
Жену Хаитбая зовут Мухаббат. Она рассказала, в каких трудных условиях их семья должна переезжать на новое место. "Что мы сможем увезти за 5 дней? - говорит Мухаббат. Солдаты сказали, что, если мы не уедем через 5 дней, они придут и вышвырнут нас в Узбекистан вместе с кроватью. Куда нам деваться? У нас четверо детей, и внуки есть. Куда нам идти? Что это за жизнь, если не можешь пойти на свадьбу или просто навестить родственников? Как мы можем остаться в Туркменистане? Они сказали, „уезжайте в Узбекистан, в Кирбазарский район Амударьинской области, там построят новые дома". Но люди говорят, что там совсем нет денег, нет стройматериалов. Нам придется с трудом добывать хлеб и соль. Здесь мы только что построили новый дом, у нас нет денег, чтобы строить еще один".
Министерство иностранных дел Узбекистана сделало заявление о том, что обсуждение этого вопроса продолжается, и, в любом случае, люди не обязаны принимать решение так поспешно.
Перевод - "Гундогар" http://www.gundogar.org/?topic_id=8&id=1143 19.06.2004
|