КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 30.06.2004
20:10  А.Башмаков (партия "Отан" Казахстан): "Приграничное сотрудничество с Россией - наш приоритет
15:12  Хоронили их в барханах... Прошу откликнуться воспитанников Мирзачульского палаточного детдома 1944 года
14:52  Раджаб Сафаров: Израиль готовит нападение на Иран
09:35  Ташкент заработал на саммите ШОС почти $4 млрд. Китай начал продвижение в глубь ЦентрАзии
09:33  Есть версия. Киргизский омбудсмен Бакир уулу - "привязан" к "Хизб ут-Тахриру"
09:28  На Путинские скачки прислали своих лошадок - И.Каримов, Н.Назарбаев и Л.Кучма
09:23  Особенности национального подполья. Киргизское "мясо" для "Хизб ут-Тахрира"

09:21  Заклятые друзья. США могут вернуть власть талибам и Саддаму
09:17  Главком сухопутных войск Туркмении М.Оразгельдыев "опорочил" звание офицера
09:07  Российский посол в Туркмении Молочков отозван на родину. Захворал... от любви к Туркменбаши
09:05  Россия преувеличивает, экологическая сиутация на Каспии не столь безнадежна, - считают в Баку
08:52  Крепкий натовский орешек. Россия отстаивает в Стамбуле свои интересы в ЦентрАзии и Закавказье
08:50  Сатанисты осквернили православное кладбище Талдыкоргана (Казахстан)
08:38  "Лучшие люди" Казахстана протестуют против "грязных технологий" и дружно вступают в партию "Ак жол"
08:33  Будущий лидер Еврокомиссии Ж.М.Дуран Баррозу был в юности... маоистом
08:21  Тропою Бабека. Иранские азербайджанцы готовят поход-протеста на иранскую крепость Безз
08:18  "Къ" - Время собирать центрифугу. Москва засветилась в Тегеране
08:06  "Узбекистан - это не Грузия..." Хельсинская комиссия США провела слушания по Узбекистану
08:02  О.Фазылова - "Дети Амира-Тимура" в Узбекистане. Сегодня мы дети, а завтра...?
07:55  "Time" - Знакомьтесь - новый джихад. Трансформация мирового зла
07:52  К.Пакайзер - Двойные стандарты правозащитников? У них своя религия...
07:39  Дамоклов меч над официальным Баку. Швейцарец Бодмер дает показания в США
06:55  Азиз Бахромов из Каттакургана стал очередной жертвой пыток в Узбекистане
06:15  Неизвестные страницы казахстанской жизни великого киргизского акына Токтогула
05:59  Сержанта Мопина уже не спасти. США отдали Ираку власть... заложник казнен
05:55  В.Нурмухамедов - Журналистом № 1 в Узбекистане является сам Ислам Каримов...
05:52  Д.Тиллаходжаев - В Андижане невинный человек осужден, с третьей попытки
05:27  Русский язык вычищен из программ азербайджанских школ. В ответ - русскоязычные сплотились в 3 ассоциации
03:19  Одна семья - одна девочка!? Пекин срочно корректирует кампанию борьбы с перенаселением
02:41  В 2005 году пройдет первая Исламиада
01:14  Вышло в свет "Избранное" киргизского Нострадамуса Калыгула Бай уулу
00:19  З.Рахимова - Социальные ориентиры узбекского государства
00:14  На госслужбу Киргизии отныне будут брать не с 18-ти, а с 21 года
00:11  Джалалабадский спецназ 6 месяцев не видит зарплату... Как начинаются военные перевороты
00:01  Базы в обмен на сограждан. НАТО сужает рамки влияния России в СНГ
00:00  "Где справедливость?" Семья осужденного в Андижане О.Абдуллаева пикетирует областной хокимият
Вторник, 29.06.2004
21:37  Нужна маленькая победоносная война? США планируют вторжение в Судан
15:45  Лидер Афганистана призывает НАТО прислать войска как можно скорее
11:10  Как и за что узбекские власти преследуют неугодных. История ташкентского учителя С.Хабибуллаева
11:08  К.Степанов - Узбекистан: оборотни – правозащитники и кто за ними стоит
10:49  Кенгирский мятеж зэков в Казахстане возглавлял еврей-оуновец. 50-лет крупнейшему восстанию в ГУЛАГе
10:38  Обслуга из местных пытается походить на американцев... Репортаж с авиабазы США в Киргизии
10:31  Дин Шиу - Китай: нефть и политика
10:28  Аджарский сценарий для Южной Осетии. Саакашвили готовит "розовый" поход
10:24  ИГНПУ - За что преследуют и пытают ташкентскую семью Абдурахмона и Насибы Узаковых?
10:18  И.Каримов - "Священный долг журналиста - защита вековых традиций и национально-религиозных ценностей"
10:09  Страны ЦентрАзии заключили договор о совместной борьбе с СПИДом
09:58  "Русский берег" поет москвичам на военно–морской базе "Кой–Сары" (Киргизия)
09:53  В Киргизии арестован глава крупнейшей "токмакско-чеченской" ОПГ А.Батукаев
09:43  У Н.Назарбаева большая программа встреч на саммите НАТО в Стамбуле
09:36  Арахнологи в панике, жители в укусах. В Казахстане рекордно размножился паук-каракурт
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Вышло в свет "Избранное" киргизского Нострадамуса Калыгула Бай уулу
01:14 30.06.2004

Кыргызский Нострадамус и путь его родины
К выходу в свет книги Калыгула Бай уулу "Избранное"

А. КАКЕЕВ, академик.

Имя Калыгула, акына, философа, государственника, как известно, является одним из самых чтимых и, одновременно, овеянных аурой грустных воспоминаний не только в истории литературы, но и в истории общественно-политической и философской мысли кыргызского народа. Не секрет, что жизнь и деятельность этого великого мудреца (он родился в 1785 году и покинул этот мир в 1855-м) были окутаны многочисленными легендами, преданиями, мифами. Его личностью буквально околдованы целые поколения кыргызов XIX-XX веков. Думается, что столь же восторженное отношение сохранится и в скептическом XXI столетии, ибо истинная мудрость не подвластна даже скепсису аналитической эпохи. Свидетельством неослабевающего интереса к творчеству великого мудреца является появление в наши дни собрания избранных произведений Калыгула Бай уулу - двуязычного издания (перевод на русский язык принадлежит М. Рудову), так долго шедшего к своему читателю.

Наконец-то в наших руках прекрасное - в прямом и переносном смысле подарочное! - издание избранных произведений мыслителя. В сборник включены лучшие из лучших изречений мудреца, которые веками были буквально на устах у людей - от мала до велика - и передавались из поколения в поколение. В свое время слава Калыгула была славой самого справедливого бия-судьи, провидца. Именно его волшебный провидческий дар, приводивший в экстаз его современников и вызывающий глубокое почтение сегодня, был с блистательной точностью охарактеризован Президентом А. Акаевым, который сказал о Калыгуле: "Это кыргызский Нострадамус".

А ведь было такое время в недалеком прошлом, когда имя мудреца произносилось шепотом: восхищение и печаль сопровождали это имя в народе, а в "верхах" оно замалчивалось, предавалось остракизму.

Очень точно об этом выразился один из крупнейших переводчиков нашей литературы В. Шаповалов, говоря о "неизвестной" части кыргызской поэзии: "Неизвестна эта поэзия всем, кроме самих кыргызов. Да и на кыргызском языке эта поэзия обрела своего читателя только в годы суверенитета. В ХХ веке имена авторов этих произведений, как справедливо отмечает С. В.Плоских в своей книге "Репрессированная культура Кыргызстана", практически не упоминались, поскольку на них наложен был запрет властей, который запуганное общество ревностно соблюдало как в 30-е, так и в 70-е...".

Я глубоко убежден, что данное издание позволит ответить на многие вопросы в традициях самого мудреца, изложенных в известной песне "Вам скажу", в том числе и на такой вопрос: в чем и где общество ХХ века "заблуждалось" в оценке его культурного наследия. (Называя "заблуждениями" все эти свидетельства отношения отрицательной идеологии к наследию Калыгула, я, естественно, беру это слово в кавычки и думаю, что поступаю очень и очень мягко).

В подтверждение хотелось бы вспомнить об одной (на самом деле их было много) весьма официальной книге, в которой отмечалось, что "более явственно стала проявляться борьба демократической идеологии с господствующей реакционной феодально-клерикальной идеологией, представителями которой являлись акыны-заманисты Арстанбек, Калыгул, Молдо Кылыч". Мною процитированы "Очерки истории Коммунистической партии Киргизии" (Фрунзе, 1979, с. 14).

Итак, это первое "заблуждение" было связано с политически тенденциозной интерпретацией творчества мыслителя, да и не только всего его творческого наследия, а прежде всего его двух произведений "Судный день - Акыр заман" и "Русские придут".

"Политическое послание Калыгула, - как это справедливо отмечает В. Шаповалов, - было спрятано за семью замками из-за слов "Орус алат жериўди..." - "Русский возьмет твою землю...". В этой трактовке Калыгул представал как враг всего русского, что, конечно же, не соответствовало действительности: визирь Ормон-хана был озабочен одним - независимостью своего мира, каким был для него союз племен сарыбагыш, и не только этот союз, но и более значительный и сильный, в глазах поколений ставший одним из прообразов кыргызского государства: речь идет о том племенном союзе, который выдвинул Ормон-хана в качестве общенационального лидера".

Стоило уйти в прошлое этим установочным, тенденциозным интерпретациям общественных взглядов Калыгула, и сразу стало видно, что приписываемые ему политическая реакционность и агрессивность на деле не существуют. Судите сами, как они звучат на русском языке, эти строки:

Слова святых известны нам
Про судный день -
акыр заман.
Завет святым Пророком
дан:
Тем, праотец кому - Адам,
Не миновать акыр заман...

Читая эти строки, видишь, что Калыгул был весьма сведущим мыслителем для своей эпохи, знакомым с учениями о единых корнях происхождения человека, с христианскими и кораническими доктринами. Непризнание этого факта было вторым "заблуждением". Кроме того, ведь было общеизвестно, что финалистские концепции о конце света были достаточно широко известны в то время и отражались в трудах таких ярких мыслителей Средневековья, как Ахмад Ясави, Сулейман Бакиргани и др. Но, на мой взгляд, самое поразительное - это сходство высказываний Калыгула с предсказаниями, содержащимися в исландской эддической песне "Прорицание велвы". По мнению Калыгула, признаком наступления конца мира является деструкция ценностей внутри поколений - наступление такого времени, когда сыновья станут врагами отцов, братья - недругами.

Для убедительности и наглядности приведем открывки из двух указанных произведений:

Сын уважать отца не будет.
У женщины стыда не будет.
Невестка стройною
не будет.
Девица скромною не будет.
Словам отца сын
не внимает.
Брат младший старшего
ругает.
Один другого не узнает.
Дочь мать свою
не понимает.
Горы опустеют наши.
Младшая жена - токол,
Станет поважнее старшей.
Тысячью домов один
Станет править господин...
Братья начнут
Биться друг с другом,
Родичи близкие
В распрях погибнут,
Тягостно в мире -
Великий блуд,
Век мечей и секир,
Треснут щиты,
Век бурь и волков -
До гибели мира
Щадить человек
Человека не станет...

Утверждая тезис о том, что центральным в творчестве Калыгула были идеи "акыр замана" - конца мира эпохи, его тогдашние интерпретаторы намеренно искажали наследие мудреца. Это и было третьим "заблуджением".

Вместе с тем не следует забывать о тех исследователях, которые уже тогда имели собственное мнение. Так, выдающийся тюрколог, профессор Национального университета, академик К. Юдахин в своем "Киргизско-русском словаре" (1965), удостоенном Государственной премии СССР, имел мужество сказать: "Есть много стихов, порицающих леность, воровство, пьянство, междуродовые распри, алчность богачей и властителей, жадность и развратность служителей культа, и наряду с этим восхваляющих труд, доблесть, честность, призывающих перенимать у русских формы хозяйства, сеять хлеб, разводить сады и т. п.".

Когда читаешь эти строки, начинаешь чувствовать, что речь идет и о великом Калыгуле, прямо назвать которого К. Юдахину попросту не позволили бы. Именно Калыгул рассматривал проблемы жизни в рамках традиций, заложенных легендарными мыслителями XIX-XXI веков, знаменитыми Асан-Кайгы, Толубаем-Сынчы и Санчы-Сынчы. Замалчивание положительных черт его творчества было четвертым преднамеренным "заблуждением". Проповедуя тезис о преходящем характере жизни, мудрец утверждал, что в этой жизни необходимо заботиться о судьбе народа. Не могу удержаться от соблазна, чтобы не привести эти строки, по смыслу адекватно переведенные М. Рудовым:

В свет приходящая жизнь -
Словно безоблачный день.
В тьму уходящая жизнь -
Ночная черная тень...

Несомненно, кульминацией мыслей Калыгула являются идеи о судьбе и единстве народа, ставшие бессмертными лозунгами, передающимися как эстафета из поколения в поколение. Вот они, эти бессмертные сроки:

Общий враг у кыргызов -
разлад.
Конец света придет,
Коль согласие, совесть
и честь
Потеряет народ...

Преднамеренным также было пятое "заблуждение", которое заключается в том, что Калыгул объявлялся только и только певцом имущего класса: здесь забыты его высказывания, связанные с необходимостью справедливого, добросовестного управления государственными делами, говоря современными словами. Вот, что он утверждал, обращаясь к хану Ормону:

Отчизну свою защищай,
Справедливым ханом будь.
Белый свет от тьмы отличай,
Умудренным ханом будь...

Несомненно, будучи истинным последователем традиций знаменитого Толубая-Сынчы, Калыгул был истинным певцом своей кыргызской земли; вот его "Сказ об Иссыккуле":

Иссыккуль - это рая врата.
Не бывает здесь стужи
зимой.
Нет и зноя здесь летней
порой.
Хоть скачи на коне, а земли нет такой,
Чтоб сравнилась она
красотой.
Разве можно покинуть
места,
Где такая везде красота?
Не покидайте Иссыккуль, дети мои!..

Скончался Калыгул в 1855 году, почти150 лет назад. Это достаточно долгий срок, необходимый не только для подтверждения либо опровержения верности его предсказаний. Пророчества сбылись, а умаление их значения можно считать шестым "заблуждением" потомков.

Для иллюстрации справедливости пророчеств провидца приведем ряд открывков из его трех стихотворений: "О дороге через Боом", "Ортотокой" и "Об основании города Токмока".

В первой песне акын говорит:
Здесь люди с важной целью,
Сравняв на склонах рвы,
Проложат путь в ущелье.
Для огненной арбы (паровоз - А. К.)
И слышно в отдаленье
Бурлящее теченье...

Во второй песне он предсказывает:
Озером Ортотокой
В свое время станет.
Гуси-утки над водой
Соберутся в стаи.
И народ кыргызский мой
Расцветет, воспрянет...

Третья песня - предсказание основания города Токмока:
Умножившись, народ
Здесь город возведет
Длиной в один заезд
На скачках "ат чабыш".
Торговлю заведут
Дунганин и узбек.
Плоды произрастут
На камнях в поймах рек.
Согласием племен
Народ будет сплочен...

Не являются ли эти стихи неопровержимыми свидетельствами прозорливости предсказателя Калыгула? Об этом также говорит знаменитая песня "О человеке будущего":

Если молодец живет,
Уважая свой народ,
К просвещению путь найдет,
Глядя, думая, читая,
Знаний клад он обретет.
Языки народов разных
Он узнает и поймет...

Думается, что эти строки несомненно свидетельствуют об оптимистических чертах мировоззрения мудреца Калыгула, опровергая седьмое "заблуждение", касающееся творчества великого мыслителя.

Завершая наши суждения о прекрасной его книге, особо хотелось бы сказать доброе слово об инициаторе издания книги - одном из потомков провидца, видном государственном и политическом деятеле Кыргызстана Т. Усубалиеве. Я глубоко убежден в том, что эта инициатива отвечает лучшим традициям нашего народа и является прекрасным примером выполнения нравственного долга потомка перед своим великим предком, заслуживающим всяческой поддержки, похвалы и подражания.

"Наш неизбывный долг, - подчеркивает А. Акаев, - никогда не забывать и тех наших пращуров, кто оставил о себе добрую и вечную память мудрым и пламенным словом, золотыми крупицами мысли, собственным жизненным примером являя достойные образцы служения Родине".
№69 (21691) 29 июня 2004г

Источник - Слово Кыргызстана
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1088543640


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх