Русский ислам в Поволжье. Сайентолог Кириенко богат идеями 08:51 02.07.2004
РУССКИЙ ИСЛАМ КАК ЗАМЕНА АТЕИСТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ?
Индира Дунаева - руководитель аналитического отдела Института региональных проблем
Советские атеистические времена долго оберегали нашу страну от публичных, выраженных конфликтов между представителями разных конфессий. В течение постсоветского периода изменилась ситуация не только в стране, но и в мире: противостояние западного и социалистического миров сменилось конфликтом христианской и мусульманской цивилизаций. Для российских мусульман (особенно проживающих в центральной части России) это может обернуться серьезным кризисом идентичности.
Их образ жизни и менталитет, как и образ жизни большинства россиян, приближается к западному. Наблюдая каждый день телевизионную картинку "борьбы Запада с исламом" (хотя это называется иначе, но воспринимается часто именно так), они не могут абсолютно точно сказать, с кем им лучше отождествлять себя. Одновременно российские мусульмане становятся свидетелями огосударствления, политизации церкви: едва ли не каждый политик считает необходимым показаться на экране в дни православных праздников в непосредственной близости от патриарха. При этом, как сказал однажды Григорий Явлинский о таких политиках, "свечку держат как стакан". Абсолютна такая же ситуация в регионах: политик и православный священнослужитель рядом, причем церковная иерархия удивительно легко коррелируется с "вертикалью власти"!
Наверное, избежать этого было невозможно, тому существуют объективные и субъективные предпосылки. Однако "религиозация" политики опасна в нашей многоконфессиональной стране - если ее не сопровождать масштабной информационно-разъяснительной работой. Иначе участие россиян-нехристиан в общественно-политической жизни страны будет осложнено проблемами увязывания вопросов политических и религиозных. И это - в условиях крайне медленного и сложного процесса структурирования гражданского общества.
Однако ни государство, ни отдельные политики не занимаются решением этой проблемы. И здесь становится особенно интересен опыт одного из самых инициативных полномочных представителей президента в федеральных округах - Сергея Кириенко. Его новая, пока малоизвестная инициатива - о распространении идеи "русского ислама" - может стать весьма резонансной.
Полпред уделяет теме ислама большое внимание. Во время прохождения в Нижнем Новгороде круглого стола "Исламские движения в России и их влияние на внутриполитическую ситуацию в стране" Кириенко заявил: "Участвуя в работе круглого стола, я еще раз убедился в том, что внутри самого ислама существует две точки зрения на эту проблему. Первая: не может быть российского ислама, так как существует единый ислам. Вторая: ислам является динамично развивающейся религией, которая, внедряясь в новые этносы, приобретает новую форму. Несомненно, что политизация нарастает внутри ислама. Есть гипотеза, что процессы внутри ислама напоминают возникновение протестантизма в христианстве: эти попытки вернуться к Пророку напрямую и т.п.".
Полпред высоко оценивает роль России в сохранении баланса между Западом и исламским миром и считает необходимым использовать опыт сосуществования христиан и мусульман в Поволжье: "традиции евроислама, ислама, который совместим с либеральными, общедемократическими европейскими ценностями - это те традиции, которые столетиями существуют на территории Республики Татарстан". Взаимосближение представителей обеих конфессий в условиях обостряющегося противостояния христиан и мусульман в мире - видимо, в этом заключается идея Кириенко. Ее практическое воплощение Кириенко пока не озвучивал - возможно, концепция этого проекта еще не продумана.
Однако уже понятно, что одна из практических задач - не допустить смены традиционной российской религиозной элиты мусульман на новых священнослужителей, прибывших из арабских стран. Для российских мусульман они являются представителями фактически иной цивилизации, однако если такая замена будет происходить активно, это может со временем повлиять на ситуацию не только в России, но и в мире. В московских мечетях очевидна смена национального состава: прежде это были в подавляющем большинстве татары, и мечеть выполняла в некоторой степени культурную, даже клубную функцию. Сегодня, заглянув в мечеть в непраздничный, обычный для мусульман день, среди молящихся можно не найти людей, знающих русский язык!
Традиционному российскому мусульманину становится крайне некомфортно в таких условиях. Он не чувствует свою общность с исламским священнослужителем нового образца, являющегося одновременно в некоторой степени пропагандистом арабской, а не татарско-башкирской культуры. Преодоление сложностей требует серьезных, но очень осторожных усилий и со стороны самих российских мусульман, и, возможно, со стороны властей (еще более осторожных и взвешенных!).
Реализация проекта Кириенко таит в себе много опасностей, недаром в достаточно узком кругу людей, осведомленных о самом факте обдумывания этой идеи, бродят различные слухи-страшилки: то ли российскую элиту призовут принять ислам, то ли исламские традиции и образование русифицируют (на деньги госбюджета) и объявят русский язык одним из основных языков ислама.
Так что, едва проект выйдет за пределы "лабораторных" условий аппарата Приволжского федерального округа, он может зажить собственной непредсказуемой жизнью, контролировать которую никак не сможет ее "создатель" и идейный вдохновитель.
Однако его реализация в том или ином виде возможна именно в этом округе. На юге России, на Кавказе ситуация осложнена военными конфликтами и сопутствующими проблемами: беженцы, мигранты, постоянная угроза терактов. На этой стадии говорить, к примеру, о воспитании толерантности необходимо, но вряд ли можно надеяться на серьезный успех таких программ. Интеллектуальный толчок к осмыслению российскими мусульманами своего места в меняющемся мире может быть дан именно в "спокойных" регионах, где традиционно живут вместе представители разных конфессий. Приволжский округ является идеальной площадкой: здесь расположены шесть национальных республик и проживают 40 процентов мусульман России. Межконфессиональные границы провести невозможно, разве что внутри почти каждого населенного пункта.
Атеистическое равновесие в стране нарушено - не без участия со стороны государства. И государству же придется приложить силы к созданию нового равновесия.
26.06.04
|