"Ночной дозор". Экс-казахстанцы создали для России первый настоящий блокбастер 09:45 03.07.2004
Первый "Ночной Дозор" уже на экранах Роман КОРНЕЕВ, 27 июня 2004
"Ночной Дозор", 2004 По роману Сергея Лукьяненко "Ночной Дозор" Режиссер: Тимур Бекмамбетов Авторы сценария: Сергей Лукьяненко, Тимур Бекмамбетов В главных ролях: Константин Хабенский (Антон Городецкий), Владимир Меньшов (Гесер), Мария Порошина (Светлана), Виктор Вержбицкий (Завулон), Жанна Фриске (Алиса), Алексей Чадов (Костя), Галина Тюнина (Ольга), Гоша Куценко (Игнат), Анна Дубровская (вампирша), Алексей Маклаков (Семен), Александр Самойленко (Медведь), Валерий Золотухин (отец Кости), Анна Слюсарева (Тигренок), Дима Мартынов (Егор), Мария Миронова (жена Антона), Илья Лагутенко (Андрей, вампир) Официальный сайт фильма - www.dozorfilm.ru Неофициальный сайт фильма - dozor.kinofant.ru
С 8 июля блокбастер "Ночной дозор" на экранах сотен кинотеатров России, Казахстана и Украины.
Вот и пришло время, на церемонии закрытия Московского кинофестиваля прошла премьера первой части "Ночного Дозора". Собственно, многое об этом проекте уже было сказано, так что тем, кто не читал первый обзор вашего покорного слуги, просьба прочитать, потому что повторяться в это статье я не буду, уделяя необходимое внимание лишь свежим впечатлениям, к которым не отнесешь ни уже давно оговоренные изменения канвы сюжета, ни актерский состав, ни ту роль, которую играет успех или неуспех первого отечественного крупнобюджетного фантастического блокбастера в судьбе нашего кино.
К тому же - в широкий прокат фильм выходит только через две недели, 8 июля, так что даже несмотря на старания пиратов возможности посмотреть фильм практически ни у кого не было, и мне не хочется портить просмотр будущим зрителям спойлерами, перетирая изгибы и надломы сюжета. А потому - приступим к разбору полетов, обращая больше внимания на художественную составляющую кинопродукта, ведь именно по ней будут судить - хорошо или плохо обстоят дела в нашей кинофантастике. Сюжет же… фанаты творчества СЛ, поднимите руки. О, отлично, вас много. Но тех, кто попадет в кинозал, даже не зная фамилии Лукьяненко, куда больше, и именно на их благосклонность рассчитывают продюсеры, вложившие в фильм громадные деньги. А потому простим их, они лучше фанатов знают, как делать фильм, и если сам автор не против вольностей с первоисточником, чего же вам-то жаловаться? Наслаждайтесь, а к "неправде" относитесь с юмором.
Итак, сначала - открытия. Во-первых, фильм будет идти полноэкранными частями, по два часа. Но это будет не "Ночной", "Дневной" и "Сумеречный", а вполне себе куски одного НД, соответствующие главам романа. Для многих это сюрприз. В идеале нас ждет аж девять фильмов, что обставляет любую из существующих нынче фантастических "многоходовок". ГП и ЗВ отдыхают. А уж ПиДжей со своими жалкими тремя сериями… мда. Даже не знаю, что и сказать. С одной стороны - хорошо, не будет галопов по европам. Но столь долгоиграющие планы - при нашей народной непостоянности загадывать на годы и годы вперед…
Вторым крупным открытием стал "сумрак", коий был продемонстрирован общественности впервые, и поразил своим практическим отсутствием в кадре - в первой части там проходила только сцена спасения из него Егора.
Он получился вообще какой-то странный, не слоистый, как у СЛ, а эдакий многообразный, с комарами, мухами, тараканами, струйками крови, стеклянными нитями, и многим другим. Никакого мха, зато все ходят в черных очках, чтобы видеть сквозь сумрак, даже ведьмы, которые пообзаводились куклами-паучками-доченьками и норовят совершить акт геноцида против человечества. Вампиры тут отражаются в зеркалах, находясь в сумраке, а предметы из сумрака и обычного мира ловко могут взаимодействовать друг с другом. То есть непосредственно - например, драться, что они делают по сюжету многократно и со вкусом.
Кстати о вампирах, не зря столько оэртэшники про них спевали, действительно, фильм вышел - про вампиров и тех, кто "их ловит на живца". Ну, и немного про "воронку" над Светланой. К чему она тут, не объясняют. Зато даже в результате глобального перемонтажа того, что было продемонстрировано на предпоказе, все диалоги о вампирах были тщательно оставлены, с питием свиной крови, с рассуждениями о том, что "мы чувствуем, когда один из нас уходит". Зрителю неподготовленному фильм должен показаться вампирским боевичком со странным антуражем "горсвета" и привлечением в качестве гест-стар блондинки домашне-кухонного вида с ее грустной историей о самопроклятии, а также стаи ворон (вот он, образ, которого не упомнить в оригинале, но который режиссер упорно рассовывает по тексту) и одного локального катаклизма в виде аварии на ТЭЦ.
Сложно себя поставить на место свежей головы, но попытаюсь спрогнозировать, что фильм непосвященным скорее понравится - бодро, местами занятно и даже смешно, но к чему это - непонятно. Да и, все-таки НД был не о вампирах, их там три персонажа на всю книгу. А тут такой пассаж. Да еще протянутая поперек сюжета "магия крови", кроме которой можно вспомнить разве что трансформацию Тигренка да хилерские пассы Гесера. Все остальное заменяют тривиальные ультрафиолетовые фонари. С трансформациями вообще постарались не перебарщивать, поскольку абсолютной достоверности нынче не добьешься. Может быть, в следующий раз? Что же касается незамутненного зрителя, ему в конце предоставлена возможность осознать, что в конце осени - начале зимы выйдет вторая часть, которая будет несколько о другом. Надеюсь, что он эту заботу о себе оценит, потому что на одних фэнах денег не заработаешь.
Для истинного же ценителя творчества СЛ в картине хватает не только досадных искажений, но и вполне толкового юмора в стиле тов. Гоблина. Вот вам остроумный продакт-плэйсмент с речитативом "хороший вкус (пауза) хорошее начало!", а вот просто находки: "Назавтра у меня Мендельсон заказан" (это Гоша Куценко) и бессмертное "они любили друг друга, хотели вместе в педагогический институт поступать" (Костя о вампире и вампирше). Голос Дроздова, комментирующий из телевизора происходящее по ходу сюжета. Зал внимал и смеялся, разражаясь аплодисментами. На этом фоне даже помещение с рубильниками и одним компьютером, гордо именуемое "аналитическим центром", выглядит вполне уместно. Хотя, например, каким чудом починилась в финале взорвавшаяся электростанция, непонятно даже мне, видавшему виды.
Если уж завершить список слабых мест картины, чтобы снова потом вернуться к местам сильным, замечу, что, например, весь видеоряд "сцены на пароходе" с женой Антона в самом начале фильма очень сильно выбивается из вполне стройной стилистики НД, напоминая скорее клипы начала постсоветской эпохи в стиле "на пароходе музыка играет". Зачем понадобилось вставлять в фильм этот откровенно провальный момент, непонятно. Хотя, может, это только мы заметили? Не знаю, посмотрите, поделитесь впечатлением.
Еще одна претензия - к режиссеру озвучания. Если бы не английские титры, многие фразы было бы совершенно не разобрать, так переигрались господа техники с глухотой "естественных" голосов. Я понимаю, что студийный "сериальный" звук есть убожество, достойное порицания, но надо же и меру знать, такое впечатление, что актеры вот прямо сейчас начнут друг у друга переспрашивать "э, ты чо щас сказал, повтори!" Ну, и саундтрек. Да, в нем достаточно мощи в сценах очередной погони, но в остальном он настолько вторичен, что хочется спросить у продюсеров - господа, а вы в курсе, что и у нас в стране есть вполне самобытные молодые композиторы, пишущие для кино, в конце концов, поддержали бы уж моду и пригласили известную группу, пусть бы заполнила звукоряд. А так получается, что все это мы словно уже где-то слышали, и не раз.
Все, с негативом покончено. Потому что в остальном картина вышла бодрой, энергичной, настоящим фантастическим боевиком, практически не несущим на себе следа малобюджетности. Актеры стараются, даже Меньшов, которого весьма подсократили при финальном монтаже, уже не так раздражает честную публику. А как хороши персонажи второго ряда: Тигренок и Медведь, Алиса (хоть и не рыжая), замечателен Игнат, великолепна ведьма. Спецэффекты смотрятся вполне современно, монтаж Тимура Бекмамбетова вообще можно поставить в качестве примера многим более опытным режиссерам. Стилистика картинки выверена до мелочей, действие динамичное, захватывающее. А что до вольностей с сюжетом и перечисленных выше слабых мест, ну, что ж, лиха беда начало.
Пожелаем проекту успешного проката, а также достойного продолжения, благо посетить просмотр и сказать на выходе, что зря потратил время и деньги, может разве что закоренелый сноб или классовый враг отечественной фантастики. Выходя из зала под бодрый рэпак, кто-то поморщится, кто-то пожмет плечами, но наличие в фильме вполне достойных внимания моментов отрицать нельзя.
До встречи в кино, хотел согласно традиции сказать я, но напоследок вас порадую одной байкой касательно того самого рэпака. Согласно легенде Сергею Лукьяненко позвонили киношники и попросили написать рэп, где бы в краткой юмористической форме пересказывался сюжет фильма. Лукьяненко никогда стихов не писал, а рэп не любит до сих пор, но в шутку согласился и в шутку же написал примерно такой текст: "Но Городецкий, хоть парень дурной, / Вдруг оказался тоже Иной! / Иной! Иной! Городецкий Иной! / Чего уж теперь грузиться женой? / Иной! Иной! Светлый Иной! / Такие Иные правят страной!" И отправил, чтобы уничтожить идею на корню. В ответ прислали "годится", на что писатель понял, что там сидят тоже люди с юмором, и счастливо успокоился, пусть другие пишут. И вот, пару дней назад Сергей узнал, что текст оставили тот самый. Правда, выправили строку про "такие правят страной", продюсеры с "Первого" этого бы не оценили, вообще же текст несколько другой, однако первоисточник при просмотре чувствуется сразу. Вот так вот. Любите кино.
27.06.2004
Примечаниее ЦентрАзии Сергей Лукьяненко и Тимур Бекмамбетов - экс-алматинцы.
|