КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 28.06.2004
23:33  Трагедия в Найманкуле. Туркменские пограничники убили 46-летнего узбекского безработного
21:41  Мечта "демократа". Экс-премьер РФ Кириенко спер $4,8 млрд, купил домик в Чикаго и просит грин-карту США
20:38  США втихаря и досрочно сдали власть в Ираке "верному" народу
20:33  В Ираншехре женщина родила лягушку с человеческими чертами
20:18  Остановка за долги. С завтрашнего дня в Бишкеке не будут ходить троллейбусы
20:05  В Киргизии "проповедуют" 1.071 только зарегистрированных иностранных миссионера
16:00  Андрей Смирнов: Россия-Узбекистан: Дружба, скрепленная газом

15:57  Бахтиер Худойбердиев: Россия-Таджикистан: сверка часов
14:29  В Оше и Худжанде пройдет выставка работ молодых художников Узбекистана
12:55  Один из организаторов бойни в Ингушетии М.Евлоев выслежен и убит
12:33  На саммит НАТО отправился и вице-премьер "нейтральной" Туркмении Р.Мередов
12:30  Дж. Сорос – Доктрина Буша и распространение демократии в ЦентрАзии (глава из книги)
11:43  Соринка в чужом глазу... Российские СМИ информационно атакуют Туркменистан
10:43  С.Акимбеков - Исламский ренессанс: Запад не знает, что делать с Востоком
10:36  Президент А.Акаев полетел на саммит НАТО за почетной мантией
10:28  Баку требует от Ташкента расторгнуть роуминговый договор с "сепаратистским" "Карабах Телеком"
10:26  Иранские азербайджанцы готовят акции протеста к визиту Президента Хатами в Баку
10:07  А.М.Коста (глава Управления ООН по наркотикам): "Северный путь" афганского героина - это Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан
09:58  Б.Абдулин - Исламские мистики в ЦентрАзии. Суфии вчера и сегодня
09:56  Евразийство для славянства. Синьковский сельский саммит Путина, Лукашенко и Кучмы
09:50  "ВН" - Корзина с мелкими фруктами. НАТО нацелилось на Закавказье и Среднюю Азию
09:48  Г.Амиршоева - Это - не школа в общепринятом понимании, или Потерянное поколение Таджикистана
09:24  Казахстанские власти решили не сносить здание первой лютеранской церкви страны
09:08  Е.Калиулов - Провокатор мысли, или Кем казахстанские "демократы" ополчились на "Казахмыс"
09:04  М.Суюнбаев - Нации проводят ту политику, которую им диктует география
08:54  И.Айдаралиев (губернатор Таласской области) - "Первое золото "Джеруя" дадим в 2005 году" (интервью)
08:45  "Не имеет морального права?" В Актюбинске начат сбор подписей за отставку акима Е.Имантаева
08:42  С.Кулагин (аким Кустанайской области): "Кадры, деньги – я ни с кем никогда не делился и делиться не буду..."
08:22  17-ть из Актау. Первый выпуск первого и единственного военно-морского вуза ЦентрАзии
07:59  При Президенте Казахстана создается "Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества"
07:56  М.Магауин - "Благой свет Чингис-хана" (рецензия)
07:08  В Омске найдена могила истинного арийца, который жил 3,5 тысячи лет назад
06:53  Избраны президенты Сербии (Б.Тадич), Литвы (В.Адамкус) и Исландии (Р.Гримссон)
06:04  На колбасу. В Нижнем Тагиле освоили выпуск мясных рулетов "Слава Путину!"
05:34  При попытке ареста взяточника из МВД арестованы, обезоружены и избиты... сотрудники КНБ Казахстана (продолжение истории)
01:01  Принцесса Лола роднится с мафией. Штрихи к портрету семьи И.Каримова
00:46  Р.Бедрик - Украинский счет в евразийской игре. Без Киева ЕЭП и ЕврАзЭС невозможны?
00:43  О.Джемаль - Исламизм в русском мире. Союз русских мусульман готовится к пропаганде ислама в России
00:31  "Бутя-капитал" стрижет купоны. Казахстанский мини-олигарх суетится перед выборами
00:27  Сага о сайге. Степная антилопа ЦентрАзии доживает свой последний век
Воскресенье, 27.06.2004
19:02  Международное журналистское сообщество обеспокоено преследованием Бобомурода Абдуллаева
18:42  Нужно ли нам покаяние? 27 июня Таджикистан отмечает День национального примирения
15:57  Арафат из своей осажденной резиденции призвал Израиль к олимпийскому перемирию
13:46  Последний поход Кет-Буги. Сакральная миссия кочевой цивилизации
08:06  Американские самолеты проиграли российским в Индии 90% учебных боев. ВВС США в шоке
08:04  Самым престижным ВУЗом Киргизии признан Кыргызско-Российский Славянский Университет
07:25  Лучшими журналистами Узбекистана 2003 года стали: П.Ходжамурадова, Н.Джалил, Ш.Салимов и др.
07:18  А.Касымов: Узбекские журналисты - за охрану окружающей среды
07:15  Г.Байрамова - Оппозиция финансирует антитуркменские расследования российской прокуратуры!
06:39  У Пакистана новый премьер - Чаудри Шуджаат Хуссейн
05:20  Бесплатная медицина в Узбекистане. Необходим контроль потребителей
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
М.Магауин - "Благой свет Чингис-хана" (рецензия)
07:56 28.06.2004

МУХТАР МАГАУИН "БЛАГОЙ СВЕТ ЧИНГИС-ХАНА" (рецензия)

Книга известного казахского писателя Мухтара Магауина"Благой свет Чингис-хана" была специально написана и издана для монголов и монгольских казахов. Практически весь тираж книги был отправлен с передвижной библиотекой - которую совместно сформировали РПП "ОТАН" и фонд Сорос-Казахстан (когда председателем правления был М.Ауэзов) - в братскую Монголию в 2003 году.

Книга включает две статьи, написанные народным писателем РК в ходе развернувшейся в последние годы в казахстанской прессе дисскуссии о исторической роли Чингис-хана Необходимость издания этих статей отдельной книжицей возникла в связи с тем, что оппоненты М.Магауина М.Шаханов и Ч.Айтматов получили полную и неоднократную возможность высказать свою точку зрения в российских и в целом ряде как русскоязычных, так и казахскоязычных республиканских газетах, тогда как М.Магауин получил возможность опубликовать свои статьи (преодолевая огромное сопротивление чиновных структур разного уровня) лишь в независимой республиканской газете "Алтын Орда" и в литературном журнале "Жулдыз". По имеющимся сведениям, полемику по данному вопросу будет продолжена, но закоперщиком, теперь, вроде как, готов выступить уже сам М.Магауин.
Публикуемая ниже рецензия является закрытой и ранее нигде не печаталась.

Статья "Благой свет Чингис-хана" освещает историческую роль великого полководца и государственного деятеля. После распада Тюркского каганата племена тюркско-монгольских кочевников подвергались планомерному завоеванию со стороны Китайской империи, которой они не могли дать отпор вследствие своей раздробленности. Объединив эти племена и по существу воссоздав Восточный Тюркский каганат, Чингис-хан дал отпор китайской экспансии, фактически задержал ее на 550 лет, защитив не только тюрко-монголов, но и остальные народы, населяющие Евразию. После этого объединенные Чингис-ханом племена пришли на помощь родственным им народам Восточного Дешт-и-Кипчака, некогда входившим в Западный Тюркский каганат и в тот период подвергшимся завоеванию, частичной ассимиляции, а по большей части геноциду со стороны Хорезма. Военный конфликт Чингис-хана с Хорезмом начался в 1216 году, когда карательный поход 100-тысячного корпуса Хорезма в степь был остановлен в сражении на Ыргызе 20-тысячным отрядом Джучи-хана. Военные действия были продолжены в 1220 году. Вопреки утвердившимся в советское время мифам, племена, составившие позднее ядро казахского народа, не защищали Отырар, а взяли его, точнее, освободили его от хорезмских завоевателей. В следующей статье эта тема мифа об Отыраре будет продолжена: лишь за 9 лет до этого Хорезм-шах, перебив множество народа и убив законного хана, силой взял город и посадил там наместником своего дядю по матери Каирхана. Поэтому будучи по крови кипчаком, Каирхан был полностью предан Хорезму и бился до последнего вместе с лично преданными ему воинами и хорезмским оккупационным гарнизоном, в то время как поневоле состоявшие на службе у шаха кипчакские войска в количестве 10 тыс. человек во главе с Караша-беком предпочли перейти на сторону Чингис-хана. Это было не предательство, а осознанный выбор в пользу близких по крови, языку, культуре, духу племен против вчерашних завоевателей. То же самое происходило затем и в других городах Хорезма. Прославленный завоеватель хорезм-шах Аладдин-Мухаммед не смог даже дать решающего сражения противнику, предоставив гарнизонам отдельных городов защищаться поодиночке.

Вопреки распространенному мифу Чингис-хан не уничтожал Отырара. Разумеется, крпостные сооружения и цитадель пострадали при штурме, но город в целом сохранился, жизнь продолжала кипеть и развиваться в нем. Отырар был одним из крупнейших культурных центров, украшением Алтын Орды, многократно переходил из рук в руки в борьбе Казахской Орды с Хорезмом и был разрушен калмыцким Галдан-Бошукты-ханом в 1681-1684 г.г. (стоило бы М.Шаханову посвящать свои поэмы не Чингис-хану, а Галдан-Бошукты-хану, но этим очков не наберешь).

Освободив восточный Дешт-и-Кипчак, Чингис-хан в действительности воссоздал Тюркский каганат. Его внук Бату-хан продолжил его дело, освободив древние тюркские земли, западный Дешт-и-Кипчак, простиравшийся от Волги и Урала до Дона и Днепра, по побережью Черного моря вплоть до Дуная. Дальнейшие походы имели целью укрепить и обезопасить границы, утихомирить врагов. Если бы кочевники искали завоеваний, то они остались бы в Европе с ее мягким климатом после разгрома объединенных войск крестоносцев при Легнице в 1241 г. Но этого не произошло, кочевники вернулись на свои исконные земли, наложив на завоеванные народы легкую дань. Для некоторых завоеванных народов, в частности для русских, это завоевание создало благоприятные возможности для формирования собственного общенационального государства. Как признают объективные русские историки, в основе российской госудраственности лежали установления Чингис-хана, созданная им государственная система. Казахская Орда – законный наследник Алтын Орды, самого крупного после Тюркского каганата государственного образования тюрков. Чингис-хан спас от геноцида и ассимиляции Китаем и Хорезмом племена, составившие позднее казахский народ, объединил их в единое государство, создал государственную систему, обновил законодательство, отвоевал исконные их земли, тем самым обеспечив будущее своего народа.
Чингис-хан – один из величайших деятелей мировой истории, наша вечная гордость и опора.

Вторая статья "Двое, ведущие козу" (имеется в виду фотография на обложке совместной книги Ч.Айтматова и М.Шаханова "Плач охотника над пропастью", где они вдвоем держат за рога козу, точнее, козла) развивает и дополняет размышления М.Магауина о исторической роли Чингис-хана, но в целом посвящена анализу постколониальных комплексов в самосознании нашей интеллигенции, нигилизма по отношению к истории родного народа, порожденного жаждой во что бы то ни стало добиться мирового признания, выглядеть поборником общечеловеческих ценностей. М.Магауин отмечает следующие характерные черты своих оппонентов:

1. Дилетантизм и самоуверенность, заставляющие высказывать и навязывать свое безграмотное представление об истории людей, никогда ею профессионально не занимавшихся (в качестве примера тиражирование мифа об уничтожении Отырара Чингис-ханом).

2. Полное отсутствие историчности мышления, выражающееся в желании судить события и деятелей прошлого по меркам сегодняшнего дня. Например, Ч.Айтматов говорит: "Происходя из народа, …стоявшего на самой низкой ступени культуры, Чингис-хан был лишен всякого образования…" Что есть образование, знание, культура с исторических позиций? Кто из европейских королей, современников Чингис-хана закончил университет, или хотя бы (как Ч.Айтматов) зооветтехникум? Знаний, таланта и мудрости Чингис-хана достало, чтобы стать величайшим в мировой истории полководцем и государственным деятелем, создать "Яссу" – совершенную в тех условиях и обстоятельствах систему государственных уложений и т.д.

3. Нео-большевизм, прикрываемый демократической риторикой, нетерпимость к чужим взглядам, горлопанство. Так, М.Шаханов в лучших традициях 37 года пытается убедить общественность и руководство страны в том, что несогласные с его оценкой Чингис-хана люди находятся в тайном сговоре с целью захвата власти в стране(!). В этом заговоре повинны потомки Чингис-хана – торе, потомки назначенных им сборщиков налогов, некоторая часть творческой интеллигенции (более точно, те, кто осмеливаются ему оппонировать), часть оралманов из Монголии, воспитанных в духе поклонения Чингис-хану. Этот свой конспирологический бред поэт повторяет на всех уровнях, время от времени добавляя подробности вроде тайного совещания торе с участием представителей монгольского посольства. Все это дополняется организацией коллективных писем от разгневанных ветеранов и трудящихся к Президенту (!) с требованиями заткнуть рот противной стороне.

4. Национальный нигилизм. М.Шаханов и Ч.Айтматов, утверждая, что казахами всегда руководили чуждые им этнически, ненавидимые ими потомки Чингис-хана, "монгольская династия", перечеркивают в частности века героической истории суверенной Казахской Орды. Насмехаясь над "Яссой" Чингис-хана, лежавшей в основе всех позднейших казахских уложений законов, а также в основе нашей нравственности и обычаев (например, "Ясса" требует, чтобы все находящиеся в одном месте – голодный бедняк и богач - объединяли свой провиант и ели вместе за общим дастарханом на равных. За нарушение, за недостаток гостеприимства кара – смерть), они насмехаются над казахской культурой.

5. Нарушение дипломатического этикета, когда собеседники, имеющие дипломатический статус, оскорбляют не только историческую святыню другой страны (Монголии), но и монгольский народ в целом, который объявляется в течение десятков и сотен лет неспособным к нравственному очищению, вмешиваются во внутренние дела этого суверенного государства, осуждая строительство памятника Чингис-хану, учреждение высшей государственной награды его имени и пр.

6. Система двойных стандартов. Отказываясь признать очевидное, то, что Чингис-хан защищал интересы кочевых племен, наших предков, М.Шаханов и Ч.Айтматов подспудно проводят мысль о том, что казахи должны считаться только с чужими интересами и не имеют права защищать свои. В целом же мир, все государства и этносы, несмотря на декларируемые общечеловеческие ценности, приоритетными считают свои собственные интересы и нужды. Абсолютной исторической истины не существует, каждый народ создает собственную версию истории, исходя из своих интересов. Один и тот же деятель оценивается по-разному различными этносами и социальными группами. Потери во время войн неизбежны, но требуя от казахов покаяться за гибель людей (данные о потерях явно преувеличены, т.к. взяты из необъективных источников, зачастую просто выходят за рамки разумного: при взятии некоего города, как якобы лично подсчитал один историк, погибло миллион человек. Во-первых, один человек физически не способен подсчитать такое количество трупов, во-вторых, в этом не самом крупном средневековом городе просто не могло быть такого населения, чтобы понимать этого, достаточно самых поверхностных знаний демографии. Изменив политическую карту мира, тюрко-монголы не уничтожили ни одного народа), отречься от памяти великого государственного деятеля, боровшегося за их интересы, "борцы за нравственное очищение и покаяние казахов" не требует такого ни от европейцев, просто уничтоживших коренное население обеих Америк, Австралии, Океании, ни от России, поставившей на грань вымирания коренные этносы Севера и Сибири. Они не требуют от этих народов отречься от возвеличивания Наполеона, Фридриха Великого, Бисмарка, Ивана Грозного. Их не интересует узбекский культ Хромого Тимура. Выступая в российской прессе, они не требуют от России покаяния за преступления перед казахским народом, в том числе за геноцид 1931-33 г.г.
Широкомасштабная кампания против памяти Чингис-хана вызывает обоснованные подозрения в том, что кое-кому не нравится суверенитет Казахстана, кое-кто не желает укрепления исторического самосознания казахской нации, осознания ею своих исторических корней и интересов. И это подозрение подтверждают слова Ч.Айтматова, содержащие прямой намек на нашу республику: "Желание же некоторых руководителей постсоветских республик как можно быстрее осуществить политико-правовое оформление суверенитета и независимости своих государств…" Если вспомнить, что и после декабрьских событий Ч.Айтматов отметился в союзной и республиканской прессе с заявлением: "Была у меня продолжительная беседа с товарищем Колбиным. У меня в результате осталось хорошее впечатление об этом руководителе. Думаю, Казахстану повезло. И казахи начинают это понимать," возникает законный вопрос о его истинном отношении к казахам.

Чингис-хан не нуждается в защите, его историческая роль для казахского народа получила достаточное отражение и в казахском фольклоре, и в произведениях поэтов и мыслителей, таких как Казтуган, Мурат, Абай, Шакарим, Султанмахмуд, Магжан, Гумар Караш. М.Шаханову даже при поддержке Ч.Айтматова не перечеркнуть этого светлого образа, не навязать народному сознанию свое представление.

26.06.2004

Источник - Диалог (Казахстан)
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1088394960


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Экспертную платформу Taldau Talks презентовали в столице
- Казахстанско-узбекское торгово-экономическое сотрудничество
- Об Атырауском выступлении Токаева
- Совет по привлечению инвестиций рассмотрел пути решения проблемных вопросов инвесторов
- В Министерстве промышленности и строительства РК подвели итоги 2023 года
- Министр иностранных дел Казахстана провел встречи с главами международных организаций в Вене
- Промышленное производство увеличилось на 4,6%
- Тамара Дуйсенова встретилась со студентами и преподавателями Атырау
- В Алматы подвели итоги Форума пяти стран Центральной Азии и США
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх