Голливуд снял очередной "киношедевр" "Троя". Спартанцы в казахских юртах - это сильно 07:56 07.07.2004
Фильм "Троя" и его создатели (Казахские юрты. Стан древней Трои)
Буркутбай АЯГАН, профессор истории, консультант фильма "Кочевники".
В кинотеатрах Казахстана с большим успехом прошел фильм "Троя". Фильм красочный, в нем играет прекрасный актерский ансамбль - это и Брэд Питт (Ахилл), и Дженифер Энистон, и Шон Бил (Одиссей), Орландо Блум (Парис), Брайан Кокс (Агамемнон) и Брендан Глисон (Менелай). В целом фильм очень зрелищный и кассовый, здесь ничего не скажешь. Впечатляет и бюджет кинофильма - 178 миллионов долларов США, который вложила в проект студия Warner Brothers.
Но мне, как исследователю, историку и к тому же консультанту казахско-американского фильма "Кочевники", хотелось поделиться рядом своих размышлений.
Излишне, думаю, повторять, какую важную роль в становлении человеческой цивилизации сыграли произведения великого певца Древней Греции Гомера - "Одиссея" и "Илиада". Но тема падения города Трои перед ахейцами нашла отражение и в таких произведениях, как "Киприй"; существует целый троянский цикл, даже через несколько столетий греки, жившие в Малой Азии, рассказывали о Троянской войне очень подробно. Раскопки, которые провели историки и археологи Г. Шлиман и К. Блеген, доказывают также, что в описываемый период действительно город, расположенный в местечке Гиссарлык (современная Турция) и локализуемый как древняя Троя, подвергся разрушениям и пожарам. И в целом осада Трои длилась около 10 лет! В то же время ряд исследователей считает, что Троянской войны не было вовсе.
Но так как сценарий фильма был построен на основе "Одиссеи" и "Илиады", чего вовсе не скрывают авторы фильма, то наш анализ касается работы современных постановщиков фильма.
Первое замечание относится к общей фабуле фильма. У Гомера и его соавторов весь сюжет пронизан идеей ненужности и пагубности войны. Об этом твердят отцы, матери, жены, сестры участников войны. Вот как причитает бывшая подруга Елены Пенелопа - жена Одиссея: "... когда родился наш Телемак, ты поклялся мне оставить свои скитания и не ездить в далекие земли. Что тебе за дело до Елены? ...Ты не пойдешь на эту войну, не оставишь нас одних, беззащитных и беспомощных!". Даже бессмертного Ахилла отговаривает от войны богиня-мать Фетида.
Лейтмотив гуманности и неприятия бессмысленных войн авторами фильма упущен взамен, как мне думается, коммерческому интересу. Более того, порой теряется сама фабула фильма, происходит как бы нагромождение кадра на кадр.
Самая странная вещь заключается в том, что Елена оказывается мифическим призраком. "Отец истории" Геродот пишет, что Елена вместе с Парисом оказалась в Египте, поэтому цари Трои не могли ее вернуть ахейцам. И только разграбив Трою, победители поняли, что гонялись за призраком. И сам Геродот заключает: "Все это, по-моему, было заранее уготовано божеством, чтобы их гибель показала людям, что за великими преступлениями следуют и великие кары богов".
Смущает также и другой факт. Ахилл после разрушения храма берет в наложницы дочь Приама, но у Гомера такого эпизода нет вообще. Ахиллу достается дочь жреца Хриза - Хризеида, поэтому сцены встреч Приама со своей дочерью в палатках Ахилла - чистый вымысел современных создателей.
В "Одиссее" Парис, укравший Елену, очень мужественный воин, он не убегал с поля битв, почему же надо было режиссеру делать из него труса? А всех участников Троянской войны пережил Менелай - первый муж Елены, брат Агамемнона. Но в фильме он почему-то погибает от рук Гектора. Менелай, как отмечают в древних письменах, жил долго и прославил себя как благородный человек.
Мне думается, что авторы фильма зря опустили очень интересный момент, касающийся споров о судьбе троянского коня. Например, когда ахейцы оставили деревянного коня, троянцы сразу не решились втащить это огромное сооружение в центр города. Жрец Посейдона Лаокоон призывал сжечь его, потому что в нем таится опасность для Трои. Но троянцев погубила жадность. А выползшие две огромные змеи оплели своими телами и задушили Лаокоона и его двух сыновей.
Под стенами Трои находит свою смерть Ахилл. Мрачно отвечает он на призыв покинуть Трою:
Что же ты пророчишь мне смерть?
Не твоя то забота!
Слишком я знаю и сам, что судьбой
Суждено мне погибнуть
Здесь, далеко от отца и от матери!..
В эпосах Гомера в завоевании Трои участвует и сын Ахилла - Неоптолем. Юный Неоптолем, опьяненный битвой, убивает старца Приама, но тот успевает предречь сыну Ахилла: "Кто не сжалился над старостью, тот сам умрет, не дожив до старости!"
Мы возвращаемся к мысли, которую высказали ранее: основная идея гомеровских произведений однозначна - любая война, под какими бы благовидными лозунгами она ни проводилась, гибельна и трагична.
К сожалению, эта идея не прозвучала в фильме, режиссер увлекся внешней стороной событий.
Следующий недостаток касается декораций, использованных во время съемок. В частности, оружие, которым пользуются герои фильма, уж слишком современно! Не забудем, война за Трою происходила в период перехода от бронзы к железу, когда оружие, украшения выглядели, как мне думается, по-другому.
И самое главное, откуда появились юрты народов Центральной Азии у спартанцев? Кстати, в тот период не было названия ни самой Греции, ни Эллады, все это появилось гораздо позже. У Гомера упоминаются палаты. А процесс изготовления остова, кошмы, всей юрты в Европу мог быть привнесен в лучшем случае в III - V веках нашей эры. Кстати, юрты в фильме, как родные, были легко узнаны алматинцами и нередко вызывали смех у зрителей.
№127 (15534) от 6 июля 2004
|