Ф.Казин - Как "мирно" свергать президентов. Вашингтонские рецепты от грузинской "Кмары" 05:13 01.07.2004
МЕТОДОЛОГИЯ "МИРНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ" СААКАШВИЛИ: "ОТ ДИКТАТУРЫ К ДЕМОКРАТИИ" ДЖИНА ШАРПА
Филипп КАЗИН
На сайте организации "Кмара" (www.kmara.ge), принимавшей активное участие в смещении с президентских постов Эдуарда Шеварднадзе и Аслана Абашидзе, размещен документ, представляющий собой концептуальное обоснование механизма смены власти, использованного в ходе революционных событий в Тбилиси и Батуми в 2003 и 2004 гг. В нем подробно описывается методология эффективного, и при этом относительно мирного и бескровного разрушения диктатуры силами демократической оппозиции. В работе обосновываются преимущества "мирной (бескровной) революции" (political defiance, non-violent struggle) перед другими формами разрушения диктатур. Стоящая за данным текстом политическая доктрина управления сознанием масс и идеология экспорта демократии отчетливо читается в уже произошедших грузинских событиях. Весьма вероятно, что она будет применена в дальнейшем и в отношении Южной Осетии и Абхазии.
Одним из ключевых идеологических механизмов переворотов в Тбилиси и Батуми стало придание политическому движению Саакашвили образа демократического движения, ведущего борьбу с диктатурами. В особенности эффективно этот ход сработал в Аджарии, где внимание населения было переведено с конфликта "центр-регион" на конфликт "демократия-тоталитаризм". Абашидзе был идеологически изолирован от населения Аджарии. Саакашвили сумел перетянуть симпатии населения, представ в качестве освободителя Аджарии от тирании Абашидзе. Этот же сценарий может быть применен в Южной Осетии и Абхазии, поскольку режимы там являются ничуть не менее авторитарными, чем режимы Шеварднадзе и Абашидзе. Это обстоятельство позволяет Тбилиси и далее использовать методы борьбы с диктатурой для пресечения сепаратизма.
Необходимо отметить, что текст Джина Шарпа размещен не только на сайте "Кмары". Главная его версия, разумеется, стоит на сайте его собственного института (www.aeinstein.org), но также, например, на сайте белорусской молодежной организации "Зубр" (http://www.zubr-belarus.com/). Эта организация создана для борьбы с "диктатурой Лукашенко". Важнейшим партнером "Зубра" является уже упоминавшаяся в контексте грузинских событий сербская организация "Отпор". Иными словами, несомненно, что тексты Шарпа являются по сути "учебником" для молодежных организаций, созданных в Восточной Европе для борьбы с диктаторами, финансовую поддержку которым оказывает, в частности, фонд Сороса, а политическую – многочисленные американские институты и организации, ориентированные на экспорт демократии. В качестве исторических примеров успехов такой борьбы обычно упоминаются "бархатные революции" в Чехословакии, Венгрии, ГДР в 1989-90 гг., относительно мирные - в Латвии и Литве в 1991 гг., и апофеоз – смещение Милошевича в 2000 году в Югославии.
Итак, очевидно, что западные политические советники пытаются направить Саакашвили именно по этому пути. Проблема в том, что, на самом деле, Саакашвили совершенно не является лидером демократической оппозиции, и борется он отнюдь не за торжество демократии. Он - глава государства и борется за восстановление его территориальной целостности. Для успешного применения методологии Шарпа в Южной Осетии и Абхазии ему необходимо подменить один конфликт другим. Нынешнее развитие событий в Южной Осетии пока свидетельствует о том, что "головокружение от успехов" в Аджарии наводит грузинских лидеров на мысль отойти от сложной и хитрой идейно-политической игры в "мирную революцию" и решить вопрос быстро - силовым путем. Однако, вероятнее всего, в Южной Осетии и, тем более, в Абхазии силовой вариант не пройдет (российские миротворцы, негрузинское большинство населения, историческая память и т.д.). Саакашвили придется вернуться на стезю "мирной революции". В основу его политики в Южной и Осетии и Абхазии ляжет тезис о том, что он несет народам демократию вместо криминально-диктаторских и этнократических режимов, существующих там сегодня. Только в этом случае у Тбилиси есть шанс лишить сухумское и цхинвальское руководства этнически мотивированной поддержки населения. Он неизбежно будет вынужден представить дело таким образом, что это не грузины борются с абхазами и осетинами, а они все вместе – против коррумпированных региональных властителей.
В противном случае, развитие событий пойдет по силовому сценарию. Вероятность этого не высока, но России надо быть к этому готовой. Если начнется война, Москва ни в коем случае не должна "сдавать" руководство Южной Осетии и Абхазии. Позиция России должна быть предельно ясной для грузинской стороны: поддержка Тбилиси против Цхинвали и Сухуми может быть оказана только в обмен на радикальный пророссийский разворот внешней политики Грузии и создание в самом Тбилиси приемлемых условий для полноценного участия абхазских и осетинских представителей в управлении всей Грузией. 2 Все же, наиболее выгодным и потенциально успешным для Саакашвили механизмом возвращения сепаратистских провинций в состав Грузии является механизм "мирной революции", который, скорее всего, и будет принят к реализации в случае с Абхазией. Остановимся на этом подробнее.
Итак, Джин Шарп считает, что "мирная революция" - это гораздо более эффективный инструмент смещения диктатора, чем силовой вариант. Силовой протест (а в нашем случае - силовой вариант решения проблемы сепаратизма) - является для оппозиции заведомо проигрышным, следовательно, не выгодным. "Мирная революция" в силу целого ряда причин лучше и эффективней, чем партизанская война, военный переворот, выборы, иностранное вмешательство и переговоры. Все эти методы по-разному (но вполне обоснованно) признаются менее эффективными, если задача – смещение диктатора (а именно эта задача будет представлена в качестве ключевой в ходе борьбы властей Тбилиси с властями Цхинвали и Сухуми). В таком варианте основная задача Саакашвили – лишить местных лидеров авторитета среди населения, прежде всего – среди представителей силовых структур, в армии и в административном корпусе. В работе Шарпа упоминается 198 видов разного рода методов мирной борьбы, которые подразделяются на три основные группы - протест, саботаж и интервенция. Большинство акций носят демонстрационный характер и направлены на создание у населения чувства единства ради общего дела. Наиболее продвинутые - носят провокационный характер, и призваны подтолкнуть власть к репрессивным действиям, которые, при грамотной реакции оппозиции, могут вызвать внутреннее неприятие в среде самих служащих режима, в армии, у сторонних наблюдателей и у широких слоев населения. Главная цель при этом – вызвать эффект "перехода" служащих режима на сторону оппозиции. Массовый саботаж трактуется как факт "мирного принуждения", в результате которого власть распадается, а диктатор теряет контроль над ситуацией. Переход на сторону оппозиции силовых структур является апофеозом "мирной революции", начинающимся с нежелания солдат стрелять в толпу, и заканчивающимся "исчезновением" высшего военного руководства режима.
Работа Шарпа содержит подробное описание того, как достигается эффект "мирной революции". Важнейший тезис состоит в том, что подобная революция требует тщательного планирования и обеспечения ресурсами (материальными, идеологическими и т.д.). "Мирная революция" не терпит импровизаций. Практика успешного проведения подобных революций свидетельствует о несомненной эффективности подобного подхода (особенно в Европе). В контексте грузинских событий следует обратить на него особое внимание и подготовить возможную реакцию России на события в Абхазии, если они будут развиваться по модели борьбы демократии с диктатурой.
Справка. Джин Шарп (Gene Sharp) - старший научный сотрудник, Институт им. Альберта Эйнштейна (США), www.aeinstein.org. Автор статьи "From Dictatorship to Democracy. A Conceptual Framework for Liberation" (От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения).
30.06.2004
|