КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 06.07.2004
23:14  За два дня до отставки умер президент Австрии Томас Клестиль
23:08  "Международная Амнистия" обеспокоена судьбой уйгур в Китае
16:08  Курманбек бьется с калмыками, актеры входят в транс... Театр "Сахна" представил спектакль мирового уровня
15:36  Кыргызстан будет использовать армянский опыт учета электроэнергии
10:51  Зов предков. Сергей Бодров-старший рассказывает о своем новом кинопроекте "Монгол" про юность Чингисхана
09:20  От горшка два стишка. Издано пособие по воспитанию по "Рухнаме" малолетних туркменистанцев
09:17  Р.Убайдуллаева/М.Бекмурадов - Что мешает узбекской женщине?

09:16  "Los Angeles Times" - Сорос платит за демократию в ЦентрАзии звонкой монетой. Новые планы
09:06  ИГНПУ - В Фергане судят 10-ть "заговорщиков" за распечатки с веб-сайтов и подброшенные патроны
08:55  М.Лаумулин - Американский ислам. Травмированная умма
08:44  В Чингисских горах (Казахстан) найдена статуя древне-тюркского правителя
08:11  Е.Пастухов - Точка отсчета. До этно-религиозного взрыва в Пакистане осталось 9,8,7...
08:09  Бухарская мафия приростает Африкой. Лев Леваев пустил алмазную фабрику в Намибии
08:04  Братья по крови. Американский штат Монтана берет шефство над страной Киргизией
07:54  Киргизия больше не даст Узбекистану вывозить разобранные на металлолом заводы
07:52  Нурани - На процессе Саддама пытаются разыграть "иранскую карту"
07:22  В.Панфилова - Акаев ловит иностранных шпионов и усиливает борьбу с оппозицией
07:14  Когда я увидел Назарбаева он был в саже и выпил полведра... Главе Казахстана - 64!
06:59  Арабы вырезают нос и уши... В ОАЭ растет экспорт проституток из Киргизии и Узбекистана
06:58  А.Акаев благословил киргизских альпинистов залезть на Эверест
06:29  Найденный в соросе. Американские фонды и гранты дружно двигают в президенты Украины Ющенко
06:15  А.Пулат - Моральная поддержка США неоценима для узбекских демократов (выступление в Конгрессе)
06:09  Н.Назарбаев - "Мне импонируют К.Ататюрк, де Голь, Ли Куан Ю" (интервью)
06:05  Какие хозяева... После саммита лошадей президентов СНГ в московском ипподроме началась эпидемия
05:48  Бухарская мафия несет потери. Михаила Черного лишают израильского паспорта
05:21  Влетел-вылетел. Пакистанский "Боинг" незаконно пытался посетить Россию
04:50  Признания генерала Карпински. Иракских пленных в "Абу-Грейб" допрашивают израильтяне
04:03  Индонезийцы потянулись к урнам. Президентом станет или генерал Юдоено или Сукарнопутри (дочь Сукарно)
03:03  Справка Синьхуа: Численность и расстановка иностранных сил в Ираке
01:54  CAFE не для питания. Наманган заговорит по английски
01:26  Манекенщицы, тарталетки и кобылы с вуалью... На саммите СНГ победила лошадь Дерипаски
00:40  Потомкам Чингисхана – бесплатный обед
00:25  Заход №2. Платформа "Деде Горгуд" опять попытается найти нефть в "Западном Азери" Каспия
00:02  Туркменистан опровергает: Эпидемиологическая обстановка на территории страны является благополучной
00:00  Илья Глазунов за два года на холсте в 150 кв.м нарисовал всю историю Китая
Понедельник, 05.07.2004
22:51  New-Васюки Кирсана Илюмжинова. Российский "король" тратит миллионы на Город шахмат
17:26  А.Абдусаматов: Сближению народов ЦентрАзии противодействуют мощные силы...
16:35  Глава МАГАТЭ попросит Израиль раскрыть ядерную программу
11:19  Российский "Газпром" не прочь прикупить газотранспортных сетей у Казахстана
10:09  Л.Саралаева - Кыргызстан: "Роман" с Западом заканчивается?
09:40  "НГ" - Н.Назарбаев показывал В.Путину на ипподроме какие-то фотографии. Украдкой...
08:39  Лев Герата Исмаил-хан восстал против Карзая. В Афгане опять бои
08:22  Тропой антиглобализма? Ислам Каримов оборвал цепь свободе слова
08:15  "ВН" - Жеребцы, президенты и первые леди. Ипподромный саммит СНГ
07:51  И.Масалиев (депутат Парламента) - Менталитет южан не допустит М.Акаеву в преемники...
07:46  Лангари Мохиен, посланник небес. Рыбки-целители таинственного таджикского мазара
07:41  "РосБалт" - Таджикская девочка как фетиш "русского фашизма"
07:17  Как рота спецназа "Каскад" разгромила гвардию Бен Ладена "Черный аист" (афганская история)
07:09  Внутренний переворот в Социалистической партии Таджикистана. М.Нарзиев против А.Гаффорова
07:07  Будни базы "Ганси". Кыргызстанских невест увозят только французские "миротворцы"
06:58  Ботагоз Сейдахметова - НАТО или не НАТО для ЦентрАзии?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
М.Лаумулин - Американский ислам. Травмированная умма
08:55 06.07.2004

Американский ислам
Америка создавалась в свое время религиозными фанатиками и христианскими фундаменталистами. Христианство в его различных формах и сектах в течение трех столетий господствовало на земле Великого Маниту. Но с 1960-х годов заговорили о феномене американского ислама. События 11 сентября и последовавшие антимусульманские погромы в США заставили специалистов внимательнее присмотреться к исламу с клеймом "сделано в США"

Мурат ЛАУМУЛИН,
Алматы

В свое время "КонтиненТ" много писал о соприкосновении ислама с европейской цивилизацией в странах Западной Европы, для которой ислам превращается в серьезную культурно-цивилизационную проблему. В США эта проблема стоит не так остро, но американский ислам стоит того, чтобы на него обратили внимание. В настоящее время ислам представляет собой наиболее динамично развивающуюся религию в Соединенных Штатах. В американских городах, по разным оценкам, около 1200–1300 мечетей, причем больше половины появились за последние 20 лет. Численность мусульман в США колеблется от 2 до 9 млн. чел., 70 проц. из них сконцентрированы в 10 штатах: Калифорния, Нью-Йорк, Иллинойс, Нью-Джерси, Индиана, Мичиган, Вирджиния, Техас, Огайо и Мэриленд. И еще один немаловажный фактор: до 30 проц. американских мусульман являются новообращенными в эту веру (среди американских мусульман 2 проц. – белые американцы).

Уже эти цифры должны заставить социологов, культурологов и политологов с крайней серьезностью отнестись к дальнейшим перспективам сосуществования двух различных цивилизаций, для которых американский "плавильный котел" может в один прекрасный момент стать слишком тесным.

В настоящее время, по очень условным данным, самой крупной мусульманской общиной в Америке являются выходцы из Южной и Центральной Азии и Ирана – 33 проц., за ними следуют так называемые "афро-американцы" – 30 проц. плюс 3 проц. – собственно африканцы, арабы – 25, выходцы из Юго-Восточной Азии – 2 проц.

В рядах колонизаторов

Существует экзотическая на первый взгляд теория, что североафриканские мусульмане установили контакт с Новым Светом еще в доколумбову эпоху. Историк Кофи Вангара утверждал, что император Мали Абубакари II направил две экспедиции в Америку уже в начале XIV столетия. Ливийский лидер Муамар Каддафи, известный своими неординарными взглядами, заявил в 1992 году, что название "Америка" происходит от имени арабского мореплавателя "Амир-ка". Несмотря на эти спекуляции, имена мусульман все же можно найти среди первых испанских экспедиций в Новый Свет. Мусульмане участвовали в них в качестве навигаторов, проводников и моряков в экспедициях конкистадоров. Первым мусульманином, чье имя сохранилось в анналах американской истории был некий Эстеванико, талантливый лингвист, оставивший документ-свидетельство о контактах европейцев с цивилизацией пуэбло.

Массовое создание мусульманской общины в Америке связано с участием африканских рабов; затем этот процесс дополнился уже в новое время иммиграцией из различных частей исламского мира. Около 10 проц. ввезенных на территорию первых штатов рабов были мусульмане. После войны за независимость относительная численность мусульман возросла до 15–20 проц., так как американские плантаторы стали отдавать предпочтение рабам из Сене-Гамбии, региона с большим мусульманским населением. Среди проданных в рабство нередко встречались образованные в богословии люди (улама) и исламские юристы (фукаха), оставившие после себя письменные свидетельства на английском и арабском языках о ранней истории появления мусульман в Америке. Однако ислам, принесенный африканскими рабами в Америку, не превратился здесь в религиозную традицию.

Импортированный ислам

Собственно говоря, в США не один, а два ислама. Первый представлен в классическом виде и был экспортирован, как и все другие конфессии, в Новый Свет эмигрантами – в данном случае преимущественно из стран Ближнего и Среднего Востока. Но есть и сугубо американское явление – так называемый "черный" ислам: обращение потомков чернокожих рабов к исламу как якобы к религии их предков.

Лицо современного ислама в США определяется представителями мусульманской эмиграции, которые принадлежат более чем к 60 национальностям. Первая волна мусульманской эмиграции пришлась на 1860 год из Сирии и Ливана и продолжалась до начала Первой мировой войны. В середине 1920-х началась вторая волна мусульманской эмиграции из Старого Света, вызванная распадом Турецкой империи и затухшая к 1939 году. В 1924 году в США был даже принят новый иммиграционный закон, который поставил заслон на пути неевропейской, в том числе мусульманской иммиграции.

Третья волна имела место с начала 1950-х до середины 1960-х годов. В ней доминировали беженцы из конфликтных регионов мусульманского мира (Индия и Пакистан), идеологические эмигранты (из СССР, Югославии и Албании) и представители элитных слоев мусульманского общества, ориентированные на Запад. В начале 1970-х началась последняя волна, продолжающаяся до настоящего времени. Характерной чертой последней волны является преобладание эмигрантов из Азии и Черной Африки, в то время как для предыдущих было характерно преобладание мусульман из Восточной Европы и Ближнего Востока. Более 30 проц. американских мусульман концентрируются в Калифорнии (преимущественно иранцы), Нью-Йорке (преимущественно восточноевропейцы) и Иллинойсе (арабы наряду с черными мусульманами и восточноевропейцами).

До исламской революции в Иране сунниты и шииты в Северной Америке сосуществовали и сотрудничали в рамках одних и тех же организаций. После 1979 года начали создаваться исламские организации шиитского толка. С начала 1980-х ряд исламских организаций в США начинают координировать свои усилия, с тем чтобы оказывать влияние на принятие внешнеполитических решений правительством и конгрессом. Их основной целью является изменение произраильского акцента во внешней политике США. Такие группы прекрасно финансируются из Саудовской Аравии. Они враждуют с группировками, близкими к Хамасу и ООП.

Как отмечают американские социологи, в культурно-социальном плане исламские общины в США практически не интегрируются в американское общество и не собираются оправдывать своим существованием теорию "плавильного котла".

"Черное, значит прекрасное"

Возрождение ислама среди чернокожего населения в ХХ веке является следствием борьбы за гражданские права и поиска самоидентичности. Ключевую роль в этом сыграло убеждение в том, что ислам является африканской религией, и следовательно, частью культурного наследия афро-американцев. В 1960-е годы получил развитие процесс конвертации многих известных представителей черной элиты в ислам (наиболее известный случай ренегатства – превращение боксера Кассиуса Клея в Мухаммеда Али).

Культовой фигурой среди черных мусульман стала личность Билала ибн Рабаха, черного абиссинца, приближенного Абу Бакром и ставшего близким товарищем пророка Мухаммеда. Билал был и первым в истории ислама муэдзином. Таким образом, Билал стал символом бывшего черного раба, призывающего верующих пять раз в день к намазу и ведущего человечество к Богу.

Ядром идеологии черного ислама, который впитал в себя мистические элементы христианства, иудаизма и собственно ислама, является идея о том, что африканцы являются избранным народом. Эта концепция носила явный расовый характер и была призвана компенсировать исторический комплекс потомков черных рабов. Первая попытка провозгласить черный национализм в исламском духе имела место в 1913 году путем создания организации "Мавританский научный храм".

Другой крупнейшей и вошедшей в историю организацией была "Нация ислама", известная больше как "Черные мусульмане". Она была основана в 1930-е годы во время Великой депрессии выходцами с юга, переселившимися в гетто северных промышленных городов. До 1975 года ее возглавлял "Последний посланник Бога" Элиджах Мухаммад, затем его сын, а в настоящее время интересы североамериканских мусульман представляет в "Нации ислама" Луис Фаррахан, которому удалось организовать величайшую демонстрацию в истории США – "Марш миллиона мужчин" на Вашингтон в 1995 году. "Нация ислама" имеет мечети в каждом штате и за границей – в Канаде, Карибских государствах, Англии, Франции, Гане, Нигерии и ЮАР. Их еженедельник имеет сегодня тираж в полмиллиона экземпляров, а лидера черных мусульман можно увидеть на 100 телевизионных каналах по всей территории США.

Учение, которое распространяет Фаррахан, базируется на концепции борьбы добра и зла. Божественное начало олицетворяется чернокожим человеком, а зло – колониализмом, расизмом, рабством, нищетой, словом, всем тем, что пережили в своей нелегкой истории американские негры. Концепция "чернокожее есть божественное", провозглашенная черными мусульманами, является на психологическом уровне экстремальной формой перверсии так называемого "позитивного мышления" американцев, одним из стереотипов которого было представление о черных как о низшем слое общества. Однако идеология черных мусульман самым парадоксальным образом направлена не на равноправие рас и десегрегацию, а, наоборот, утверждает превосходство черной расы и провозглашает черных отдельной нацией. Они требуют компенсации за перенесенные во времена рабства страдания, средств на создание собственного государства, имеют свой флаг (красный с белыми звездой и полумесяцем) и гимн, а также прообраз будущего теократического правительства, заседающего в "Блэк Хаусе" в Чикаго.

В организационном плане оно смоделировано по образцу настоящего правительства с департаментами финансов, образования, здравоохранения, обороны, юстиции, иностранных дел и т. д. Члены организации подчиняются строгой дисциплине и иерархии, соблюдают различные запреты, связанные в первую очередь с неупотреблением алкоголя, и усердно работают на благо организации. Во времена Э. Мухаммада "Нация ислама" превратилась в самую мощную экономическую силу в черной Америке. Ей принадлежали десятки тысяч ферм, современные транспортные средства, сети ресторанов, магазинов и банков. После смерти основателя и в силу решения суда эта экономическая империя была частично приватизирована, но в последнее время она вновь медленно восстанавливается.

В эпоху рейганомики прервался процесс выравнивания уровня жизни белого и черного населения США, получивший импульс в 1960–70-е годы. В 1980–90-е экономический, социальный и политический разрыв между белыми и черными американцами вновь увеличился. Преступность среди афро-американцев поднялась на самый высокий в ее истории уровень. "Нация ислама", возглавляемая Фарраханом, не стоит в стороне от этого процесса и пытается привлечь внимание правительства и общественности к этим тревожным тенденциям.

Помимо "Нации ислама" существуют другие организации черных мусульман. Наиболее крупными из которых является "Вновь обретенная нация ислама", возглавляемая Силисом Экс Мухаммадом, и "Сообщество Ансаару Аллах", во главе которого стоял имам Иса.

"Черный ислам" – это чисто американский феномен, который в искаженной, зачастую гротескной форме пытается вывернуть традиционные американские ценности наизнанку и создать американскую мечту наоборот: в этом мире черное становится белым, хорошее – плохим и т. д., но в идеологии черных мусульман вплоть до деталей сохраняется (правда, в перевернутом виде) американская иерархия ценностей и представлений с его культом превосходства, божественной миссии и успеха любой ценой.

Какое будущее ждет американских мусульман? События 11 сентября и то, что за этим последовало в общественном мнении США, стало тяжелой травмой для американской исламской общины. Но многие эксперты считают, что их будущее не такое уж и плохое. Мусульмане очень успешно занимаются банковским бизнесом, удачно обходя при этом ограничения на ростовщичество, содержащиеся в Коране. Вот последний факт: американские мусульмане имеют доход на душу населения от 35 до 45 тысяч долларов при том, что среднегодовой уровень доходов по всей стране колеблется от 24 до 27 тыс. долл. Похоже, что ислам начинает гармонично вписываться в американское общество с его культом доллара.

№12 (124) 23 июня - 6 июля 2004

Источник - КонтиненТ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1089089700


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх