Л.Колосов - Праздника не получилось. Ниязов хоронит возвышенные мечты своей бедной души 09:53 25.06.2004
Праздника не получилось
Леонид КОЛОСОВ
Ниязов хоронит возвышенные мечты своей бедной души Бесславно закончилась в Туркменистане компания по празднованию 12-й годовщины "вступления" Ниязова в президентство. Вспоминается присказка: "Хороша дочь Аннушка - хвалят мать да бабушка".
На фото: дорогой Леонид Данилович и дорогой Сапармурат Атаевич
Праздника явно не получилось. Да иначе и быть не могло. Ведь если применить к ниязовскому правлению один из основных законов философии - о переходе количественных изменений в качественные, то становится очевидно: каждый прожитый Туркменистаном под руководством "великого Туркменбаши" год приносит стране все большие и большие проблемы, отправляя его вспять как в экономической, так и в гуманитарной сфере.
Задумывалось все, правда, по обыкновению с размахом. Был даже организован международный форум в честь главы туркменского государства. "Международным", однако, его можно было назвать с большой натяжкой: зарубежных гостей представляли сотрудники нескольких посольств, да горстка преданных Ниязову бизнесменов, работающих "в доле" с именинником. А уж "форумом" - и подавно. Скорее это был очередной приступ подхалимажа, рецидив бессовестного восхваления ничтожного правителя, возомнившего себя пророком, повторяющийся с некоторых пор в Туркменистане с завидным постоянством.
Отсидев положенное время на "форуме", а также приняв деятельное участие в церемонии открытия очередного памятника Ниязову, на этот раз изображенному в момент принесения присяги "на верность Родине и народу", которую он цинично нарушает вот уже 12 лет, зарубежные гости кинулись в ниязовские покои вручать подарки. "Отец нации" в это время в поте лица трудился, проводя заседания кабинета министров и совещание с руководителями правоохранительных и военных ведомств Туркменистана и вдалбливая им, что все, что произошло за годы независимости в Туркменистане, это заслуга всего народа, а не только его, Ниязова. Почему вдруг правителю захотелось разделить ответственность за развал страны с туркменским народом, думается, вполне понятно: видимо, пришло время собирать камни и держать ответ за содеянное.
Не сказать, что получить "доступ к телу" было очень трудно: желающих нашлось до обидного мало - все те же Ахмед Чалык, Йосси Майман и Игорь Макаров "со товарищи". Гости рапортовали, благодарили и поздравляли, несмотря на языковые различия, до противного однообразно и позировали перед телеобъективами, изображая чувство глубокого удовлетворения от плодотворного сотрудничества. Видно было, что и Ниязов доволен беседой и не намерен по-отечески бранить зарубежных друзей за чрезмерные похвалы в свой адрес, как только что бранил своих соотечественников, выразившись, правда, донельзя туманно: "Нельзя, чтобы частая хвала в мой адрес служила для кого бы то ни было подменой такого основополагающего понятия, как свободное самоощущение личности". Еще более туманно выразил Ниязов суть своей деятельности: "Как президент я отвечаю за страну, за всех ее граждан вместе взятых. Но я не отвечаю ни за кого в отдельности, это прерогатива совести каждого". Не отвечать ни за кого в отдельности, отвечая за всех вместе - бред какой-то! Шизофрения.
Демонстрируя свою "фантастическую скромность", которая, по его собственным словам, заставляет его то краснеть, то бледнеть от стыда, выслушивая многочисленные сочиненные в его честь стихи и песни, за исполнение которых еще совсем недавно направо-налево пачками раздавалась американская валюта, Ниязов сообщил, что страдает от этого чрезмерно. И если около года назад он жаловался журналистам, что не может, как обычный человек, "сходить налево" или пойти "в ресторанчик", то теперь табу наложено и на концерты и спектакли, а это уже - трагедия государственного масштаба. Куда девать многочисленные ансамбли, которые, как грибы после дождя, выросли под ласковым взором Туркменбаши в немыслимом количестве? Вся туркменская культура, окончательно выродившись в последнее десятилетие, нашла свое воплощение в творчестве бездарных поэтов и композиторов, певцов и драматических артистов, основной задачей которых стало одно только безудержное восхваление диктатора.
Вообще же история воцарения Ниязова не президентском посту настолько противоестественна и сомнительна, что никому за пределами Туркменистана даже в голову не пришло поздравить его с этой "знаменательной" датой. Выразить свою солидарность с узурпатором и тираном рискнул только украинский президент, и за эту "инициативу", видимо, должен благодарить своего посла в Туркменистане Вадима Чупруна. Вот уж, воистину, поспешишь - людей насмешишь! Поторопился первым сделать приятное своему туркменскому другу, а в результате - единственное поздравление, пришедшее "от глав государств и правительств" сиротливо повисло в туркменских СМИ, еще раз доказывая, что своим авторитетом не следует так уж откровенно торговать, даже если заплатить тебе за него обещали туркменским газом.
В самом деле, кому в цивилизованном демократическом мире придет в голову поздравлять "пожизненного президента"? Хочешь править до гробовой доски, объявляй страну монархией, садись на трон - и царствуй. Но уж тут тебе и с парламентом, и с правительством придется считаться. Поэтому вариант европейских монархий Ниязову не подходит, восточные же правители - арабские шейхи, например, вряд ли согласятся принять его в свою семью: как ни говори - бывший коммунистический лидер. К тому же о народе своем не заботится. Обдирает его, как липку, ни учиться, ни работать нормально не дает. Всего и преимуществ у туркменского народа, дарованных "свыше", - грязная горькая соль да постоянно гаснущее "бесплатное" электричество. В том пути, по которому ведет Ниязов Туркменистан, нет ничего своеобразного, присущего только туркменам, как пытается представить "великий кормчий". Это путь, известный с древних времен, и называется он просто - диктатура. Причем диктатура не класса, не клана, не рода-племени, а всего-навсего одного мерзавца, душегуба и нравственного урода.
"Пожизненный президент" - есть что-то парадоксальное в этом словосочетании, ибо президент - это глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией, но непременно - на определенный срок. Видимо, это, наконец, дошло и до Ниязова, и он пообещал туркменскому народу выборы. Правда, о сроках этих выборов пока доподлинно ничего не известно, сказано было только, что они состоятся где-нибудь году в 2007-м или 2008-м. Определиться по времени Ниязов, видимо, предполагает, когда на древе туркменской "демократии" созреет достойный плод - кандидатура преемника, внушающая ему полное доверие. Хотя вряд ли Ниязов согласится передать власть кому бы то ни было, ведь к предполагаемому сроку выборов он только-только достигнет пика периода "вдохновленности" (согласно ниязовской градации циклов человеческой жизни - период с 61 до 73 лет, далее следует период "мудрости"). О том, что сегодня туркменский вождь переживает эту самую "вдохновленность", свидетельствуют многочисленные примеры диктаторской внутренней и деструктивной внешней политики, осуществляемой им не иначе, как по чистому вдохновению. Представляете, какова будет ниязовская "мудрость"? Еще одним подтверждением того, что Ниязов переживает период "вдохновленности", служит и его так называемая поэзия. В своем последнем "шедевре" под названием "Моя душа", он пишет:
Моя бедная душа, прости меня, если можешь, За то, что я отказал тебе в твоих желаниях… Я был слишком одержим, чтобы лелеять тебя, Я предпочел тебе нацию.
В очередной раз лжет Ниязов. Не нацию он предпочел, а власть над ней. Он привел к краю гибели весь Туркменистан, надругался над целой страной, целым народом, миллионами людских душ. А свою душу он давно уже продал дьяволу.
Специально для "Гундогара"
23.06.2004
|