КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 28.06.2004
23:33  Трагедия в Найманкуле. Туркменские пограничники убили 46-летнего узбекского безработного
21:41  Мечта "демократа". Экс-премьер РФ Кириенко спер $4,8 млрд, купил домик в Чикаго и просит грин-карту США
20:38  США втихаря и досрочно сдали власть в Ираке "верному" народу
20:33  В Ираншехре женщина родила лягушку с человеческими чертами
20:18  Остановка за долги. С завтрашнего дня в Бишкеке не будут ходить троллейбусы
20:05  В Киргизии "проповедуют" 1.071 только зарегистрированных иностранных миссионера
16:00  Андрей Смирнов: Россия-Узбекистан: Дружба, скрепленная газом

15:57  Бахтиер Худойбердиев: Россия-Таджикистан: сверка часов
14:29  В Оше и Худжанде пройдет выставка работ молодых художников Узбекистана
12:55  Один из организаторов бойни в Ингушетии М.Евлоев выслежен и убит
12:33  На саммит НАТО отправился и вице-премьер "нейтральной" Туркмении Р.Мередов
12:30  Дж. Сорос – Доктрина Буша и распространение демократии в ЦентрАзии (глава из книги)
11:43  Соринка в чужом глазу... Российские СМИ информационно атакуют Туркменистан
10:43  С.Акимбеков - Исламский ренессанс: Запад не знает, что делать с Востоком
10:36  Президент А.Акаев полетел на саммит НАТО за почетной мантией
10:28  Баку требует от Ташкента расторгнуть роуминговый договор с "сепаратистским" "Карабах Телеком"
10:26  Иранские азербайджанцы готовят акции протеста к визиту Президента Хатами в Баку
10:07  А.М.Коста (глава Управления ООН по наркотикам): "Северный путь" афганского героина - это Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан
09:58  Б.Абдулин - Исламские мистики в ЦентрАзии. Суфии вчера и сегодня
09:56  Евразийство для славянства. Синьковский сельский саммит Путина, Лукашенко и Кучмы
09:50  "ВН" - Корзина с мелкими фруктами. НАТО нацелилось на Закавказье и Среднюю Азию
09:48  Г.Амиршоева - Это - не школа в общепринятом понимании, или Потерянное поколение Таджикистана
09:24  Казахстанские власти решили не сносить здание первой лютеранской церкви страны
09:08  Е.Калиулов - Провокатор мысли, или Кем казахстанские "демократы" ополчились на "Казахмыс"
09:04  М.Суюнбаев - Нации проводят ту политику, которую им диктует география
08:54  И.Айдаралиев (губернатор Таласской области) - "Первое золото "Джеруя" дадим в 2005 году" (интервью)
08:45  "Не имеет морального права?" В Актюбинске начат сбор подписей за отставку акима Е.Имантаева
08:42  С.Кулагин (аким Кустанайской области): "Кадры, деньги – я ни с кем никогда не делился и делиться не буду..."
08:22  17-ть из Актау. Первый выпуск первого и единственного военно-морского вуза ЦентрАзии
07:59  При Президенте Казахстана создается "Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества"
07:56  М.Магауин - "Благой свет Чингис-хана" (рецензия)
07:08  В Омске найдена могила истинного арийца, который жил 3,5 тысячи лет назад
06:53  Избраны президенты Сербии (Б.Тадич), Литвы (В.Адамкус) и Исландии (Р.Гримссон)
06:04  На колбасу. В Нижнем Тагиле освоили выпуск мясных рулетов "Слава Путину!"
05:34  При попытке ареста взяточника из МВД арестованы, обезоружены и избиты... сотрудники КНБ Казахстана (продолжение истории)
01:01  Принцесса Лола роднится с мафией. Штрихи к портрету семьи И.Каримова
00:46  Р.Бедрик - Украинский счет в евразийской игре. Без Киева ЕЭП и ЕврАзЭС невозможны?
00:43  О.Джемаль - Исламизм в русском мире. Союз русских мусульман готовится к пропаганде ислама в России
00:31  "Бутя-капитал" стрижет купоны. Казахстанский мини-олигарх суетится перед выборами
00:27  Сага о сайге. Степная антилопа ЦентрАзии доживает свой последний век
Воскресенье, 27.06.2004
19:02  Международное журналистское сообщество обеспокоено преследованием Бобомурода Абдуллаева
18:42  Нужно ли нам покаяние? 27 июня Таджикистан отмечает День национального примирения
15:57  Арафат из своей осажденной резиденции призвал Израиль к олимпийскому перемирию
13:46  Последний поход Кет-Буги. Сакральная миссия кочевой цивилизации
08:06  Американские самолеты проиграли российским в Индии 90% учебных боев. ВВС США в шоке
08:04  Самым престижным ВУЗом Киргизии признан Кыргызско-Российский Славянский Университет
07:25  Лучшими журналистами Узбекистана 2003 года стали: П.Ходжамурадова, Н.Джалил, Ш.Салимов и др.
07:18  А.Касымов: Узбекские журналисты - за охрану окружающей среды
07:15  Г.Байрамова - Оппозиция финансирует антитуркменские расследования российской прокуратуры!
06:39  У Пакистана новый премьер - Чаудри Шуджаат Хуссейн
05:20  Бесплатная медицина в Узбекистане. Необходим контроль потребителей
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Б.Абдулин - Исламские мистики в ЦентрАзии. Суфии вчера и сегодня
09:58 28.06.2004

Мистики ислама
Разобраться в природе современного ислама невозможно без понимания сути особого религиозно-философского мировоззрения – суфизма. Главная загадка суфизма заключается в том, что он есть и его как бы нет. О нем все слышали, но мало кто представляет, какое именно место занимают суфии в жизни исламского общества и возможно ли вообще выделение суфизма в особое направление в исламе

Булат АБДУЛИН,
Алматы

Самый известный на территории Казахстана след от влияния суфизма – это мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи в Туркестане. Мавзолей был построен по приказу Тимура над могилой суфийского пира (учителя), основателя суфийской тарики (братства) яссавийя, имевшей огромное влияние в средневековой Центральной Азии. Мавзолей до сих пор является местом паломничества. В Центральной Азии существует народное поверье, что два паломничества в Туркестан заменяют одно в Мекку. Уже сам этот факт противоречит официальной доктрине ислама. Поклонение могилам и святым местам считается здесь проявлением язычества.

В связи с этим представители официального исламского духовенства в Казахстане очень осторожно высказывались в том духе, что, дескать, не следует придавать такое большое значение мавзолею в Туркестане. И их можно понять. Нынешний казахстанский муфтий Абсаттар Дербисали долгое время работал в Саудовской Аравии и следует той трактовке официального ислама, которая принята в этой и некоторых других арабских странах. Именно при Дербисали муллы, участвующие в последние годы в Казахстане в различных обрядах, в частности в похоронах, помимо самой молитвы начали проводить с присутствующими разъяснительную политику о правилах поведения верующих.

В то же время понятно, что следование исламским канонам в Казахстане носит весьма поверхностный характер. Тут и советское наследие, и традиционное отношение к религии потомков кочевников. Более того, в Казахстане в последние годы получил беспрецедентное распространение культ святых мест, а также институт бахсы (народных лекарей, близких к шаманским традициям). Языческой традицией считается и практика повязывать на деревьях куски материи. Все эти вещи осуждаются официальным, или нормативным исламом. Однако пойти против народных традиций официальный муфтият Казахстана не может. Поэтому им и выбрана тактика проповедования на тех обрядовых мероприятиях, куда по традиции приглашают мулл. Так что ситуация с исламом в Казахстане достаточно сложная, и в связи с этим показательно отношение того же Дербисали к суфийской традиции в целом. В одном из интервью он отметил, что суфиев в Казахстане практически не осталось. В то же время суфийская традиция явно продолжает жить, и распространение того же культа святых мест наглядное тому доказательство. Другое дело, что Дербисали, как представитель нормативного ислама, относится к суфизму как к грозному историческому конкуренту за влияние на умы верующих.

Суфийская традиция

Представители официального ислама всегда не любили суфиев и часто преследовали их. Хотя суфии были весьма ревностными мусульманами и, более того, во многом именно суфиям ислам обязан своим распространением по огромной территории от Африки до Центральной Азии. Суфийские братства существовали в Северной Африке (сенусийя), в Османской империи (бекташийя), на Северном Кавказе (суфийским пиром был имам Шамиль), широко распространены в исламском мире братства накшбандийя и кадирийя, родиной которых является Центральная Азия, а точнее, Бухара. К братству кадирийя, по некоторым сведениям, принадлежал и погибший недавно президент Чечни Ахмад Кадыров. Были прецеденты в истории, когда суфии вразрез с обычной традицией суннитского направления в исламе брали в свои руки и политическую власть. Примером этого является тот же имамат Шамиля в Чечне и Дагестане или захват власти братством ходжаган в Восточном Туркестане в XVII веке. К чисто суфийской традиции относится и чеченский танец зикр, который мы видим в телерепортажах из Чечни. Тот, кто бывал в Турции, может вспомнить крутящихся дервишей. Так что о суфиях, их деятельности или об их знаменитых представителях мы слышали неоднократно. Но мало знаем о том, чем суфии отличаются от представителей нормативного ислама.

Суфийская традиция оформилась в VIII веке, с тех пор вот уже 13 столетий она является частью общей исламской культуры и идеологии. Суфиями первоначально называли мусульман, придерживавшихся аскетического образа жизни и носящих грубую шерстяную одежду, называвшуюся по-арабски "суф". Затем суфиями стали называть тех, кто верил в возможность прямого общения с Богом. Для этого суфии использовали мистицизм как средство достижения истины. Мистицизм был способом войти в особое состояние, которое с помощью внутренней интуиции позволит совершить "прохождение пути". По-арабски это звучит, как "сулук ат-тарик", отсюда название суфийских братств "тарика", множественное число от тарик.

Суфии предполагали, что каждый человек может и должен найти свой собственный путь к пониманию сущности Бога, используя скрытые в нем возможности. И именно это вызывало яростное неприятие у представителей нормативного ислама. В Бога, по их мнению, надо просто верить, исходя из откровения, данного им пророку Мухаммеду и зафиксированного в Коране и в шариа, своде мусульманского права. Стало быть, надо строго выполнять предписанные нормативным исламом ритуалы и следовать религиозной морали, и все. С точки зрения представителей нормативного ислама, следуя суфийской традиции, человек претендует на свое тождество с Богом, на свою возможность стать рядом с ним. Это было больше, нежели ересь, это был прямой вызов.

Любопытно, что суфизм развился в мире ислама в VIII веке, когда в его состав вошли области с многочисленным христианским населением – Египет, Сирия, Палестина, Северная Африка, Испания и районы Ирана, Центральной Азии с давними религиозно-культурными традициями зороастризма и буддизма. Именно тогда был отмечен феномен, когда восточные христиане, зороастрийцы и буддисты массово переходили в ислам. Одной из естественных причин этого было то преимущество, которое предоставляло мусульманам исламское государство. Они не платили налогов, в то время как немусульмане были обязаны платить особый налог – джизью. Другая причина заключается в том, что ислам не был на раннем этапе жестко структурированной религией. В нем было много свободных мест. Для бывших восточных христиан, которые в свою очередь опирались на античную традицию познания мира, в раннем исламе открылись определенные возможности. Они смогли перенести в ислам аскетическую и мистическую практику и философию, накопленные на Ближнем Востоке в предшествующие приходу ислама времена.

Гибкость новой суфийской традиции, для которой главным было найти свой путь к Богу, давала исламу возможность приспосабливаться практически к любым местным верованиям и традициям, существующим в тех странах, где действовали суфии. Ислам в своей суфийской трактовке вбирал в себя местные верования и культы и адаптировал их под общие исламские ценности. Отсюда собственно и широкое распространение в Иране, Средней Азии культа местных святых, который изначально отсутствует в нормативном исламе. В то же время культ святых широко распространен в христианстве, откуда суфии многое взяли. Использование данного культа в свое время позволяло раннему христианству адаптировать местных святых, которым поклонялись в дохристианскую эпоху. Суфии шли дальше, они создавали новых святых на местной почве из числа суфийских авторитетов. Ходжа Ахмет Яссауи – один из таких примеров.

История распространения ислама в Центральной Азии почти целиком связана с деятельностью суфиев. В истории, написанной Мирзой Хайдаром Дулати "Тарих и-Рашиди", рассказывается о том, как могольский хан Саид под влиянием суфийского учителя стал ревностным мусульманином, отказался от вина. Представители суфийского братства ходжаган долгое время были советниками при последних могольских ханах. Грозный Тимур глубоко уважал Яссауи и суфийских пиров. Многие ханы и беки, правившие в Центральной Азии, были мюридами (учениками) того или иного суфийского муршида (учителя).

Одним из преимуществ суфиев в деле распространения ислама была мистическая практика, которая производила глубокое впечатление на обращенных в ислам. Мистическая практика была предназначена для продвижения человека по пути постижения истины. Это мог быть тихий и громкий зикр. Когда нам показывают чеченцев, двигающихся по кругу, то они как раз делают громкий зикр. Или одним из способов мистической практики могло быть созерцательное затворничество, когда суфий в одиночестве искал свой собственный путь к истине. В общем, суфизм придал исламу гибкость и способность приспосабливаться к новым условиям, и это во многом обеспечило его успех в странах с такой давней культурной традицией, как Иран, Центральная Азия, Египет, северная Африка, а в более поздние времена на Филиппинах, в Индонезии. Отсутствие в исламе, в отличие от христианства, жестко структурированной церковной организации само по себе создавало условия для тактической гибкости, а действия суфиев, использовавших часто заимствованную у христианства и эллинистической культуры практику, еще более усилили возможности ислама по его широкому распространению.

Правда, в любом случае в нормативном исламе к суфиям и их традиции относились плохо. Практически всегда на территориях, освоенных благодаря суфиям, предпринимались попытки реакции. Классический пример – события в Чечне и Дагестане. Те, кого здесь называют "ваххабитами", попытались установить на Северном Кавказе правила нормативного ислама в противоположность суфийской традиции. Это стало возможным благодаря тому, что в советские времена мусульманскую традицию искореняли всеми возможными средствами, и первыми пострадали суфийские авторитеты. Тем самым прервалась духовная преемственность, когда знания и традиции передаются от учителя ученику. Однако время берет свое, и в той же Чечне и в Дагестане со временем суфийская традиция вполне восстановилась. В первую очередь это касается братства кадирийя. И современные суфии, в отличие от "ваххабитов", весьма толерантно относятся к существующей политической системе и с пониманием воспринимают принятые в том или ином обществе традиции и правила игры.

В современном Узбекистане идет активное возрождение суфийских структур, в частности братства накшбандийя. По мнению узбекского ученого Бабаджанова усиление роли суфиев в современном Узбекистане связано с тем, что здесь после 70 лет советской власти идет активный процесс реисламизации. А именно в таком процессе суфийская традиция особенно востребована. Приобщение тех людей, которые ранее не придерживались норм ислама, проще происходит при использовании суфийской традиции. При этом накшбандийское направление в суфизме предполагает, что мюриды должны заниматься активной мирской жизнью, заводить семью и при этом заниматься тихим зикром и концентрироваться на внутреннем совершенствовании.

В то же время те имамы Узбекистана, которые учились в Саудовской Аравии, отрицательно относятся к возрождению суфизма. Один из имамов Ташкентской мечети, получивший образование в Саудовской Аравии, сказал Бабаджанову, что "суфии хуже кафиров (неверных), так как самовольно и неверно толкуют слово Божие". Хотя многие имамы мечетей Ферганы, Бухары являются членами тариката накшбандийя. Можно предположить, что в Казахстане среди верующих и духовенства примерно такая же ситуация. И понятно, что муфтий Казахстана Абсаттар Дербисали, долгое время живший в Саудовской Аравии, относится к суфийской традиции более чем критично.

Но в любом случае, суфии будут важной составной частью исламского мира, в том числе и у нас в Центральной Азии. Потому что они с пониманием относятся к традициям местных сообществ, чего не скажешь о представителях нормативного ислама.

№12 (124) 23 июня - 6 июля 2004

Источник - КонтиненТ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1088402280


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Экспертную платформу Taldau Talks презентовали в столице
- Казахстанско-узбекское торгово-экономическое сотрудничество
- Об Атырауском выступлении Токаева
- Совет по привлечению инвестиций рассмотрел пути решения проблемных вопросов инвесторов
- В Министерстве промышленности и строительства РК подвели итоги 2023 года
- Министр иностранных дел Казахстана провел встречи с главами международных организаций в Вене
- Промышленное производство увеличилось на 4,6%
- Тамара Дуйсенова встретилась со студентами и преподавателями Атырау
- В Алматы подвели итоги Форума пяти стран Центральной Азии и США
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх