Успехи ковроделия. В средний туркменский ковер вложена энергия 300 лошадиных сил 09:29 24.06.2004
МИЛЛИОН В КВАДРАТЕ РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ "НАЦИОНАЛЬ" - ОБ ИСТОРИИ И ТРАДИЦИЯХ ТУРКМЕНСКОГО КОВРОДЕЛИЯ
Петр МИХАЙЛОВ
Сколь бы ни были ценимы ковры на Востоке, лишь туркмены сделали их не только важнейшей частью материальной и духовной культуры, но и ярким этническим символом. По оригинальным узорам туркменских ковров можно прочесть историю нации, ее многовековую летопись. В Туркменистане считают, что "заветы", оставленные Огуз-Ханом своим сыновьям, заложены в гелях местных ковров. Каждый гель строго соотносился со "своим" племенем. Это не просто племенной знак, но и сложный образ, в котором воплотились мифы и легенды о создании Вселенной и Человека и о его взаимоотношениях с окружающим миром. Знатоки утверждают, что символы такого рода воздействуют на подсознание и "работают" сами по себе, вне зависимости от того, насколько полно их воспринимают зрители.
Местная традиция ковроткачества насчитывает многие тысячелетия. Самому древнему в мире ворсовому ковру более двух тысячелетий. Он был обнаружен при раскопках кургана близ Телецкого озера на Горном Алтае. Слой вечной мерзлоты позволил сохранить цвет и орнамент полотна. Оказалось, в деталях они совпадают с туркменскими коврами современности. Есть предположение, что этот ковер попал на Алтай с торговыми караванами.
Полукочевая жизнь туркмен в прошлом способствовала зарождению этого ремесла. Ковер был непременным спутником кочевника в праздники и в будни, в военных походах и в мирные дни. Удобные и практичные при перевозках, ковры удовлетворяли различные хозяйственные нужды. Одни служили для утепления жилья, другие заменяли мебель и постель. Ковры можно было использовать в качестве колыбели - саланчак, коврами можно было украсить верблюда при свадебных церемониях, а провожая человека в последний путь, соорудить из них погребальные носилки. В быту туркмен имелось около 30 видов ковровых изделий: постилочные ковры "халы", дверные занавесы "энси", порожек "гермеч", разнообразные мешки для хранения вещей - "чувал", "торба", "мафрач", полосы для обвязывания юрты, атрибуты убранства верховых и вьючных животных - попоны, подседельники, молитвенные ковры "намазлык" и погребальные ковры "аятлык".
Как гласит туркменская пословица, легче песок иглой вскопать, чем выткать ковер. Умение ткать ковры рассматривалось как одно из важнейших достоинств туркменки. Искусство ткачества передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери. Обучение начиналось с 5-6 лет, с прядения. Постепенно девушка овладевала всеми навыками и могла воспроизвести практически любой из увиденных орнаментов. Труд ковровщицы требовал большой физической силы, терпения и наработанных до автоматизма навыков. Поэтому квалифицированной мастерицей женщина становилась лишь годам к 25. Как отмечал искусствовед О. Пономарев, "одна необходимость помахать десятки тысяч раз в день железным гребнем весом в один килограмм, и не просто махать, а с силой ударять им, все время получая отраженные удары в руку, способна "отвалить" руки у любого из наших атлетов... В каждый ковер, который мы видим, любуемся им, покупаем или просто ходим по нему ногами, вложено в среднем энергии в 300 лошадиных сил, могущей дать свет небольшому городу... в течение 8 часов".
Основой туркменского ковра была овечья шерсть. В лучших старинных изделиях использовались также верблюжья и козья шерсть, хлопок и шелк. Мерцающий шелк, обычно окрашиваемый в розовый или малиновый цвет, и матовый хлопок оттенка слоновой кости придавали коврам особую нарядность. В цветовой гамме туркменских ковров больше всего темно-красного цвета. В прошлом в ковроткачестве применялись только натуральные красители. Марена давала различные оттенки красного цвета, желтую краску получали из плодов крушины, травы сары-чоп, беж и коричневую - из гранатовых корок, зеленую - из медных опилок, обработанных кислым молоком или виноградным уксусом. Индиго и кошениль завозились издалека, стоили дорого, поэтому синий и малиновый цвета употреблялись редко и в малых количествах.
Помимо неповторимых орнаментов, достоинством ковра является его плотность. На некоторых уникальных образцах она составляет свыше миллиона узлов на один квадратный метр. Теперь туркменские ковроделы бьют другие рекорды. В 2001 году в Книгу рекордов Гиннесса был занесен ковер-гигант "Золотой век Великого Сапармурата Туркменбаши" площадью 301 квадратный метр. На нем изображены священная книга туркменского народа "Рухнама", написанная Сапармуратом Ниязовым, и штандарт президента Туркменистана. До этого самым большим был туркменский ковер "Туркмен калбы" ("Душа туркмен"), сотканный во время Великой Отечественной войны к Дням Туркменской ССР в Москве. Спустя 50 лет были сотканы еще ковры-гиганты, названные в честь президента Ниязова "Туркменбаши" - площадью 266 кв. м и "Президент" - площадью 294 квадратных метра.
Старинные туркменские ковры стали мечтой многих коллекционеров. Рассказывают, что недавно один такой ковер был продан на аукционе за шесть миллионов долларов. Конечно, современные ковры гиганты по-своему уникальны. Время покажет, насколько они ценны.
Журнал "НАЦИОНАЛЬ" (Россия), июнь 2004 г.
|