Транснефть лоббирует в турецком правительстве идею строительства нефтепровода в обход Босфора 00:45 10.07.2004
Транснефть придет в Ибрикбаба
28 мая 2004 года совет директоров АК "Транснефть" одобрил участие компании в разработке проекта нефтепровода в обход проливов Босфор и Дарданеллы по маршруту Кыйикей–Ибрикбаба. Реализация проекта предусматривает строительство нового нефтепровода диаметром 1220 мм и протяженностью 193 км, одной головной и одной промежуточной нефтеперекачивающих станций, терминалов в Кыйикее и Ибрикбабе с нефтеналивными станциями, коммерческими узлами учета, резервуарными парками, причалами. Строительство всех объектов займет два года. После выхода на проектную мощность предполагаемый объем перекачиваемой нефти составит 60 млн тонн в год.
Дмитрий Коптев
Транснефть нашла партнера, который лоббирует в турецком правительстве идею строительства нефтепровода в обход Босфора по российскому проекту. По этой трубе нефть, в том числе казахскую, можно будет гнать в Ибрикбаба на побережье Эгейского моря, а оттуда танкерами в США.
Министерство экономики Турции изучает проект строительства нефтепровода в обход Босфорского пролива, подготовленный турецкими предпринимателями совместно с российской компанией "Транснефть". По плану, нефтепровод должен соединить черноморский порт Кыйикей с глубоководным портом Ибрикбаба на побережье Эгейского моря.
Это позволит нефти, экспортируемой через черноморские порты, обойти проливы Босфор и Дарданеллы по суше, что существенно сократит время в пути и расходы на транспортировку.
Представлять идею турецким властям вызвался президент компании Caspian Trans Co. Окан Тапан, с которой "Транснефть" подписала протокол о сотрудничестве. Зарегистрированная в Великобритании Caspian Trans Co. специализируется на перевозках нефти из Азербайджана, Казахстана и Туркмении через грузинский порт Батуми на Черном море. И так же, как и остальные перевозчики, страдает от перегруженности турецких проливов. Поэтому интерес, который господин Тапан проявил к российскому проекту обхода Босфора, вполне объясним.
Со своей стороны, "Транснефть" сильно нуждалась в авторитетном партнере, который сумел бы убедить турецкие власти, что строительство нефтепровода по новому маршруту не нанесет ущерба проекту Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД).
Нефтепровод БТД мощностью 50 млн тонн в год, который должен быть введен в строй в начале следующего года, специально проектировался для транспортировки большой каспийской нефти в обход проливов Босфор и Дарданеллы. И хотя решение о его постройке было скорее политическим, чем экономическим, и участники проекта, и турецкие власти вряд ли заинтересованы в появлении конкурентного маршрута.
Тем не менее миссия Тапана, судя по всему, увенчалась успехом. "Мы получили благословение премьер-министра Реджепа Эрдогана, – заявил турецкий предприниматель газете Financial Times. – Как бывший мэр Стамбула, он понимает лучше, чем кто-либо другой, что значило бы это для безопасности города".
Имеется в виду угроза, которую представляет бесконечный поток танкеров, идущих через Босфор, на берегу которого расположен Стамбул.
Возможно, позицию турецкой стороны смягчили вести об успешном освоении нефтяных месторождений на территории Казахстана. Уже в следующем году казахстанские нефтяники планируют отгрузить на экспорт более 30 млн тонн. Это, вместе в обещаниями и дальше наращивать объем добываемой нефти, позволяет участникам проекта БТД надеяться на заполнение трубы этими объемами.
"Не исключено, что Россией в процессе переговоров были предоставлены определенные гарантии заполнения коммерческой нефтью обеих труб – Кыйикей–Ибрикбаба и БТД, – считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
Если его предположение правильно, это означает революционное изменение позиции России в вопросе БТД. До самого последнего времени наша страна категорически отрицала любую возможность транспортировки российской нефти по системе БТД. С другой стороны, считает Игорь Николаев, налицо и явное изменение отношения Турции к сотрудничеству с Россией в области транспорта нефти. Нам уже не предлагают присоединиться к существующим проектам на условиях принимающей стороны, а рассматривают как равного партнера, мирового поставщика нефти, с которым выгоднее сотрудничать, чем вступать в конфронтацию.
Судя по словам Окана Тапана, в основном нефть с терминалов Ибрикбабы планируется экспортировать на вечно голодный американский рынок. До сих пор это естественное желание сдерживалось невозможностью захода океанских танкеров в проливы. Возможности же порта на Эгейском море позволяют обслуживать большегрузные суда. По расчетам турецкого предпринимателя, после строительства нефтепровода Кыйикей–Ибрикбаба время доступа нефти из черноморских портов в американский Хьюстон сократится на 11 дней, а стоимость перевозки тонны сырья снизится на $7.
Правда, до начала реализации проекта предстоит решить еще много вопросов – например, выяснить, во сколько обойдется строительство. По подсчетам турецких бизнесменов, труба из Кыйикея в Ибрикбабу должна стоить $443 млн. В "Транснефти" называют сумму в $900 млн.
От комментария по поводу такого расхождения, как и по всем другим вопросам, в российской компании отказались. 05 июля 2004
|